✔ Две трети транзитных труб Украины «высохнут» - «Энергетика»
Вадим 22-03-2019, 20:04 193 Новости дня / Энергетика
ПОХОЖИЕ
18:29Сохранится или нет транзит российского газа через Украину в следующем году? Даже в самом благоприятном случае страна получит пустыми две трети экспортных газопроводов, которые, кроме Украины, никому не будут нужны. А так как ГТС страны — полностью взаимосвязанная инфраструктура, то Киев столкнется не только с падением доходов от транзита, но и с дефицитом газа для центральной Украины, для которой его поставки станут золотыми, предупреждают эксперты.
Глава «Нафтогаза Украины» заявил, что «Газпром» начал сообщать граничащим с Украиной странам о прекращении транзита газа через ее территорию с 2020 года. Ранее Андрей Коболев говорил о возможности полного прекращения поставок российского голубого топлива через Украину. Теоретически, это возможно. Как писало «NOVOSTI-DNY.Ru», в этом году из-за высоких запасов ПХГ в Европе и конкуренции с СПГ экспорт «Газпрома» может снизиться на 20 млрд кубометров и при сохранении такой тенденции российскому холдингу окажется достаточно мощностей «Турецкого потока» и «Северного потока-2» в 88 млрд кубометров, чтобы украинские трубы «высохли».
В реальности, однако, сухопутные продолжения обходных газопроводов в Болгарии и Германии будут выведены на полную мощность лишь в конце 2020 года и зазор в 20–30 млрд кубометров потребует украинского маршрута. Никто не знает, как на «Северном потоке-2» скажутся и принимаемые в ЕС поправки в газовую директиву, которые на несколько лет могут оставить балтийский газопровод полупустым из-за необходимости сохранения мощностей под альтернативных поставщиков, коих нет. Более того, «Газпрому» по-прежнему необходимо снабжать Молдову, а Евросоюз и Германия требуют сохранения транзита через Украину. Таким образом, страна не останется от транспортировки российского газа и весь вопрос будет лишь в объемах: 10–15 млрд кубометров или 30–40 млрд.
Нынешние объемы транзита, около 90 млрд кубометров, позволяют стране использовать всю газотранспортную систему, кроме Донбасса и приграничья с Белоруссией. Несмотря на то, что пропускная способность ГТС Украины в 145 млрд кубометров используется на 59%, сейчас голубое топливо подается из России по всем экспортным газопроводам. Основной поток (более 60%) идет через ГРС «Суджа», расположенную у Сумской области. И именно газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород» может остаться единственной магистралью подачи российского газа. Остальные же два, «Союз» и «Прогресс», выпадут из транзита.
? читать продолжение новости ?
«Теоретически, „Газпром“ может сохранить подачу газа через все ныне действующие точки входа. Однако для Украины это будет худшим вариантом, так как при упавших объемах оператору газотранспортной системы придется поддерживать работу трубопроводов и сам транзит дополнительным давлением, на что необходимы серьезные запасы газа в ПХГ и в самой ГТС», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Андрей Коболев называл цифру в 3 млрд кубометров. Столько, по его мнению, понадобиться Украине только в следующий отопительный сезон дополнительно, если Россия действительно прекратит поставки газа. Впрочем, и снижение будет горьким «подарком» — даже при 40 млрд кубометров.
В Болгарии уже сообщили о получении уведомления от «Газпрома» о прекращении поставок по украинскому маршруту с 2020 года. Таким образом, экспортный газопровод «Прогресс», который проходит с северо-запада на юго-восток и подпитывает всю ГТС в центральной части страны останется без российского газа. К нему может добавиться еще и газопровод «Союз», который проходит с запада на восток и ближе к Западной Украине идет параллельно магистрали из «Суджи».
«Это — проблема», — считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. По его оценкам, Украина в следующем году потеряет от снижения транзита уже около $ 1,5 млрд, но самая главная угроза — это обеспечение газом украинских потребителей. «Восточная Украина может запитаться за счет действующих месторождений, Западная — от реверса, а в центральной части страны, где располагается основная промышленность, получать газ будет неоткуда. Там нет даже газовых хранилищ. Оператору ГТС придется впустую гонять компрессоры для поддержания давления и газ для этого региона станет золотым», — говорит эксперт.
? читать продолжение новости ?Подтверждением тому, что «Газпром» может остановиться на единственной точке входа на Украину может быть не только его отказ от поставок газа на Балканы и Турцию через территорию страны. Еще в 2016 году российский холдинг презентовал на Петербургском международном экономическом форуме программу о сокращении мощности газопроводов в сторону Украины. В течение четырех лет российский госмонополист планировал ликвидировать 4,3 тыс. километров трубопроводов и вывести из эксплуатации 62 компрессорных цеха, к 2030 году — 10,7 тыс. километров трубопроводов.
До конца года на Украине должны наконец создать отдельного и независимого оператора газотранспортной системы, чтобы соответствовать правилам ЕС. Как заявил глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, он и будет вести переговоры с «Газпромом» о транзите. Среди кандидатов-инвесторов называют консорциум итальянской Snam и словацкой Eustream. Почти два года назад он подписал Меморандум о взаимопонимании по совместной оценке возможностей сотрудничества в использовании и развитии газотранспортной системы (ГТС) Украины с «Нафтогазом Украины» и по-прежнему называется самым вероятным инвестором. При этом член стратегической группы советников премьер-министра Украины по поддержке реформ Карел Гирман еще тогда говорил о том, что консорциум Snam и Eustream сделал базовое предложение и заключалось оно в том, чтобы под управлением оператора были прежде всего транзитные участки газопроводов с Суджи в направлении на Молдову и Ужгород. Также советник рассказывал, что компания-оператор будет заключать долгосрочные контракты и платить украинской компании-владельцу транспортных активов доходы по транспорту и из них совместно заботиться о модернизации газотранспортной инфраструктуры. Таким образом, Snam и Eustream не собираются взваливать на себя всю ношу ГТС Украины, а стремятся получать прибыль и обеспечить надежный коридор по доставке российского газа в свои регионы. Для Украины, однако, он окажется узким.
22 марта 2019 18:29 Сохранится или нет транзит российского газа через Украину в следующем году? Даже в самом благоприятном случае страна получит пустыми две трети экспортных газопроводов, которые, кроме Украины, никому не будут нужны. А так как ГТС страны — полностью взаимосвязанная инфраструктура, то Киев столкнется не только с падением доходов от транзита, но и с дефицитом газа для центральной Украины, для которой его поставки станут золотыми, предупреждают эксперты. Глава «Нафтогаза Украины» заявил, что «Газпром» начал сообщать граничащим с Украиной странам о прекращении транзита газа через ее территорию с 2020 года. Ранее Андрей Коболев говорил о возможности полного прекращения поставок российского голубого топлива через Украину. Теоретически, это возможно. Как писало «NOVOSTI-DNY.Ru», в этом году из-за высоких запасов ПХГ в Европе и конкуренции с СПГ экспорт «Газпрома» может снизиться на 20 млрд кубометров и при сохранении такой тенденции российскому холдингу окажется достаточно мощностей «Турецкого потока» и «Северного потока-2» в 88 млрд кубометров, чтобы украинские трубы «высохли». В реальности, однако, сухопутные продолжения обходных газопроводов в Болгарии и Германии будут выведены на полную мощность лишь в конце 2020 года и зазор в 20–30 млрд кубометров потребует украинского маршрута. Никто не знает, как на «Северном потоке-2» скажутся и принимаемые в ЕС поправки в газовую директиву, которые на несколько лет могут оставить балтийский газопровод полупустым из-за необходимости сохранения мощностей под альтернативных поставщиков, коих нет. Более того, «Газпрому» по-прежнему необходимо снабжать Молдову, а Евросоюз и Германия требуют сохранения транзита через Украину. Таким образом, страна не останется от транспортировки российского газа и весь вопрос будет лишь в объемах: 10–15 млрд кубометров или 30–40 млрд. Нынешние объемы транзита, около 90 млрд кубометров, позволяют стране использовать всю газотранспортную систему, кроме Донбасса и приграничья с Белоруссией. Несмотря на то, что пропускная способность ГТС Украины в 145 млрд кубометров используется на 59%, сейчас голубое топливо подается из России по всем экспортным газопроводам. Основной поток (более 60%) идет через ГРС «Суджа», расположенную у Сумской области. И именно газопровод «Уренгой-Помары-Ужгород» может остаться единственной магистралью подачи российского газа. Остальные же два, «Союз» и «Прогресс», выпадут из транзита. ? читать продолжение новости ? «Теоретически, „Газпром“ может сохранить подачу газа через все ныне действующие точки входа. Однако для Украины это будет худшим вариантом, так как при упавших объемах оператору газотранспортной системы придется поддерживать работу трубопроводов и сам транзит дополнительным давлением, на что необходимы серьезные запасы газа в ПХГ и в самой ГТС», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Андрей Коболев называл цифру в 3 млрд кубометров. Столько, по его мнению, понадобиться Украине только в следующий отопительный сезон дополнительно, если Россия действительно прекратит поставки газа. Впрочем, и снижение будет горьким «подарком» — даже при 40 млрд кубометров. В Болгарии уже сообщили о получении уведомления от «Газпрома» о прекращении поставок по украинскому маршруту с 2020 года. Таким образом, экспортный газопровод «Прогресс», который проходит с северо-запада на юго-восток и подпитывает всю ГТС в центральной части страны останется без российского газа. К нему может добавиться еще и газопровод «Союз», который проходит с запада на восток и ближе к Западной Украине идет параллельно магистрали из «Суджи». «Это — проблема», — считает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. По его оценкам, Украина в следующем году потеряет от снижения транзита уже около $ 1,5 млрд, но самая главная угроза — это обеспечение газом украинских потребителей. «Восточная Украина может запитаться за счет действующих месторождений, Западная — от реверса, а в центральной части страны, где располагается основная промышленность, получать газ будет неоткуда. Там нет даже газовых хранилищ. Оператору ГТС придется впустую гонять компрессоры для поддержания давления и газ для этого региона станет золотым», — говорит эксперт. ? читать продолжение новости ?Подтверждением тому, что «Газпром» может остановиться на единственной точке входа на Украину может быть не только его отказ от поставок газа на Балканы и Турцию через территорию страны. Еще в 2016 году российский холдинг презентовал на Петербургском международном экономическом форуме программу о сокращении мощности газопроводов в сторону Украины. В течение четырех лет российский госмонополист планировал ликвидировать 4,3 тыс. километров трубопроводов и вывести из эксплуатации 62 компрессорных цеха, к 2030 году — 10,7 тыс. километров трубопроводов. До конца года на Украине должны наконец создать отдельного и независимого оператора газотранспортной системы, чтобы соответствовать правилам ЕС. Как заявил глава «Нафтогаза Украины» Андрей Коболев, он и будет вести переговоры с «Газпромом» о транзите. Среди кандидатов-инвесторов называют консорциум итальянской Snam и словацкой Eustream. Почти два года назад он подписал Меморандум о взаимопонимании по совместной оценке возможностей сотрудничества в использовании и развитии газотранспортной системы (ГТС) Украины с «Нафтогазом Украины» и по-прежнему называется самым вероятным инвестором. При этом член стратегической группы советников премьер-министра Украины по поддержке реформ Карел Гирман еще тогда говорил о том, что консорциум Snam и Eustream сделал базовое предложение и заключалось оно в том, чтобы под управлением оператора были прежде всего транзитные участки газопроводов с Суджи в направлении на Молдову и Ужгород. Также советник рассказывал, что компания-оператор будет заключать долгосрочные контракты и платить украинской компании-владельцу транспортных активов доходы по транспорту и из них совместно заботиться о модернизации газотранспортной инфраструктуры. Таким образом, Snam и Eustream не собираются взваливать на себя всю ношу ГТС Украины, а стремятся получать прибыль и обеспечить надежный коридор по доставке российского газа в свои регионы. Для Украины, однако, он окажется узким.