"Большинство руководителей — талантливые любители". 4 мифа о роли топ-менеджера - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ "Большинство руководителей — талантливые любители". 4 мифа о роли топ-менеджера - «Новости Дня»


"Большинство руководителей — талантливые любители". 4 мифа о роли топ-менеджера - «Новости Дня»

В сказки можно верить, сказки можно любить, но очень страшно, когда руководитель пытается в сказке жить. В бизнесе существуют множество мифов.
Александр Фридман, эксперт по менеджменту и профессиональной эксплуатации персонала:
В сказки можно верить, но в сказках не стоит жить. Жить можно только в одной сказке, которую вы создадите своими руками. Поэтому будьте профессионалами. Помните, что путь руководителя – это путь воина. То есть вершина мастерства недостижима и каждый день нам дан, чтобы на один шаг к ней приблизиться. Мастер — это не тот, кто залез на вершину, это тот, кто всегда в пути. 
Миф №1. Миф об отличных подчиненных. 
Что нужно, чтобы бизнес был успешен? Нужны хорошие подчиненные. Портрет хорошего подчиненного можно увидеть в любом объявлении: «Требуется целеустремленный, активный, способный к многозадачности, умеющий работать в команде, дисциплинированный, ответственный, мотивированный сотрудник». Так и видишь, как бедный неприкаянный подчиненный бродит среди различных заборов до тех пор, пока не наткнется на ваше объявление. 
В Японии существует очень правильное выражение: «Правильный подбор намного важнее мотивации». Имеется в виду, что если мы подобрали правильного сотрудника, то вывешивать какие-то кренделечки из мотивации не нужно, он будет работать сам. 
Но что такое хороший сотрудник? Он обладает этикой,  фантастическим профессионализмом и заряжен на результат. Управлять такими людьми одно удовольствие. Остается вопрос: «Где взять таких людей в достаточном количестве?». Я считаю, что профессиональный руководитель заслуживает своих сотрудников. Профессиональный руководитель получает результаты от обычных людей со всеми их достоинствами и недостатками, обладающими базовыми характеристиками. 
Итак, руководитель должен уметь получать результат, управляя обычными людьми, а не сидеть с тоской, ожидая летучие бригады Бетмэнов, которые когда-нибудь окажутся под его руководством. У хорошего руководителя плохих подчиненных не бывает — одни работают, так как надо, другие на пути к этому состоянию, а третьих просто нет в компании. 
Миф №2. Кто такой руководитель? Это призвание, крест, счастье. 
Руководитель — это профессия. С одной стороны – это хорошо, потому что профессию можно освоить. С другой стороны, это плохо, потому что если ее не освоишь, она когда-нибудь начнет тебе мстить. 
Безусловно, встречаются способные, талантливые люди, даже гении. Гений — это человек, который интуитивно всегда получает отменные результаты. Гений никогда не может объяснить своих подходов, но он всегда обеспечивает блестящие решения. Но, как говорит гуру менеджмента Михаил Жванецкий: «Ты гений? Иди домой!». Повторить путь гения нельзя, потому что он всегда иррационален. 
Если вы не родились гением, то у вас остается выбор — быть профессионалом или любителем. Профессионалом, к сожалению, нельзя родиться. Им можно только стать. Поэтому если судьба не подарила вам счастье родиться гением менеджмента, то у вас остается выбор между профессионалом и любителем. Но если вы не делаете выбор, то выбор чуть позже обязательно делает вас. 
Конечно, если у вас отменные способности к менеджменту, то ваши интуитивные действия будут достаточно близко к профессионализму. И этим можно удовлетвориться или нет.
К сожалению, большинство руководителей — успешные, талантливые любители. Но кем быть – каждый решает сам для себя. 
Миф №3. Что такое управление? Управление равно лидерству.
Чтобы хорошо управлять, нужно быть лидером. А что такое – быть лидером? Это слово имеет множество различных трактовок, к нему привешивают множество прилагательных — преобразующее лидерство, трансформирующее лидерство, вдохновляющее лидерство, опережающее лидерство. 
На самом деле, как мне кажется, существуют несколько подходов к лидерству, к управлению. Руководитель — это профессия, у которой есть инструменты. Инструменты руководителя (компетенции) можно разделить на административные (делегирование, контроль) и лидерские. Иногда принято сравнивать руководителя (менеджера) и лидера. Причем сравнение происходит всегда в пользу лидера: «Менеджер контролирует и надзирает, а лидер — вдохновляет».
На самом деле, 75-80% задач решаются административным набором компетенций. И только 20% — лидерскими, которые, на мой взгляд, являются более тюнинговыми. Без точно выстроенных административных компетенций хороших результатов в долгосрочной перспективе не получить. На краткосрочной перспективе лидерские компетенции могут действительно кого-то поднять в атаку, но они не могут обеспечить стабильных результатов. Значит, качественное управление вовсе не равно лидерству. Бессмысленно сравнивать и противопоставлять административный и лидерский подходы. Профессиональное управление предполагает должную комбинацию профессиональных и лидерских подходов. Можно предположить, что на разных иерархических уровнях эта комбинация будет разная. 
Миф №4. Что должен делать лидер? Лидер должен вдохновлять, мотивировать, возбуждать, раскрывать таланты, предоставлять возможности для развития и создавать творческую обстановку…
Действительно, все это необходимо уметь, но всегда ли достаточно вдохновить? И разве не бывает ситуаций, когда лидер должен уметь пресечь неправильное поведение? Конечно, бывает. Значит, есть темная сторона лидерства. 
Положительные эмоции, это, конечно, здорово, но если мы чуть-чуть копнем базу психологии, то узнаем, что положительные эмоции вселяют уверенность, дают кураж и некое возбуждение, но при этом вдохновленный человек часто действует слишком размашисто, не просчитывает последствий своих действий, чрезмерно самоуверен и поэтому может недостаточно тщательно прорабатывать какие-то вопросы. Да, положительные эмоции дают огромный возбуждающе-вдохновляющий эффект, но они же дают «иллюзию всемогущества». Негативные эмоции в разумном количестве приводят к осторожности, тщательности, предусмотрительности.
Лидер должен мотивировать сотрудников. 
Действительно, должен. Каким образом? И если мы создадим вдохновляющую обстановку, дадим людям прекрасный офис и необходимые условия для раскрытия потенциала, все ли люди воспользуются этим во благо? Человек, которому что-то досталось даром, начинает это потреблять как должное и вовсе не считает, что он должен что-то в ответ сделать. Это не свинство, как многие думают. Это нормально. 
Очень многие руководители мотивацию воспринимают как волшебный порошок Урфина Джюса. Люди постоянно ищут рецепт этого порошка, но, создавая мотивирующую обстановку в компании, удивляются: «А где производительность?».
Какие бывают виды мотивации? Нравственно-этическая мотивация идет от характера человека, когда его требования к себе выше, чем требования системы. Человек не умеет плохо работать. Есть одна проблема — таких людей мало. Обычно 10% от социума. Второй вид мотивации — мотивация к достижениям. Человек может производительно и качественно работать, потому что заинтересован в каких-то результатах – в самих результатах, в деньгах, в похвале, в уважении. Третий вид мотивации – мотивация к избеганию. Человек может что-то делать, а может чего-то не делать, потому что опасается получить «люлей».
Фокус в том, что у каждого человека все три вида мотивации встречаются. Какой-то вид мотивации является ведущим, но присутствуют все три. И руководитель должен уметь создать все три вида мотивации, подогнать их индивидуально. Но в чем трудность индивидуального подхода? Когда мы говорим о крупной компании, то индивидуализация мотивации иногда обходится слишком дорого. 
Эффективное руководство невозможно без должной толики принуждения. И не надо бояться этого слова. Любой регламент является элементом принуждения. Руководитель должен уметь сочетать управленческие компетенции, чтобы создать должную мотивационную гамму. Говорят, что принуждение вызывает страх, но страх бывает разный – полезный и вредный. Полезный страх — это когда я не лезу мокрыми пальцами в розетку, а вредный — когда я, зная, что на кухне есть электрический ток, вообще боюсь зайти в квартиру. 
Частью вектора принуждения, безусловно, является наказание. И вот тут возникает вопрос — можно ли наказывать подчиненных. Черная дыра в мировом менеджменте. Я ни в одном учебнике не встретил главы «Как наказывать подчиненных». Но все руководители делают это. Потому что у всех руководителей возникает вопрос: «Что делать с человеком, который неправильно себя ведет?». То есть мы с вами допустили, что наказание в принципе возможно. 
«Для чего наказывать подчиненных?» На мой взгляд, наказание является способом исправления. Наказание ни в коем случае не должно превращаться в унижение, глумление, чморение, издевательство, оскорбление. Я сталкивался с гуманистами, которые говорят: «Наказывать нельзя, надо увольнять». Наказание — это способ исправления, вопреки желаниям человека. Это означает, что другие методы воздействия не сработали. Конечно, параллельно с наказанием или сразу после него нужно изучить, где в методе воздействия произошел промах. 
«За что наказывать?» Прежде чем наказывать, руководитель должен выстроить внятную систему координат. Эта система координат должна быть абсолютно прозрачна с точки зрения ее элементов и абсолютно понятна с точки зрения ее логики. Она должна быть собрана так, чтобы способствовать интересам дела. Систему координат можно собирать из принципов, правил, которыми поддерживаются принципы, а также из определений (расшифровок тех или иных слов). За ошибки нельзя наказывать и одно из важных лидерских правил: «терпимость к ошибкам и нетерпимость к проступкам». 
«Как наказывать?» Есть два варианта наказания — моральное и материальное. Я полностью отказываюсь от материальных наказаний людей мыслящих и считаю, что их надо наказывать только морально, потому что материальное наказание — это внутрикорпоративная коррупция, а перечень штрафов является коррупционным списком «сколько стоит каждое нарушение». Это нарушает нравственные принципы и порождает странные отношения: «Если я оплатил штраф, означает ли это, что я имею право повторно совершить проступок и оплатить его?».

В сказки можно верить, сказки можно любить, но очень страшно, когда руководитель пытается в сказке жить. В бизнесе существуют множество мифов. Александр Фридман, эксперт по менеджменту и профессиональной эксплуатации персонала: В сказки можно верить, но в сказках не стоит жить. Жить можно только в одной сказке, которую вы создадите своими руками. Поэтому будьте профессионалами. Помните, что путь руководителя – это путь воина. То есть вершина мастерства недостижима и каждый день нам дан, чтобы на один шаг к ней приблизиться. Мастер — это не тот, кто залез на вершину, это тот, кто всегда в пути. Миф №1. Миф об отличных подчиненных. Что нужно, чтобы бизнес был успешен? Нужны хорошие подчиненные. Портрет хорошего подчиненного можно увидеть в любом объявлении: «Требуется целеустремленный, активный, способный к многозадачности, умеющий работать в команде, дисциплинированный, ответственный, мотивированный сотрудник». Так и видишь, как бедный неприкаянный подчиненный бродит среди различных заборов до тех пор, пока не наткнется на ваше объявление. В Японии существует очень правильное выражение: «Правильный подбор намного важнее мотивации». Имеется в виду, что если мы подобрали правильного сотрудника, то вывешивать какие-то кренделечки из мотивации не нужно, он будет работать сам. Но что такое хороший сотрудник? Он обладает этикой, фантастическим профессионализмом и заряжен на результат. Управлять такими людьми одно удовольствие. Остается вопрос: «Где взять таких людей в достаточном количестве?». Я считаю, что профессиональный руководитель заслуживает своих сотрудников. Профессиональный руководитель получает результаты от обычных людей со всеми их достоинствами и недостатками, обладающими базовыми характеристиками. Итак, руководитель должен уметь получать результат, управляя обычными людьми, а не сидеть с тоской, ожидая летучие бригады Бетмэнов, которые когда-нибудь окажутся под его руководством. У хорошего руководителя плохих подчиненных не бывает — одни работают, так как надо, другие на пути к этому состоянию, а третьих просто нет в компании. Миф №2. Кто такой руководитель? Это призвание, крест, счастье. Руководитель — это профессия. С одной стороны – это хорошо, потому что профессию можно освоить. С другой стороны, это плохо, потому что если ее не освоишь, она когда-нибудь начнет тебе мстить. Безусловно, встречаются способные, талантливые люди, даже гении. Гений — это человек, который интуитивно всегда получает отменные результаты. Гений никогда не может объяснить своих подходов, но он всегда обеспечивает блестящие решения. Но, как говорит гуру менеджмента Михаил Жванецкий: «Ты гений? Иди домой!». Повторить путь гения нельзя, потому что он всегда иррационален. Если вы не родились гением, то у вас остается выбор — быть профессионалом или любителем. Профессионалом, к сожалению, нельзя родиться. Им можно только стать. Поэтому если судьба не подарила вам счастье родиться гением менеджмента, то у вас остается выбор между профессионалом и любителем. Но если вы не делаете выбор, то выбор чуть позже обязательно делает вас. Конечно, если у вас отменные способности к менеджменту, то ваши интуитивные действия будут достаточно близко к профессионализму. И этим можно удовлетвориться или нет. К сожалению, большинство руководителей — успешные, талантливые любители. Но кем быть – каждый решает сам для себя. Миф №3. Что такое управление? Управление равно лидерству. Чтобы хорошо управлять, нужно быть лидером. А что такое – быть лидером? Это слово имеет множество различных трактовок, к нему привешивают множество прилагательных — преобразующее лидерство, трансформирующее лидерство, вдохновляющее лидерство, опережающее лидерство. На самом деле, как мне кажется, существуют несколько подходов к лидерству, к управлению. Руководитель — это профессия, у которой есть инструменты. Инструменты руководителя (компетенции) можно разделить на административные (делегирование, контроль) и лидерские. Иногда принято сравнивать руководителя (менеджера) и лидера. Причем сравнение происходит всегда в пользу лидера: «Менеджер контролирует и надзирает, а лидер — вдохновляет». На самом деле, 75-80% задач решаются административным набором компетенций. И только 20% — лидерскими, которые, на мой взгляд, являются более тюнинговыми. Без точно выстроенных административных компетенций хороших результатов в долгосрочной перспективе не получить. На краткосрочной перспективе лидерские компетенции могут действительно кого-то поднять в атаку, но они не могут обеспечить стабильных результатов. Значит, качественное управление вовсе не равно лидерству. Бессмысленно сравнивать и противопоставлять административный и лидерский подходы. Профессиональное управление предполагает должную комбинацию профессиональных и лидерских подходов. Можно предположить, что на разных иерархических уровнях эта комбинация будет разная. Миф №4. Что должен делать лидер? Лидер должен вдохновлять, мотивировать, возбуждать, раскрывать таланты, предоставлять возможности для развития и создавать творческую обстановку… Действительно, все это необходимо уметь, но всегда ли достаточно вдохновить? И разве не бывает ситуаций, когда лидер должен уметь пресечь неправильное поведение? Конечно, бывает. Значит, есть темная сторона лидерства. Положительные эмоции, это, конечно, здорово, но если мы чуть-чуть копнем базу психологии, то узнаем, что положительные эмоции вселяют уверенность, дают кураж и некое возбуждение, но при этом вдохновленный человек часто действует слишком размашисто, не просчитывает последствий своих действий, чрезмерно самоуверен и поэтому может недостаточно тщательно прорабатывать какие-то вопросы. Да, положительные эмоции дают огромный возбуждающе-вдохновляющий эффект, но они же дают «иллюзию всемогущества». Негативные эмоции в разумном количестве приводят к осторожности, тщательности, предусмотрительности. Лидер должен мотивировать сотрудников. Действительно, должен. Каким образом? И если мы создадим вдохновляющую обстановку, дадим людям прекрасный офис и необходимые условия для раскрытия потенциала, все ли люди воспользуются этим во благо? Человек, которому что-то досталось даром, начинает это потреблять как должное и вовсе не считает, что он должен что-то в ответ сделать. Это не свинство, как многие думают. Это нормально. Очень многие руководители мотивацию воспринимают как волшебный порошок Урфина Джюса. Люди постоянно ищут рецепт этого порошка, но, создавая мотивирующую обстановку в компании, удивляются: «А где производительность?». Какие бывают виды мотивации? Нравственно-этическая мотивация идет от характера человека, когда его требования к себе выше, чем требования системы. Человек не умеет плохо работать. Есть одна проблема — таких людей мало. Обычно 10% от социума. Второй вид мотивации — мотивация к достижениям. Человек может производительно и качественно работать, потому что заинтересован в каких-то результатах – в самих результатах, в деньгах, в похвале, в уважении. Третий вид мотивации – мотивация к избеганию. Человек может что-то делать, а может чего-то не делать, потому что опасается получить «люлей». Фокус в том, что у каждого человека все три вида мотивации встречаются. Какой-то вид мотивации является ведущим, но присутствуют все три. И руководитель должен уметь создать все три вида мотивации, подогнать их индивидуально. Но в чем трудность индивидуального подхода? Когда мы говорим о крупной компании, то индивидуализация мотивации иногда обходится слишком дорого. Эффективное руководство невозможно без должной толики принуждения. И не надо бояться этого слова. Любой регламент является элементом принуждения. Руководитель должен уметь сочетать управленческие компетенции, чтобы создать должную мотивационную гамму. Говорят, что принуждение вызывает страх, но страх бывает разный – полезный и вредный. Полезный страх — это когда я не лезу мокрыми пальцами в розетку, а вредный — когда я, зная, что на кухне есть электрический ток, вообще боюсь зайти в квартиру. Частью вектора принуждения, безусловно, является наказание. И вот тут возникает вопрос — можно ли наказывать подчиненных. Черная дыра в мировом менеджменте. Я ни в одном учебнике не встретил главы «Как наказывать подчиненных». Но все руководители делают это. Потому что у всех руководителей возникает вопрос: «Что делать с человеком, который неправильно себя ведет?». То есть мы с вами допустили, что наказание в принципе возможно. «Для чего наказывать подчиненных?» На мой взгляд, наказание является способом исправления. Наказание ни в коем случае не должно превращаться в унижение, глумление, чморение, издевательство, оскорбление. Я сталкивался с гуманистами, которые говорят: «Наказывать нельзя, надо увольнять». Наказание — это способ исправления, вопреки желаниям человека. Это означает, что другие методы воздействия не сработали. Конечно, параллельно с наказанием или сразу после него нужно изучить, где в методе воздействия произошел промах. «За что наказывать?» Прежде чем наказывать, руководитель должен выстроить внятную систему координат. Эта система координат должна быть абсолютно прозрачна с точки зрения ее элементов и абсолютно понятна с точки зрения ее логики. Она должна быть собрана так, чтобы способствовать интересам дела. Систему координат можно собирать из принципов, правил, которыми поддерживаются принципы, а также из определений (расшифровок тех или иных слов). За ошибки нельзя наказывать и одно из важных лидерских правил: «терпимость к ошибкам и нетерпимость к проступкам». «Как наказывать?» Есть два варианта наказания — моральное и материальное. Я полностью отказываюсь от материальных наказаний людей мыслящих и считаю, что их надо наказывать только морально, потому что материальное наказание — это внутрикорпоративная коррупция, а перечень штрафов является коррупционным списком «сколько стоит каждое нарушение». Это нарушает нравственные принципы и порождает странные отношения: «Если я оплатил штраф, означает ли это, что я имею право повторно совершить проступок и оплатить его?».


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика