«Мягкая сила» Китая в Узбекистане: Пекин превращается в ведущего партнера - «Общество» » «Новости Дня»

✔ «Мягкая сила» Китая в Узбекистане: Пекин превращается в ведущего партнера - «Общество»


«Мягкая сила» Китая в Узбекистане: Пекин превращается в ведущего партнера - «Общество»
Рафик Сайфуллин. Фото: fergana.info
11–13 мая президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершит государственный визит в Китай. В Поднебесной помимо встреч на высшем уровне он примет участие в работе международного форума Beltand Road Summit 2017 («Один пояс — один путь»). В ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином узбекский лидер обсудит вопросы экономики и безопасности.
Быстрорастущая экономика Узбекистана, его благоприятное географическое расположение в центре региона, современные транспортные коммуникации, надежная стратегия по привлечению инвестиций повышают интерес к сотрудничеству у представителей деловых кругов Китая. За прошедшие годы КНР стала одним из ключевых экономических партнеров Узбекистана, крупным инвестором и заинтересованным участником осуществляемых в Узбекистане программ по структурному преобразованию и модернизации экономики. О визите главы Узбекистана Шавката Мирзиёева в Пекин «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказал эксперт из Узбекистана, доктор исторических наук Рафик Сайфулин.
Какие вопросы будут обсуждаться на переговорах на высшем уровне? Что интересно Узбекистану?
Мне кажется, ответ вполне очевиден, и это связано с уже наработанной практикой развития партнерских отношений между Узбекистаном и Китаем на протяжении последних лет. Круг вопросов для обсуждения стабилен. Это перспективы сотрудничества в сфере торговли и инвестиций, вопросы безопасности, а также культурные и гуманитарные связи. В официальных заявлениях узбекской стороны просматриваются оптимистические взгляды на то, что предстоящий визит откроет новые горизонты в узбекско-китайских отношениях. Понятно, что это обтекаемая формулировка, но, отходя от дипломатических стандартных реплик, можно ожидать новых стимулов для развития узбекско-китайских отношений. Необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.
Во-первых, визит президента Мирзиёева в Китай фактически завершает первый этап его внешнеполитической активности, которая проявилась в ходе визитов в соседние страны — Туркменистан и Казахстан, а также к традиционному и надежному партнеру и союзнику — России. Своим визитом в Китай узбекский лидер подтверждает преемственность во внешнеполитической стратегии руководства страны, а также готовность и способность к реализации задач на обозначенных им приоритетных направлениях внешней политики (прежде всего, страны-соседи по ЦА региону, Россия и Китай).
Во-вторых, следует учитывать, что предстоящий визит президента Мирзиёева будет проходить на фоне форума, посвященного реализации концепции ЭПШП (Экономический пояс Шелкового пути) и оцениваться в контексте тенденций, которые уже оцениваются в качестве новых континентальных инициатив.
В-третьих, Шавкат Мирзиёев энергичными действиями на посту главы государства убеждает в своем стремлении «встряхнуть» и где-то переформатировать сложившуюся в Узбекистане систему управления, ограничить бюрократию и снять с нее коррупционный налет. Безусловно, все это находит понимание и поддержку у политически активной части населения Узбекистана. Но этот процесс следует закрепить и на международном уровне, что продемонстрировали первые визиты узбекского лидера. Уверен, что визит в Китай станет мощным стимулятором для укрепления и усиления внутри — и внешнеполитической самодостаточности нового узбекского руководства.
Интересы Узбекистана в ходе предстоящего визита также вполне очевидны. Узбекистан развивает двустороннее сотрудничество с Китаем и стремится максимально использовать все преимущества от такого сотрудничества для развития не только транспортной инфраструктуры, без которой все программы в рамках ЭПШП останутся лишь благими намерениями. В Узбекистане рассматривают свою безусловную поддержку и участие в реализации концепции ЭПШП как широкую возможность для новых проектов в целях развития реального сектора национальной экономики.
Президент Узбекистана в своих предвыборных и более поздних выступлениях уже обозначил 8 основных приоритетных направлений экономического развития, которые позволят резко повысить долю промышленного производства в экономике страны уже к 2020 году. Как показала практика последних лет, Китай не только заявляет о своей готовности оказать содействие в решении таких задач, но и реально способен совместно с узбекскими партнерами добиться конкретных результатов.
Узбекистан намерен использовать не только собственно китайские инвестиционные ресурсы, но и инвестиционный инструментарий в организациях, где Китай играет ведущую роль. Среди них Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (объем активов $ 100 млрд) и Фонд Шелкового пути ($ 40 млрд). Узбекистан ожидает китайской поддержки для привлечения льготных инвестиций и открытия новых кредитных линий на финансирование развития базовых отраслей своей экономики.
Какие проекты интересуют Китай в Узбекистане?
В интересах Китая продвижение всех проектов, которые укладываются в логику концепции ЭПШП. Но необходимо подчеркнуть, что в отношениях с Узбекистаном Китай, защищая свои интересы, неизменно подчеркивает стремление учитывать интересы и запросы узбекской стороны. Все это создает благоприятный фон для расширения сотрудничества и не только. Развитие сотрудничества, тем более стремление к его новым горизонтам — это процесс, в ходе которого приходится преодолевать и возникающие порой разногласия.
К примеру, Китай заинтересован в формировании зоны свободной торговли, включая Центральноазиатский регион, Узбекистан стремится к продвижению своих товаров с высокой добавленной стоимостью на китайский рынок и рынки других стран на протяжении ЭПШП. Но все эти вопросы являются объектом переговоров и согласования, а общий политический фон для этого в отношениях между Узбекистаном и Китаем носит благоприятный характер. Это особенно прослеживается в том, что и в Узбекистане и в Китае адекватно воспринимают угрозы стабильности и безопасности в регионе, без обеспечения которых многие проекты по экономическому сотрудничеству могут остаться под вопросом. Примечательно, что по этим вопросам страны занимают либо единую, либо схожую позицию.
Может ли визит Шавката Мирзиёева в Китай оказаться таким же успешным в плане привлечения инвестиций, как недавний визит в РФ?
Об этом можно будет судить по итогам визита и достигнутым договоренностям. Но известно, что к подписанию готовятся более двух десятков документов, среди которых и коммерческие контракты и соглашения между хозяйствующими субъектами. Будут ли результаты сопоставимыми с теми, что были достигнуты в ходе визита в Москву, может быть и не столь важно. Важно, что в Китае понимают значение Узбекистана как ключевого государства в регионе, что необходимо для долгосрочной и многоплановой стратегии Китая в рамках ЭПШП в направлении Среднего и Ближнего Востока. Для Узбекистана Китай все очевиднее становится ведущим азиатским партнером, в отношениях с которым интересы все более приобретают взаимный характер. В этом смысле можно с уверенностью предполагать высокий уровень успеха предстоящего визита.
Как вы охарактеризуете отношения между Пекином и Ташкентом?
Они безоблачны. Хотя это не совсем корректная формулировка. В современной истории обе страны пока только накапливают опыт в развитии двусторонних отношений. Для Китая важно убедиться в приверженности нового руководства Узбекистана тем традициям, которые формировались в последние годы. Для Узбекистана важно не только и не столько признание в качестве равноправного партнера, сколько понимание масштаба целей и задач, которые ставит перед собой узбекское руководство и в достижении которых Китай может принять ощутимое участие.
Но главное все же в другом. Между Узбекистаном и Китаем нет никаких принципиальных противоречий (военно-политических, идеологических, религиозных), особенно в системе сформировавшихся в обеих странах ценностей. Возникающие технические вопросы могут достаточно эффективно решаться в ходе переговоров, а различия в ценностях легко преодолимы в процессе межцивилизационного диалога. На основе своего некоторого опыта общения с китайскими коллегами могу утверждать, что т.н. «мягкая сила», используемая в развитии отношений между Узбекистаном и Китаем, все прочнее основывается на главном принципе: уважать другу друга и лучше познать и понять друг друга. При доминировании такого принципа отношения между двумя странами могут развиваться только в позитивном русле.
Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»

Рафик Сайфуллин. Фото: fergana.info11–13 мая президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев совершит государственный визит в Китай. В Поднебесной помимо встреч на высшем уровне он примет участие в работе международного форума Beltand Road Summit 2017 («Один пояс — один путь»). В ходе переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином узбекский лидер обсудит вопросы экономики и безопасности. Быстрорастущая экономика Узбекистана, его благоприятное географическое расположение в центре региона, современные транспортные коммуникации, надежная стратегия по привлечению инвестиций повышают интерес к сотрудничеству у представителей деловых кругов Китая. За прошедшие годы КНР стала одним из ключевых экономических партнеров Узбекистана, крупным инвестором и заинтересованным участником осуществляемых в Узбекистане программ по структурному преобразованию и модернизации экономики. О визите главы Узбекистана Шавката Мирзиёева в Пекин «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказал эксперт из Узбекистана, доктор исторических наук Рафик Сайфулин. Какие вопросы будут обсуждаться на переговорах на высшем уровне? Что интересно Узбекистану? Мне кажется, ответ вполне очевиден, и это связано с уже наработанной практикой развития партнерских отношений между Узбекистаном и Китаем на протяжении последних лет. Круг вопросов для обсуждения стабилен. Это перспективы сотрудничества в сфере торговли и инвестиций, вопросы безопасности, а также культурные и гуманитарные связи. В официальных заявлениях узбекской стороны просматриваются оптимистические взгляды на то, что предстоящий визит откроет новые горизонты в узбекско-китайских отношениях. Понятно, что это обтекаемая формулировка, но, отходя от дипломатических стандартных реплик, можно ожидать новых стимулов для развития узбекско-китайских отношений. Необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, визит президента Мирзиёева в Китай фактически завершает первый этап его внешнеполитической активности, которая проявилась в ходе визитов в соседние страны — Туркменистан и Казахстан, а также к традиционному и надежному партнеру и союзнику — России. Своим визитом в Китай узбекский лидер подтверждает преемственность во внешнеполитической стратегии руководства страны, а также готовность и способность к реализации задач на обозначенных им приоритетных направлениях внешней политики (прежде всего, страны-соседи по ЦА региону, Россия и Китай). Во-вторых, следует учитывать, что предстоящий визит президента Мирзиёева будет проходить на фоне форума, посвященного реализации концепции ЭПШП (Экономический пояс Шелкового пути) и оцениваться в контексте тенденций, которые уже оцениваются в качестве новых континентальных инициатив. В-третьих, Шавкат Мирзиёев энергичными действиями на посту главы государства убеждает в своем стремлении «встряхнуть» и где-то переформатировать сложившуюся в Узбекистане систему управления, ограничить бюрократию и снять с нее коррупционный налет. Безусловно, все это находит понимание и поддержку у политически активной части населения Узбекистана. Но этот процесс следует закрепить и на международном уровне, что продемонстрировали первые визиты узбекского лидера. Уверен, что визит в Китай станет мощным стимулятором для укрепления и усиления внутри — и внешнеполитической самодостаточности нового узбекского руководства. Интересы Узбекистана в ходе предстоящего визита также вполне очевидны. Узбекистан развивает двустороннее сотрудничество с Китаем и стремится максимально использовать все преимущества от такого сотрудничества для развития не только транспортной инфраструктуры, без которой все программы в рамках ЭПШП останутся лишь благими намерениями. В Узбекистане рассматривают свою безусловную поддержку и участие в реализации концепции ЭПШП как широкую возможность для новых проектов в целях развития реального сектора национальной экономики. Президент Узбекистана в своих предвыборных и более поздних выступлениях уже обозначил 8 основных приоритетных направлений экономического развития, которые позволят резко повысить долю промышленного производства в экономике страны уже к 2020 году. Как показала практика последних лет, Китай не только заявляет о своей готовности оказать содействие в решении таких задач, но и реально способен совместно с узбекскими партнерами добиться конкретных результатов. Узбекистан намерен использовать не только собственно китайские инвестиционные ресурсы, но и инвестиционный инструментарий в организациях, где Китай играет ведущую роль. Среди них Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (объем активов $ 100 млрд) и Фонд Шелкового пути ($ 40 млрд). Узбекистан ожидает китайской поддержки для привлечения льготных инвестиций и открытия новых кредитных линий на финансирование развития базовых отраслей своей экономики. Какие проекты интересуют Китай в Узбекистане? В интересах Китая продвижение всех проектов, которые укладываются в логику концепции ЭПШП. Но необходимо подчеркнуть, что в отношениях с Узбекистаном Китай, защищая свои интересы, неизменно подчеркивает стремление учитывать интересы и запросы узбекской стороны. Все это создает благоприятный фон для расширения сотрудничества и не только. Развитие сотрудничества, тем более стремление к его новым горизонтам — это процесс, в ходе которого приходится преодолевать и возникающие порой разногласия. К примеру, Китай заинтересован в формировании зоны свободной торговли, включая Центральноазиатский регион, Узбекистан стремится к продвижению своих товаров с высокой добавленной стоимостью на китайский рынок и рынки других стран на протяжении ЭПШП. Но все эти вопросы являются объектом переговоров и согласования, а общий политический фон для этого в отношениях между Узбекистаном и Китаем носит благоприятный характер. Это особенно прослеживается в том, что и в Узбекистане и в Китае адекватно воспринимают угрозы стабильности и безопасности в регионе, без обеспечения которых многие проекты по экономическому сотрудничеству могут остаться под вопросом. Примечательно, что по этим вопросам страны занимают либо единую, либо схожую позицию. Может ли визит Шавката Мирзиёева в Китай оказаться таким же успешным в плане привлечения инвестиций, как недавний визит в РФ? Об этом можно будет судить по итогам визита и достигнутым договоренностям. Но известно, что к подписанию готовятся более двух десятков документов, среди которых и коммерческие контракты и соглашения между хозяйствующими субъектами. Будут ли результаты сопоставимыми с теми, что были достигнуты в ходе визита в Москву, может быть и не столь важно. Важно, что в Китае понимают значение Узбекистана как ключевого государства в регионе, что необходимо для долгосрочной и многоплановой стратегии Китая в рамках ЭПШП в направлении Среднего и Ближнего Востока. Для Узбекистана Китай все очевиднее становится ведущим азиатским партнером, в отношениях с которым интересы все более приобретают взаимный характер. В этом смысле можно с уверенностью предполагать высокий уровень успеха предстоящего визита. Как вы охарактеризуете отношения между Пекином и Ташкентом? Они безоблачны. Хотя это не совсем корректная формулировка. В современной истории обе страны пока только накапливают опыт в развитии двусторонних отношений. Для Китая важно убедиться в приверженности нового руководства Узбекистана тем традициям, которые формировались в последние годы. Для Узбекистана важно не только и не столько признание в качестве равноправного партнера, сколько понимание масштаба целей и задач, которые ставит перед собой узбекское руководство и в достижении которых Китай может принять ощутимое участие. Но главное все же в другом. Между Узбекистаном и Китаем нет никаких принципиальных противоречий (военно-политических, идеологических, религиозных), особенно в системе сформировавшихся в обеих странах ценностей. Возникающие технические вопросы могут достаточно эффективно решаться в ходе переговоров, а различия в ценностях легко преодолимы в процессе межцивилизационного диалога. На основе своего некоторого опыта общения с китайскими коллегами могу утверждать, что т.н. «мягкая сила», используемая в развитии отношений между Узбекистаном и Китаем, все прочнее основывается на главном принципе: уважать другу друга и лучше познать и понять друг друга. При доминировании такого принципа отношения между двумя странами могут развиваться только в позитивном русле. Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→