Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова – о тотальной любви, тревоге за будущее и большой премьере - «Новости Челябинска» » «Новости Дня»

✔ Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова – о тотальной любви, тревоге за будущее и большой премьере - «Новости Челябинска»


Судьбой родного человека, как известно, не так-то просто распорядиться, особенно когда за дело берется женщина с темпераментом полководца, а отчаянный деспотизм соревнуется в ней с не менее ярым самопожертвованием. В Челябинске ставят спектакль по пьесе лауреата Букеровской премии Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин». Он – о губительных силе и масштабе материнской любви, он – из жизни, «из нашего зрительного зала», говорит главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова. И добавляет, что пришло время задуматься, и ее театр намерен помочь возобновить важный мыслительный интерес. Подробнее – в интервью режиссера Агентству новостей «Доступ».
Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова – о тотальной любви, тревоге за будущее и большой премьере - «Новости Челябинска»

- Виктория Николаевна, как идет подготовка к премьере?
- Сегодня – первый прогон. Это страшно разрушительной силы действие! Нам надо это пережить. Просто пережить.
Вообще, работа над спектаклем заняла как никогда короткий срок – мы занимались им два месяца. Интенсивно играли спектакль, при этом организовали достаточно сложное музыкальное сопровождение. У нас будет такой еврейский оркестрик – это добровольное желание актеров освоить музыкальный мир для себя.
- Музыка в этом спектакле – ключевое действующее лицо?
- Банально и очевидно. Как поэзия, так и музыка – это разговор с Богом. И в этой истории, в этих драматических моментах жизни, музыка – это душа, которая порой плачет, а порой поет.
- Я правильно поняла, что это будет грустная комедия о компромиссах?
- Это о наших отношениях человеческих, где, в общем-то, порой отсутствует здравый смысл. И вот эти самые компромиссы и есть необходимость для того, чтобы мы как-то сосуществовали. Комедия действительно грустная. Потому что люди не могут договориться. Не просто не могут, не хотят! Будучи близкими и родными... Когда мама теряет любимого сына, наверное, это не совсем весело. Потому что человек должен созидать, и когда мы своими собственными руками разрушаем, наверное, надо остановиться и подумать, почему мы хотим одного, а получаем другое. Надо задуматься: чего нам не хватает, к чему мы не готовы сегодня.
Вообще, материал такой маленький и камерный. В основе – маленькая семья, неполная. Но тем не менее, Улицкая – автор серьезный, там всегда контрапунктом является отражение большого мира в маленьком. И поэтому все, что происходит и случается, это не только в этой семье – это в большом мире.
Знаете, нам всем надо подумать, ведь мир сейчас в тревоге за завтрашний день. А в тревоге – потому что поссориться мы умеем, а исправить всегда сложно.
Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова – о тотальной любви, тревоге за будущее и большой премьере - «Новости Челябинска»

- В этом спектакле мама – отрицательный герой?
- Она не отрицательный герой. В ней столько же плюсов, сколько и минусов, и такая тотальная материнская любовь к сыну, к его будущему... Понимаете, она такая разная: она и прекрасная, и ужасная. И ведь мы тоже не линейные – в нас все намешано. А в этой женщине все максимально выражено: у нее огромное сердце и огромный эгоизм, но она просто человеческая женщина. И не поднимается рука ее наказывать. Вот как и мы несовершенны, так и несовершенна наша героиня, точнее, результаты ее деяний.
Такая парадоксальная вещь: мы все жаждем любви, но когда любовь становится эгоцентричной, становится непонятно, человека она любит или свою любовь к нему.
- Вы считаете, что пьеса актуальна для вашего зрителя?
- Актуальна... Скорее своевременна. Я не люблю слово «актуально».
- Искусство должно воспитывать прекрасное. А Улицкая выворачивает наружу все то, что хотелось бы скрыть...
- Улицкая – это человек с мощным гуманистическим зарядом. А взгляд этого человека на реальность – очень точный, зоркий, потому что она в прошлом биолог. Так вот я считаю, что иногда не надо стесняться на себя глянуть в зеркало. И мне как раз вот эта объективизация, честность, отвага работать с реальностью и с человеком реальности представляется ее силой, а не слабостью. Она для меня символ очень гуманитарного, гуманистического послания к нам.
- Чего Вы ждете от зрителей?
- Хороший вопрос. Если бы знать... Вот я вам приводила пример: женщина носит в утробе ребенка девять месяцев и он там развивается. Пока он не появится на свет, какой он будет – неизвестно. Спектакль выйдет 21 апреля – это будут роды. Конечно, театр – это диалог, и он не может быть в пустом зале. Мы хотим собеседника. И мы рассчитываем, что найдем союзников и повод почувствовать что-то и подумать. Это наша надежда.
- Просто любопытно. Каких русских авторов Вы можете перечитывать постоянно?
- Моя триада – Пушкин, Гоголь, Чехов. Мне кажется, что в этой триаде заключен весь наш мир – и человеческий, и метафизический. И если бы я выбирала, что спасать при пожаре, то я бы попыталась ухватить именно их книги.
Главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова – о тотальной любви, тревоге за будущее и большой премьере - «Новости Челябинска»

- И напоследок давайте поговорим о планах театра.
- О будущем трудновато размышлять. Согласитесь, сейчас такое время, его надо понять и мы живем одним днем. Так быстро происходят события и «событища». Планы, конечно, есть – закончим одну работу и пойдем в другую. И надеюсь, что нам позволят время и пространство нашей жизни заниматься тем, чем мы занимаемся и что мы порой любим.
- А более конкретно?
- Сейчас наш режиссер Олег Хапов параллельно запускает новую работу «Спасти камер-юнкера Пушкина». Параллельно у нас из Петербурга приедет режиссер и тоже «заварит» новую работу.
«Мой внук Вениамин» – смешная и одновременно трагичная мелодрама. В основе сюжета история семейных отношений. Эсфирь Львовна, главная героиня пьесы, во время войны потеряла все – первенца, родителей, родственников, друзей. И теперь она мечтает найти своему сыну настоящую еврейскую жену из родного города, чтобы у нее, наконец, появился внук, и род не канул в лету.

Чтобы передать широкую амплитуду смыслов и чувств, режиссеру понадобилась помощь художника и хореографа. Над пластическим рисунком спектакля работает московский хореограф, обладательница «Золотой маски» Лариса Александрова. Художника из Санкт-Петербурга Ольгу Герр вдохновляли работы Малевича и Шагала: в оформлении публика узнает знаменитый «Черный квадрат» и летающих влюбленных.
Беседовала Екатерина Михлик

Судьбой родного человека, как известно, не так-то просто распорядиться, особенно когда за дело берется женщина с темпераментом полководца, а отчаянный деспотизм соревнуется в ней с не менее ярым самопожертвованием. В Челябинске ставят спектакль по пьесе лауреата Букеровской премии Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин». Он – о губительных силе и масштабе материнской любви, он – из жизни, «из нашего зрительного зала», говорит главный режиссер Камерного театра Виктория Мещанинова. И добавляет, что пришло время задуматься, и ее театр намерен помочь возобновить важный мыслительный интерес. Подробнее – в интервью режиссера Агентству новостей «Доступ». - Виктория Николаевна, как идет подготовка к премьере? - Сегодня – первый прогон. Это страшно разрушительной силы действие! Нам надо это пережить. Просто пережить. Вообще, работа над спектаклем заняла как никогда короткий срок – мы занимались им два месяца. Интенсивно играли спектакль, при этом организовали достаточно сложное музыкальное сопровождение. У нас будет такой еврейский оркестрик – это добровольное желание актеров освоить музыкальный мир для себя. - Музыка в этом спектакле – ключевое действующее лицо? - Банально и очевидно. Как поэзия, так и музыка – это разговор с Богом. И в этой истории, в этих драматических моментах жизни, музыка – это душа, которая порой плачет, а порой поет. - Я правильно поняла, что это будет грустная комедия о компромиссах? - Это о наших отношениях человеческих, где, в общем-то, порой отсутствует здравый смысл. И вот эти самые компромиссы и есть необходимость для того, чтобы мы как-то сосуществовали. Комедия действительно грустная. Потому что люди не могут договориться. Не просто не могут, не хотят! Будучи близкими и родными. Когда мама теряет любимого сына, наверное, это не совсем весело. Потому что человек должен созидать, и когда мы своими собственными руками разрушаем, наверное, надо остановиться и подумать, почему мы хотим одного, а получаем другое. Надо задуматься: чего нам не хватает, к чему мы не готовы сегодня. Вообще, материал такой маленький и камерный. В основе – маленькая семья, неполная. Но тем не менее, Улицкая – автор серьезный, там всегда контрапунктом является отражение большого мира в маленьком. И поэтому все, что происходит и случается, это не только в этой семье – это в большом мире. Знаете, нам всем надо подумать, ведь мир сейчас в тревоге за завтрашний день. А в тревоге – потому что поссориться мы умеем, а исправить всегда сложно. - В этом спектакле мама – отрицательный герой? - Она не отрицательный герой. В ней столько же плюсов, сколько и минусов, и такая тотальная материнская любовь к сыну, к его будущему. Понимаете, она такая разная: она и прекрасная, и ужасная. И ведь мы тоже не линейные – в нас все намешано. А в этой женщине все максимально выражено: у нее огромное сердце и огромный эгоизм, но она просто человеческая женщина. И не поднимается рука ее наказывать. Вот как и мы несовершенны, так и несовершенна наша героиня, точнее, результаты ее деяний. Такая парадоксальная вещь: мы все жаждем любви, но когда любовь становится эгоцентричной, становится непонятно, человека она любит или свою любовь к нему. - Вы считаете, что пьеса актуальна для вашего зрителя? - Актуальна. Скорее своевременна. Я не люблю слово «актуально». - Искусство должно воспитывать прекрасное. А Улицкая выворачивает наружу все то, что хотелось бы скрыть. - Улицкая – это человек с мощным гуманистическим зарядом. А взгляд этого человека на реальность – очень точный, зоркий, потому что она в прошлом биолог. Так вот я считаю, что иногда не надо стесняться на себя глянуть в зеркало. И мне как раз вот эта объективизация, честность, отвага работать с реальностью и с человеком реальности представляется ее силой, а не слабостью. Она для меня символ очень гуманитарного, гуманистического послания к нам. - Чего Вы ждете от зрителей? - Хороший вопрос. Если бы знать. Вот я вам приводила пример: женщина носит в утробе ребенка девять месяцев и он там развивается. Пока он не появится на свет, какой он будет – неизвестно. Спектакль выйдет 21 апреля – это будут роды. Конечно, театр – это диалог, и он не может быть в пустом зале. Мы хотим собеседника. И мы рассчитываем, что найдем союзников и повод почувствовать что-то и подумать. Это наша надежда. - Просто любопытно. Каких русских авторов Вы можете перечитывать постоянно? - Моя триада – Пушкин, Гоголь, Чехов. Мне кажется, что в этой триаде заключен весь наш мир – и человеческий, и метафизический. И если бы я выбирала, что спасать при пожаре, то я бы попыталась ухватить именно их книги. - И напоследок давайте поговорим о планах театра. - О будущем трудновато размышлять. Согласитесь, сейчас такое время, его надо понять и мы живем одним днем. Так быстро происходят события и «событища». Планы, конечно, есть – закончим одну работу и пойдем в другую. И надеюсь, что нам позволят время и пространство нашей жизни заниматься тем, чем мы занимаемся и что мы порой любим. - А более конкретно? - Сейчас наш режиссер Олег Хапов параллельно запускает новую работу «Спасти камер-юнкера Пушкина». Параллельно у нас из Петербурга приедет режиссер и тоже «заварит» новую работу. «Мой внук Вениамин» – смешная и одновременно трагичная мелодрама. В основе сюжета история семейных отношений. Эсфирь Львовна, главная героиня пьесы, во время войны потеряла все – первенца, родителей, родственников, друзей. И теперь она мечтает найти своему сыну настоящую еврейскую жену из родного города, чтобы у нее, наконец, появился внук, и род не канул в лету. Чтобы передать широкую амплитуду смыслов и чувств, режиссеру понадобилась помощь художника и хореографа. Над пластическим рисунком спектакля работает московский хореограф, обладательница «Золотой маски» Лариса Александрова. Художника из Санкт-Петербурга Ольгу Герр вдохновляли работы Малевича и Шагала: в оформлении публика узнает знаменитый «Черный квадрат» и летающих влюбленных. Беседовала Екатерина Михлик


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→