Изъятие детей: отчуждение семьи от общества - «ДНР и ЛНР» » «Новости Дня»

✔ Изъятие детей: отчуждение семьи от общества - «ДНР и ЛНР»


Изъятие детей: отчуждение семьи от общества - «ДНР и ЛНР»

Изъятие детей из семьи – не такое уж редкое явление в наши дни. Распространённая в Европе практика становится частой и в России, являя собой обострение противоречий между декларируемыми в обществе ценностями и реальным положением дел.

Роль семьи признаётся сегодня ведущей в воспитании детей. При этом многие семьи не справляются с этой задачей или справляются плохо. И государство считает возможным забирать из таких семей детей и помещать их в детские дома или передавать в другие семьи. Проблема возникает тогда, когда родители не согласны, полагая, что выполняют родительские обязанности в меру возможностей и имеют право воспитывать своих детей по своему усмотрению. Родители не согласны в большинстве случаев изъятия детей, и это раскрывает несовпадение представлений семьи и органов опеки о том, что для детей хорошо, а что плохо.

Не секрет, что детей в основном изымают из так называемых неблагополучных семей, где ребёнку не обеспечиваются или недостаточно обеспечиваются элементарные условия жизни. Причины этого могут быт разные, но одна из них лежит на поверхности: минимальный размер оплаты труда в России составляет 7800 рублей, и по признанию вице-премьера О. Голодец, зарплату на уровне МРОТ получают около 5 млн. работающих в России. При этом чертой бедности считается доход в 9956 рублей на душу населения. Плюс 4 млн. безработных (максимальный размер пособия по безработице составляет 4900 рублей, минимальный – 850 рублей). Явление, которое Голодец назвала «уникальным» — работающие бедные, никак не способствует улучшению условий жизни семей с детьми. Изъять в таком случае ребёнка государству конечно легче, чем обеспечить занятость и достойную оплату труда.

Однако известно, что материальное благополучие семьи не гарантирует безопасность для жизни и здоровья детей, а также адекватное общественным установкам воспитание. Сообщения о случаях самоубийств среди детей или жестокости и агрессии со стороны детей и других их антиобщественных поступках часто сопровождаются информацией о том, что эти дети росли в благополучных семьях.

В любом случае происходит столкновение общественного и семейного, не приносящее пользу ни тому, ни другому, вызывающее бурные дискуссии, призванные найти пути регулирования общественно-семейных отношений: вносятся бесконечные поправки в семейное законодательство, Церковь спешит осудить и зовёт каяться в храмы.

Взаимодействия семьи и общества в воспитании детей нет, в конечном счёте общество всё больше требует и контролирует, а семьи вынуждены своими силами подстраиваются, какие-то делают это более успешно, какие-то — менее.

И в этих условиях существует ещё одно явление – стремление некоторых родителей если не изъять из общества своих детей, то в значительной мере ограничить влияние этого общества. И такое могут позволить себе как раз благополучные семьи, к которым претензий со стороны общества нет, но есть обратные претензии у родителей.

Чаще всего такие родители не доверяют детским образовательным учреждениям – детским садам и школам. И если дошкольное воспитание и образование в семье всегда считалось нормой, то лишение ребёнка школьного опыта было исключительным случаем. Сегодня это не исключение, а предоставленная законом возможность, которой некоторые родители охотно пользуются. Не у всех получается организовать семейное обучение, т.к. дело это нелёгкое, но желание такое есть, и многих родителей останавливает лишь опасение, что они не справятся.

Что же не устраивает родителей в системе школьного образования? Прежде всего, это учебные нагрузки, которые так и остаются лишь нагрузками, т.е. тем грузом, который детям приходится тащить, зачастую вместе с родителями, без большой пользы для интеллектуального развития. Многие родители жалуются, что школа только задаёт и контролирует. Детям приходится и осваивать, и закреплять учебный материал самостоятельно, и при этом они должны непременно 6-8 уроков отсидеть в школе. Пропущенная контрольная грозит «неудами», снижением баллов и места в рейтинге класса или школы, что психологически давит на школьников.

Школьная обстановка также беспокоит родителей. Взаимоотношения между детьми, которые иногда бывают весьма жёсткими, это одна сторона. Другая сторона – взаимоотношения с учителями. Если кто не знает, сегодня учителю совсем не обязательно быть старшим наставником, воспитателем и учителем с большой буквы. Сегодня учитель это главным образом преподаватель своего предмета. И если у него не заладились отношения с аудиторией, то, пусть возраст этой аудитории 11-13 лет, виновата, как правило, аудитория. Тогда расстроенный преподаватель обращается к штатному психологу, который начинает воспитывать в аудитории уважение к преподавателю – «человеку с высшим образованием, который приходит в школу работать, а ему мешают».

Семья – вот среда, которая воспитывает: так убеждают родителей, а школа даёт знания. Но и школа воспитывает, и иногда школьное воспитание приводит родителей, мягко говоря, в недоумение. Так, недавно в одной из московских школ старшеклассники на школьном конкурсе художественной самодеятельности выступили с музыкальным номером… «танец элитных проституток». Это информация не из Интернета – автор этих строк лично видела запись этого номера, которая была сделана человеком, присутствовавшем на том концерте. Идея номера принадлежала классному руководителю, которая является большой поклонницей сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — оттуда сцена танцующих под «Тум-балалайку» проституток и наблюдающих за ними бандитов перекочевала на школьную сцену. Класс занял в конкурсе первое место и, как отметили участники, всем понравилось. Не понравилось некоторым родителям. Скандала не было, но недоумение осталось. Впрочем, для коллективного представления старшеклассникам сегодня трудно предложить что-то интересное – «хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» им вряд ли подойдёт, «Яростный стройотряд» или «Гимн демократической молодёжи» — тем более. Современная попса не лучше, а то и хуже «Тум-балалайки». Ну а тема разврата и бандитизма из актуальных сегодня. Другое дело – зачем художественными средствами и силами детей моделировать это. Вероятно, с какими-то воспитательными целями или просто чтобы дети получили удовольствие от творчества. Надо сказать, наибольшее удовольствие получили от участия в номере мальчики, изображавшие бандитов. Во всяком случае, изображали они удовольствие, требуемое по сюжету, хорошо.

Наверное, найдётся немало родителей, которые были бы не в восторге от такого воспитательного мероприятия. Детское художественное творчество это хорошо, но если такое, то лучше не надо никакого вовсе. И подобное также является мотивом для взрослых «изымать» своих детей из образовательных учреждений и переводить их на исключительно семейное воспитание и обучение.

Семья или школа – решает государство или родители, исходя из своих представлений, которые зачастую противоречат друг другу. А дети хотят быть в семье и посещать школу, потому что им нужно и внимание родителей, и общество сверстников, да и посторонних взрослых людей тоже. И дети в этом смысле представляют собой ту единственную социальную группу, которая самыми своими естественными желаниями противостоит отчуждению семьи от общества и более всего страдает от этого отчуждения. И если дети – наше будущее, то каждое новое поколение детей пока ещё может служить нам ориентиром для социального развития.

Татьяна Васильева

Изъятие детей из семьи – не такое уж редкое явление в наши дни. Распространённая в Европе практика становится частой и в России, являя собой обострение противоречий между декларируемыми в обществе ценностями и реальным положением дел. Роль семьи признаётся сегодня ведущей в воспитании детей. При этом многие семьи не справляются с этой задачей или справляются плохо. И государство считает возможным забирать из таких семей детей и помещать их в детские дома или передавать в другие семьи. Проблема возникает тогда, когда родители не согласны, полагая, что выполняют родительские обязанности в меру возможностей и имеют право воспитывать своих детей по своему усмотрению. Родители не согласны в большинстве случаев изъятия детей, и это раскрывает несовпадение представлений семьи и органов опеки о том, что для детей хорошо, а что плохо. Не секрет, что детей в основном изымают из так называемых неблагополучных семей, где ребёнку не обеспечиваются или недостаточно обеспечиваются элементарные условия жизни. Причины этого могут быт разные, но одна из них лежит на поверхности: минимальный размер оплаты труда в России составляет 7800 рублей, и по признанию вице-премьера О. Голодец, зарплату на уровне МРОТ получают около 5 млн. работающих в России. При этом чертой бедности считается доход в 9956 рублей на душу населения. Плюс 4 млн. безработных (максимальный размер пособия по безработице составляет 4900 рублей, минимальный – 850 рублей). Явление, которое Голодец назвала «уникальным» — работающие бедные, никак не способствует улучшению условий жизни семей с детьми. Изъять в таком случае ребёнка государству конечно легче, чем обеспечить занятость и достойную оплату труда. Однако известно, что материальное благополучие семьи не гарантирует безопасность для жизни и здоровья детей, а также адекватное общественным установкам воспитание. Сообщения о случаях самоубийств среди детей или жестокости и агрессии со стороны детей и других их антиобщественных поступках часто сопровождаются информацией о том, что эти дети росли в благополучных семьях. В любом случае происходит столкновение общественного и семейного, не приносящее пользу ни тому, ни другому, вызывающее бурные дискуссии, призванные найти пути регулирования общественно-семейных отношений: вносятся бесконечные поправки в семейное законодательство, Церковь спешит осудить и зовёт каяться в храмы. Взаимодействия семьи и общества в воспитании детей нет, в конечном счёте общество всё больше требует и контролирует, а семьи вынуждены своими силами подстраиваются, какие-то делают это более успешно, какие-то — менее. И в этих условиях существует ещё одно явление – стремление некоторых родителей если не изъять из общества своих детей, то в значительной мере ограничить влияние этого общества. И такое могут позволить себе как раз благополучные семьи, к которым претензий со стороны общества нет, но есть обратные претензии у родителей. Чаще всего такие родители не доверяют детским образовательным учреждениям – детским садам и школам. И если дошкольное воспитание и образование в семье всегда считалось нормой, то лишение ребёнка школьного опыта было исключительным случаем. Сегодня это не исключение, а предоставленная законом возможность, которой некоторые родители охотно пользуются. Не у всех получается организовать семейное обучение, т.к. дело это нелёгкое, но желание такое есть, и многих родителей останавливает лишь опасение, что они не справятся. Что же не устраивает родителей в системе школьного образования? Прежде всего, это учебные нагрузки, которые так и остаются лишь нагрузками, т.е. тем грузом, который детям приходится тащить, зачастую вместе с родителями, без большой пользы для интеллектуального развития. Многие родители жалуются, что школа только задаёт и контролирует. Детям приходится и осваивать, и закреплять учебный материал самостоятельно, и при этом они должны непременно 6-8 уроков отсидеть в школе. Пропущенная контрольная грозит «неудами», снижением баллов и места в рейтинге класса или школы, что психологически давит на школьников. Школьная обстановка также беспокоит родителей. Взаимоотношения между детьми, которые иногда бывают весьма жёсткими, это одна сторона. Другая сторона – взаимоотношения с учителями. Если кто не знает, сегодня учителю совсем не обязательно быть старшим наставником, воспитателем и учителем с большой буквы. Сегодня учитель это главным образом преподаватель своего предмета. И если у него не заладились отношения с аудиторией, то, пусть возраст этой аудитории 11-13 лет, виновата, как правило, аудитория. Тогда расстроенный преподаватель обращается к штатному психологу, который начинает воспитывать в аудитории уважение к преподавателю – «человеку с высшим образованием, который приходит в школу работать, а ему мешают». Семья – вот среда, которая воспитывает: так убеждают родителей, а школа даёт знания. Но и школа воспитывает, и иногда школьное воспитание приводит родителей, мягко говоря, в недоумение. Так, недавно в одной из московских школ старшеклассники на школьном конкурсе художественной самодеятельности выступили с музыкальным номером… «танец элитных проституток». Это информация не из Интернета – автор этих строк лично видела запись этого номера, которая была сделана человеком, присутствовавшем на том концерте. Идея номера принадлежала классному руководителю, которая является большой поклонницей сериала «Жизнь и приключения Мишки Япончика» — оттуда сцена танцующих под «Тум-балалайку» проституток и наблюдающих за ними бандитов перекочевала на школьную сцену. Класс занял в конкурсе первое место и, как отметили участники, всем понравилось. Не понравилось некоторым родителям. Скандала не было, но недоумение осталось. Впрочем, для коллективного представления старшеклассникам сегодня трудно предложить что-то интересное – «хор половецких девушек» из оперы «Князь Игорь» им вряд ли подойдёт, «Яростный стройотряд» или «Гимн демократической молодёжи» — тем более. Современная попса не лучше, а то и хуже «Тум-балалайки». Ну а тема разврата и бандитизма из актуальных сегодня. Другое дело – зачем художественными средствами и силами детей моделировать это. Вероятно, с какими-то воспитательными целями или просто чтобы дети получили удовольствие от творчества. Надо сказать, наибольшее удовольствие получили от участия в номере мальчики, изображавшие бандитов. Во всяком случае, изображали они удовольствие, требуемое по сюжету, хорошо. Наверное, найдётся немало родителей, которые были бы не в восторге от такого воспитательного мероприятия. Детское художественное творчество это хорошо, но если такое, то лучше не надо никакого вовсе. И подобное также является мотивом для взрослых «изымать» своих детей из образовательных учреждений и переводить их на исключительно семейное воспитание и обучение. Семья или школа – решает государство или родители, исходя из своих представлений, которые зачастую противоречат друг другу. А дети хотят быть в семье и посещать школу, потому что им нужно и внимание родителей, и общество сверстников, да и посторонних взрослых людей тоже. И дети в этом смысле представляют собой ту единственную социальную группу, которая самыми своими естественными желаниями противостоит отчуждению семьи от общества и более всего страдает от этого отчуждения. И если дети – наше будущее, то каждое новое поколение детей пока ещё может служить нам ориентиром для социального развития. Татьяна Васильева


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→