✔ Пашинян взял под контроль «Еркрапа»: история подъема и упадка - «Большой Кавказ»
Николай 8-04-2019, 16:54 193 Мир / Большой Кавказ
ПОХОЖИЕ
12:58Внеочередной съезд Союза добровольцев карабахской войны «Еркрапа» 7 апреля в Ереване и избрание на пост нового руководителя этой организации Сасуна Микаеляна — близкого соратника премьер-министра Никола Пашиняна — фактически засвидетельствовали переход «корпорации» ветеранов под контроль армянского премьера. При этом председателем «Еркрапа» стал человек, который еще в июне прошлого года заявлял, что не будет претендовать на эту должность, даже если его будут умолять об этом.
Логика членов «Еркрапа», некогда всесильной в общественно-политическом плане армянской организации, понятна. Для выживания ей как воздух нужны ресурсы и политическая поддержка. Ведь арест предыдущего руководителя «Еркрапа» генерала Манвела Григоряна нанес мощный удар по влиянию и авторитету «касты» ветеранов — добровольцев карабахской войны.
Союз добровольцев «Еркрапа» был основан в 1993 году и объединяет ветеранов карабахской войны. С 1999 года, после гибели своего основателя и лидера Вазгена Саркисяна в результате террористического акта в армянском парламенте, организацию возглавил его соратник — генерал Манвел Григорян. Он однако был арестован в рамках антикоррупционного расследования в июне прошлого года, и с тех пор пост главы «Еркрапа» оставался вакантным.
С другой стороны, на фоне активизации «мирного процесса» с Азербайджаном самому премьер-министру Николу Пашиняну было крайне важно взять под контроль организацию ветеренов, дабы исключить возможные резкие и непрогнозируемые действия со стороны его членов на случай перехода переговорного процесса из стадии обсуждения в стадию реализации достигнутых с Ильхамом Алиевым договоренностей. Этим и объясняется, видимо, назначение Сасуна Микаеляна «против его собственной воли» руководителем «Еркрапа».
Ослабление позиций «Еркрапа»
Союз добровольцев утратил свою былую популярность. Бывший лидер организации Манвел Григорян, в прошлом одна из влиятельных фигур в Армении, в настоящее время арестован и обвиняется в незаконном хранении оружия и присвоении чужого имущества. Под тяжестью обвинений и общественного негодования долгое время организация не приходила в себя и искала нового лидера.
Ослабление столь важной и влиятельной для воюющей страны структуры, как «Еркрапа», в которой сконцентрирована бывшая военная элита страны, наблюдатели объясняют несколькими причинами, в том числе постепенной трансформацией этой организации в бизнес-структуру, изменением общего политического климата в Армении, сменой поколений и, наконец, переменчивой позицией «Еркрапа» относительно разворачивающихся в стране политических процессов за последние 15–20 лет.
В настоящее время Союз добровольцев «Еркрапа» больше напоминает обычное НКО, нежели влиятельную структуру, способную (как в недалёком прошлом) стать локомотивом процессов в судьбоносные для страны периоды.
Эпоха подъёма военной элиты
«Еркрапа» начал постепенно отходить от эпицентра политических событий в Армении после трагической гибели своего лидера Вазгена Саркисяна во время теракта в парламенте в октябре 1999 года. Весь предшествующий этому период (1994–1999 гг.) в руках военных были сконцентрированы бизнес-преференции и рычаги управления страной.
Основателю «корпорации» ветеранов карабахской войны, национальному герою Армении покойному Вазгену Саргсяну 5 марта исполнилось бы 60 лет. Вазген — бывший спортсмен и преподаватель Ереванского института физической культуре. Как и многие другие, с началом карабахской войны он сформировал отряд добровольцев и принял участие в боевых действиях. Он прошёл всю карабахскую войну, стал инициатором формирования регулярной армии из добровольческих отрядов.
«Одним из важнейших вкладов Вазгена Саркисяна является объединение добровольческих отрядов и их постепенная интеграция с регулярной армией. Это очень сложный процесс. Во многих странах, особенно в тех, где создание армии идет одновременно с процессами формирования государства в период ожесточённых боевых действий, этот процесс застопорился», — вспоминает экс-министр обороны Армении, известный военный эксперт Вагаршак Арутюнян.
Вазген Саркисян занимал ключевые посты как во время войны, так и после нее. Он был министром обороны и премьер-министром. Дружил с министром обороны России Павлом Грачевым. Об их дружбе свидетельствует тот факт, что в день рождения Вазгена (в годы войны) Грачев подарил Армении истребитель Су-25.
«Он подарил истребитель не мне, а Армении. В Карабахе была война, и Су нам очень пригодился», — сказал тогда Вазген Саркисян.
Отношение Павла Грачева к Армении большей частью было обусловлено его личными контактами с Вазгеном Саркисяном. В 1999-м Грачев приехал в Армению, чтобы проститься с Вазгеном. Саркисян, как и многие герои, продолжает жить и после смерти. Формируется некий культ его личности, когда все помнят о нем только хорошее. Любое мероприятие патриотического толка и даже митинг оппозиции не обходится без упоминания его имени. На митингах народ всегда очень эмоционально воспринимает упоминание о нем и обязательно несколько раз скандирует — «Вазген, Вазген!».
И во время досрочного съезда «Еркрапа» его слова периодически цитировали практически все выступавшие — от премьер-министра Никола Пашиняна до нового главы организации Сасуна Микаеляна.
Пик популярности
1996–99 гг. стали периодом пика популярности ветеранов первой карабахской войны. Сразу после президентских выборов 1996 года, когда оппозиционный кандидат Вазген Манукян, по официальным данным, набрал 41% голосов и оспаривал итоги выборов, Саркисян сделал заявление, которое помнят многие.
«Если бы они (оппозиция) набрали все 100% голосов, то и тогда я не позволил бы им прийти к власти», — резко заявил Вазген Саркисян.
Демократический путь развития Армении на время оборвался, решала всё корпорация военных.
Спустя два года после переизбрания тогдашнего президента Армении Левона Тер-Петросяна в 1998 году «каста» ветеранов реализовала «дворцовый переворот», в результате которого глава государства подал в отставку. Исполнял обязанности президента, а затем избирался на этом посту участник войны, один из лидеров карабахского движения Роберт Кочарян.
Причиной «мягкого переворота» опять стал Карабах и процессы вокруг него, в которых военные занимали жесткую позицию.
«Со стороны известных органов власти мне предъявлено требование об отставке. Я принимаю это требование, так как знаю, что применение конституционных полномочий президента чревато серьезной угрозой дестабилизации страны. В кризисе власти вопрос Карабаха — лишь повод. Проблема более глубокая и связана с основами государства, а также выбором между миром и войной. Ничего странного не произошло, просто в Армении потерпела поражение „партия мира и достойного примирения“…», — заявил Тер-Петросян в 1998 году, зачитав текст отставки.
В борьбе за власть он потерпел поражение и под давлением военных подал в отставку. До недавних пор Тер-Петросян был единственным «гражданским президентом», непосредственно не участвовавшим в военных действиях. После этого Карабах определял суть и лицо армянской власти, он стал его центральным звеном.
Достаточно хорошо представляется эпоха военных в Армении в мемуарах армянского писателя Зория Балаяна. Он был в дружеских отношениях с Саркисяном и в своей статье «Неизвестный Вазген Саркисян» показывает, как лидер ветеранов сам решал, какие государственные посты занимать, а какие нет. На предложение Балаяна, чтобы Саркисян стал президентом Армении, используя свою харизму и рейтинг, Вазген на полном серьезе ответил:
«Я не могу быть президентом потому, что армянский народ не воспримет неженатого президента. Второе — Армения должна войти в Европу, а я со своей бородой — азиат. Мне нужна другая причина для того, чтобы сбрить бороду. И третье — мой русский язык хромает».
Отметим, что армянским лидером ныне является Никол Пашинян, который в период прошлогодней «бархатной революции» отрастил бороду и, судя по всему, не собирается её сбривать. Армения явно «не метит» в Европу и уже несколько лет является членом Евразийского экономического союза.
Изменение правил игры
После войны «Еркрапа» перестала пополняться новыми кадрами с боевым прошлым. Раньше она постепенно превращалась в своеобразное бизнес-сообщество, однако теперь полностью дезориентирована. Боевое прошлое и медали «За отвагу» уже не служат доступом к отраслям бизнеса. Теперь успех в бизнесе зависит от экономической реальности и личных коммерческих способностей.
Между тем, пока карабахский конфликт не урегулирован, влияние военных в политике Армении остается весьма высоким. Голос военной элиты в армянской политической действительности продолжает иметь важное, но уже далеко не решающее значение. А любые попытки искусственно вытеснить Карабах из внутриармянского политического дискурса обречены на провал, поскольку с каждым выстрелом азербайджанской армии или каждым серьезным обострением ситуации на передовой, Карабах вновь возвращается в эпицентр армянской политики.
Аршалуйс Мгдесян
Нагорный Карабах: "разморозка"
06.04 Армяне в Киеве почтили память погибших в четырехдневной войне в Карабахе
05.04 Битва за Карабах: три года с апрельской войны и 25 лет после перемирия
05.04 Карабаху грозит «абхазиация» — интервью с Жирайром Сефиляном
03.04 Баку и Еревану не хватает веса, чтобы решить карабахскую проблему: интервью
02.04 В Армении и Азербайджане вспоминают апрельскую войну
Все новости сюжета
8 апреля 2019 12:58 Внеочередной съезд Союза добровольцев карабахской войны «Еркрапа» 7 апреля в Ереване и избрание на пост нового руководителя этой организации Сасуна Микаеляна — близкого соратника премьер-министра Никола Пашиняна — фактически засвидетельствовали переход «корпорации» ветеранов под контроль армянского премьера. При этом председателем «Еркрапа» стал человек, который еще в июне прошлого года заявлял, что не будет претендовать на эту должность, даже если его будут умолять об этом. Логика членов «Еркрапа», некогда всесильной в общественно-политическом плане армянской организации, понятна. Для выживания ей как воздух нужны ресурсы и политическая поддержка. Ведь арест предыдущего руководителя «Еркрапа» генерала Манвела Григоряна нанес мощный удар по влиянию и авторитету «касты» ветеранов — добровольцев карабахской войны. Союз добровольцев «Еркрапа» был основан в 1993 году и объединяет ветеранов карабахской войны. С 1999 года, после гибели своего основателя и лидера Вазгена Саркисяна в результате террористического акта в армянском парламенте, организацию возглавил его соратник — генерал Манвел Григорян. Он однако был арестован в рамках антикоррупционного расследования в июне прошлого года, и с тех пор пост главы «Еркрапа» оставался вакантным. С другой стороны, на фоне активизации «мирного процесса» с Азербайджаном самому премьер-министру Николу Пашиняну было крайне важно взять под контроль организацию ветеренов, дабы исключить возможные резкие и непрогнозируемые действия со стороны его членов на случай перехода переговорного процесса из стадии обсуждения в стадию реализации достигнутых с Ильхамом Алиевым договоренностей. Этим и объясняется, видимо, назначение Сасуна Микаеляна «против его собственной воли» руководителем «Еркрапа». Ослабление позиций «Еркрапа» Союз добровольцев утратил свою былую популярность. Бывший лидер организации Манвел Григорян, в прошлом одна из влиятельных фигур в Армении, в настоящее время арестован и обвиняется в незаконном хранении оружия и присвоении чужого имущества. Под тяжестью обвинений и общественного негодования долгое время организация не приходила в себя и искала нового лидера. Ослабление столь важной и влиятельной для воюющей страны структуры, как «Еркрапа», в которой сконцентрирована бывшая военная элита страны, наблюдатели объясняют несколькими причинами, в том числе постепенной трансформацией этой организации в бизнес-структуру, изменением общего политического климата в Армении, сменой поколений и, наконец, переменчивой позицией «Еркрапа» относительно разворачивающихся в стране политических процессов за последние 15–20 лет. В настоящее время Союз добровольцев «Еркрапа» больше напоминает обычное НКО, нежели влиятельную структуру, способную (как в недалёком прошлом) стать локомотивом процессов в судьбоносные для страны периоды. Эпоха подъёма военной элиты «Еркрапа» начал постепенно отходить от эпицентра политических событий в Армении после трагической гибели своего лидера Вазгена Саркисяна во время теракта в парламенте в октябре 1999 года. Весь предшествующий этому период (1994–1999 гг.) в руках военных были сконцентрированы бизнес-преференции и рычаги управления страной. Основателю «корпорации» ветеранов карабахской войны, национальному герою Армении покойному Вазгену Саргсяну 5 марта исполнилось бы 60 лет. Вазген — бывший спортсмен и преподаватель Ереванского института физической культуре. Как и многие другие, с началом карабахской войны он сформировал отряд добровольцев и принял участие в боевых действиях. Он прошёл всю карабахскую войну, стал инициатором формирования регулярной армии из добровольческих отрядов. «Одним из важнейших вкладов Вазгена Саркисяна является объединение добровольческих отрядов и их постепенная интеграция с регулярной армией. Это очень сложный процесс. Во многих странах, особенно в тех, где создание армии идет одновременно с процессами формирования государства в период ожесточённых боевых действий, этот процесс застопорился», — вспоминает экс-министр обороны Армении, известный военный эксперт Вагаршак Арутюнян. Вазген Саркисян занимал ключевые посты как во время войны, так и после нее. Он был министром обороны и премьер-министром. Дружил с министром обороны России Павлом Грачевым. Об их дружбе свидетельствует тот факт, что в день рождения Вазгена (в годы войны) Грачев подарил Армении истребитель Су-25. «Он подарил истребитель не мне, а Армении. В Карабахе была война, и Су нам очень пригодился», — сказал тогда Вазген Саркисян. Отношение Павла Грачева к Армении большей частью было обусловлено его личными контактами с Вазгеном Саркисяном. В 1999-м Грачев приехал в Армению, чтобы проститься с Вазгеном. Саркисян, как и многие герои, продолжает жить и после смерти. Формируется некий культ его личности, когда все помнят о нем только хорошее. Любое мероприятие патриотического толка и даже митинг оппозиции не обходится без упоминания его имени. На митингах народ всегда очень эмоционально воспринимает упоминание о нем и обязательно несколько раз скандирует — «Вазген, Вазген!». И во время досрочного съезда «Еркрапа» его слова периодически цитировали практически все выступавшие — от премьер-министра Никола Пашиняна до нового главы организации Сасуна Микаеляна. Пик популярности 1996–99 гг. стали периодом пика популярности ветеранов первой карабахской войны. Сразу после президентских выборов 1996 года, когда оппозиционный кандидат Вазген Манукян, по официальным данным, набрал 41% голосов и оспаривал итоги выборов, Саркисян сделал заявление, которое помнят многие. «Если бы они (оппозиция) набрали все 100% голосов, то и тогда я не позволил бы им прийти к власти», — резко заявил Вазген Саркисян. Демократический путь развития Армении на время оборвался, решала всё корпорация военных. Спустя два года после переизбрания тогдашнего президента Армении Левона Тер-Петросяна в 1998 году «каста» ветеранов реализовала «дворцовый переворот», в результате которого глава государства подал в отставку. Исполнял обязанности президента, а затем избирался на этом посту участник войны, один из лидеров карабахского движения Роберт Кочарян. Причиной «мягкого переворота» опять стал Карабах и процессы вокруг него, в которых военные занимали жесткую позицию. «Со стороны известных органов власти мне предъявлено требование об отставке. Я принимаю это требование, так как знаю, что применение конституционных полномочий президента чревато серьезной угрозой дестабилизации страны. В кризисе власти вопрос Карабаха — лишь повод. Проблема более глубокая и связана с основами государства, а также выбором между миром и войной. Ничего странного не произошло, просто в Армении потерпела поражение „партия мира и достойного примирения“…», — заявил Тер-Петросян в 1998 году, зачитав текст отставки. В борьбе за власть он потерпел поражение и под давлением военных подал в отставку. До недавних пор Тер-Петросян был единственным «гражданским президентом», непосредственно не участвовавшим в военных действиях. После этого Карабах определял суть и лицо армянской власти, он стал его центральным звеном. Достаточно хорошо представляется эпоха военных в Армении в мемуарах армянского писателя Зория Балаяна. Он был в дружеских отношениях с Саркисяном и в своей статье «Неизвестный Вазген Саркисян» показывает, как лидер ветеранов сам решал, какие государственные посты занимать, а какие нет. На предложение Балаяна, чтобы Саркисян стал президентом Армении, используя свою харизму и рейтинг, Вазген на полном серьезе ответил: «Я не могу быть президентом потому, что армянский народ не воспримет неженатого президента. Второе — Армения должна войти в Европу, а я со своей бородой — азиат. Мне нужна другая причина для того, чтобы сбрить бороду. И третье — мой русский язык хромает». Отметим, что армянским лидером ныне является Никол Пашинян, который в период прошлогодней «бархатной революции» отрастил бороду и, судя по всему, не собирается её сбривать. Армения явно «не метит» в Европу и уже несколько лет является членом Евразийского экономического союза. Изменение правил игры После войны «Еркрапа» перестала пополняться новыми кадрами с боевым прошлым. Раньше она постепенно превращалась в своеобразное бизнес-сообщество, однако теперь полностью дезориентирована. Боевое прошлое и медали «За отвагу» уже не служат доступом к отраслям бизнеса. Теперь успех в бизнесе зависит от экономической реальности и личных коммерческих способностей. Между тем, пока карабахский конфликт не урегулирован, влияние военных в политике Армении остается весьма высоким. Голос военной элиты в армянской политической действительности продолжает иметь важное, но уже далеко не решающее значение. А любые попытки искусственно вытеснить Карабах из внутриармянского политического дискурса обречены на провал, поскольку с каждым выстрелом азербайджанской армии или каждым серьезным обострением ситуации на передовой, Карабах вновь возвращается в эпицентр армянской политики. Аршалуйс Мгдесян Нагорный Карабах: "разморозка" 06.04 Армяне в Киеве почтили память погибших в четырехдневной войне в Карабахе 05.04 Битва за Карабах: три года с апрельской войны и 25 лет после перемирия 05.04 Карабаху грозит «абхазиация» — интервью с Жирайром Сефиляном 03.04 Баку и Еревану не хватает веса, чтобы решить карабахскую проблему: интервью 02.04 В Армении и Азербайджане вспоминают апрельскую войну Все новости сюжета