✔ Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»
Пантелеймон 22-03-2017, 11:02 193 Мир / Россия / Красноярск
ПОХОЖИЕ
.
В промышленных дебрях Октябрьского района, на территории бывшего телевизорного завода и буквально в сотне метров от посещаемого тысячами красноярцев стадиона «Рассвет» за густыми зарослями прячутся неприметные кирпичные здания. По их сегодняшнему виду и не скажешь, что каких-то несколько десятков лет назад эти устрашающие постройки были местом притяжения творческой элиты края.
Четыре здания, объединенные в один ансамбль по проекту архитектора Петра Платова, появились на ул. Высотной в 1973 году. По словам искусствоведа и члена Союза художников России Любови Шаповаловой, городок площадью 7 тыс. кв. м построили в Красноярске одновременно со зданиями филармонии, института искусств и оперного театра — все возводилось на краевые деньги под пристальным оком тогдашнего первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Павла Федирко.
Когда-то во всех здешних мастерских кипела творческая жизнь, а сегодня огонь маленькой «буржуйки» согревает лишь одну из них — в полностью лишенной воды, тепла и электричества мастерской живет отказавшийся окончательно покидать эти места 50-летний красноярский скульптор Василий Сивцев.
О том, что здесь творилось раньше, говорят расставленные повсюду работы Василия и многочисленные фотографии на стенах. Несмотря на пылающую огнем «буржуйку», которую скульптор любовно зовет «любимой подругой, которая никогда не бросит», у нас создалось ощущение, что в помещении холоднее, чем на улице.
До 90-х мастерские полностью содержало государство, а после развала СССР вся территория перешла в собственность Красноярской организации Союза художников России. «Перемены в стране не могли не сказаться на жизни и творчестве скульпторов, оказавшихся в наиболее трудном положении. Исчез стержень идеологической пропаганды, скульпторы лишились госзаказа на монументальные произведения, были "выброшены" в рынок, но зато получили право собственности на здания и помещения», — рассказывает Шаповалова.
Сивцев говорит, что впервые попал сюда в начале «нулевых», сразу после института. Однако поработать в относительном комфорте ему удалось недолго — в 2003 году скульптурный городок отключили от коммунальных благ. Как нам позже объяснил представитель КРО Союз художников России Георгий Кузаков, «потому что скульпторы не хотели платить, а для организации это стало непосильным бременем».
В итоге некогда уютные помещения превратились в «морозильные камеры». Раньше, по словам скульпторов, здесь было все необходимое для работы. Просторные мастерские высотой 10 метров, комнаты отдыха, масса различного оборудования: станки, поворотные круги, а к каждой мастерской была подведена узкоколейка — огромные глыбы гранита и мрамора, тонны глины и гипса закатывали внутрь на железнодорожных вагонетках.
Летом над изготовлением многометровых монументов трудились непосредственно на улице, рассказывает Сивцев. Здесь работали практически все знаменитые красноярские мастера-скульпторы: Юрий Ишханов, Борис Мусат, Александр Давыдов, Адель Абдрахимов, Владимир Зеленов и другие.
Юрий Ишханов в своей мастерской за работой над памятником С.П. Королеву в 1989 году — год спустя в День космонавтики этот монумент установят в тогдашнем Красноярске-26 (сейчас Железногорск). Этот памятник скульптору заказал ученик Королева академик М.Ф. Решетнев, а материал для него брали из карьера за рекой Базаихой, обрабатывая гранит прямо на месте добычи, сообщает сайт местной мэрии.
Монументальные комплексы Ишханова, в числе которых и «Кандальный путь» на Предмостной и памятник А. П. Чехову на Театральной площади, во многом сформировали эстетический облик Красноярска. А вот мастерская скульптора, которой он отдал самую важную часть своей жизни, сегодня выглядит как после бомбежки.
Царящая повсюду разруха обволакивает какой-то безысходностью. В одной из комнат в мастерской Ишханова мы нашли нечто похожее на то, что видит каждый красноярец, проезжая по Красрабу, — судя по всему это заготовка или прототип главной фигуры вышеупомянутого монумента.
Это фото сделано в скульптурном городке летом 1978 года — Ишханов на улице перед мастерской заканчивает работу над масштабной композицией из гранита «Кандальный путь». Посвященный ссыльным монумент, по замыслу создателя, символизирует страдание, горе и мужество одновременно.
Автор и создатель памятника Андрею Дубенскому, смотрящему на центр Красноярска с горы у медакадемии, Владимир Гирич рассказывает, что изготавливал его именно в этих мастерских. Гирич — один из долгожителей городка, попал он сюда еще в 70-х по распределению после института и сразу пошел в ученики к уже знаменитому тогда Ишханову. «Совсем невыносимо стало после 2000-х — работая над памятником Астафьеву, который потом установили в Овсянке, надевал валенки и фуфайку», — вспоминает он.
Еще один известный красноярский скульптор Борис Мусат в конце 1990-х за работой над памятником Св. Архиепископу Луке — выдающемуся хирургу В.Ф. Войно-Ясенецкому (слева). Тем самым, который с 2002 года стоит у перекрестка Мира – Горького. Кстати, во времена наивысшего расцвета скульптурного городка мастера не только самоотверженно работали, но и умели хорошо отдохнуть — на фото справа концерт камерной музыки прямо в мастерской Мусата (1980-е г.).
Здесь же в городке в начале 90-х Мусат создавал и памятник воинам-интернационалистам, расположенный на ул. Игарской. На фото — мастерская скульптора в 2011 году. «Сейчас там давно нет никаких произведений, царит сырость и запустение. Мастерскую регулярно затапливает: пожар в соседней мастерской, в которой работал Зеленов, испортил покрытие крыши», — говорит вдова скульптора Раиса Мусат.
Мастерская скульптора, заслуженного художника России Владимира Зеленова сгорела 26 июня 2014 года. Любовь Шаповалова уверена — этот пожар был неслучайным: «Неизвестные вандалы с особым злорадством устроили поджоги в четырех местах. В этом помещении хранились его картины и скульптуры, над которыми он работал больше 50 лет. Уничтожено было все его достояние, в том числе уникальные портреты Валентина Распутина». Позднее версию умышленного поджога в качестве основной озвучили изучившие место происшествия следователи.
По словам Шаповаловой, в городке бывали все писатели и поэты края, а зашедший как-то в 80-х к Зеленову в гости Виктор Астафьев впоследствии стал его близким другом. Сейчас скульптор здесь не бывает, а его некогда процветающая мастерская окончательно пришла в упадок.
Летом 2015-го в собственной мастерской свое 100-летие отметил Адель Абдрахимов, с которого, по мнению его коллег и многочисленных учеников, и началась красноярская скульптура. Он родился еще до революции — видел становление советской власти, пережил застой, перестройку, застал новую Россию. В конце 30-х сражался на Халхин-Голе — свои военные впечатления он потом воплощал здесь же в портретах боевых товарищей. Спустя 2 года в этой же мастерской прошло прощание с великим мастером.
Говорят, именно благодаря личному знакомству Абдрахимова с Павлом Федирко и удалось построить скульптурный городок. Василий Сивцев с сыновьей любовью хранит наследие своего учителя. «У любого художника работы остаются, а тем более — у скульптора. Наверное, если работы живут, значит и художник живет», — говорит он, показывая нам портрет заслуженного тренера СССР Дмитрия Миндиашвили, созданный Абдрахимовым в 1982 году из кованой меди.
«Прекрасный был городок, раздолье для творческой мысли, для скульпторов — такая кладезь, и просто так запускать его ни в коем случае нельзя. Очень уютная, творческая обстановка была, домашняя — никакие мастерские в домах его не заменят», — вспоминает неоднократно бывавший в этих местах архитектор, создатель памятника А.И. Лебедю и целого ряда городских фонтанов Андрей Касаткин.
Тепло отзывается об этих мастерских и работавший здесь на рубеже 80–90-х известный художник-скульптор Константин Зинич, однако он уверен — до такого состояния комплекс довели сами работающие здесь мастера: «Все зависит от человека, от скульптора — если бы они сами заботились о своих мастерских, поддерживали их в порядке… а так, конечно, люди привыкли, что за них все оплачивают, но пришло время, когда надо самим что-то делать: какие-то деньги зарабатывать и тут же вкладывать, а они зарабатывали, но не вкладывали».
Дальнейшая судьба городка сейчас под большим вопросом. У владеющего этим участком красноярского отделения Союза художников России на него грандиозные планы — по словам члена организации Георгия Кузакова, они ищут инвестора, который все снесет и построит на этом месте 19 новых мастерских, выставочный зал и музей, посвященный истории скульптурного городка: «Этого городка не будет — мы его все равно снесем, в любом случае».
Работавшие же здесь десятилетиями скульпторы категорически против такого варианта, мечтая о былом величии и восстановлении городка до его первоначального облика. В результате некогда гремевший на всю страну городок стал камнем преткновения — конфликт тянется годами, а здания тем временем ветшают и разваливаются.
НГС.НОВОСТИ побывали в заброшенном скульптурном городке, в котором когда-то собиралась вся творческая элита края и создавались десятки украшающих Красноярск монументов, а сегодня без отопления, воды и электричества живет один-единственный скульптор-энтузиаст, отказавшийся покидать любимую мастерскую . В промышленных дебрях Октябрьского района, на территории бывшего телевизорного завода и буквально в сотне метров от посещаемого тысячами красноярцев стадиона «Рассвет» за густыми зарослями прячутся неприметные кирпичные здания. По их сегодняшнему виду и не скажешь, что каких-то несколько десятков лет назад эти устрашающие постройки были местом притяжения творческой элиты края. Четыре здания, объединенные в один ансамбль по проекту архитектора Петра Платова, появились на ул. Высотной в 1973 году. По словам искусствоведа и члена Союза художников России Любови Шаповаловой, городок площадью 7 тыс. кв. м построили в Красноярске одновременно со зданиями филармонии, института искусств и оперного театра — все возводилось на краевые деньги под пристальным оком тогдашнего первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Павла Федирко. Когда-то во всех здешних мастерских кипела творческая жизнь, а сегодня огонь маленькой «буржуйки» согревает лишь одну из них — в полностью лишенной воды, тепла и электричества мастерской живет отказавшийся окончательно покидать эти места 50-летний красноярский скульптор Василий Сивцев. О том, что здесь творилось раньше, говорят расставленные повсюду работы Василия и многочисленные фотографии на стенах. Несмотря на пылающую огнем «буржуйку», которую скульптор любовно зовет «любимой подругой, которая никогда не бросит», у нас создалось ощущение, что в помещении холоднее, чем на улице. До 90-х мастерские полностью содержало государство, а после развала СССР вся территория перешла в собственность Красноярской организации Союза художников России. «Перемены в стране не могли не сказаться на жизни и творчестве скульпторов, оказавшихся в наиболее трудном положении. Исчез стержень идеологической пропаганды, скульпторы лишились госзаказа на монументальные произведения, были "выброшены" в рынок, но зато получили право собственности на здания и помещения», — рассказывает Шаповалова. Сивцев говорит, что впервые попал сюда в начале «нулевых», сразу после института. Однако поработать в относительном комфорте ему удалось недолго — в 2003 году скульптурный городок отключили от коммунальных благ. Как нам позже объяснил представитель КРО Союз художников России Георгий Кузаков, «потому что скульпторы не хотели платить, а для организации это стало непосильным бременем». В итоге некогда уютные помещения превратились в «морозильные камеры». Раньше, по словам скульпторов, здесь было все необходимое для работы. Просторные мастерские высотой 10 метров, комнаты отдыха, масса различного оборудования: станки, поворотные круги, а к каждой мастерской была подведена узкоколейка — огромные глыбы гранита и мрамора, тонны глины и гипса закатывали внутрь на железнодорожных вагонетках. Летом над изготовлением многометровых монументов трудились непосредственно на улице, рассказывает Сивцев. Здесь работали практически все знаменитые красноярские мастера-скульпторы: Юрий Ишханов, Борис Мусат, Александр Давыдов, Адель Абдрахимов, Владимир Зеленов и другие. Юрий Ишханов в своей мастерской за работой над памятником С.П. Королеву в 1989 году — год спустя в День космонавтики этот монумент установят в тогдашнем Красноярске-26 (сейчас Железногорск). Этот памятник скульптору заказал ученик Королева академик М.Ф. Решетнев, а материал для него брали из карьера за рекой Базаихой, обрабатывая гранит прямо на месте добычи, сообщает сайт местной мэрии. Монументальные комплексы Ишханова, в числе которых и «Кандальный путь» на Предмостной и памятник А. П. Чехову на Театральной площади, во многом сформировали эстетический облик Красноярска. А вот мастерская скульптора, которой он отдал самую важную часть своей жизни, сегодня выглядит как после бомбежки. Царящая повсюду разруха обволакивает какой-то безысходностью. В одной из комнат в мастерской Ишханова мы нашли нечто похожее на то, что видит каждый красноярец, проезжая по Красрабу, — судя по всему это заготовка или прототип главной фигуры вышеупомянутого монумента. Это фото сделано в скульптурном городке летом 1978 года — Ишханов на улице перед мастерской заканчивает работу над масштабной композицией из гранита «Кандальный путь». Посвященный ссыльным монумент, по замыслу создателя, символизирует страдание, горе и мужество одновременно. Автор и создатель памятника Андрею Дубенскому, смотрящему на центр Красноярска с горы у медакадемии, Владимир Гирич рассказывает, что изготавливал его именно в этих мастерских. Гирич — один из долгожителей городка, попал он сюда еще в 70-х по распределению после института и сразу пошел в ученики к уже знаменитому тогда Ишханову. «Совсем невыносимо стало после 2000-х — работая над памятником Астафьеву, который потом установили в Овсянке, надевал валенки и фуфайку», — вспоминает он. Еще один известный красноярский скульптор Борис Мусат в конце 1990-х за работой над памятником Св. Архиепископу Луке — выдающемуся хирургу В.Ф. Войно-Ясенецкому (слева). Тем самым, который с 2002 года стоит у перекрестка Мира – Горького. Кстати, во времена наивысшего расцвета скульптурного городка мастера не только самоотверженно работали, но и умели хорошо отдохнуть — на фото справа концерт камерной музыки прямо в мастерской Мусата (1980-е г.). Здесь же в городке в начале 90-х Мусат создавал и памятник воинам-интернационалистам, расположенный на ул. Игарской. На фото — мастерская скульптора в 2011 году. «Сейчас там давно нет никаких произведений, царит сырость и запустение. Мастерскую регулярно затапливает: пожар в соседней мастерской, в которой работал Зеленов, испортил покрытие крыши», — говорит вдова скульптора Раиса Мусат. Мастерская скульптора, заслуженного художника России Владимира Зеленова сгорела 26 июня 2014 года. Любовь Шаповалова уверена — этот пожар был неслучайным: «Неизвестные вандалы с особым злорадством устроили поджоги в четырех местах. В этом помещении хранились его картины и скульптуры, над которыми он работал больше 50 лет. Уничтожено было все его достояние, в том числе уникальные портреты Валентина Распутина». Позднее версию умышленного поджога в качестве основной озвучили изучившие место происшествия следователи. По словам Шаповаловой, в городке бывали все писатели и поэты края, а зашедший как-то в 80-х к Зеленову в гости Виктор Астафьев впоследствии стал его близким другом. Сейчас скульптор здесь не бывает, а его некогда процветающая мастерская окончательно пришла в упадок. Летом 2015-го в собственной мастерской свое 100-летие отметил Адель Абдрахимов, с которого, по мнению его коллег и многочисленных учеников, и началась красноярская скульптура. Он родился еще до революции — видел становление советской власти, пережил застой, перестройку, застал новую Россию. В конце 30-х сражался на Халхин-Голе — свои военные впечатления он потом воплощал здесь же в портретах боевых товарищей. Спустя 2 года в этой же мастерской прошло прощание с великим мастером. Говорят, именно благодаря личному знакомству Абдрахимова с Павлом Федирко и удалось построить скульптурный городок. Василий Сивцев с сыновьей любовью хранит наследие своего учителя. «У любого художника работы остаются, а тем более — у скульптора. Наверное, если работы живут, значит и художник живет», — говорит он, показывая нам портрет заслуженного тренера СССР Дмитрия Миндиашвили, созданный Абдрахимовым в 1982 году из кованой меди. «Прекрасный был городок, раздолье для творческой мысли, для скульпторов — такая кладезь, и просто так запускать его ни в коем случае нельзя. Очень уютная, творческая обстановка была, домашняя — никакие мастерские в домах его не заменят», — вспоминает неоднократно бывавший в этих местах архитектор, создатель памятника А.И. Лебедю и целого ряда городских фонтанов Андрей Касаткин. Тепло отзывается об этих мастерских и работавший здесь на рубеже 80–90-х известный художник-скульптор Константин Зинич, однако он уверен — до такого состояния комплекс довели сами работающие здесь мастера: «Все зависит от человека, от скульптора — если бы они сами заботились о своих мастерских, поддерживали их в порядке… а так, конечно, люди привыкли, что за них все оплачивают, но пришло время, когда надо самим что-то делать: какие-то деньги зарабатывать и тут же вкладывать, а они зарабатывали, но не вкладывали». Дальнейшая судьба городка сейчас под большим вопросом. У владеющего этим участком красноярского отделения Союза художников России на него грандиозные планы — по словам члена организации Георгия Кузакова, они ищут инвестора, который все снесет и построит на этом месте 19 новых мастерских, выставочный зал и музей, посвященный истории скульптурного городка: «Этого городка не будет — мы его все равно снесем, в любом случае». Работавшие же здесь десятилетиями скульпторы категорически против такого варианта, мечтая о былом величии и восстановлении городка до его первоначального облика. В результате некогда гремевший на всю страну городок стал камнем преткновения — конфликт тянется годами, а здания тем временем ветшают и разваливаются.