Эксперт: «Шелковым путем» Китай поддерживает свой «Ржавый пояс» - «Транспорт» » «Новости Дня»

✔ Эксперт: «Шелковым путем» Китай поддерживает свой «Ржавый пояс» - «Транспорт»


Эксперт: «Шелковым путем» Китай поддерживает свой «Ржавый пояс» - «Транспорт»
Кубат Рахимов. Фото: sputnik.kg
В Китае состоялся крупнейший международный форум «Один пояс — один путь» (ОПОП) с участием глав трех десятков государств, видных институтов евразийского материка. Повышенный интерес понятен — Китай, по сути, предлагает новые условия отношений, построенные под его китайскую мягкую диктовку. Согласны ли государства — потенциальные участники этого глобального проекта играть под ненавязчивую сурдинку Пекина, и кто именно готов — вопрос все еще открытый. Но ряд стран, находящихся в тяжелом экономическом положении, рады, похоже, любому предложению.
Побывали на форуме и представители государств Центральной Азии. Некоторые из них — не столько ради участия в глобальных переменах, но чтобы засвидетельствовать почтение Поднебесной и попытаться в триумфальной для нее обстановке решить с ее же помощью какие-то свои насущные задачи локального характера. Об ожиданиях, перспективах, а также о том кто и в чем преуспел в Китае, «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказывает эксперт по промышленной политике Торгово-Промышленной палаты Киргизии Кубат Рахимов.
Известно, что чуть ли не каждый из участников форума ОПОП покинул Пекин не с пустыми руками. Киргизия, вроде, заручилась согласием Китая строить железную дорогу, которая соединит железнодорожные системы двух стран с выходом в Узбекистан. Во всяком случае, переговоры об этом президент Алмазбек Атамбаев вел. Узбекистан в ходе совпавшего с форумом визита своего лидера Шавката Мирзиёева заключил соглашений на $ 23 млрд. Что еще?
Изначально Китай презентовал программу «Экономический пояс Шелкового пути». Но то ли направление китайской стороной было выбрано не совсем верно, то ли произошла корректировка в сторону, более отвечающую китайскому прагматизму, а в итоге нам преподнесли новый проект «Один пояс — один путь». Мы находимся в такой ситуации, что являемся ведомыми Пекином. «Трехголовое открытие» форума — президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и генсек ООН Антониу Гутерреш — говорит о многом. ООН — это проект глобальный, общемировой, а Россия и ведомый ею ЕАЭС — партнеры, по крайней мере, по сухопутным маршрутам ОПОП. Из минусов отмечу демарш Индии. Нью-Дели давно высказывал недовольство сотрудничеством Пакистана с Китаем. Раздражителем был двусторонний китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), на который Китай первоначально выделил $ 46 млрд, а после кризиса увеличил эту сумму до $ 62 млрд. Суть демарша Индии в том, что КПЭК, по ее мнению, угрожает ее суверенитету, так как его инфраструктура пройдет по кашмирскому региону Гилгит-Балтистан. А споры между Нью-Дели и Исламабадом по Кашмиру общеизвестны. После того как КПЭК был объявлен частью предлагаемого Пекином проекта ОПОП, другого варианта как хлопнуть дверью у Индии не осталось. Но я бы сказал, что это был, скорее всего, совместный индийско-американский демарш. Индия и Китай — не только геополитические соперники, но и экономические. США, полагаю, надо было показать, что пока Китай не доведет до ума свои проекты в пакистанских портах Гвадар, Касим, пока он не решит вопросы по трафику на территории Пакистана, включая спорные территории, выводящие из себя Индию, пока в треугольнике Индия-Пакистан-Китай не будут решены все вопросы (а они не будут решены долго с учетом их сложности и сенситивности), «на выходе» будут демарши. Это был чувствительный удар, я бы сказал, пощечина китайскому проекту.
Он — китайский проект — все больше и больше становится этаким многослойным, усложняясь в отношениях, или даже в конфигурации. Нет?
ОПОП, по замыслам Китая, должен объединять только многосторонние проекты с многосторонним финансированием. Все остальное с участием вовлеченных стран должно решатьс я в двустороннем формате — например, Китай — Узбекистан, Кита — Киргизия, Китай — Казахстан и т. д. И это уже не Шелковый путь. Смысл в том, что китайцы запустили «Разделяй и властвуй», порой успешно устраивая соперничество даже между потенциальными кандидатами на финансирование.
Сегодня Узбекистан, например, получил солидный пакет инвестиций на $ 23 млрд. Остальным достались мелочи на реализацию проектов, выгодных инвестору. Например, Киргизия получила заверение в реализации проекта железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан. Стоит напомнить, что проект спорный, есть сторонники этого проекта, есть противники. Я, например, занимаю серединную позицию: стройте дорогу, но при соблюдении нескольких условий. Прежде всего, не должно быть никакого залога суверенитета — никаких государственных гарантий Киргизии под эту дорогу быть не может. Инвестиции в проект железной дороги должны быть частными, поскольку прямые государственные инвестиции Китая, даже без киргизских госгарантий, будут угрожать суверенитету Киргизии. Не должно быть никаких условий по передаче полезных ископаемых и т. д. как прежде, когда речь шла о доступе китайских компаний к месторождениям в качестве компенсации за проложенную магистраль. Почти всеми благами, которые Китай сулит Киргизии в случае строительства железной дороги, как, например, выход к морским портам через Казахстан и Россию, у Киргизии уже есть. Не станет ведь эта дорога прямым выходом Киргизии к океанским берегам, минуя терртории окружающих ее стран?! И выход на сам Китай у Киргизии есть без этой дороги. То есть все разговоры об острой необходимости Киргизии данной железной дороги являются манипуляционными.
Киргизия между тем утверждает, что по вопросам прокладки железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан получила гарантии правительства Китая.
Между гарантиями и заверениями — большая разница. Вряд ли Китай будет давать гарантии уходящему президенту. Тема любых серьезных инвестиций в Киргизию будет обсуждаться только после весны 2018 года, когда в Бишкеке завершится формирование нового правительства. Поэтому все заверения, данные сегодня, ничего не значат. Кроме этого есть серьезное сопротивление внутри Киргизии на разных уровнях. Люди не хотят, чтобы увеличивался госдолг страны, а Китай и так уже является крупнейшим кредитором Киргизии. Таким образом, пока видится, что к выигрышу от проекта идет прежде всего сам Китай.
Такое впечатление, что Пекину никакие кризисы нипочем, готов вкладывать и вкладывать в расчете на будущие дивиденды…
На самом деле, проектов пока не так уж и много. Сам форум произвел двойственное впечатление. С одной стороны, двусторонние проекты были, есть и будут, иикто не отрицает, что Китай это крупнейший игрок. Но заметно резкое снижение темпов, а The Financial Times на прошлой неделе писала, что финансирование проектов Китай сократил на 20%. Более того, некоторые эксперты говорят о двукратном сокращении. Например, Фонд Шелкового пути профинансировал пять проектов. Два из них на территории России в газовой сфере. Азиатский инфраструктурный банк столкнулся с потоком некачественных и неокупаемых проектов, поэтому все проекты, связанные с Шелковым путем, Китай перевел в двустороннюю плоскость.
Изначальный посыл был том, что Шелковый путь — это глобальный коридор развития, который охватывает несколько стран от Юго-Восточной Азии до Европы. Поэтому мне начинает представляться, что прошедший форум — это завязь на разных ветках, и часть из них перейдет на уровень двусторонних отношений. Но, как мы убедились на индийско-пакистанском примере, это может охладить резко интерес других участников. Индия, которая является соучредителем Азиатского инфраструктурного банка, резко дистанцировалась и развернулась. Принципиальная ошибка — не надо смешивать многосторонние проекты с двусторонними отношениями. Не надо из разных кусочков пытаться сложить общий пазл.
В чем главные интересы Китая в Центральной Азии? Рынки? Инфраструктура?
Это самый главный вопрос. Китай подходит жестко и прагматично. Когда обустраивалась эта страна, то строились тысячи километров автомобильных и железных дорог, но не был учтен один важный момент — проблема возникновения избыточных мощностей, когда большая часть строительства инфраструктуры будет завершена. И они были вынуждены попросту закрыть более 3000 крупных предприятий — со всеми вытекающими последствиями. В Китае есть так называемый «Ржавый пояс». Это на северо-востоке страны — предприятия, производящие металл, предприятия, использующие в своем производстве этот металл, — там развито машиностроение, локомотиво- и вагоностроение и т. д. Если эти предприятия остановятся, то это нанесет страшнейший удар по экономике Китая. «Ржавый пояс» — это достаточно человекоемкий сегмент, во многом решающий проблему благосостояния китайского населения. Поэтому Пекином запускается такой механизм, чтобы китайские компании могли зарабатывать деньги вне Китая, и тратить их в Китае и на китайские проекты.
Поэтому они и в Афганистане готовы строить дороги?
Они ко всему готовы. Существовала бы марсианская программа, так Китай стоял бы в ней первым. У Пекина во всех проектных вопросах одно простое условие — госгарантии. А это то, что Казахстан или Узбекистан, или тем более Россия могут себе позволить, но для Киргизии или Таджикистана это может обернуться гибелью.
Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»

Кубат Рахимов. Фото: sputnik.kgВ Китае состоялся крупнейший международный форум «Один пояс — один путь» (ОПОП) с участием глав трех десятков государств, видных институтов евразийского материка. Повышенный интерес понятен — Китай, по сути, предлагает новые условия отношений, построенные под его китайскую мягкую диктовку. Согласны ли государства — потенциальные участники этого глобального проекта играть под ненавязчивую сурдинку Пекина, и кто именно готов — вопрос все еще открытый. Но ряд стран, находящихся в тяжелом экономическом положении, рады, похоже, любому предложению. Побывали на форуме и представители государств Центральной Азии. Некоторые из них — не столько ради участия в глобальных переменах, но чтобы засвидетельствовать почтение Поднебесной и попытаться в триумфальной для нее обстановке решить с ее же помощью какие-то свои насущные задачи локального характера. Об ожиданиях, перспективах, а также о том кто и в чем преуспел в Китае, «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказывает эксперт по промышленной политике Торгово-Промышленной палаты Киргизии Кубат Рахимов. Известно, что чуть ли не каждый из участников форума ОПОП покинул Пекин не с пустыми руками. Киргизия, вроде, заручилась согласием Китая строить железную дорогу, которая соединит железнодорожные системы двух стран с выходом в Узбекистан. Во всяком случае, переговоры об этом президент Алмазбек Атамбаев вел. Узбекистан в ходе совпавшего с форумом визита своего лидера Шавката Мирзиёева заключил соглашений на $ 23 млрд. Что еще? Изначально Китай презентовал программу «Экономический пояс Шелкового пути». Но то ли направление китайской стороной было выбрано не совсем верно, то ли произошла корректировка в сторону, более отвечающую китайскому прагматизму, а в итоге нам преподнесли новый проект «Один пояс — один путь». Мы находимся в такой ситуации, что являемся ведомыми Пекином. «Трехголовое открытие» форума — президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и генсек ООН Антониу Гутерреш — говорит о многом. ООН — это проект глобальный, общемировой, а Россия и ведомый ею ЕАЭС — партнеры, по крайней мере, по сухопутным маршрутам ОПОП. Из минусов отмечу демарш Индии. Нью-Дели давно высказывал недовольство сотрудничеством Пакистана с Китаем. Раздражителем был двусторонний китайско-пакистанский экономический коридор (КПЭК), на который Китай первоначально выделил $ 46 млрд, а после кризиса увеличил эту сумму до $ 62 млрд. Суть демарша Индии в том, что КПЭК, по ее мнению, угрожает ее суверенитету, так как его инфраструктура пройдет по кашмирскому региону Гилгит-Балтистан. А споры между Нью-Дели и Исламабадом по Кашмиру общеизвестны. После того как КПЭК был объявлен частью предлагаемого Пекином проекта ОПОП, другого варианта как хлопнуть дверью у Индии не осталось. Но я бы сказал, что это был, скорее всего, совместный индийско-американский демарш. Индия и Китай — не только геополитические соперники, но и экономические. США, полагаю, надо было показать, что пока Китай не доведет до ума свои проекты в пакистанских портах Гвадар, Касим, пока он не решит вопросы по трафику на территории Пакистана, включая спорные территории, выводящие из себя Индию, пока в треугольнике Индия-Пакистан-Китай не будут решены все вопросы (а они не будут решены долго с учетом их сложности и сенситивности), «на выходе» будут демарши. Это был чувствительный удар, я бы сказал, пощечина китайскому проекту. Он — китайский проект — все больше и больше становится этаким многослойным, усложняясь в отношениях, или даже в конфигурации. Нет? ОПОП, по замыслам Китая, должен объединять только многосторонние проекты с многосторонним финансированием. Все остальное с участием вовлеченных стран должно решатьс я в двустороннем формате — например, Китай — Узбекистан, Кита — Киргизия, Китай — Казахстан и т. д. И это уже не Шелковый путь. Смысл в том, что китайцы запустили «Разделяй и властвуй», порой успешно устраивая соперничество даже между потенциальными кандидатами на финансирование. Сегодня Узбекистан, например, получил солидный пакет инвестиций на $ 23 млрд. Остальным достались мелочи на реализацию проектов, выгодных инвестору. Например, Киргизия получила заверение в реализации проекта железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан. Стоит напомнить, что проект спорный, есть сторонники этого проекта, есть противники. Я, например, занимаю серединную позицию: стройте дорогу, но при соблюдении нескольких условий. Прежде всего, не должно быть никакого залога суверенитета — никаких государственных гарантий Киргизии под эту дорогу быть не может. Инвестиции в проект железной дороги должны быть частными, поскольку прямые государственные инвестиции Китая, даже без киргизских госгарантий, будут угрожать суверенитету Киргизии. Не должно быть никаких условий по передаче полезных ископаемых и т. д. как прежде, когда речь шла о доступе китайских компаний к месторождениям в качестве компенсации за проложенную магистраль. Почти всеми благами, которые Китай сулит Киргизии в случае строительства железной дороги, как, например, выход к морским портам через Казахстан и Россию, у Киргизии уже есть. Не станет ведь эта дорога прямым выходом Киргизии к океанским берегам, минуя терртории окружающих ее стран?! И выход на сам Китай у Киргизии есть без этой дороги. То есть все разговоры об острой необходимости Киргизии данной железной дороги являются манипуляционными. Киргизия между тем утверждает, что по вопросам прокладки железной дороги Китай — Киргизия — Узбекистан получила гарантии правительства Китая. Между гарантиями и заверениями — большая разница. Вряд ли Китай будет давать гарантии уходящему президенту. Тема любых серьезных инвестиций в Киргизию будет обсуждаться только после весны 2018 года, когда в Бишкеке завершится формирование нового правительства. Поэтому все заверения, данные сегодня, ничего не значат. Кроме этого есть серьезное сопротивление внутри Киргизии на разных уровнях. Люди не хотят, чтобы увеличивался госдолг страны, а Китай и так уже является крупнейшим кредитором Киргизии. Таким образом, пока видится, что к выигрышу от проекта идет прежде всего сам Китай. Такое впечатление, что Пекину никакие кризисы нипочем, готов вкладывать и вкладывать в расчете на будущие дивиденды… На самом деле, проектов пока не так уж и много. Сам форум произвел двойственное впечатление. С одной стороны, двусторонние проекты были, есть и будут, иикто не отрицает, что Китай это крупнейший игрок. Но заметно резкое снижение темпов, а The Financial Times на прошлой неделе писала, что финансирование проектов Китай сократил на 20%. Более того, некоторые эксперты говорят о двукратном сокращении. Например, Фонд Шелкового пути профинансировал пять проектов. Два из них на территории России в газовой сфере. Азиатский инфраструктурный банк столкнулся с потоком некачественных и неокупаемых проектов, поэтому все проекты, связанные с Шелковым путем, Китай перевел в двустороннюю плоскость. Изначальный посыл был том, что Шелковый путь — это глобальный коридор развития, который охватывает несколько стран от Юго-Восточной Азии до Европы. Поэтому мне начинает представляться, что прошедший форум — это завязь на разных ветках, и часть из них перейдет на уровень двусторонних отношений. Но, как мы убедились на индийско-пакистанском примере, это может охладить резко интерес других участников. Индия, которая является соучредителем Азиатского инфраструктурного банка, резко дистанцировалась и развернулась. Принципиальная ошибка — не надо смешивать многосторонние проекты с двусторонними отношениями. Не надо из разных кусочков пытаться сложить общий пазл. В чем главные интересы Китая в Центральной Азии? Рынки? Инфраструктура? Это самый главный вопрос. Китай подходит жестко и прагматично. Когда обустраивалась эта страна, то строились тысячи километров автомобильных и железных дорог, но не был учтен один важный момент — проблема возникновения избыточных мощностей, когда большая часть строительства инфраструктуры будет завершена. И они были вынуждены попросту закрыть более 3000 крупных предприятий — со всеми вытекающими последствиями. В Китае есть так называемый «Ржавый пояс». Это на северо-востоке страны — предприятия, производящие металл, предприятия, использующие в своем производстве этот металл, — там развито машиностроение, локомотиво- и вагоностроение и т. д. Если эти предприятия остановятся, то это нанесет страшнейший удар по экономике Китая. «Ржавый пояс» — это достаточно человекоемкий сегмент, во многом решающий проблему благосостояния китайского населения. Поэтому Пекином запускается такой механизм, чтобы китайские компании могли зарабатывать деньги вне Китая, и тратить их в Китае и на китайские проекты. Поэтому они и в Афганистане готовы строить дороги? Они ко всему готовы. Существовала бы марсианская программа, так Китай стоял бы в ней первым. У Пекина во всех проектных вопросах одно простое условие — госгарантии. А это то, что Казахстан или Узбекистан, или тем более Россия могут себе позволить, но для Киргизии или Таджикистана это может обернуться гибелью. Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика