✔ Для порядка в авиаперевозках требуются комплексные меры: опрос EADaily - «Транспорт»
Russel 6-10-2017, 03:00 193 Новости дня / Транспорт
ПОХОЖИЕ
Такой характер ответов в целом отражает специфику ситуации, связанной с «ВИМ-Авиа». Претензии к Росавиации выдвигались еще начале июня, когда авиакомпания допустила первую серьезную нештатную ситуацию со своими чартерами. Однако тогда кризис худо-бедно разрешился, и авиационное начальство никаких санкций к перевозчику не применило — «ВИМ-Авиа» дали возможность летать дальше, и вторая волна кризиса, на сей раз куда более суровая, не замедлила наступить.
И если в июне критика в адрес Росавиации и ее руководителя Александра Нерадько звучала главным образом из уст участников туристического рынка, то теперь к ней присоединились политики. «Александр Васильевич, к сожалению, всё, что мы услышали из ваших уст и зачастую слышим из уст ответственных за другие отрасли — бесконечные проблемы с дольщиками, вкладчиками, с пожарами лесов, — похожи, знаете, на такой монолог Аркадия Исааковича Райкина, который заканчивается одним вопросом: кто шил костюм? Если к вам претензий нет — вы хотите так поставить вопрос, — кто должен нести персональную ответственность за эту катастрофу в масштабах и российских, и даже шире? — потому что не только граждане России сейчас страдают, тысячи, десятки тысяч», — обратился к Нерадько депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов, когда глава Росавиации явился в парламент сообщить о ситуации вокруг «ВИМ-Авиа» (а заодно и сообщил, что владелец компании Рашид Мурсекаев срочно покинул Россию).
При этом сам Нерадько предложил весьма своеобразный выход из кризиса: ввести дополнительный сбор с авиапассажиров, за счет которого формировался бы некий резервный фонд на случай кризисных ситуаций. Как и следовало ожидать, популярность такому решению не светит — за него проголосовали всего 5% участников опроса «NOVOSTI-DNY.Ru».
Тем временем туроператоры сформулировали свои инициативы по предотвращению ситуаций с кодовым названием «ВИМ-Авиа». Несколько дней назад Ассоциация туроператоров России (АТОР) в письме в Минтранс РФ предложила сделать существенно более прозрачными правила игры на рынке чартерных перевозок, пояснив, что для туристических компаний сегодня фактически невозможно проверить факт соответствия либо несоответствия объемов, которые заявляет перевозчик, его реальным возможностям. Также было предложено усилить мониторинговую и контрольную функцию Росавиации для своевременного выявления проблемных перевозчиков на чартерном рынке.
Повышение прозрачности рынка неизбежно приведет к выявлению перевозчиков с серьезными финансовыми проблемами, которые представляют потенциальную угрозу для всей отрасли. Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко уже заявил, что ряд авиакомпаний находятся в зоне риска и могут повторить судьбу «ВИМ-Авиа». «Очень негативная оценка со стороны авиационных властей есть в отношении ряда авиакомпаний. Есть чартерные компании, считается, что они находятся в группе риска. К ним со стороны авиационных властей есть достаточное количество вопросов. Но как эти вопросы решать, на данный момент, авиационные власти пока не знают», — заявил Осауленко (цитата по «Интерфаксу»).
Примечательно, что до недавнего времени «ВИМ-Авиа» считалась вполне финансово устойчивой компанией — в прошлом году ее выручка значительно выросла, а чистая прибыль составила 89 млн рублей. В целом же авиационная отрасль находится в кризисе рентабельности: в прошлом году совокупный убыток российских авиакомпаний вырос на 17,6%, до 10 млрд рублей. Помочь авиаторам могло бы обнуление ставки НДС на внутренних рейсах, о чем говорится уже много лет, но пока им удалось добиться только снижения ставки налога до 10%. Тем не менее, в июне премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать продление льготной ставки до конца 2020 года.
Фото: 5-tv.ruРезультаты опроса «NOVOSTI-DNY.Ru», посвященного недавнему кризису на рынке авиаперевозок в связи ситуацией вокруг компании «ВИМ-Авиа», показали, что читатели портала считают наиболее эффективными три превентивные меры во избежание повторения подобных прецедентов. По 43% опрошенных высказались за необходимость смены руководства Росавиации и введение более прозрачных стандартов отчетности авиакомпаний и еще 42% (опрос предполагал возможность нескольких вариантов ответа) — за выведение за пределы рынка ненадежных игроков. Такой характер ответов в целом отражает специфику ситуации, связанной с «ВИМ-Авиа». Претензии к Росавиации выдвигались еще начале июня, когда авиакомпания допустила первую серьезную нештатную ситуацию со своими чартерами. Однако тогда кризис худо-бедно разрешился, и авиационное начальство никаких санкций к перевозчику не применило — «ВИМ-Авиа» дали возможность летать дальше, и вторая волна кризиса, на сей раз куда более суровая, не замедлила наступить. И если в июне критика в адрес Росавиации и ее руководителя Александра Нерадько звучала главным образом из уст участников туристического рынка, то теперь к ней присоединились политики. «Александр Васильевич, к сожалению, всё, что мы услышали из ваших уст и зачастую слышим из уст ответственных за другие отрасли — бесконечные проблемы с дольщиками, вкладчиками, с пожарами лесов, — похожи, знаете, на такой монолог Аркадия Исааковича Райкина, который заканчивается одним вопросом: кто шил костюм? Если к вам претензий нет — вы хотите так поставить вопрос, — кто должен нести персональную ответственность за эту катастрофу в масштабах и российских, и даже шире? — потому что не только граждане России сейчас страдают, тысячи, десятки тысяч», — обратился к Нерадько депутат Госдумы от ЛДПР Ярослав Нилов, когда глава Росавиации явился в парламент сообщить о ситуации вокруг «ВИМ-Авиа» (а заодно и сообщил, что владелец компании Рашид Мурсекаев срочно покинул Россию). При этом сам Нерадько предложил весьма своеобразный выход из кризиса: ввести дополнительный сбор с авиапассажиров, за счет которого формировался бы некий резервный фонд на случай кризисных ситуаций. Как и следовало ожидать, популярность такому решению не светит — за него проголосовали всего 5% участников опроса «NOVOSTI-DNY.Ru». Тем временем туроператоры сформулировали свои инициативы по предотвращению ситуаций с кодовым названием «ВИМ-Авиа». Несколько дней назад Ассоциация туроператоров России (АТОР) в письме в Минтранс РФ предложила сделать существенно более прозрачными правила игры на рынке чартерных перевозок, пояснив, что для туристических компаний сегодня фактически невозможно проверить факт соответствия либо несоответствия объемов, которые заявляет перевозчик, его реальным возможностям. Также было предложено усилить мониторинговую и контрольную функцию Росавиации для своевременного выявления проблемных перевозчиков на чартерном рынке. Повышение прозрачности рынка неизбежно приведет к выявлению перевозчиков с серьезными финансовыми проблемами, которые представляют потенциальную угрозу для всей отрасли. Директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко уже заявил, что ряд авиакомпаний находятся в зоне риска и могут повторить судьбу «ВИМ-Авиа». «Очень негативная оценка со стороны авиационных властей есть в отношении ряда авиакомпаний. Есть чартерные компании, считается, что они находятся в группе риска. К ним со стороны авиационных властей есть достаточное количество вопросов. Но как эти вопросы решать, на данный момент, авиационные власти пока не знают», — заявил Осауленко (цитата по «Интерфаксу»). Примечательно, что до недавнего времени «ВИМ-Авиа» считалась вполне финансово устойчивой компанией — в прошлом году ее выручка значительно выросла, а чистая прибыль составила 89 млн рублей. В целом же авиационная отрасль находится в кризисе рентабельности: в прошлом году совокупный убыток российских авиакомпаний вырос на 17,6%, до 10 млрд рублей. Помочь авиаторам могло бы обнуление ставки НДС на внутренних рейсах, о чем говорится уже много лет, но пока им удалось добиться только снижения ставки налога до 10%. Тем не менее, в июне премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать продление льготной ставки до конца 2020 года.