✔ Отдам транзит в хорошие руки: Киев ищет, как сохранить газовые доходы - «Аналитика»
Домна 13-03-2018, 21:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Наиболее перспективным партнером на Украине ранее рассматривали оператора итальянской ГТС и части австрийской газотранспортной системы Snam. Вместе со словацкой Eustream она подписала в прошлом году меморандум о сотрудничестве с «Нафтогазом Украины» и «Укртрансгазом». «Идея проста. Если Snam, который был дочерней компании Eni… Если они становятся партнером в управлении ГТС, то Eni поверит в украинскую ГТС и будет больше шансов, что они будут покупать газ на российско-украинской границе», — заявлял коммерческий директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко.
После того, как будут построены «Турецкий поток» и «Северный поток-2», «Газпром» допускал сохранение транзита через Украину на уровне 15–30 млрд кубометров. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что для рентабельности украинской газотранспортной системы необходимо при существующих контрактных тарифах не менее 60 млрд кубометров. При этом Италия в прошлом году импортировала из России около 24 млрд кубометров и компании Snam необходимо будет искать партнеров среди других европейских компаний, а не только итальянских. Среди стран, чьи компании не участвуют в «Северном потоке-2», могут быть Молдавия, Болгария, Словакия, Словения, Чехия, Румыния. Однако и вместе с ними объемы не будут превышать 50 млрд кубометров.
Дмитрий Марунич считает, что пока нет условий, чтобы сохранить украинский транзит и он будет зависеть от множества факторов. «Думаю, многое будет зависеть от реализации «Северного потока-2» и «Турецкого потока», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий.
Очевидно, что Украина не может вести конструктивный диалог по новому транзитному договору с «Газпромом», однако получится ли это у оператора, тоже неизвестно, полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Оператор не может гарантировать транзит. Он не имеет ресурсов газа для этого. Кроме того, какие у него будут полномочия, какие гарантии стабильности правовой системы Украины он получит, сможет ли предложить конкурентоспособные условия „Газпрому“ и затем строго их выполнять. Сейчас пока нет ни оператора, ни четких правовых рамок работы ГТС Украины на долгосрочную перспективу. Более того, есть сигналы, что этот процесс может быть заблокирован на любой стадии, например, парламентом страны», — говорит эксперт.
В 2014 году украинский парламент принял закон, по которому правительство может создать оператора ГТС с инвесторами из США и Евросоюза. Им могут достаться до 49%. При этом в Киеве говорят, что основные доходы будет получать государство, а, например, итальянская компания предлагает создать на базе украинской ГТС операторский консорциум. Причем действовать он будет только на той части газотранспортной системы, которая нужна для транзита: от газораспределительного пункта Суджа в России до Молдовы и Ужгорода. Суть консорциума — итальянцы выступают в качестве менеджеров, управляют частью ГТС и получают за это определенный процент доходов от транзита. Впрочем, и это будет немало. «Имеющаяся информация свидетельствует, что ключевой в переговорах с европейскими компаниями является схема концессии без обязательства инвестиций в ГТС. Также европейская компания будет получать до 50% прибыли от деятельности ГТС — это около 1–1,3 млрд долл. ежегодно», — заметил РИА «Новости-Украины» эксперт по энергетике Юрий Корольчук.
Неудивительно поэтому, что оппозиционные правительству силы готовы заблокировать создание оператора ГТС. Например, накануне конкурса по отбору оператора партия «Батькивщина» призвала парламент встать на защиту ГТС, а лидер Юлия Тимошенко обвинила власти в том, что те, по сути, бесплатно отдают газотранспортную систему иностранцам: «Надо немедленно проголосовать в зале законопроект, запрещающий любые манипуляции с газотранспортной системой. Она стоит 300 млрд евро. Запомните эту цифру! Сейчас глава „Нафтогаза“ Коболева начал процесс, по сути, передачи ГТС без каких-либо денег. 49% передается в концессию и они рассматривают способы передачи ГТС практически в собственность зарубежной компании», — заявила украинский экс-премьер.
Сопредседатель «Оппозиционного блока» Юрий Бойко при этом уверен, что без прямых переговоров с «Газпромом» при посредничестве ЕС газотранспортная система Украины может встать. «Это позорное явление. В государстве должна быть ответственность. Если вы рассказывали об энергетической независимости, о том, что у нас достаточно газа, но на самом деле этого нет, то за это кто-то должен отвечать. Прежде всего, правительство и „Нефтегаз“. А президент Украины должен не пиариться, а заниматься делом, договариваться о будущем газотранспортной системы, ведь менее чем через за два года заканчивается контракт на транзит российского газа. Если не будет продолжения контракта, а мы видим, что к этому все идет и строятся обходные газопроводы, то это будет большая проблема. У нас не будет возможности зарабатывать деньги в бюджет на транзите газа. И вообще будет проблема с существованием этой системы. А это 50 тысяч рабочих мест», — сказал Юрий Бойко.
Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский говорит, что уже сегодня 30% мощности украинской ГТС избыточны и после 2019 года транзит будет сокращаться. «Основные объемы, в любом случае, уйдут и нужны прямые переговоры для минимизации потерь», — эксперт сомневается, что европейским операторам удастся уговорить крупных покупателей российского газа, многие из которых являются партнерами «Газпрома» по проекту балтийского газопровода «Северный поток-2». «А европейский оператор без гарантий — это просто участие в прибылях», — заметил Валентин Землянский. По его словам, сегодня «Нафтогаз Украины» никак не показывает свою готовность хоть к какому-то диалогу с российской стороной: «Мы заявляем, что победили (в Стокгольмском арбитраже — прим. ред.) и, если надо, повторим — обещаем подать в суд, чтобы утвердили новые тарифы на транзит, в чем, кстати, Стокгольмский арбитраж отказал. Потом переходим на личности и снова обещаем заставить и наказать. И — хотим при этом договориться с «Газпромом»? Абсолютно понятно, почему, пока мы все время заявляем, российская компании строит «Турецкий поток», расширяет «Голубой поток» и готовится к строительству «Северного потока-2».
Напомним, после решения Стокгольмского арбитража о компенсации «Нафтогазу Украины» $ 4,6 млрд за недопоставленный объемы транзита «Газпром» объявил о начале процедуры разрыва контрактов с украинской компанией. Они истекают в 2019 году и на Украине заявили, что обходные газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток» лишат страну $ 2,5 млрд ежегодного дохода. В начале 2000-х годов Украина, Россия и Германия вели переговоры о создании консорциума по управлению газотранспортной системой Украины, однако избрание президентом Украины Виктора Ющенко поставило крест на проекте. Следом появился первый обходной газопровод — «Северный поток».
Дезинтеграция Украины
09.03 Почему президент Украины боится антикоррупционного суда?
07.03 Экс-посол ФРГ: Ереван показал реальные возможности многовекторного диалога
07.03 Разведка США: Сирийская оппозиция уже не способна свергнуть Асада
03.03 Янукович: Я на 100% удовлетворил требования «майдана»
02.03 «Ще не вмерла»: внешнеполитические итоги февраля на Украине
Все новости сюжета
Чтобы сохранить транспортировку российского газа через Украину, Киев готов отдать управление газотранспортной системой любой европейской компании, которая гарантирует транзит. Об этом заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины Наталья Бойко заявила в эфире украинского «Общественного ТВ». «Для нас важно, чтобы тот партнер, который зайдет в Украину, он был способен нам помочь обеспечить сохранение объема транзита через Украину. Это ключевая идея. Когда речь идет о 2019 годе и новом контракте, мы готовы взять европейского партнера и прозрачно работать, чтобы обеспечить дополнительную надежность для ЕС», — заметила Наталья Бойко. По ее словам, сейчас украинские власти ведут консультации с европейскими компаниями из пяти стран о перераспределении обязанностей в управлении газотранспортной системой государства. «Это пока не переговоры. Мы консультировались с потенциальными партнерами, это известные европейские операторы, их не так много. Если без названий компаний, а только по странам, то — это Словакия, Польша, Италия и Франция, а также Нидерланды», — сказала замглавы Минэнерго Украины. Наиболее перспективным партнером на Украине ранее рассматривали оператора итальянской ГТС и части австрийской газотранспортной системы Snam. Вместе со словацкой Eustream она подписала в прошлом году меморандум о сотрудничестве с «Нафтогазом Украины» и «Укртрансгазом». «Идея проста. Если Snam, который был дочерней компании Eni… Если они становятся партнером в управлении ГТС, то Eni поверит в украинскую ГТС и будет больше шансов, что они будут покупать газ на российско-украинской границе», — заявлял коммерческий директор «Нафтогаза Украины» Юрий Витренко. После того, как будут построены «Турецкий поток» и «Северный поток-2», «Газпром» допускал сохранение транзита через Украину на уровне 15–30 млрд кубометров. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич говорит, что для рентабельности украинской газотранспортной системы необходимо при существующих контрактных тарифах не менее 60 млрд кубометров. При этом Италия в прошлом году импортировала из России около 24 млрд кубометров и компании Snam необходимо будет искать партнеров среди других европейских компаний, а не только итальянских. Среди стран, чьи компании не участвуют в «Северном потоке-2», могут быть Молдавия, Болгария, Словакия, Словения, Чехия, Румыния. Однако и вместе с ними объемы не будут превышать 50 млрд кубометров. Дмитрий Марунич считает, что пока нет условий, чтобы сохранить украинский транзит и он будет зависеть от множества факторов. «Думаю, многое будет зависеть от реализации «Северного потока-2» и «Турецкого потока», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий. Очевидно, что Украина не может вести конструктивный диалог по новому транзитному договору с «Газпромом», однако получится ли это у оператора, тоже неизвестно, полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «Оператор не может гарантировать транзит. Он не имеет ресурсов газа для этого. Кроме того, какие у него будут полномочия, какие гарантии стабильности правовой системы Украины он получит, сможет ли предложить конкурентоспособные условия „Газпрому“ и затем строго их выполнять. Сейчас пока нет ни оператора, ни четких правовых рамок работы ГТС Украины на долгосрочную перспективу. Более того, есть сигналы, что этот процесс может быть заблокирован на любой стадии, например, парламентом страны», — говорит эксперт. В 2014 году украинский парламент принял закон, по которому правительство может создать оператора ГТС с инвесторами из США и Евросоюза. Им могут достаться до 49%. При этом в Киеве говорят, что основные доходы будет получать государство, а, например, итальянская компания предлагает создать на базе украинской ГТС операторский консорциум. Причем действовать он будет только на той части газотранспортной системы, которая нужна для транзита: от газораспределительного пункта Суджа в России до Молдовы и Ужгорода. Суть консорциума — итальянцы выступают в качестве менеджеров, управляют частью ГТС и получают за это определенный процент доходов от транзита. Впрочем, и это будет немало. «Имеющаяся информация свидетельствует, что ключевой в переговорах с европейскими компаниями является схема концессии без обязательства инвестиций в ГТС. Также европейская компания будет получать до 50% прибыли от деятельности ГТС — это около 1–1,3 млрд долл. ежегодно», — заметил РИА «Новости-Украины» эксперт по энергетике Юрий Корольчук. Неудивительно поэтому, что оппозиционные правительству силы готовы заблокировать создание оператора ГТС. Например, накануне конкурса по отбору оператора партия «Батькивщина» призвала парламент встать на защиту ГТС, а лидер Юлия Тимошенко обвинила власти в том, что те, по сути, бесплатно отдают газотранспортную систему иностранцам: «Надо немедленно проголосовать в зале законопроект, запрещающий любые манипуляции с газотранспортной системой. Она стоит 300 млрд евро. Запомните эту цифру! Сейчас глава „Нафтогаза“ Коболева начал процесс, по сути, передачи ГТС без каких-либо денег. 49% передается в концессию и они рассматривают способы передачи ГТС практически в собственность зарубежной компании», — заявила украинский экс-премьер. Сопредседатель «Оппозиционного блока» Юрий Бойко при этом уверен, что без прямых переговоров с «Газпромом» при посредничестве ЕС газотранспортная система Украины может встать. «Это позорное явление. В государстве должна быть ответственность. Если вы рассказывали об энергетической независимости, о том, что у нас достаточно газа, но на самом деле этого нет, то за это кто-то должен отвечать. Прежде всего, правительство и „Нефтегаз“. А президент Украины должен не пиариться, а заниматься делом, договариваться о будущем газотранспортной системы, ведь менее чем через за два года заканчивается контракт на транзит российского газа. Если не будет продолжения контракта, а мы видим, что к этому все идет и строятся обходные газопроводы, то это будет большая проблема. У нас не будет возможности зарабатывать деньги в бюджет на транзите газа. И вообще будет проблема с существованием этой системы. А это 50 тысяч рабочих мест», — сказал Юрий Бойко. Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский говорит, что уже сегодня 30% мощности украинской ГТС избыточны и после 2019 года транзит будет сокращаться. «Основные объемы, в любом случае, уйдут и нужны прямые переговоры для минимизации потерь», — эксперт сомневается, что европейским операторам удастся уговорить крупных покупателей российского газа, многие из которых являются партнерами «Газпрома» по проекту балтийского газопровода «Северный поток-2». «А европейский оператор без гарантий — это просто участие в прибылях», — заметил Валентин Землянский. По его словам, сегодня «Нафтогаз Украины» никак не показывает свою готовность хоть к какому-то диалогу с российской стороной: «Мы заявляем, что победили (в Стокгольмском арбитраже — прим. ред.) и, если надо, повторим — обещаем подать в суд, чтобы утвердили новые тарифы на транзит, в чем, кстати, Стокгольмский арбитраж отказал. Потом переходим на личности и снова обещаем заставить и наказать. И — хотим при этом договориться с «Газпромом»? Абсолютно понятно, почему, пока мы все время заявляем, российская компании строит «Турецкий поток», расширяет «Голубой поток» и готовится к строительству «Северного потока-2». Напомним, после решения Стокгольмского арбитража о компенсации «Нафтогазу Украины» $ 4,6 млрд за недопоставленный объемы транзита «Газпром» объявил о начале процедуры разрыва контрактов с украинской компанией. Они истекают в 2019 году и на Украине заявили, что обходные газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток» лишат страну $ 2,5 млрд ежегодного дохода. В начале 2000-х годов Украина, Россия и Германия вели переговоры о создании консорциума по управлению газотранспортной системой Украины, однако избрание президентом Украины Виктора Ющенко поставило крест на проекте. Следом появился первый обходной газопровод — «Северный поток». Дезинтеграция Украины 09.03 Почему президент Украины боится антикоррупционного суда? 07.03 Экс-посол ФРГ: Ереван показал реальные возможности многовекторного диалога 07.03 Разведка США: Сирийская оппозиция уже не способна свергнуть Асада 03.03 Янукович: Я на 100% удовлетворил требования «майдана» 02.03 «Ще не вмерла»: внешнеполитические итоги февраля на Украине Все новости сюжета