Каменные сокровища Омска: 110 лет фешенебельной гостиницы «Россия» - «Новости Омска» » «Новости Дня»

✔ Каменные сокровища Омска: 110 лет фешенебельной гостиницы «Россия» - «Новости Омска»





Единый архитектурный комплекс со сложной симметрией проектировал архитектор Илиодор Хворинов по заказу двух омских купцов

НГС.ОМСК запускает серию материалов о каменных сокровищах города. История привычных зданий, мимо которых многие из нас проезжают каждый день, очень увлекательна. Первым «героем» рубрики стал столетний архитектурный комплекс на углу улиц Партизанской и Ленина. Сейчас омичи приходят в эти здания, чтобы послушать орган, поесть пиццу или купить новую одежду, а наши предшественники смотрели здесь немое кино и отдыхали в фешенебельных апартаментах. Подробности — в материале НГС.ОМСК.
Фешенебельные номера с собственной ванной
История одного из красивейших зданий города 1905–1907 годов постройки началась с гостиницы «Россия». Здание имеет три фасада с видом на улицу Ленина, Юбилейный мост и улицу Партизанскую, а также два адреса — улица Ленина, 18 и Партизанская, 2. Именно по ним здание числится в реестре объектов культурного наследия. При этом есть ещё один адрес — Партизанская, 4. Внешне кажется, что это продолжение здания гостиницы, но в действительности — пристройка, сделанная десятью годами позже. Здания соединены переходами и построены вплотную в одном стиле, поэтому считаются единым архитектурным ансамблем. 



Богато украшенный фасад по ул. Партизанской




Центральный фасад «скрадывает» большую часть объёма всего квартала




Белоснежный фасад по ул. Ленина. На самом деле стены выкрашены в охровый цвет, как и весь ансамбль

По информации областного Союза архитекторов, его относят к поздней эклектике с элементами неорусского стиля. Входы (за исключением тех, что ведут с Любинского проспекта) оформлены парными колоннами, они держат балконы с ограждениями в виде балясин, фигурных столбиков. Над ними — башенки на уровне кровли с круглыми окнами — люкарнами. Фасад, выходящий на Ленина, немного отличается. Там та же лепнина в виде раковин и гирлянд, балконы с балясинами на втором уровне, но на третьем — кованые решётки, а венчают фасад три аттика (декоративные стенки) с вытянутыми крыльями.



Фото предоставлено Историческим архивом Омской области




Современный вид ансамбля

Построить гостиницу задумал купец Георгий Терехов, проектированием занимался архитектор Илиодор Хворинов, ранее построивший здание драмтеатра. На тот момент местная дума продавала земли в центре города, и на них всегда находились желающие, понимая перспективы вложений. Сначала застройка шла возле Любиной рощи на восточной части Любинского проспекта. При этом правая сторона проспекта долго пустовала. К застройке западной стороны, где роща сохранялась практически до начала XX века, приступили как раз в конце XIX – начале XX века.
Как рассказала старший научный сотрудник Историко-краеведческого музея Ольга Дьякова, в то время в Омске были гостиницы, но небольшие, чаще одноэтажные, их называли коммерческими номерами. Первой крупной гостиницей была «Европа» (сейчас — по улице Ленина, 22), построенная в 1880-х годах, а «Россия» стала второй. Она была больше по размеру и считалась более фешенебельной. Гостиничные апартаменты занимали второй и третий этажи, в каждом номере было электрическое освещение и ванная комната. При этом историк упомянула любопытную версию: «Однажды проводили экскурсию сотрудникам ФСБ, и они сказали, что там были публичные дома. Но это не официальные сведения, в архивах подтверждения этому нет, а вообще коммерческие номера сдавали внаём».



Реконструированная площадь перед гостиницей

Модный «Кристалл-Палас»
После двух пожаров Терехову пришлось в 1913 году продать здание Григорию Грязнову, сделавшему солидный капитал на торговле скотом и мясом, скупая его у крестьян и перепродавая. Он ещё богаче обставил гостиницу, украсил лепниной, и по его заказу Хворинов в 1916–1917 годах сделал пристройку по Санниковскому проспекту (сейчас улица Партизанская, 4) в том же стиле, но на один этаж выше. Там расположился роскошный кинотеатр с модным названием в иностранной манере «Кристалл-Палас», но построенный по типу театра — с партером, бельэтажем и балконами. 



«Кристалл-Палас» стал архитектурным продолжением гостиницы. Граница зданий проходит там, где появляется четвёртый этаж




Зрительный зал филармонии и бывших кинотеатров «Кристалл-Палас» и «Художественный». До реконструкции здесь попадались места, на которых ничего не было слышно. Это не считалось проблемой, пока кино было немым




Перевезённый из Казачьего собора орган

Как рассказали в областном Союзе архитекторов, премьерный показ немого фильма «Ночь мести» состоялся в декабре 1916 года. В газетах кинотеатр рекламировали как самый современный и безопасный, что не могло не привлечь, учитывая число пожаров. В 1932 году здесь показали первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь», но кинотеатр уже назывался «Художественным». Он стал известен среди актёров, приезжавших в Омск в 1960–1980-е и размещавшихся в соседней гостинице. Но в 1990-е заведение закрылось.
«Изначально "Кристал-Палас", по сути, был варьете. В советское время там открыли кинотеатр "Художественный", а с конца 1990-х туда переехал органный зал филармонии. Это было вызвано необходимостью перенести органный зал из Казачьего собора, когда его отдали епархии и службы стали проводить чередуя с концертами. Несмотря на много разных назначений здания, в фойе филармонии сохранились лепные маски, которые делались с жены купца Грязнова, и стоит скульптура девушки в камышах — это память о дочери Грязнова, которая утонула в молодом возрасте», — поделилась историк.



Главное фойе




Скульптура девушки, заказанная Грязновым в память о погибшей дочери




Маскарон в виде женского лица, прообразом стала жена Грязнова

«Октябрь» на месте «России»
К 1917 году гостиница заслужила статус самой крупной и респектабельной. Но, как и многие знаковые объекты, после Октябрьской революции была национализирована и переименована. Правда, новое название — «Октябрь» — она получила уже после войны, в 1949 году. 

«В годы Гражданской войны в гостинице останавливались офицеры Колчака высокого ранга, представители иностранных миссий, французской, английской, японской, чешской, а также американцы. В войну приезжих было много, жилья в Омске не хватало, поэтому занимали лучшие гостиницы — и "Россию", и "Европу". Также в "России" останавливался чешский писатель Ярослав Гашек (об этом свидетельствует  мемориальная доска на главном фасаде гостиницы. — НГС.ОМСК)[/i], русский поэт Константин Бальмонт», — рассказала Ольга Дьякова. 



В 1980-х на крыше здания виднелась крупная надпись «Гостиница Октябрь». Фото Владимира Кудринского




В 1920-е годы в Омске с военной миссией находились иностранные союзники белого движения, в том числе британский Миддлсекский полк во главе с подполковником Джоном Уортом. Периодически они маршировали по городу на парады, показательные выступления и другие мероприятия. Фото из архивов Центра изучения истории Гражданской войны

С приходом советской власти количество номеров выросло до 70, за счёт деления больших апартаментов на 2-3 номера поменьше. Ниже, на первом этаже ансамбля, располагались парикмахерские, магазины, в том числе известного «Церабкоопа» — центрального рабочего кооператива, который занимал практически весь Любинский проспект. 
«Первые этажи комплекса были предназначены под торговые точки, а выше — под развлечения и гостиницу. Там был большой кондитерский магазин, который так и назывался. Цены были одинаковые везде независимо от центра города или окраины. Но он был самый известный в Омске, туда привозили разные сладости. Это был единственный магазин, где стояла помолочная машина для кофе. Можно было прийти и бесплатно воспользоваться, запах кофе всегда стоял», — отметила сотрудница музея. 



В разное время в здании размещались Дворец труда, Дом учителя, ТЮЗ и, конечно, магазины. Фото из архивов Историко-краеведческого музея




Сейчас Любинский проспект по-прежнему привлекателен для коммерсантов

Замена битого стекла 
На рубеже веков провели давно необходимый ремонт комплекса. За работу взялся «Омскгражданпроект», запланировав реконструкцию помещений, включая и ранее особо не использовавшееся подземное пространство, реставрацию отделки и декора. «Огромную ценность для Омска представляют интерьеры кинотеатра, так как его фойе — это единственный зал в городе, оформленный в стиле модерн», — говорилось в проекте. 
«В "Художественном" (на тот момент в нём уже размещалась филармония. — НГС.ОМСК)[/i] была очень плохая акустика. Были места, где вообще ничего не слышно. Там было много переделано. Убраны старые стены, открыты балконные галереи вокруг. Для акустики зрительного зала под сценой специально заменили битое стекло, которое, как правило, укладывали в старых зданиях, на пеностекло. Материал хороший, и акустика получилась. Во внутренней отделке много было восстановлено, а внешне, фасады, сохранились более или менее», — рассказала подробности реконструкции архитектор Татьяна Малиновская.



Здесь проходит граница зданий № 2 и 4 (слева и справа соответственно) по улице Партизанской со стороны внутреннего двора. Здания стоят вплотную и соединены проходами




Вид на внутренний угол строения, имеющего адреса Ленина, 18 и Партизанская, 2. Также на фото заметна встроенная в стену кирпичная дымовая труба




Вид на противоположную сторону — здание по адресу Ленина, 16. По проекту реконструкции «Омскгражданпроекта», здесь должны были появиться апартаменты маэстро с душевыми и технологический коридор между зданиями зрительного зала и артистическими

Она уточнила, что реставрация шла с трудом из-за неровного финансирования и выполнить удалось не всё, тем не менее поменяли оконные блоки, входную часть поставили новую, сохранив общий стиль, восстановили декор, а на кровле привели в порядок окна. «Дворовые фасады никак не были декорированы, поэтому там работ не проводилось почти. Двор (вокруг строения по адресу Ленина, 14 и 16. — НГС.ОМСК)[/i] благоустроили, там должны были быть помещения для персонала с гримёрками, с цехами, но их до ума не довели», — добавила Татьяна Малиновская. 
Возрождение гостиницы
К 2010 году у зданий поменялись собственники. Здание по улице Партизанской, 4 сейчас полностью принадлежит филармонии и соответственно областному правительству, а бывшая гостиница имеет разных владельцев, выкупивших площади у городской администрации. «Гостиница была в очень плачевном состоянии, были затраты большие», — пояснили в департаменте имущественных отношений мэрии.



Представительский холл филармонии в здании по улице Партизанская, 2




Съёмки «Ёлок» в 2014 году

Так, частично второй этаж здания по улице Партизанской, 2 тоже заняла филармония. Там располагаются служебные помещения и представительский холл, который в 2014 году стал местом съёмок финальной сцены фильма «Ёлки 1914». На первых этажах со входами с левого и правого фасадов (Партизанская, 2, Ленина,18) работают пиццерия, брендовые магазины одежды и обуви. Помещения со входом с центрального фасада пока пустуют. Эту часть здания вместе со вторым и третьим этажами крыла на Ленина и отчасти на Партизанской выкупила за 46 млн рублей компания «Юлис», чтобы возродить гостиницу. 
По словам Николая Веренича, который на тот момент руководил компанией, долго шло проектирование и согласование, к строительным работам приступили только в 2012 году. По плану, в гостинице будет 57 номеров на втором и третьем этажах и ресепшн на первом. Всё в старинном стиле здания. Изначально сдать объект хотели в конце 2015 года, затем — в мае 2016 года. На этот год сроки сдачи в компании не загадывают, сейчас в здании продолжается ремонт. «Собственник в своё время проводил реставрационные работы, в 2015–2016 годах, претензий не было. У него была проектная документация, разрешение на производство работ», — прокомментировали в управлении по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия регионального минкульта.



В здании гостиницы продолжаются строительные работы




В апреле 2016 года неизвестные написали на крыше «JVCR». На русской раскладке клавиатуры это означает «ОМСК». Позже надпись закрасили




Постамент об историческом месте ворот, ведущих в Любину рощу, установленный «ИдеалСтроем» во время реконструкции улицы Ленина

Из последних обновлений — свежевыкрашенные фасады, а перед центральной частью ансамбля — уложенная плиткой площадь. В 2016 году петербургская компания «ИдеалСтрой» за 2 млрд рублей провела масштабную реконструкцию верхней части улицы Ленина, включая выходящие на неё фасады и пешеходную зону. Так на площади появился постамент «Историческое место ворот Любиной рощи».
Уважаемые читатели! Если вас заинт[/i][/b]ересовало како[/i][/b]е-либо каменное[/b][/i] здание, у которого наверняка есть своя история и вы бы хотели её узнать, пишите нам на почту news55@ngs.ru, в Viber и WhatsApp (8-913-670-33-77) с пометкой «Каменные сокровища Омска».[/i][/b]

Единый архитектурный комплекс со сложной симметрией проектировал архитектор Илиодор Хворинов по заказу двух омских купцов НГС.ОМСК запускает серию материалов о каменных сокровищах города. История привычных зданий, мимо которых многие из нас проезжают каждый день, очень увлекательна. Первым «героем» рубрики стал столетний архитектурный комплекс на углу улиц Партизанской и Ленина. Сейчас омичи приходят в эти здания, чтобы послушать орган, поесть пиццу или купить новую одежду, а наши предшественники смотрели здесь немое кино и отдыхали в фешенебельных апартаментах. Подробности — в материале НГС.ОМСК. Фешенебельные номера с собственной ванной История одного из красивейших зданий города 1905–1907 годов постройки началась с гостиницы «Россия». Здание имеет три фасада с видом на улицу Ленина, Юбилейный мост и улицу Партизанскую, а также два адреса — улица Ленина, 18 и Партизанская, 2. Именно по ним здание числится в реестре объектов культурного наследия. При этом есть ещё один адрес — Партизанская, 4. Внешне кажется, что это продолжение здания гостиницы, но в действительности — пристройка, сделанная десятью годами позже. Здания соединены переходами и построены вплотную в одном стиле, поэтому считаются единым архитектурным ансамблем. Богато украшенный фасад по ул. Партизанской Центральный фасад «скрадывает» большую часть объёма всего квартала Белоснежный фасад по ул. Ленина. На самом деле стены выкрашены в охровый цвет, как и весь ансамбль По информации областного Союза архитекторов, его относят к поздней эклектике с элементами неорусского стиля. Входы (за исключением тех, что ведут с Любинского проспекта) оформлены парными колоннами, они держат балконы с ограждениями в виде балясин, фигурных столбиков. Над ними — башенки на уровне кровли с круглыми окнами — люкарнами. Фасад, выходящий на Ленина, немного отличается. Там та же лепнина в виде раковин и гирлянд, балконы с балясинами на втором уровне, но на третьем — кованые решётки, а венчают фасад три аттика (декоративные стенки) с вытянутыми крыльями. Фото предоставлено Историческим архивом Омской области Современный вид ансамбля Построить гостиницу задумал купец Георгий Терехов, проектированием занимался архитектор Илиодор Хворинов, ранее построивший здание драмтеатра. На тот момент местная дума продавала земли в центре города, и на них всегда находились желающие, понимая перспективы вложений. Сначала застройка шла возле Любиной рощи на восточной части Любинского проспекта. При этом правая сторона проспекта долго пустовала. К застройке западной стороны, где роща сохранялась практически до начала XX века, приступили как раз в конце XIX – начале XX века. Как рассказала старший научный сотрудник Историко-краеведческого музея Ольга Дьякова, в то время в Омске были гостиницы, но небольшие, чаще одноэтажные, их называли коммерческими номерами. Первой крупной гостиницей была «Европа» (сейчас — по улице Ленина, 22), построенная в 1880-х годах, а «Россия» стала второй. Она была больше по размеру и считалась более фешенебельной. Гостиничные апартаменты занимали второй и третий этажи, в каждом номере было электрическое освещение и ванная комната. При этом историк упомянула любопытную версию: «Однажды проводили экскурсию сотрудникам ФСБ, и они сказали, что там были публичные дома. Но это не официальные сведения, в архивах подтверждения этому нет, а вообще коммерческие номера сдавали внаём». Реконструированная площадь перед гостиницей Модный «Кристалл-Палас» После двух пожаров Терехову пришлось в 1913 году продать здание Григорию Грязнову, сделавшему солидный капитал на торговле скотом и мясом, скупая его у крестьян и перепродавая. Он ещё богаче обставил гостиницу, украсил лепниной, и по его заказу Хворинов в 1916–1917 годах сделал пристройку по Санниковскому проспекту (сейчас улица Партизанская, 4) в том же стиле, но на один этаж выше. Там расположился роскошный кинотеатр с модным названием в иностранной манере «Кристалл-Палас», но построенный по типу театра — с партером, бельэтажем и балконами. «Кристалл-Палас» стал архитектурным продолжением гостиницы. Граница зданий проходит там, где появляется четвёртый этаж Зрительный зал филармонии и бывших кинотеатров «Кристалл-Палас» и «Художественный». До реконструкции здесь попадались места, на которых ничего не было слышно. Это не считалось проблемой, пока кино было немым Перевезённый из Казачьего собора орган Как рассказали в областном Союзе архитекторов, премьерный показ немого фильма «Ночь мести» состоялся в декабре 1916 года. В газетах кинотеатр рекламировали как самый современный и безопасный, что не могло не привлечь, учитывая число пожаров. В 1932 году здесь показали первый звуковой фильм «Путёвка в жизнь», но кинотеатр уже назывался «Художественным». Он стал известен среди актёров, приезжавших в Омск в 1960–1980-е и размещавшихся в соседней гостинице. Но в 1990-е заведение закрылось. «Изначально "Кристал-Палас", по сути, был варьете. В советское время там открыли кинотеатр "Художественный", а с конца 1990-х туда переехал органный зал филармонии. Это было вызвано необходимостью перенести органный зал из Казачьего собора, когда его отдали епархии и службы стали проводить чередуя с концертами. Несмотря на много разных назначений здания, в фойе филармонии сохранились лепные маски, которые делались с жены купца Грязнова, и стоит скульптура девушки в камышах — это память о дочери Грязнова, которая утонула в молодом возрасте», — поделилась историк. Главное фойе Скульптура девушки, заказанная Грязновым в память о погибшей дочери Маскарон в виде женского лица, прообразом стала жена Грязнова «Октябрь» на месте «России» К 1917 году гостиница заслужила статус самой крупной и респектабельной. Но, как и многие знаковые объекты, после Октябрьской революции была национализирована и переименована. Правда, новое название — «Октябрь» — она получила уже после войны, в 1949 году. «В годы Гражданской войны в гостинице останавливались офицеры Колчака высокого ранга, представители иностранных миссий, французской, английской, японской, чешской, а также американцы. В войну приезжих было много, жилья в Омске не хватало, поэтому занимали лучшие гостиницы — и "Россию", и "Европу". Также в "России" останавливался чешский писатель Ярослав Гашек (об этом свидетельствует мемориальная доска на главном фасаде гостиницы. — НГС.ОМСК)_


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии