Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска» » «Новости Дня»

✔ Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


НГС.НОВОСТИ побывали в заброшенном скульптурном городке, в котором когда-то собиралась вся творческая элита края и создавались десятки украшающих Красноярск монументов, а сегодня без отопления, воды и электричества живет один-единственный скульптор-энтузиаст, отказавшийся покидать любимую мастерскую..

.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


В промышленных дебрях Октябрьского района, на территории бывшего телевизорного завода и буквально в сотне метров от посещаемого тысячами красноярцев стадиона «Рассвет» за густыми зарослями прячутся неприметные кирпичные здания. По их сегодняшнему виду и не скажешь, что каких-то несколько десятков лет назад эти устрашающие постройки были местом притяжения творческой элиты края. 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Четыре здания, объединенные в один ансамбль по проекту архитектора Петра Платова, появились на ул. Высотной в 1973 году. По словам искусствоведа и члена Союза художников России Любови Шаповаловой, городок площадью 7 тыс. кв. м построили в Красноярске одновременно со зданиями филармонии, института искусств и оперного театра — все возводилось на краевые деньги под пристальным оком тогдашнего первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Павла Федирко.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Когда-то во всех здешних мастерских кипела творческая жизнь, а сегодня огонь маленькой «буржуйки» согревает лишь одну из них — в полностью лишенной воды, тепла и электричества мастерской живет отказавшийся окончательно покидать эти места 50-летний красноярский скульптор Василий Сивцев. 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


О том, что здесь творилось раньше, говорят расставленные повсюду работы Василия и многочисленные фотографии на стенах. Несмотря на пылающую огнем «буржуйку», которую скульптор любовно зовет «любимой подругой, которая никогда не бросит», у нас создалось ощущение, что в помещении холоднее, чем на улице. 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


До 90-х мастерские полностью содержало государство, а после развала СССР вся территория перешла в собственность Красноярской организации Союза художников России. «Перемены в стране не могли не сказаться на жизни и творчестве скульпторов, оказавшихся в наиболее трудном положении. Исчез стержень идеологической пропаганды, скульпторы лишились госзаказа на монументальные произведения, были "выброшены" в рынок, но зато получили право собственности на здания и помещения», — рассказывает Шаповалова.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Сивцев говорит, что впервые попал сюда в начале «нулевых», сразу после института. Однако поработать в относительном комфорте ему удалось недолго — в 2003 году скульптурный городок отключили от коммунальных благ. Как нам позже объяснил представитель КРО Союз художников России Георгий Кузаков, «потому что скульпторы не хотели платить, а для организации это стало непосильным бременем». 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


В итоге некогда уютные помещения превратились в «морозильные камеры». Раньше, по словам скульпторов, здесь было все необходимое для работы. Просторные мастерские высотой 10 метров, комнаты отдыха, масса различного оборудования: станки, поворотные круги, а к каждой мастерской была подведена узкоколейка — огромные глыбы гранита и мрамора, тонны глины и гипса закатывали внутрь на железнодорожных вагонетках. 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Летом над изготовлением многометровых монументов трудились непосредственно на улице, рассказывает Сивцев. Здесь работали практически все знаменитые красноярские мастера-скульпторы: Юрий Ишханов, Борис Мусат, Александр Давыдов, Адель Абдрахимов, Владимир Зеленов и другие.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Юрий Ишханов в своей мастерской за работой над памятником С.П. Королеву в 1989 году — год спустя в День космонавтики этот монумент установят в тогдашнем Красноярске-26 (сейчас Железногорск). Этот памятник скульптору заказал ученик Королева академик М.Ф. Решетнев, а материал для него брали из карьера за рекой Базаихой, обрабатывая гранит прямо на месте добычи, сообщает сайт местной мэрии.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Монументальные комплексы Ишханова, в числе которых и «Кандальный путь» на Предмостной и памятник А. П. Чехову на Театральной площади, во многом сформировали эстетический облик Красноярска. А вот мастерская скульптора, которой он отдал самую важную часть своей жизни, сегодня выглядит как после бомбежки.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Царящая повсюду разруха обволакивает какой-то безысходностью. В одной из комнат в мастерской Ишханова мы нашли нечто похожее на то, что видит каждый красноярец, проезжая по Красрабу, — судя по всему это заготовка или прототип главной фигуры вышеупомянутого монумента. 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Это фото сделано в скульптурном городке летом 1978 года — Ишханов на улице перед мастерской заканчивает работу над масштабной композицией из гранита «Кандальный путь». Посвященный ссыльным монумент, по замыслу создателя, символизирует страдание, горе и мужество одновременно.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Автор и создатель памятника Андрею Дубенскому, смотрящему на центр Красноярска с горы у медакадемии, Владимир Гирич рассказывает, что изготавливал его именно в этих мастерских. Гирич — один из долгожителей городка, попал он сюда еще в 70-х по распределению после института и сразу пошел в ученики к уже знаменитому тогда Ишханову. «Совсем невыносимо стало после 2000-х — работая над памятником Астафьеву, который потом установили в Овсянке, надевал валенки и фуфайку», — вспоминает он.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Еще один известный красноярский скульптор Борис Мусат в конце 1990-х за работой над памятником Св. Архиепископу Луке — выдающемуся хирургу В.Ф. Войно-Ясенецкому (слева). Тем самым, который с 2002 года стоит у перекрестка Мира – Горького. Кстати, во времена наивысшего расцвета скульптурного городка мастера не только самоотверженно работали, но и умели хорошо отдохнуть — на фото справа концерт камерной музыки прямо в мастерской Мусата (1980-е г.).
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Здесь же в городке в начале 90-х Мусат создавал и памятник воинам-интернационалистам, расположенный на ул. Игарской. На фото — мастерская скульптора в 2011 году. «Сейчас там давно нет никаких произведений, царит сырость и запустение. Мастерскую регулярно затапливает: пожар в соседней мастерской, в которой работал Зеленов, испортил покрытие крыши», —  говорит вдова скульптора Раиса Мусат.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Мастерская скульптора, заслуженного художника России Владимира Зеленова сгорела 26 июня 2014 года. Любовь Шаповалова уверена — этот пожар был неслучайным: «Неизвестные вандалы с особым злорадством устроили поджоги в четырех местах. В этом помещении хранились его картины и скульптуры, над которыми он работал больше 50 лет. Уничтожено было все его достояние, в том числе уникальные портреты Валентина Распутина». Позднее версию умышленного поджога в качестве основной озвучили изучившие место происшествия следователи.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


По словам Шаповаловой, в городке бывали все писатели и поэты края, а зашедший как-то в 80-х к Зеленову в гости Виктор Астафьев впоследствии стал его близким другом. Сейчас скульптор здесь не бывает, а его некогда процветающая мастерская окончательно пришла в упадок. 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Летом 2015-го в собственной мастерской свое 100-летие отметил Адель Абдрахимов, с которого, по мнению его коллег и многочисленных учеников, и началась красноярская скульптура. Он родился еще до революции — видел становление советской власти, пережил застой, перестройку, застал новую Россию. В конце 30-х сражался на Халхин-Голе — свои военные впечатления он потом воплощал здесь же в портретах боевых товарищей. Спустя 2 года в этой же мастерской прошло прощание с великим мастером.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Говорят, именно благодаря личному знакомству Абдрахимова с Павлом Федирко и удалось построить скульптурный городок. Василий Сивцев с сыновьей любовью хранит наследие своего учителя. «У любого художника работы остаются, а тем более — у скульптора. Наверное, если работы живут, значит и художник живет», — говорит он, показывая нам портрет заслуженного тренера СССР Дмитрия Миндиашвили, созданный Абдрахимовым в 1982 году из кованой меди.
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


«Прекрасный был городок, раздолье для творческой мысли, для скульпторов — такая кладезь, и просто так запускать его ни в коем случае нельзя. Очень уютная, творческая обстановка была, домашняя — никакие мастерские в домах его не заменят», — вспоминает неоднократно бывавший в этих местах архитектор, создатель памятника А.И. Лебедю и целого ряда городских фонтанов Андрей Касаткин. 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Тепло отзывается об этих мастерских и работавший здесь на рубеже 80–90-х известный художник-скульптор Константин Зинич, однако он уверен — до такого состояния комплекс довели сами работающие здесь мастера: «Все зависит от человека, от скульптора — если бы они сами заботились о своих мастерских, поддерживали их в порядке… а так, конечно, люди привыкли, что за них все оплачивают, но пришло время, когда надо самим что-то делать: какие-то деньги зарабатывать и тут же вкладывать, а они зарабатывали, но не вкладывали». 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Дальнейшая судьба городка сейчас под большим вопросом. У владеющего этим участком красноярского отделения Союза художников России на него грандиозные планы — по словам члена организации Георгия Кузакова, они ищут инвестора, который все снесет и построит на этом месте 19 новых мастерских, выставочный зал и музей, посвященный истории скульптурного городка: «Этого городка не будет — мы его все равно снесем, в любом случае». 
Мастерские скульпторов на Свободном превращаются в развалины: осматриваем остатки великого наследия - «Новости Красноярска»


Работавшие же здесь десятилетиями скульпторы категорически против такого варианта, мечтая о былом величии и восстановлении городка до его первоначального облика. В результате некогда гремевший на всю страну городок стал камнем преткновения — конфликт тянется годами, а здания тем временем ветшают и разваливаются.

НГС.НОВОСТИ побывали в заброшенном скульптурном городке, в котором когда-то собиралась вся творческая элита края и создавались десятки украшающих Красноярск монументов, а сегодня без отопления, воды и электричества живет один-единственный скульптор-энтузиаст, отказавшийся покидать любимую мастерскую . В промышленных дебрях Октябрьского района, на территории бывшего телевизорного завода и буквально в сотне метров от посещаемого тысячами красноярцев стадиона «Рассвет» за густыми зарослями прячутся неприметные кирпичные здания. По их сегодняшнему виду и не скажешь, что каких-то несколько десятков лет назад эти устрашающие постройки были местом притяжения творческой элиты края. Четыре здания, объединенные в один ансамбль по проекту архитектора Петра Платова, появились на ул. Высотной в 1973 году. По словам искусствоведа и члена Союза художников России Любови Шаповаловой, городок площадью 7 тыс. кв. м построили в Красноярске одновременно со зданиями филармонии, института искусств и оперного театра — все возводилось на краевые деньги под пристальным оком тогдашнего первого секретаря Красноярского крайкома КПСС Павла Федирко. Когда-то во всех здешних мастерских кипела творческая жизнь, а сегодня огонь маленькой «буржуйки» согревает лишь одну из них — в полностью лишенной воды, тепла и электричества мастерской живет отказавшийся окончательно покидать эти места 50-летний красноярский скульптор Василий Сивцев. О том, что здесь творилось раньше, говорят расставленные повсюду работы Василия и многочисленные фотографии на стенах. Несмотря на пылающую огнем «буржуйку», которую скульптор любовно зовет «любимой подругой, которая никогда не бросит», у нас создалось ощущение, что в помещении холоднее, чем на улице. До 90-х мастерские полностью содержало государство, а после развала СССР вся территория перешла в собственность Красноярской организации Союза художников России. «Перемены в стране не могли не сказаться на жизни и творчестве скульпторов, оказавшихся в наиболее трудном положении. Исчез стержень идеологической пропаганды, скульпторы лишились госзаказа на монументальные произведения, были "выброшены" в рынок, но зато получили право собственности на здания и помещения», — рассказывает Шаповалова. Сивцев говорит, что впервые попал сюда в начале «нулевых», сразу после института. Однако поработать в относительном комфорте ему удалось недолго — в 2003 году скульптурный городок отключили от коммунальных благ. Как нам позже объяснил представитель КРО Союз художников России Георгий Кузаков, «потому что скульпторы не хотели платить, а для организации это стало непосильным бременем». В итоге некогда уютные помещения превратились в «морозильные камеры». Раньше, по словам скульпторов, здесь было все необходимое для работы. Просторные мастерские высотой 10 метров, комнаты отдыха, масса различного оборудования: станки, поворотные круги, а к каждой мастерской была подведена узкоколейка — огромные глыбы гранита и мрамора, тонны глины и гипса закатывали внутрь на железнодорожных вагонетках. Летом над изготовлением многометровых монументов трудились непосредственно на улице, рассказывает Сивцев. Здесь работали практически все знаменитые красноярские мастера-скульпторы: Юрий Ишханов, Борис Мусат, Александр Давыдов, Адель Абдрахимов, Владимир Зеленов и другие. Юрий Ишханов в своей мастерской за работой над памятником С.П. Королеву в 1989 году — год спустя в День космонавтики этот монумент установят в тогдашнем Красноярске-26 (сейчас Железногорск). Этот памятник скульптору заказал ученик Королева академик М.Ф. Решетнев, а материал для него брали из карьера за рекой Базаихой, обрабатывая гранит прямо на месте добычи, сообщает сайт местной мэрии. Монументальные комплексы Ишханова, в числе которых и «Кандальный путь» на Предмостной и памятник А. П. Чехову на Театральной площади, во многом сформировали эстетический облик Красноярска. А вот мастерская скульптора, которой он отдал самую важную часть своей жизни, сегодня выглядит как после бомбежки. Царящая повсюду разруха обволакивает какой-то безысходностью. В одной из комнат в мастерской Ишханова мы нашли нечто похожее на то, что видит каждый красноярец, проезжая по Красрабу, — судя по всему это заготовка или прототип главной фигуры вышеупомянутого монумента. Это фото сделано в скульптурном городке летом 1978 года — Ишханов на улице перед мастерской заканчивает работу над масштабной композицией из гранита «Кандальный путь». Посвященный ссыльным монумент, по замыслу создателя, символизирует страдание, горе и мужество одновременно. Автор и создатель памятника Андрею Дубенскому, смотрящему на центр Красноярска с горы у медакадемии, Владимир Гирич рассказывает, что изготавливал его именно в этих мастерских. Гирич — один из долгожителей городка, попал он сюда еще в 70-х по распределению после института и сразу пошел в ученики к уже знаменитому тогда Ишханову. «Совсем невыносимо стало после 2000-х — работая над памятником Астафьеву, который потом установили в Овсянке, надевал валенки и фуфайку», — вспоминает он. Еще один известный красноярский скульптор Борис Мусат в конце 1990-х за работой над памятником Св. Архиепископу Луке — выдающемуся хирургу В.Ф. Войно-Ясенецкому (слева). Тем самым, который с 2002 года стоит у перекрестка Мира – Горького. Кстати, во времена наивысшего расцвета скульптурного городка мастера не только самоотверженно работали, но и умели хорошо отдохнуть — на фото справа концерт камерной музыки прямо в мастерской Мусата (1980-е г.). Здесь же в городке в начале 90-х Мусат создавал и памятник воинам-интернационалистам, расположенный на ул. Игарской. На фото — мастерская скульптора в 2011 году. «Сейчас там давно нет никаких произведений, царит сырость и запустение. Мастерскую регулярно затапливает: пожар в соседней мастерской, в которой работал Зеленов, испортил покрытие крыши», — говорит вдова скульптора Раиса Мусат. Мастерская скульптора, заслуженного художника России Владимира Зеленова сгорела 26 июня 2014 года. Любовь Шаповалова уверена — этот пожар был неслучайным: «Неизвестные вандалы с особым злорадством устроили поджоги в четырех местах. В этом помещении хранились его картины и скульптуры, над которыми он работал больше 50 лет. Уничтожено было все его достояние, в том числе уникальные портреты Валентина Распутина». Позднее версию умышленного поджога в качестве основной озвучили изучившие место происшествия следователи. По словам Шаповаловой, в городке бывали все писатели и поэты края, а зашедший как-то в 80-х к Зеленову в гости Виктор Астафьев впоследствии стал его близким другом. Сейчас скульптор здесь не бывает, а его некогда процветающая мастерская окончательно пришла в упадок. Летом 2015-го в собственной мастерской свое 100-летие отметил Адель Абдрахимов, с которого, по мнению его коллег и многочисленных учеников, и началась красноярская скульптура. Он родился еще до революции — видел становление советской власти, пережил застой, перестройку, застал новую Россию. В конце 30-х сражался на Халхин-Голе — свои военные впечатления он потом воплощал здесь же в портретах боевых товарищей. Спустя 2 года в этой же мастерской прошло прощание с великим мастером. Говорят, именно благодаря личному знакомству Абдрахимова с Павлом Федирко и удалось построить скульптурный городок. Василий Сивцев с сыновьей любовью хранит наследие своего учителя. «У любого художника работы остаются, а тем более — у скульптора. Наверное, если работы живут, значит и художник живет», — говорит он, показывая нам портрет заслуженного тренера СССР Дмитрия Миндиашвили, созданный Абдрахимовым в 1982 году из кованой меди. «Прекрасный был городок, раздолье для творческой мысли, для скульпторов — такая кладезь, и просто так запускать его ни в коем случае нельзя. Очень уютная, творческая обстановка была, домашняя — никакие мастерские в домах его не заменят», — вспоминает неоднократно бывавший в этих местах архитектор, создатель памятника А.И. Лебедю и целого ряда городских фонтанов Андрей Касаткин. Тепло отзывается об этих мастерских и работавший здесь на рубеже 80–90-х известный художник-скульптор Константин Зинич, однако он уверен — до такого состояния комплекс довели сами работающие здесь мастера: «Все зависит от человека, от скульптора — если бы они сами заботились о своих мастерских, поддерживали их в порядке… а так, конечно, люди привыкли, что за них все оплачивают, но пришло время, когда надо самим что-то делать: какие-то деньги зарабатывать и тут же вкладывать, а они зарабатывали, но не вкладывали». Дальнейшая судьба городка сейчас под большим вопросом. У владеющего этим участком красноярского отделения Союза художников России на него грандиозные планы — по словам члена организации Георгия Кузакова, они ищут инвестора, который все снесет и построит на этом месте 19 новых мастерских, выставочный зал и музей, посвященный истории скульптурного городка: «Этого городка не будет — мы его все равно снесем, в любом случае». Работавшие же здесь десятилетиями скульпторы категорически против такого варианта, мечтая о былом величии и восстановлении городка до его первоначального облика. В результате некогда гремевший на всю страну городок стал камнем преткновения — конфликт тянется годами, а здания тем временем ветшают и разваливаются.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика