✔ Миграционная стратегия - «Новости дня»
Мария 17-03-2017, 12:00 193 Новости дня Нашумевшая законодательная инициатива по упрощению получения гражданства РФ для носителей русского языка вернула общественное внимание к вопросам миграции, столь актуальным сегодня в Европе. Для их решения, полагают эксперты, необходима комплексная стратегия.
Носителям - облегчение
При благоприятном раскладе, заявил "Вести.Экономика" первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, подготовленный им проект законодательных поправок, призванных упростить процедуру принятия российского гражданства для носителей русского языка и русской культуры, может быть рассмотрен в первом чтении на следующей неделе.
Как заметила заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева, внесенный в декабре 2016 г. этот проект породил немало шума и упреков по поводу стремления его автора раздать паспорта РФ "кому попало". Хотя в действительности данными поправками лишь предполагается упростить процедуру получения российского гражданства для носителей русского языка, попутно устранив сохраняющиеся в их отношении дополнительные препятствия. В частности, чтобы иметь право претендовать на гражданство РФ и подать документы для получения вида на жительство, носители русского языка обязаны предоставить подтверждение от полномочного органа иностранного государства, удостоверяющее их выход из иного гражданства. Тогда как для других иностранных претендентов достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них иного гражданства. А потому эту норму предлагается сделать общей. Тем более что процедура утверждения отказа от гражданства в иных государствах зачастую длинна и сложна, уточнила завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ.
Так, например, в Молдавии она может занять до года, а в Узбекистане и до 10 лет. Причем гарантий получения позитивного ответа, допустим, для вынужденных переселенцев из Украины, нет. В итоге, по данным Главного управления МВД РФ по миграции, к примеру, из тысячи носителей русского языка, имеющих гражданство Украины, только 24 человека смогли получить российское гражданство.
Наряду с прочим поправками оговаривается возможность претендовать на статус носителя русского языка не только для тех лиц, которые сами (или их родственники по прямой восходящей линии) постоянно проживают или ранее проживали на территории РФ, как в действующем законе, но и для тех, кто родился или имеет здесь родственников. Это предложение обусловлено тем, что зачастую подтвердить факт проживания конкретного соискателя или его родственников необходимыми документами оказывается затруднительно и проще предоставить свидетельство о рождении, пояснила Докучаева.
Дьявол – в исполнении
По ее мнению, прохождение собеседования в рамках соответствующих комиссий не станет труднопреодолимым препятствием для людей, для которых русский является родным (или, скажем, вторым родным) языком. Другое дело, что при этом также важно сделать более эффективной и доступной деятельность соответствующих комиссий, многие из которых в регионах работают лишь один-два раза в месяц. Тогда как на сегодня из-за длительного перерыва в их деятельности, возникшего вследствие перевода Федеральной миграционной службы (ФМС) в состав МВД и формирования здесь нового подразделения - главного управления по миграции (в соответствии с принятым в апреле 2015 г. решением президента России), очереди соискателей еще более возросли.
И сам тот факт, что с появлением законодательной инициативы Константина Затулина общественное внимание вновь повернулось в сторону миграционной проблематики, конечно, представляется позитивным, подчеркнул председатель Комиссии по миграционной политике и адаптации мигрантов Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Александр Калинин. К слову, упомянул он, в условиях реорганизации также объективно осложнилось выполнение другого решения президента РФ Владимира Путина, инициировавшего, по результатам переговоров с молдавским коллегой Игорем Додоном, проведение амнистии для трудовых мигрантов из Республики Молдова. Амнистией предусматривается возможность въезда на территорию РФ для молдавских граждан, ранее допустивших здесь незначительные нарушения, например по превышению сроков пребывания.
Число ее потенциальных участников оценивается, примерно, в 200 тысяч человек из 250 тысяч, фигурирующих в соответствующих контрольных списках, рассказал Калинин. Однако жителям Молдавии не следует выезжать из республики, пока они не найдут себя в разрешительном перечне МВД РФ. К сожалению, доступ к нему на сайте ведомства пока закрыт, так как его не успели еще сформировать из-за резко увеличившегося объема работы. При том, что проведение амнистии ограничивается конкретными сроками – со 2 по 20 марта. И они вряд ли будут продлены, поскольку далее намечены аналогичные мероприятия в отношении граждан других стран вроде Узбекистана и Киргизии, ответил председатель Комиссии по миграционной политике и адаптации мигрантов Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы.
Хотя в сложившейся ситуации, когда тысячи молдавских работников, по независящим от них причинам, не смогли воспользоваться предоставленным – по решению президента России – послаблением, очевидно, все же следовало бы подумать о продлении указанных сроков.
Стратегический вакуум
Наблюдаемые сегодня проблемы в сфере миграции обусловлены как объективными трудностями реорганизационного периода, так и определенными недочетами в правоприменительной практике, которые усугубляются отсутствием общего понимания дальнейшего пути развития названной сферы, сформулировала доктор экономических наук, профессор Ирина Ивахнюк. Между тем, опыт тех же европейских государств, где вопросы миграции весьма обострились на сегодня, подтверждает необходимость соответствующей продуманной долгосрочной стратегии. Но такой стратегии в России пока нет, констатировала Ивахнюк.
По ее словам, попытку заполнить этот вакуум предпринял возглавляемый Алексеем Кудриным ЦСР, который при разработке стратегии развития России до 2035 г. также задействовал экспертов по миграционной политике. И все специалисты согласились с необходимостью системного подхода в данной области, значимость которой на фоне усиления демографических проблем и увеличения дефицита трудовых ресурсов и далее будет возрастать, заключила аналитик.
Таким образом, в перспективе, очевидно, предстоит разработать комплексную стратегию выстраивания трехуровневой системы отношений с потенциальными представителями российского мира. При этом на первом ее уровне регламентировались бы взаимоотношения с приезжими, краткосрочно пребывающими в РФ, в частности трудовыми мигрантами. Понятно, что отношения с ними в первую очередь должны определяться экономическими интересами РФ и необходимостью обеспечения безопасности как для принимающей стороны, так и для въезжающих сюда. Причем соответствующие механизмы следует сделать максимально прозрачными и понятными для всех участников, с тем, в том числе, чтобы укрепить их желание вновь приехать в Россию и, возможно, уже на долгосрочной основе. Собственно, те же условия максимальной прозрачности и простоты минимального набора надлежащих бюрократических процедур важно обеспечить и в рамках второго уровня, ориентированного на потенциальных соискателей российского гражданства.
И наконец, третьим уровнем охватывались бы родственные зарубежные диаспоры, которые служат опорой для России в других странах и способствуют формированию дружественной для нее среды в окружающем мире. Разумеется, и задача формирования действенных авторитетных зарубежных диаспор требует не эпизодических "ритуально балалаечных" мероприятий, но комплексной системной работы.
И хотя за минувшие годы Москва продвинулась в упомянутых направлениях, в данной сфере по-прежнему наблюдаются непродуманные, а нередко и противоречащие друг другу решения, оговорила Ивахнюк. К таковым, по ее мнению, следует отнести и введение достаточно сложного для приезжих сезонных рабочих экзамена на знание языка и истории России, который, как может показаться, был придуман лишь для выколачивания денег.
Разработку искомой стратегии, очевидно, облегчило бы наличие соответствующей ответственной структуры. Тогда как от управления по миграции в составе правоохранительного ведомства вряд ли стоит ожидать подготовки назревших системных решений. Кстати, как полагает Константин Затулин, на базе ФМС следовало бы создать министерство в составе правительства с учетом всего комплекса социальных, экономических и политических задач, которые просто не под силу подразделению МВД, занятому документальным учетом и контролем.
Нашумевшая законодательная инициатива по упрощению получения гражданства РФ для носителей русского языка вернула общественное внимание к вопросам миграции, столь актуальным сегодня в Европе. Для их решения, полагают эксперты, необходима комплексная стратегия. Носителям - облегчение При благоприятном раскладе, заявил "Вести.Экономика" первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, подготовленный им проект законодательных поправок, призванных упростить процедуру принятия российского гражданства для носителей русского языка и русской культуры, может быть рассмотрен в первом чтении на следующей неделе. Как заметила заведующая отделом диаспоры и миграции Института стран СНГ Александра Докучаева, внесенный в декабре 2016 г. этот проект породил немало шума и упреков по поводу стремления его автора раздать паспорта РФ "кому попало". Хотя в действительности данными поправками лишь предполагается упростить процедуру получения российского гражданства для носителей русского языка, попутно устранив сохраняющиеся в их отношении дополнительные препятствия. В частности, чтобы иметь право претендовать на гражданство РФ и подать документы для получения вида на жительство, носители русского языка обязаны предоставить подтверждение от полномочного органа иностранного государства, удостоверяющее их выход из иного гражданства. Тогда как для других иностранных претендентов достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них иного гражданства. А потому эту норму предлагается сделать общей. Тем более что процедура утверждения отказа от гражданства в иных государствах зачастую длинна и сложна, уточнила завотделом диаспоры и миграции Института стран СНГ. Так, например, в Молдавии она может занять до года, а в Узбекистане и до 10 лет. Причем гарантий получения позитивного ответа, допустим, для вынужденных переселенцев из Украины, нет. В итоге, по данным Главного управления МВД РФ по миграции, к примеру, из тысячи носителей русского языка, имеющих гражданство Украины, только 24 человека смогли получить российское гражданство. Наряду с прочим поправками оговаривается возможность претендовать на статус носителя русского языка не только для тех лиц, которые сами (или их родственники по прямой восходящей линии) постоянно проживают или ранее проживали на территории РФ, как в действующем законе, но и для тех, кто родился или имеет здесь родственников. Это предложение обусловлено тем, что зачастую подтвердить факт проживания конкретного соискателя или его родственников необходимыми документами оказывается затруднительно и проще предоставить свидетельство о рождении, пояснила Докучаева. Дьявол – в исполнении По ее мнению, прохождение собеседования в рамках соответствующих комиссий не станет труднопреодолимым препятствием для людей, для которых русский является родным (или, скажем, вторым родным) языком. Другое дело, что при этом также важно сделать более эффективной и доступной деятельность соответствующих комиссий, многие из которых в регионах работают лишь один-два раза в месяц. Тогда как на сегодня из-за длительного перерыва в их деятельности, возникшего вследствие перевода Федеральной миграционной службы (ФМС) в состав МВД и формирования здесь нового подразделения - главного управления по миграции (в соответствии с принятым в апреле 2015 г. решением президента России), очереди соискателей еще более возросли. И сам тот факт, что с появлением законодательной инициативы Константина Затулина общественное внимание вновь повернулось в сторону миграционной проблематики, конечно, представляется позитивным, подчеркнул председатель Комиссии по миграционной политике и адаптации мигрантов Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы Александр Калинин. К слову, упомянул он, в условиях реорганизации также объективно осложнилось выполнение другого решения президента РФ Владимира Путина, инициировавшего, по результатам переговоров с молдавским коллегой Игорем Додоном, проведение амнистии для трудовых мигрантов из Республики Молдова. Амнистией предусматривается возможность въезда на территорию РФ для молдавских граждан, ранее допустивших здесь незначительные нарушения, например по превышению сроков пребывания. Число ее потенциальных участников оценивается, примерно, в 200 тысяч человек из 250 тысяч, фигурирующих в соответствующих контрольных списках, рассказал Калинин. Однако жителям Молдавии не следует выезжать из республики, пока они не найдут себя в разрешительном перечне МВД РФ. К сожалению, доступ к нему на сайте ведомства пока закрыт, так как его не успели еще сформировать из-за резко увеличившегося объема работы. При том, что проведение амнистии ограничивается конкретными сроками – со 2 по 20 марта. И они вряд ли будут продлены, поскольку далее намечены аналогичные мероприятия в отношении граждан других стран вроде Узбекистана и Киргизии, ответил председатель Комиссии по миграционной политике и адаптации мигрантов Совета по делам национальностей при Правительстве Москвы. Хотя в сложившейся ситуации, когда тысячи молдавских работников, по независящим от них причинам, не смогли воспользоваться предоставленным – по решению президента России – послаблением, очевидно, все же следовало бы подумать о продлении указанных сроков. Стратегический вакуум Наблюдаемые сегодня проблемы в сфере миграции обусловлены как объективными трудностями реорганизационного периода, так и определенными недочетами в правоприменительной практике, которые усугубляются отсутствием общего понимания дальнейшего пути развития названной сферы, сформулировала доктор экономических наук, профессор Ирина Ивахнюк. Между тем, опыт тех же европейских государств, где вопросы миграции весьма обострились на сегодня, подтверждает необходимость соответствующей продуманной долгосрочной стратегии. Но такой стратегии в России пока нет, констатировала Ивахнюк. По ее словам, попытку заполнить этот вакуум предпринял возглавляемый Алексеем Кудриным ЦСР, который при разработке стратегии развития России до 2035 г. также задействовал экспертов по миграционной политике. И все специалисты согласились с необходимостью системного подхода в данной области, значимость которой на фоне усиления демографических проблем и увеличения дефицита трудовых ресурсов и далее будет возрастать, заключила аналитик. Таким образом, в перспективе, очевидно, предстоит разработать комплексную стратегию выстраивания трехуровневой системы отношений с потенциальными представителями российского мира. При этом на первом ее уровне регламентировались бы взаимоотношения с приезжими, краткосрочно пребывающими в РФ, в частности трудовыми мигрантами. Понятно, что отношения с ними в первую очередь должны определяться экономическими интересами РФ и необходимостью обеспечения безопасности как для принимающей стороны, так и для въезжающих сюда. Причем соответствующие механизмы следует сделать максимально прозрачными и понятными для всех участников, с тем, в том числе, чтобы укрепить их желание вновь приехать в Россию и, возможно, уже на долгосрочной основе. Собственно, те же условия максимальной прозрачности и простоты минимального набора надлежащих бюрократических процедур важно обеспечить и в рамках второго уровня, ориентированного на потенциальных соискателей российского гражданства. И наконец, третьим уровнем охватывались бы родственные зарубежные диаспоры, которые служат опорой для России в других странах и способствуют формированию дружественной для нее среды в окружающем мире. Разумеется, и задача формирования действенных авторитетных зарубежных диаспор требует не эпизодических "ритуально балалаечных" мероприятий, но комплексной системной работы. И хотя за минувшие годы Москва продвинулась в упомянутых направлениях, в данной сфере по-прежнему наблюдаются непродуманные, а нередко и противоречащие друг другу решения, оговорила Ивахнюк. К таковым, по ее мнению, следует отнести и введение достаточно сложного для приезжих сезонных рабочих экзамена на знание языка и истории России, который, как может показаться, был придуман лишь для выколачивания денег. Разработку искомой стратегии, очевидно, облегчило бы наличие соответствующей ответственной структуры. Тогда как от управления по миграции в составе правоохранительного ведомства вряд ли стоит ожидать подготовки назревших системных решений. Кстати, как полагает Константин Затулин, на базе ФМС следовало бы создать министерство в составе правительства с учетом всего комплекса социальных, экономических и политических задач, которые просто не под силу подразделению МВД, занятому документальным учетом и контролем.