✔ Латвийский антирекорд: три месяца без правительства - «Аналитика»
Вадим 3-01-2019, 12:29 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Период турбулентности
Очередные выборы в Сейм состоялись в Латвии 6 октября. Поскольку прошедшие в новый состав парламента партии самостоятельно договориться между собой не сумели, президент Раймонд Вейонис поручил формирование кабмина сначала лидеру Новой консервативной партии Янису Бордансу, а затем представителю партии «Кому принадлежит государство?» (KPV LV) Алдису Гобземсу. Однако, обе попытки закончились безрезультатно. После нескольких недель мучительных переговоров четыре партии, потенциально составляющие ядро нового правительства («Новое Единство», Новая консервативная партия, Национальный блок и «Для развития/За!») всё же договорились 4 января представить Вейонису единую кандидатуру нового премьер-министра.
Компромиссной фигурой на пост премьера, более-менее устраивающей большинство заинтересованных сторон, является представитель «Нового Единства» Кришьянис Кариньш, выразивший готовность возглавить правительство — но только в том случае, если в него войдут пять партий. На вопрос о том, что будет, если кабмин согласятся сформировать лишь четыре партии, Кариньш пока ответа не дал. В любом случае, по иронии судьбы, на пост премьер-министра прочат человека, партия которого заполучила в Сейме лишь восемь депутатских мест из ста. В свою очередь, располагающее самой крупной (22 места) фракцией «Согласие» никто в коалицию не зовёт — невзирая на все усилия «согласистов», им так и не удалось отделаться от клейма «русской» партии. При этом, из всех латвийских политических сил рейтинги самые высокие именно у «Согласия».
Тем временем, Алдис Гобземс заявил, что и сам будет голосовать против кабинета Кариньша, и призовёт к тому же остальных депутатов от KPV LV. Он также призывает «всё общество проснуться и не допустить прихода к власти сил, которые проиграли выборы».
Слова Гобземса о «проигравших выборы» не лишены оснований. Парламентарий от «Согласия» Николай Кабанов пишет на страницах рижской газеты «Сегодня» о том, что период 2002—2018 гг. в Латвии характеризовался наличием власти «евроатлантических компрадоров». Он напоминает, что в 90-е государством в открытую правили олигархи, но время господства «олигархических» партий завершилось в начале 2000-х. Далее, вступление страны в структуры ЕС и НАТО, сопровождавшееся формальным укреплением законности, осуществляла партия «Новое время», а затем возникшее на её основе «Единство», переродившееся к нынешнему моменту в «Новое Единство».
Но текущий период характеризуется явным отсутствием «якорной» партии евроатлантистов — им оказалось попросту нечего предложить избирателю. «На октябрьских выборах их проект „Новое единство“ потерпел неудачу. Но ровным счётом и олигархический Союз „зелёных“ и крестьян не имел успеха, растеряв бонусы своего премьерского положения. Новые политические силы разрозненны, малоопытны и демонстрируют завидную неадекватность в отношении государственного строительства. Однако в Латвии за последнюю четверть века политическая власть осуществляется не только и не столько через легитимно избранных представителей. Есть аналог американского Deep Government („Глубинного правительства“), совокупности руководства крупных корпораций, спецслужб и СМИ, которые реально правят страной. В наших условиях именно этот конгломерат сильных мира сего и назначит будущего премьера, обеспечив через свои негласные рычаги его прохождение в невменяемом парламенте. Кем станет этот политический джокер, уже не суть важно. Гораздо серьёзнее то, что в его лице мы увидим явное пренебрежение элитой самим процессом демократии. В стране грядет олигархический реванш, едва припудренный ритуальными заверениями в „геополитическом выборе“, „власти закона“ и „латышскости“. И расхлёбывать придётся всем, в том числе и не приглашённым на этот праздник…», — сетует «согласист» Кабанов.? читать продолжение новости ?
Страна нерешённого вопроса
«Согласию» сейчас действительно очень обидно. Глава парламентской фракции этой партии Янис Урбанович жалуется, что латышские политики так и не захотели оценить усилия «согласистов», изо всех сил пытающихся доказать, что они им свои. «Мы привлекли в свою команду большое число этнических латышей, в том числе и состоявшихся политиков — рассчитывая таким путём поднять доверие к партии среди латышского избирателя и открыться перед ним. Мы отложили в сторону многие болезненные вопросы, полагая, что нужно прежде договориться о главном — о сотрудничестве дв развитии страны, а чувствительные проблемы можно обсуждать и решать позднее. Мы провели небывалую по масштабам и затратам (я говорю не о финансовых, а о временных, интеллектуальных и человеческих ресурсах) предвыборную кампанию для того, чтобы разъяснить латышскому избирателю свою программу, позиции, видение перспектив», — взывает Урбанович.
Тщетно! Напротив, вместо предложенного «сотрудничества в развития страны» в эти дни правые партии повели активную кампанию по смещению главы «Согласия» Нила Ушакова с поста мэра Риги. На рижском муниципальном предприятии Rigas satiksme («Рижское сообщение») были вскрыты случаи крупномасштабной коррупции и это может привести карьеру Ушакова к бесславному концу.
Оппозиционный журналист Юрий Алексеев объясняет столь беспрецедентно долгие переговоры о новом Кабинете министров следующим образом: «Сейчас они просто ждут, когда куратор из посольства США выдаст им список и скажет: этого сюда, того сюда, этого сюда. Но поскольку сейчас США Латвия интересует не очень… ну, никогда не интересовала. Но в данном случае у них достаточно проблем, кроме Латвии. Поэтому процесс не идёт, никто никак не стукнет кулаком. Думаю, в конце концов, это произойдёт. Им надоест смотреть на цирк. Скажут, хорош дурня валять».
Стопроцентной гарантии того, что удастся утвердить именно правительство Кариньша нет до сих пор. Однако, по мнению Алексеева, это в любом случае не закончится досрочными перевыборами. «Мало кто сможет найти деньги на новую выборную кампанию», — объясняет эксперт.
Аналогичного мнения придерживается экс-премьер страны Марис Гайлис: «Перевыборы были бы нужны, если бы партии думали, что таким образом они получат больше голосов. Но на данный момент кто может так на самом деле думать?».
Вне зависимости от того, каким образом решится вопрос с новым правительством, Латвия, как пишет Урбанович, останется страной «одного нерешённого вопроса». «Более того, путей и идей его решения у наших правящих нет: они всерьёз потеют над тем, чтобы из всех выживших латвийцев сделать латышей. Давайте посмеемся вместе! Вот уж правда пример того, что история дурака ничему не учит! Не прошло и поколения с тех пор, как самих латышей тащили в „новую историческую общность — советский народ“. И каков результат? Подумайте на этим… Латвия остаётся страной, в фундамент которой заложена ненависть и ксенофобия — и как философская категория государственного мышления, и как психологическое состояние. Сегодня эта ненависть имеет национальную форму. Пройдёт время, и она обретёт другой вид — переродится в социальную, классовую, региональную, соседскую, гендерную или поколенческую ненависть. Но она есть и будет, и, как нездоровый орган в организме человека, поражённый хронической тяжёлой болезнью, она будет определять самочувствие, влиять на развитие и внешний вид. От Латвии ещё долго будет плохо пахнуть», — считает глава парламентской фракции «Согласия».
Алексей Макарцев
Русские в Прибалтике: без права на права
26.12 Депутат: «нацики» действительно хотят, чтобы русских в Латвии не было
25.12 Сапожникова: Аресты диссидентов в Литве связаны с «процессом 13 января»
25.12 Премьер Литвы устроил гонения на диссидентов ради своего рейтинга: мнение
24.12 Нужны 150 человек: «Фейсбук» открывает в Риге свое отделение
24.12 Националисты в ярости: в Риге прошло рождественское мероприятие на русском
Все новости сюжета
В 2019 год Латвийская Республика вступила с антирекордом — попытки сформировать новый кабинет министров продолжаются уже почти три месяца, но до сих пор ни к чему не привели. Предыдущее «достижение» подобного рода было установлено в 1995 году, когда правительство во главе с известным в стране олигархом Андрисом Шкеле было утверждено лишь спустя восемьдесят один день после тогдашних парламентских выборов. Однако, сейчас политическая нестабильность достигла таких масштабов, что в стране поговаривают о возможности досрочных выборов. Период турбулентности Очередные выборы в Сейм состоялись в Латвии 6 октября. Поскольку прошедшие в новый состав парламента партии самостоятельно договориться между собой не сумели, президент Раймонд Вейонис поручил формирование кабмина сначала лидеру Новой консервативной партии Янису Бордансу, а затем представителю партии «Кому принадлежит государство?» (KPV LV) Алдису Гобземсу. Однако, обе попытки закончились безрезультатно. После нескольких недель мучительных переговоров четыре партии, потенциально составляющие ядро нового правительства («Новое Единство», Новая консервативная партия, Национальный блок и «Для развития/За!») всё же договорились 4 января представить Вейонису единую кандидатуру нового премьер-министра. Компромиссной фигурой на пост премьера, более-менее устраивающей большинство заинтересованных сторон, является представитель «Нового Единства» Кришьянис Кариньш, выразивший готовность возглавить правительство — но только в том случае, если в него войдут пять партий. На вопрос о том, что будет, если кабмин согласятся сформировать лишь четыре партии, Кариньш пока ответа не дал. В любом случае, по иронии судьбы, на пост премьер-министра прочат человека, партия которого заполучила в Сейме лишь восемь депутатских мест из ста. В свою очередь, располагающее самой крупной (22 места) фракцией «Согласие» никто в коалицию не зовёт — невзирая на все усилия «согласистов», им так и не удалось отделаться от клейма «русской» партии. При этом, из всех латвийских политических сил рейтинги самые высокие именно у «Согласия». Тем временем, Алдис Гобземс заявил, что и сам будет голосовать против кабинета Кариньша, и призовёт к тому же остальных депутатов от KPV LV. Он также призывает «всё общество проснуться и не допустить прихода к власти сил, которые проиграли выборы». Слова Гобземса о «проигравших выборы» не лишены оснований. Парламентарий от «Согласия» Николай Кабанов пишет на страницах рижской газеты «Сегодня» о том, что период 2002—2018 гг. в Латвии характеризовался наличием власти «евроатлантических компрадоров». Он напоминает, что в 90-е государством в открытую правили олигархи, но время господства «олигархических» партий завершилось в начале 2000-х. Далее, вступление страны в структуры ЕС и НАТО, сопровождавшееся формальным укреплением законности, осуществляла партия «Новое время», а затем возникшее на её основе «Единство», переродившееся к нынешнему моменту в «Новое Единство». Но текущий период характеризуется явным отсутствием «якорной» партии евроатлантистов — им оказалось попросту нечего предложить избирателю. «На октябрьских выборах их проект „Новое единство“ потерпел неудачу. Но ровным счётом и олигархический Союз „зелёных“ и крестьян не имел успеха, растеряв бонусы своего премьерского положения. Новые политические силы разрозненны, малоопытны и демонстрируют завидную неадекватность в отношении государственного строительства. Однако в Латвии за последнюю четверть века политическая власть осуществляется не только и не столько через легитимно избранных представителей. Есть аналог американского Deep Government („Глубинного правительства“), совокупности руководства крупных корпораций, спецслужб и СМИ, которые реально правят страной. В наших условиях именно этот конгломерат сильных мира сего и назначит будущего премьера, обеспечив через свои негласные рычаги его прохождение в невменяемом парламенте. Кем станет этот политический джокер, уже не суть важно. Гораздо серьёзнее то, что в его лице мы увидим явное пренебрежение элитой самим процессом демократии. В стране грядет олигархический реванш, едва припудренный ритуальными заверениями в „геополитическом выборе“, „власти закона“ и „латышскости“. И расхлёбывать придётся всем, в том числе и не приглашённым на этот праздник…», — сетует «согласист» Кабанов.? читать продолжение новости ? Страна нерешённого вопроса «Согласию» сейчас действительно очень обидно. Глава парламентской фракции этой партии Янис Урбанович жалуется, что латышские политики так и не захотели оценить усилия «согласистов», изо всех сил пытающихся доказать, что они им свои. «Мы привлекли в свою команду большое число этнических латышей, в том числе и состоявшихся политиков — рассчитывая таким путём поднять доверие к партии среди латышского избирателя и открыться перед ним. Мы отложили в сторону многие болезненные вопросы, полагая, что нужно прежде договориться о главном — о сотрудничестве дв развитии страны, а чувствительные проблемы можно обсуждать и решать позднее. Мы провели небывалую по масштабам и затратам (я говорю не о финансовых, а о временных, интеллектуальных и человеческих ресурсах) предвыборную кампанию для того, чтобы разъяснить латышскому избирателю свою программу, позиции, видение перспектив», — взывает Урбанович. Тщетно! Напротив, вместо предложенного «сотрудничества в развития страны» в эти дни правые партии повели активную кампанию по смещению главы «Согласия» Нила Ушакова с поста мэра Риги. На рижском муниципальном предприятии Rigas satiksme («Рижское сообщение») были вскрыты случаи крупномасштабной коррупции и это может привести карьеру Ушакова к бесславному концу. Оппозиционный журналист Юрий Алексеев объясняет столь беспрецедентно долгие переговоры о новом Кабинете министров следующим образом: «Сейчас они просто ждут, когда куратор из посольства США выдаст им список и скажет: этого сюда, того сюда, этого сюда. Но поскольку сейчас США Латвия интересует не очень… ну, никогда не интересовала. Но в данном случае у них достаточно проблем, кроме Латвии. Поэтому процесс не идёт, никто никак не стукнет кулаком. Думаю, в конце концов, это произойдёт. Им надоест смотреть на цирк. Скажут, хорош дурня валять». Стопроцентной гарантии того, что удастся утвердить именно правительство Кариньша нет до сих пор. Однако, по мнению Алексеева, это в любом случае не закончится досрочными перевыборами. «Мало кто сможет найти деньги на новую выборную кампанию», — объясняет эксперт. Аналогичного мнения придерживается экс-премьер страны Марис Гайлис: «Перевыборы были бы нужны, если бы партии думали, что таким образом они получат больше голосов. Но на данный момент кто может так на самом деле думать?». Вне зависимости от того, каким образом решится вопрос с новым правительством, Латвия, как пишет Урбанович, останется страной «одного нерешённого вопроса». «Более того, путей и идей его решения у наших правящих нет: они всерьёз потеют над тем, чтобы из всех выживших латвийцев сделать латышей. Давайте посмеемся вместе! Вот уж правда пример того, что история дурака ничему не учит! Не прошло и поколения с тех пор, как самих латышей тащили в „новую историческую общность — советский народ“. И каков результат? Подумайте на этим… Латвия остаётся страной, в фундамент которой заложена ненависть и ксенофобия — и как философская категория государственного мышления, и как психологическое состояние. Сегодня эта ненависть имеет национальную форму. Пройдёт время, и она обретёт другой вид — переродится в социальную, классовую, региональную, соседскую, гендерную или поколенческую ненависть. Но она есть и будет, и, как нездоровый орган в организме человека, поражённый хронической тяжёлой болезнью, она будет определять самочувствие, влиять на развитие и внешний вид. От Латвии ещё долго будет плохо пахнуть», — считает глава парламентской фракции «Согласия». Алексей Макарцев Русские в Прибалтике: без права на права 26.12 Депутат: «нацики» действительно хотят, чтобы русских в Латвии не было 25.12 Сапожникова: Аресты диссидентов в Литве связаны с «процессом 13 января» 25.12 Премьер Литвы устроил гонения на диссидентов ради своего рейтинга: мнение 24.12 Нужны 150 человек: «Фейсбук» открывает в Риге свое отделение 24.12 Националисты в ярости: в Риге прошло рождественское мероприятие на русском Все новости сюжета