✔ Кто на самом деле создал современную «белорусскую нацию» - «Белоруссия»
Елисей 30-06-2017, 04:00 193 Мир / Белоруссия
ПОХОЖИЕ
Распространению национальных представлений среди белорусов препятствовали следующие факторы. Городское население белорусских земель было представлено евреями, поляками и русскими (великороссами). Вплоть до 1917 года в империи городом, в котором проживало наибольшее количество белорусов оставался… Петроград. Также подавляющее число крупных землевладельцев были поляками. Белорусские губернии были далеко не самыми индустриализированными, в связи с чем доля белорусов в пролетариате так же была невысока. Наряду с евреями и великороссами белорусы составляли около трети фабрично-заводских рабочих. На начало ХХ в. белорус — это, в первую очередь, крестьянин, причем в основном бедный (в самом начале ХХ в. количество бедняцких хозяйств в белорусских губерниях составляло более 60%). Таким образом, важным препятствием на пути распространения национальных представлений среди православного населения Белоруссии было практически полное отсутствие собственной мелкой и средней буржуазии, интеллигенции и землевладельцев — основных проводников национальных воззрений в индустриальном обществе.
Переход на белорусский язык в госучреждениях и образовании был озвучен уже в 1921 г. на II Всебелорусском съезде советов, а в 1922 г. для перевода научной и прочей терминологии на национальный язык был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт).
В июле 1924 г. ЦИК БССР принял официальный курс на белорусизацию. Были созданы специальные органы по ее осуществлению — комиссия при центральном исполнительном комитете БССР, аналогичные комиссии создавались при остальных исполкомах. К 1925 году на белорусский язык перешли основные наркоматы. В 1925 г. на пленуме ЦК КП (б)Б провозгласил принцип: «Вся КП (б)Б должна говорить на белорусском языке», что обязывало всех партработников и лиц, занимавших руководящие должности изучать белорусский. Особенностью белорусизации была ее связь с компанией по борьбе против «великодержавного великороссийского шовинизма», ущемлявшего, по мнению сторонников коренизации, белорусскую культуру. Сам термин «великоросс» (вместе с этнонимом «малоросс») исчезает в конце 1920-х.
Также белорусизация была проведена в армии. В 1926 году был образован Белорусский военный округ. После 1925 г. проходило создание национальных территориальных частей — так был создан 16-й белорусский корпус. Вся работа по обучению и подготовки бойцов и офицеров проходила на белорусском языке, на белорусский язык переводились уставы и учебники.
Важным институтом, формировавшим национальные представление через изучение языка и культуры, разумеется, была школа. Вплоть до 1920-х гг. больше половины населения Белоруссии было неграмотным. В 1921 г. при наркомпросе БССР была образована комиссия по ликвидации неграмотности. Особую роль играло общество «Долой неграмотность!», которое к 1932 г. объединяло в себе 10 тыс. ячеек. Устраивались «месячники», «культпоходы» и т. п.
Развивалось и высшее образование на белорусском языке (до 20-х гг. на территории Белоруссии высших учебных заведений не было). Важной вехой стало открытие Белорусского государственного университета в 1921 г., сразу принявшего 1250 студентов. Также в 20е годы были организованы Белорусская сельскохозяйственная академия и Витебский ветеринарный институт. Однако уже к 1940 году количество белорусских высших учебных заведений достигло 25. В 1929 году Инбелкульт был преобразован в Академию наук БССР, в составе которой насчитывалось 14 научно-исследовательских институтов и аспирантура.
В 20-е гг. бурно развивается еще один важный «ретранслятор» национальных представлений — СМИ, представленные периодической печатью (выходившей на 75% на белорусском языке), а также радио, впервые стали выходить фильмы на национальном языке.
Одним из результатов белорусизации стало возникновение литературы на национальном языке. Возник интерес к историческому прошлому населения Белоруссии. Нашли отражение Гражданская война и индустриализация, изложенная в духе социалистического реализма (самые яркие представители — Я Купала, Я. Колас, А. Кулешов и др.) Возникали организации, объединявшие белорусских писателей («Маладняк», «Узвышша», «Полымя» и т. д.), Большая часть из которых вошла в дальнейшем Союз писателей Беларуси, образованном в 1934 г.
Таким образом, в 20-е — 30-е гг. большевиками была создана благодатная почва для оформления «белорусской нации». Помимо содержательных элементов, создание белорусской высокой культуры, белорусской школы и высшего образования, были организованны основные институты государственной власти, система советов, белорусская компартия, впоследствии — конституция БССР. Ленинский принцип «самоопределения нации вплоть до отделения» нашел воплощение в обретении БССР, разумеется ограниченного, суверенитета. Распространение грамотности, рост числа промышленных рабочих, приобщавшихся через периодическую печать, издания на белорусском языке, радио и кинематограф к городской культуре также способствовало распространению и развитию белорусских национальных представлений.
Политика коренизации проводилась и в остальных союзных республиках (кроме РСФСР), однако наиболее близкий характер носила украинизация. В частности, это касается борьбы с т.н. национал-демократами, которые были объявлены главными врагами национального строительства в Белоруссии. На начало 30-х гг. национал-демократов понимали как сторонников «восстановления капитализма», то есть глубоко реакционного по отношению к белорусскому народу течения, которое преследовало цели отказа от диктатуры пролетариата, политической эмансипации крестьянства (в первую очередь, «кулацкого») и усиления политической роли интеллигенции. Национал-демократов обвиняли в местном шовинизме по отношению к национальным меньшинствам. Все это вписывалось в провозглашенную И.В. Сталиным идею об усилении классовой борьбы в процессе построения социализма.
В разгар репрессий из одиннадцати первых секретарей ЦК КП (б)Б, фактически возглавлявших республику, было казнено восемь. Были арестованы академики БАН, профессора только что открытых вузов, деятели культуры, участвовавшие в организации ликвидации безграмотности и пр. обвинения в содействии т.н. Союзу освобождения Беларуси были предъявлены даже Я. Купале и Я. Коласу. В результате централизованной антирелигиозной политике на территории Белоруссии были закрыты почти все православные церкви и католические костелы.
Массовые репрессии 30-х гг., разумеется, не остановили процесс большевистской белорусизации. Однако, начиная с середины 30-х гг. набирала силу другая тенденция, направленная на слияние «семьи народов во главе со „старшим братом“» (т.е. русскими), менялось отношение к имперскому прошлому — вместо повсеместно декларируемой фразы о «Российской империи — тюрьме народов», с официальных позиций говорилось о благотворном влиянии пребывания белорусов в составе России. Осуждалось как реакционное участие белорусов в польском восстании 1863–64 гг. Однако все это никак не отразилось на достижениях советской политики коренизации в БССР.
Дмитрий Степанов
Под белорусизацией в широком смысле понимается ряд культурных и институциональных преобразований, в конечном итоге приведших к созданию белорусской нации в кругу «дружной семьи советских народов». Речь идет о развитии национального языка и, что важно, развитии и «возрождении» национальной культуры, «культурной революции» в образовании, выдвижении лиц коренной национальности (т.н. коренизация) на основные партийные, советские и профсоюзные посты. Важным «подспорьем», толкавшим большевиков на усиленную коренизацию в Белоруссии, была борьба с польским культурным влиянием (между СССР и Польшей отношения в межвоенный период оставались, мягко говоря, натянутыми). Распространению национальных представлений среди белорусов препятствовали следующие факторы. Городское население белорусских земель было представлено евреями, поляками и русскими (великороссами). Вплоть до 1917 года в империи городом, в котором проживало наибольшее количество белорусов оставался… Петроград. Также подавляющее число крупных землевладельцев были поляками. Белорусские губернии были далеко не самыми индустриализированными, в связи с чем доля белорусов в пролетариате так же была невысока. Наряду с евреями и великороссами белорусы составляли около трети фабрично-заводских рабочих. На начало ХХ в. белорус — это, в первую очередь, крестьянин, причем в основном бедный (в самом начале ХХ в. количество бедняцких хозяйств в белорусских губерниях составляло более 60%). Таким образом, важным препятствием на пути распространения национальных представлений среди православного населения Белоруссии было практически полное отсутствие собственной мелкой и средней буржуазии, интеллигенции и землевладельцев — основных проводников национальных воззрений в индустриальном обществе. Переход на белорусский язык в госучреждениях и образовании был озвучен уже в 1921 г. на II Всебелорусском съезде советов, а в 1922 г. для перевода научной и прочей терминологии на национальный язык был создан Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В июле 1924 г. ЦИК БССР принял официальный курс на белорусизацию. Были созданы специальные органы по ее осуществлению — комиссия при центральном исполнительном комитете БССР, аналогичные комиссии создавались при остальных исполкомах. К 1925 году на белорусский язык перешли основные наркоматы. В 1925 г. на пленуме ЦК КП (б)Б провозгласил принцип: «Вся КП (б)Б должна говорить на белорусском языке», что обязывало всех партработников и лиц, занимавших руководящие должности изучать белорусский. Особенностью белорусизации была ее связь с компанией по борьбе против «великодержавного великороссийского шовинизма», ущемлявшего, по мнению сторонников коренизации, белорусскую культуру. Сам термин «великоросс» (вместе с этнонимом «малоросс») исчезает в конце 1920-х. Также белорусизация была проведена в армии. В 1926 году был образован Белорусский военный округ. После 1925 г. проходило создание национальных территориальных частей — так был создан 16-й белорусский корпус. Вся работа по обучению и подготовки бойцов и офицеров проходила на белорусском языке, на белорусский язык переводились уставы и учебники. Важным институтом, формировавшим национальные представление через изучение языка и культуры, разумеется, была школа. Вплоть до 1920-х гг. больше половины населения Белоруссии было неграмотным. В 1921 г. при наркомпросе БССР была образована комиссия по ликвидации неграмотности. Особую роль играло общество «Долой неграмотность!», которое к 1932 г. объединяло в себе 10 тыс. ячеек. Устраивались «месячники», «культпоходы» и т. п. Развивалось и высшее образование на белорусском языке (до 20-х гг. на территории Белоруссии высших учебных заведений не было). Важной вехой стало открытие Белорусского государственного университета в 1921 г., сразу принявшего 1250 студентов. Также в 20е годы были организованы Белорусская сельскохозяйственная академия и Витебский ветеринарный институт. Однако уже к 1940 году количество белорусских высших учебных заведений достигло 25. В 1929 году Инбелкульт был преобразован в Академию наук БССР, в составе которой насчитывалось 14 научно-исследовательских институтов и аспирантура. В 20-е гг. бурно развивается еще один важный «ретранслятор» национальных представлений — СМИ, представленные периодической печатью (выходившей на 75% на белорусском языке), а также радио, впервые стали выходить фильмы на национальном языке. Одним из результатов белорусизации стало возникновение литературы на национальном языке. Возник интерес к историческому прошлому населения Белоруссии. Нашли отражение Гражданская война и индустриализация, изложенная в духе социалистического реализма (самые яркие представители — Я Купала, Я. Колас, А. Кулешов и др.) Возникали организации, объединявшие белорусских писателей («Маладняк», «Узвышша», «Полымя» и т. д.), Большая часть из которых вошла в дальнейшем Союз писателей Беларуси, образованном в 1934 г. Таким образом, в 20-е — 30-е гг. большевиками была создана благодатная почва для оформления «белорусской нации». Помимо содержательных элементов, создание белорусской высокой культуры, белорусской школы и высшего образования, были организованны основные институты государственной власти, система советов, белорусская компартия, впоследствии — конституция БССР. Ленинский принцип «самоопределения нации вплоть до отделения» нашел воплощение в обретении БССР, разумеется ограниченного, суверенитета. Распространение грамотности, рост числа промышленных рабочих, приобщавшихся через периодическую печать, издания на белорусском языке, радио и кинематограф к городской культуре также способствовало распространению и развитию белорусских национальных представлений. Политика коренизации проводилась и в остальных союзных республиках (кроме РСФСР), однако наиболее близкий характер носила украинизация. В частности, это касается борьбы с т.н. национал-демократами, которые были объявлены главными врагами национального строительства в Белоруссии. На начало 30-х гг. национал-демократов понимали как сторонников «восстановления капитализма», то есть глубоко реакционного по отношению к белорусскому народу течения, которое преследовало цели отказа от диктатуры пролетариата, политической эмансипации крестьянства (в первую очередь, «кулацкого») и усиления политической роли интеллигенции. Национал-демократов обвиняли в местном шовинизме по отношению к национальным меньшинствам. Все это вписывалось в провозглашенную И.В. Сталиным идею об усилении классовой борьбы в процессе построения социализма. В разгар репрессий из одиннадцати первых секретарей ЦК КП (б)Б, фактически возглавлявших республику, было казнено восемь. Были арестованы академики БАН, профессора только что открытых вузов, деятели культуры, участвовавшие в организации ликвидации безграмотности и пр. обвинения в содействии т.н. Союзу освобождения Беларуси были предъявлены даже Я. Купале и Я. Коласу. В результате централизованной антирелигиозной политике на территории Белоруссии были закрыты почти все православные церкви и католические костелы. Массовые репрессии 30-х гг., разумеется, не остановили процесс большевистской белорусизации. Однако, начиная с середины 30-х гг. набирала силу другая тенденция, направленная на слияние «семьи народов во главе со „старшим братом“» (т.е. русскими), менялось отношение к имперскому прошлому — вместо повсеместно декларируемой фразы о «Российской империи — тюрьме народов», с официальных позиций говорилось о благотворном влиянии пребывания белорусов в составе России. Осуждалось как реакционное участие белорусов в польском восстании 1863–64 гг. Однако все это никак не отразилось на достижениях советской политики коренизации в БССР. Дмитрий Степанов