Регионам снова придется наращивать коммерческий долг - «Экономика» » «Новости Дня»

✔ Регионам снова придется наращивать коммерческий долг - «Экономика»


Регионам снова придется наращивать коммерческий долг - «Экономика»
Фото: today.kz
В прошлом году задолженность российских регионов перед коммерческими банками впервые за пять лет оказалась меньше, чем перед федеральным бюджетом, свидетельствует недавно опубликованное исследование Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Но уже к концу 2019 года, предупреждают авторы исследования, доля рыночного долга в структуре региональных заимствований может составить 80%.
Высокий уровень закредитованности региональных бюджетов в прошлом году стал одной из главных забот Минфина РФ. Ведомство Антона Силуанова активно проводило политику замещения коммерческих кредитов бюджетными, и в результате, по оценке АКРА, совокупный банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей.
Правда, этот процесс коснулся далеко не всех субъектов федерации. Регионы, которые в течение 2016 года не смогли серьезно продвинуться в погашении коммерческих кредитов, не отличаются блестящим финансовым положением — это, например, Бурятия, Хакасия, Псковская и Кировская области, Пермский край. «В Пермском крае, — добавляет старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова, — вообще сложилась интересная ситуация: с 2013 по 2015 годы в этом регионе произошло почти 20-кратное увеличение бюджетных кредитов при том, что там предоставлялись большие льготы по налогу на прибыль. Возможно, таким способом власти пытались привлечь в регион инвесторов».
Но замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными, имеющими, как правило, минимальные ставки (0,1% годовых на срок до пяти лет), лишь отчасти облегчило финансовое положение регионов. Как отмечают в АКРА, судя по данным исполнению федерального бюджета за 2013–2016 годы и запланированным суммам на 2017–2019 годы, график погашения бюджетных кредитов в текущем году на 20–30 млрд рублей превышает их дополнительный объем в федеральном бюджете.
Поэтому, скорее всего, регионы будут замещать выпадающую часть бюджетного долга новыми коммерческими заимствованиями. Этому будет также способствовать стабилизация процентных ставок, которая в прошлом году произошла практически для всех регионов.
Необходимость наращивать заимствования не скрывают и в Минфине. В опубликованных несколько дней назад Основных направлениях долговой политики на ближайшие три года сказано: «В дальнейшем по мере улучшения ситуации на долговом рынке регионы будут стимулироваться к тому, чтобы подавляющая доля их долговых обязательств была следствием рыночных заимствований, прежде всего в форме выпуска ценных бумаг».
По словам Елены Анисимовой, наращивать коммерческий долг за счет ценных бумаг (прежде всего облигаций) более логично, чем в виде банковских кредитов, поскольку облигации представляют собой «длинный» долг, который обходится сравнительно дешевле банковских кредитов даже для сильно закредитованных регионов. В качестве показательного примера аналитик АКРА приводит Мордовию, которая имеет один из самых высоких в России коэффициентов отношения долга к собственным доходам. Размещение облигаций обходится этой республике в среднем на один процентный пункт дешевле, чем кредитование, и это показывает, что к такому механизму могут прибегнуть практически все регионы. Однако пока, по данным Минфина РФ на начало года, собственные ценные бумаги размещают всего 41 субъект федерации, то есть примерно половина. Их общая стоимость на 1 января составляла 457,5 млрд рублей — это существенно меньше, чем общий объем коммерческих и бюджетных кредитов, которые равнялись, соответственно, 808,5 и 990,5 млрд рублей.

Фото: today.kzВ прошлом году задолженность российских регионов перед коммерческими банками впервые за пять лет оказалась меньше, чем перед федеральным бюджетом, свидетельствует недавно опубликованное исследование Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА). Но уже к концу 2019 года, предупреждают авторы исследования, доля рыночного долга в структуре региональных заимствований может составить 80%. Высокий уровень закредитованности региональных бюджетов в прошлом году стал одной из главных забот Минфина РФ. Ведомство Антона Силуанова активно проводило политику замещения коммерческих кредитов бюджетными, и в результате, по оценке АКРА, совокупный банковский долг регионов снизился на 157 млрд рублей. Правда, этот процесс коснулся далеко не всех субъектов федерации. Регионы, которые в течение 2016 года не смогли серьезно продвинуться в погашении коммерческих кредитов, не отличаются блестящим финансовым положением — это, например, Бурятия, Хакасия, Псковская и Кировская области, Пермский край. «В Пермском крае, — добавляет старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова, — вообще сложилась интересная ситуация: с 2013 по 2015 годы в этом регионе произошло почти 20-кратное увеличение бюджетных кредитов при том, что там предоставлялись большие льготы по налогу на прибыль. Возможно, таким способом власти пытались привлечь в регион инвесторов». Но замещение дорогих коммерческих кредитов бюджетными, имеющими, как правило, минимальные ставки (0,1% годовых на срок до пяти лет), лишь отчасти облегчило финансовое положение регионов. Как отмечают в АКРА, судя по данным исполнению федерального бюджета за 2013–2016 годы и запланированным суммам на 2017–2019 годы, график погашения бюджетных кредитов в текущем году на 20–30 млрд рублей превышает их дополнительный объем в федеральном бюджете. Поэтому, скорее всего, регионы будут замещать выпадающую часть бюджетного долга новыми коммерческими заимствованиями. Этому будет также способствовать стабилизация процентных ставок, которая в прошлом году произошла практически для всех регионов. Необходимость наращивать заимствования не скрывают и в Минфине. В опубликованных несколько дней назад Основных направлениях долговой политики на ближайшие три года сказано: «В дальнейшем по мере улучшения ситуации на долговом рынке регионы будут стимулироваться к тому, чтобы подавляющая доля их долговых обязательств была следствием рыночных заимствований, прежде всего в форме выпуска ценных бумаг». По словам Елены Анисимовой, наращивать коммерческий долг за счет ценных бумаг (прежде всего облигаций) более логично, чем в виде банковских кредитов, поскольку облигации представляют собой «длинный» долг, который обходится сравнительно дешевле банковских кредитов даже для сильно закредитованных регионов. В качестве показательного примера аналитик АКРА приводит Мордовию, которая имеет один из самых высоких в России коэффициентов отношения долга к собственным доходам. Размещение облигаций обходится этой республике в среднем на один процентный пункт дешевле, чем кредитование, и это показывает, что к такому механизму могут прибегнуть практически все регионы. Однако пока, по данным Минфина РФ на начало года, собственные ценные бумаги размещают всего 41 субъект федерации, то есть примерно половина. Их общая стоимость на 1 января составляла 457,5 млрд рублей — это существенно меньше, чем общий объем коммерческих и бюджетных кредитов, которые равнялись, соответственно, 808,5 и 990,5 млрд рублей.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→