✔ Snam вам: Украина собирается продать экспортный газопровод итальянцам - «Аналитика»
Викторина 1-04-2017, 09:01 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Snam считается предпочтительным кандидатом на роль инвестора, так как готова инвестировать в украинскую газотранспортную систему $ 2 млрд, пишет «Зеркало недели». Эта компания является крупнейшим оператором итальянских газопроводов и хранилищ, и 30% акций Snam через инвестхолдинг CDP Reti S.p.A и банк Cassa DEPOSITI е Prestiti контролирует министерство экономики и финансов Италии.
В самой компании не подтверждают, но и не опровергают интереса к украинской ГТС. «Как обычно, мы не комментируем спекуляции в прессе», — написал в ответ на запрос «NOVOSTI-DNY.Ru» глава управления по связям с общественностью Snam Давиде Сэмпио. Он добавил, что обсуждать сейчас нечего.
Ранее об интересе итальянцев и словаков заявил президент «Укртрансагаза» Игорь Прокопив, которого уволили на этой неделе. На II-м Украинском газовом форуме в Киеве в октябре руководитель оператора украинской ГТС сообщил, что итальянская SNAM и словацкая Eustream прислали коммерческие предложения.
«В нынешних реалиях я не вижу экономики проекта, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Одно дело — транспортировать 82 млрд. кубометров российского газа, как это было в прошлом году, другое — 10 млрд. (до таких объемов планирует снизить объем транзита „Газпром“ — прим. ред.). Совсем другая себестоимость транспортировки получается. И тариф. В результате транзит через Украину может получиться откровенно невыгодным в сравнении с конкурирующими газопроводами».
Эксперт уверен в том, что рентабельными иностранные инвестиции станут в том случае, если удастся договориться с «Газпромом» о продолжении полномасштабного транзита газа и при закупке газа на границе с Россией. В российском холдинге же до последнего времени не меняли своих намерений перевести транзит в будущие «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
По данным Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), транспортировка газа по «Северному потоку-2» обходится дешевле, чем по украинскому направлению, и может быть более привлекательной даже для Италии. У этой южно-европейской страны, однако, могут быть свои резоны в сохранении украинского транзита. С одной стороны, итальянцы рассчитывали на самый короткий маршрут из России — «Южный поток», но он по известным причинам остановился. «Турецкий поток» же пока мало чем привлекателен для итальянцев. Турецкие власти заявили, что часть газа из первой ветки газопровода пойдет в «Южный газовый коридор», который пройдет до Италии. Однако она сможет рассчитывать не более чем на 4 млрд. кубометров, остальные пойдут в саму Турцию, а судьба второй ветки до сих пор не определена.
Таким образом, южный маршрут Италию не устраивает. А «Северный поток-2» не сможет удовлетворить всех потребностей юго-восточной Европы, считают в Snam. Об этом в прошлом году заявил вице-президент компании Федерико Эрноли. Он сообщил, что «Южный газовый коридор» не оправдывает надежд по ресурсной базе Азербайджана. Поэтому юго-востоку Европы понадобится больше российского газа. Сотрудник Snam рассказал «Интерфаксу» на условиях анонимности, что речь идет о 30–40 млрд. кубометров и для этого объема может не хватить места в «Северном потоке-2».
Есть еще и другая причина, почему итальянская газотранспортная компания может быть заинтересована в украинском транзите. В конце прошло года Snam и немецкая Allianz выкупили у австрийской OMV 49% акций Gas Connect Austria. Эта компания владеет в том числе Транс-Австрийским газопроводом (TAG), по которому Италия получает российский газ из Словакии. Купив же украинскую ГТС, Snam сможет контролировать всю магистраль от России до Италии, исключая словацкий участок. Им владеет Eustream, которая также подала предложение по инвестициям в украинскую ГТС.
С учетом того, что Snam продвигает сейчас идею создания в Италии газового хаба, привлекательность «своего» газопровода из России может быть еще выше.
По данным «Газпром экспорта», в прошлом году Италия нарастила импорт российского газа до 24,7 млрд. кубометров. И весь он транспортировался через Украину. Кроме того, сама Украина получила по реверсу из ЕС 11 млрд. кубометров. В основном, это российский газ, который европейские трейдеры перепродали украинским компаниям. Он прошел транзитом через Украину в Словакию и «вернулся» обратно. Еще — «Газпром» собирается сохранить транзит через украинскую ГТС в 10–15 млрд. кубометров для поставок его в страны на юге Восточной Европы. Например, Румынию и Болгарию.
Общие транзитные запросы через Украину после ввода «Северного потока-2» и «Турецкого потока» могут составить до 45 млрд. кубометров. А это делает работу украинской ГТС уже рентабельной. Осталось только договориться с «Газпромом» и итальянскими закупщиками, например, Eni, чтобы они лоббировали украинский транзит.
Для российского холдинга сохранение такого транзита через Украину интересно тем, что он выполнит требования Еврокомиссии и Берлина. Они вроде бы и не против «Северного потока-2» и даже поддерживают проект, но в качестве условия настаивают на сохранении некоего статус-кво.
В этой ситуации, правда, Украине достанется немного, считает Дмитрий Марунич. Главное, по словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий, страна сохранит хоть что-то, но не более того.
«Бывший глава „Укртрансгаза“ говорил о том, что инвесторы хотят не всю ГТС, а только экспортный газопровод, — рассказывает эксперт. — И 2 млрд. долларов — все-таки слишком малая сумма за 49% в ПАО „Магистральные газопроводы Украины“. В 2013 году Baker Tilly Ukraine оценила ГТС Украины в 20–26 млрд. долларов и даже в нынешних условиях и после отделения подземных хранилищ она стоит куда дороже».
Впрочем, как заметил эксперт, руководство «Нафтогаза Украины» уже давно заявляло о желании приватизировать газотранспортную систему и может согласиться и на такой вариант, если он действительно есть. «Другого уже может просто не быть», — говорит Дмитрий Марунич.
Еще одна привлекательная сторона для инвесторов, но не Украины, как написало «Зеркало недели», это то, что ПАО «Магистральные газопроводы Украины» — необремененная долгами компания. Все они останутся на «Укртрансгазе», который, как и прежде, продолжит обслуживать и газопроводы и хранилища. Только вот прибыль будет получать уже не он, а новосозданное предприятие и его стратегический инвестиционный партнер, заметило украинское издание.
«Желание инвестора минимизировать расходы и получить максимальную прибыль понятно, — говорит Дмитрий Марунич. — Непонятно только, как, например, смогут разделить саму ГТС на внутренние газопроводы и экспортные. В законодательстве это — единая целостная система, и многие политики даже ради популизма выступят против».
Диспетчерский центр компании Snam. Фото: snam.it.Несмотря на то, что с 2020 года «Газпром» планирует сократить транзит через Украину до минимума, на украинский экспортный газопровод нашлись покупатели. Как сообщает «Зеркало недели», инвесторами могут стать газотранспортные компании Snam из Италии и Eustream из Словакии. По данным украинского издания, их называют реальными претендентами. Эксперты, правда, сомневаются в целесообразности инвестиций, если только компании не договорятся с российским холдингом о продолжении транзита. Для итальянцев при этом украинское «звено» может стать очередным приобретением для создания полностью подконтрольной магистрали поставок газа от самих границ с Россией. Snam считается предпочтительным кандидатом на роль инвестора, так как готова инвестировать в украинскую газотранспортную систему $ 2 млрд, пишет «Зеркало недели». Эта компания является крупнейшим оператором итальянских газопроводов и хранилищ, и 30% акций Snam через инвестхолдинг CDP Reti S.p.A и банк Cassa DEPOSITI е Prestiti контролирует министерство экономики и финансов Италии. В самой компании не подтверждают, но и не опровергают интереса к украинской ГТС. «Как обычно, мы не комментируем спекуляции в прессе», — написал в ответ на запрос «NOVOSTI-DNY.Ru» глава управления по связям с общественностью Snam Давиде Сэмпио. Он добавил, что обсуждать сейчас нечего. Ранее об интересе итальянцев и словаков заявил президент «Укртрансагаза» Игорь Прокопив, которого уволили на этой неделе. На II-м Украинском газовом форуме в Киеве в октябре руководитель оператора украинской ГТС сообщил, что итальянская SNAM и словацкая Eustream прислали коммерческие предложения. «В нынешних реалиях я не вижу экономики проекта, — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. — Одно дело — транспортировать 82 млрд. кубометров российского газа, как это было в прошлом году, другое — 10 млрд. (до таких объемов планирует снизить объем транзита „Газпром“ — прим. ред.). Совсем другая себестоимость транспортировки получается. И тариф. В результате транзит через Украину может получиться откровенно невыгодным в сравнении с конкурирующими газопроводами». Эксперт уверен в том, что рентабельными иностранные инвестиции станут в том случае, если удастся договориться с «Газпромом» о продолжении полномасштабного транзита газа и при закупке газа на границе с Россией. В российском холдинге же до последнего времени не меняли своих намерений перевести транзит в будущие «Северный поток-2» и «Турецкий поток». По данным Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), транспортировка газа по «Северному потоку-2» обходится дешевле, чем по украинскому направлению, и может быть более привлекательной даже для Италии. У этой южно-европейской страны, однако, могут быть свои резоны в сохранении украинского транзита. С одной стороны, итальянцы рассчитывали на самый короткий маршрут из России — «Южный поток», но он по известным причинам остановился. «Турецкий поток» же пока мало чем привлекателен для итальянцев. Турецкие власти заявили, что часть газа из первой ветки газопровода пойдет в «Южный газовый коридор», который пройдет до Италии. Однако она сможет рассчитывать не более чем на 4 млрд. кубометров, остальные пойдут в саму Турцию, а судьба второй ветки до сих пор не определена. Таким образом, южный маршрут Италию не устраивает. А «Северный поток-2» не сможет удовлетворить всех потребностей юго-восточной Европы, считают в Snam. Об этом в прошлом году заявил вице-президент компании Федерико Эрноли. Он сообщил, что «Южный газовый коридор» не оправдывает надежд по ресурсной базе Азербайджана. Поэтому юго-востоку Европы понадобится больше российского газа. Сотрудник Snam рассказал «Интерфаксу» на условиях анонимности, что речь идет о 30–40 млрд. кубометров и для этого объема может не хватить места в «Северном потоке-2». Есть еще и другая причина, почему итальянская газотранспортная компания может быть заинтересована в украинском транзите. В конце прошло года Snam и немецкая Allianz выкупили у австрийской OMV 49% акций Gas Connect Austria. Эта компания владеет в том числе Транс-Австрийским газопроводом (TAG), по которому Италия получает российский газ из Словакии. Купив же украинскую ГТС, Snam сможет контролировать всю магистраль от России до Италии, исключая словацкий участок. Им владеет Eustream, которая также подала предложение по инвестициям в украинскую ГТС. С учетом того, что Snam продвигает сейчас идею создания в Италии газового хаба, привлекательность «своего» газопровода из России может быть еще выше. По данным «Газпром экспорта», в прошлом году Италия нарастила импорт российского газа до 24,7 млрд. кубометров. И весь он транспортировался через Украину. Кроме того, сама Украина получила по реверсу из ЕС 11 млрд. кубометров. В основном, это российский газ, который европейские трейдеры перепродали украинским компаниям. Он прошел транзитом через Украину в Словакию и «вернулся» обратно. Еще — «Газпром» собирается сохранить транзит через украинскую ГТС в 10–15 млрд. кубометров для поставок его в страны на юге Восточной Европы. Например, Румынию и Болгарию. Общие транзитные запросы через Украину после ввода «Северного потока-2» и «Турецкого потока» могут составить до 45 млрд. кубометров. А это делает работу украинской ГТС уже рентабельной. Осталось только договориться с «Газпромом» и итальянскими закупщиками, например, Eni, чтобы они лоббировали украинский транзит. Для российского холдинга сохранение такого транзита через Украину интересно тем, что он выполнит требования Еврокомиссии и Берлина. Они вроде бы и не против «Северного потока-2» и даже поддерживают проект, но в качестве условия настаивают на сохранении некоего статус-кво. В этой ситуации, правда, Украине достанется немного, считает Дмитрий Марунич. Главное, по словам сопредседателя Фонда энергетических стратегий, страна сохранит хоть что-то, но не более того. «Бывший глава „Укртрансгаза“ говорил о том, что инвесторы хотят не всю ГТС, а только экспортный газопровод, — рассказывает эксперт. — И 2 млрд. долларов — все-таки слишком малая сумма за 49% в ПАО „Магистральные газопроводы Украины“. В 2013 году Baker Tilly Ukraine оценила ГТС Украины в 20–26 млрд. долларов и даже в нынешних условиях и после отделения подземных хранилищ она стоит куда дороже». Впрочем, как заметил эксперт, руководство «Нафтогаза Украины» уже давно заявляло о желании приватизировать газотранспортную систему и может согласиться и на такой вариант, если он действительно есть. «Другого уже может просто не быть», — говорит Дмитрий Марунич. Еще одна привлекательная сторона для инвесторов, но не Украины, как написало «Зеркало недели», это то, что ПАО «Магистральные газопроводы Украины» — необремененная долгами компания. Все они останутся на «Укртрансгазе», который, как и прежде, продолжит обслуживать и газопроводы и хранилища. Только вот прибыль будет получать уже не он, а новосозданное предприятие и его стратегический инвестиционный партнер, заметило украинское издание. «Желание инвестора минимизировать расходы и получить максимальную прибыль понятно, — говорит Дмитрий Марунич. — Непонятно только, как, например, смогут разделить саму ГТС на внутренние газопроводы и экспортные. В законодательстве это — единая целостная система, и многие политики даже ради популизма выступят против».