✔ Националисты и чиновники в Коми в языковом вопросе «прикрылись» детьми - «Аналитика»
Dodson 2-11-2017, 00:01 193 Новости дня / АналитикаОдин из главных застрельщиков соцсетевой кампании за коми обязаловку — финно-угорский активист из Сыктывкара Хелли Кокко, член возглавляемой министром национальной политики Коми Галиной Габушевой организации «Коми войтыр». «В школах Коми отменяют изучение коми языка, как предмет, — пишет Кокко „ВКонтакте“. — Это что же, последнее у республики отнимают, свой родной язык??? К чему идем, друзья? Это же начало конца! Забыть свой язык, свою культуру, свои традиции, значит предать свои корни».
Уговаривает учеников выступать в защиту «отменяемого Путиным» коми языка финно-угорский активист Марина Попова, преподаватель школы поселка Подтыбок Корткеросского района республики. «Спасибо ВАМ, мои дорогие, защитники КОМИ языка! Мы были и будем вместе! Пишите в комментариях, не стесняйтесь. Пусть все знают, что мы себя в обиду не дадим!», — пишет «ВКонтакте» Попова (сохранена орфография оригинала — «NOVOSTI-DNY.Ru»).
Педагог с гордостью цитирует «ВКонтакте» отзывы своих подопечных. Вот, как отозвалась на призыв Поповой восьмиклассница Ирина Микушева. Обращаясь к своим сверстникам, их родителям и всем сочувствующим, Микушева заявила: ей стало известно, что в будущем году преподавание коми языка в республике прекратится, а оставшиеся учебные часы заменят другими предметами: английским языком, алгеброй… «Мы хотим выступить против отмены Коми языка! — пишет Микушева (сохранен авторский стиль — «NOVOSTI-DNY.Ru»). — Как можно выступить, чтобы нас заметили и поняли, что мы не хотим лишаться такого замечательного предмета! Мы можем записать коротенькие видео, где каждый из вас или же ваш коллектив (класс) расскажет, почему им нравится коми язык. Можно также устроить флэшмоб и сфотографироваться с листочком, на котором будет подходящая фраза». Призыв девочки вызвал ожидаемую реакцию ее сверстников.
В школах Сыктывкара старшеклассники пишут сочинения на тему, почему они хотят изучать коми язык. Фото ученических тетрадей выкладывает «ВКонтакте» преподаватель Ирина Карманова. Общий смысл сочинений на заданную тему — «Коми язык самый крутой язык в мире!» (эта фраза встречается почти у каждого школьника). Вот образец детского творчества: «Коми язык — самый интересный, неповторимый и красивый язык! Интересный, потому что в каждом селе, каждом районе имеется свой неповторимый диалект. Например, житель Удорского района не всегда может понять жителя Корткеросского района. Неповторимый, потому что есть такое больше количество падежей (в коми языке их 16) … Красивый — потому что именно говорящий на коми языке человек говорит красиво».
Еще пример. Объясняя, почему каждый житель республики вне зависимости от национальности должен знать коми язык, старшеклассница (явно по подсказке учителя) напомнила об участии представителей коми народа «во Второй мировой войне» (имеется в виду Великая Отечественная война — «NOVOSTI-DNY.Ru»). «Коми радисты были самыми успешными в передаче информации. Ведь коми язык настолько сложный, что враг не мог его понять». «Хоть остальные языки мне даются плохо, но коми язык я знаю с детства», — с детской наивностью признался еще один юный защитник «коми обязаловки». Еще один школьник выполнил задание учителя по доказательству обязательности изучения коми языка в республике с детства — примером переписи населения России в 2010 году. «Коми распространенный язык, число говорящих по данным переписи 219 человек. На коми разговаривают в Республике Коми, Пермском крае, на северо-востоке Кировской области, в разных районах Сибири».
Эти сочинения производят впечатление хорошо выполненного задания, чья единственная цель — пятерка в дневнике и в журнале. Со школьными «коми исповедями на заданную тему» контрастируют другие озвучиваемые в республике настроения насчет «коми обязаловки». За месяц до того, как Владимир Путин в Йошкар-Оле сказал, что национальные языки в России должны изучаться только добровольно, родители из Коми вывесили на сайте Change.org петицию с призывом отменить в школах «коми обязаловку».
Как пишут авторы петиции, введение в 2011 году в обязательный перечень предметов для изучения в общеобразовательных школах коми языка, как и принятия закона, прошло без публичного обсуждения необходимости данного нововведения. «Никто не озаботился спросить у жителей Республики Коми или вынести на республиканский референдум вопрос о нужности, или не нужности введения в курс обучения в общеобразовательных школах коми языка для всех без исключения детей Можно было бы понять появление и изучение коми языка в школах факультативно, для тех, кто желает, кто хочет знать язык своего народа. Но насаждение изучения коми языка всем подряд выглядит дискриминационно по отношению к другому большинству национальностей, проживающих на территории Республики Коми и считающих республику своей Родиной. В повседневной жизни мы не имеем необходимости, а самое важное, желания, использовать коми язык. Государственным языком в России, языком межнационального общения является русский язык. Язык получения образования в средней школе и высших учебных заведениях России, язык государственного и делового общения, язык документооборота — русский».
Петиция встретила в Интернете поддержку большинства населения Коми. Жительница города Инты Светлана Баранова назвала часы коми языка в школе «преступной тратой времени, которое можно было потратить на нужные предметы, например, математику, историю, английский и другие иностранные языки. На то, что тебе может пригодиться в жизни, а коми язык — в качестве добровольного факультатива».
Спикер парламента Коми Надежда Дорофеева встретила петицию в штыки. «Подобные разговоры — неуважение к коренному населению. У меня много друзей и знакомых, говорящих на коми языке. С удовольствием общаюсь с ними, понимаю их, и меня нисколько не коробит. Очевидно, что мое мнение против подобных инициатив», — заявила Дорофеева в соцсетевой переписке с главой инициативной группы родителей Коми Александром Россом.
Директор Дома дружбы Республики Коми Александра Гичева хотела бы, чтоб число «коми часов» в школе было увеличено. «Во-первых, мы живем в Коми республике, во-вторых, чем больше знаешь языков, тем лучше. Я очень жалею, что, когда я училась в школе, нам его не преподавали. Теперь его изучает мой ребенок, и я очень этому рада». Однако Гичева все же призналась, что на уроки по коми языку у детей «некоренной» национальности уходит куда больше времени, чем на остальные предметы.
«Язык дается тяжело, даже мне трудно помогать дочери с домашними заданиями. Также у нас в классе учится много украинцев. Их родители тоже говорили, что коми очень сложный язык», — говорит директор «Дома дружбы».
В соцсетевой группе «Коми вселенная», где собираются финно-угорские националисты, заклеймили как предателя коми народа экс-омбудсмена республики Леонида Вокуева. Вокуев, коми по национальности, несколько лет назад признался, что не хочет, чтобы его внук и другие дети проходили в школе «коми обязаловку». Финно-угорская активистка Людмила Дуркина обвинила Вокуева в том, что он «не связывает жизнь своего внука с коми землей» и вообще не является в душе представителем коми народа. Дуркина возмущена, что школьную «коми обязаловку» не поддерживают и многие члены «Коми войтыр», республиканского «конгресса коми народа».
Руководитель отделения «Коми войтыр» в Сыктывдинском районе Владимир Муравьев, член исполкома организации, как пишет Дуркина, заявил: его дети не говорят на коми языке, и он их не заставляет учить этот язык. «Нет страшнее собственных предателей», — пишет коми националистка и призывает земляков-коми брать пример с защитников «регионального суверенитета» Республики Татарстан: «Почему в Татарии, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, др республиках активно выступают в защиту своих языков, за сохранение преподавания, за сохранение своей самобытности?» Языковые распоряжения Владимира Путина Дуркина назвала «политикой всеобщего оболванивания». Вот уж воистину, бывают странные созвучья…
Павел Назаров, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Фото: pg11.ruВ Республике Коми в плане исполнения поручений президента России Владимира Путина по изучению нацязыков на добровольной основе наметилась та же тенденция, что и в Татарстане, Башкирии и других нацреспубликах. Минобрнауки Коми 26 октября подготовило приказ, который утвердил план исполнения поручения президента РФ. Предполагается, что сначала среди родителей будет вестись разъяснительная работа, а уже с 1 января 2018 года изучение коми языка и литературы продолжится на основании заявлений от законных представителей учащихся. Местные финно-угорские националисты и поддерживающие их чиновники настраивают педагогов, родителей и учащихся на акции в соцсетях по защите обязательного изучения коми языка. Людей вводят в заблуждение, говоря, что в Москве решили отменить преподавание коми языка в регионе. Один из главных застрельщиков соцсетевой кампании за коми обязаловку — финно-угорский активист из Сыктывкара Хелли Кокко, член возглавляемой министром национальной политики Коми Галиной Габушевой организации «Коми войтыр». «В школах Коми отменяют изучение коми языка, как предмет, — пишет Кокко „ВКонтакте“. — Это что же, последнее у республики отнимают, свой родной язык??? К чему идем, друзья? Это же начало конца! Забыть свой язык, свою культуру, свои традиции, значит предать свои корни». Уговаривает учеников выступать в защиту «отменяемого Путиным» коми языка финно-угорский активист Марина Попова, преподаватель школы поселка Подтыбок Корткеросского района республики. «Спасибо ВАМ, мои дорогие, защитники КОМИ языка! Мы были и будем вместе! Пишите в комментариях, не стесняйтесь. Пусть все знают, что мы себя в обиду не дадим!», — пишет «ВКонтакте» Попова (сохранена орфография оригинала — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Педагог с гордостью цитирует «ВКонтакте» отзывы своих подопечных. Вот, как отозвалась на призыв Поповой восьмиклассница Ирина Микушева. Обращаясь к своим сверстникам, их родителям и всем сочувствующим, Микушева заявила: ей стало известно, что в будущем году преподавание коми языка в республике прекратится, а оставшиеся учебные часы заменят другими предметами: английским языком, алгеброй… «Мы хотим выступить против отмены Коми языка! — пишет Микушева (сохранен авторский стиль — «NOVOSTI-DNY.Ru»). — Как можно выступить, чтобы нас заметили и поняли, что мы не хотим лишаться такого замечательного предмета! Мы можем записать коротенькие видео, где каждый из вас или же ваш коллектив (класс) расскажет, почему им нравится коми язык. Можно также устроить флэшмоб и сфотографироваться с листочком, на котором будет подходящая фраза». Призыв девочки вызвал ожидаемую реакцию ее сверстников. В школах Сыктывкара старшеклассники пишут сочинения на тему, почему они хотят изучать коми язык. Фото ученических тетрадей выкладывает «ВКонтакте» преподаватель Ирина Карманова. Общий смысл сочинений на заданную тему — «Коми язык самый крутой язык в мире!» (эта фраза встречается почти у каждого школьника). Вот образец детского творчества: «Коми язык — самый интересный, неповторимый и красивый язык! Интересный, потому что в каждом селе, каждом районе имеется свой неповторимый диалект. Например, житель Удорского района не всегда может понять жителя Корткеросского района. Неповторимый, потому что есть такое больше количество падежей (в коми языке их 16) … Красивый — потому что именно говорящий на коми языке человек говорит красиво». Еще пример. Объясняя, почему каждый житель республики вне зависимости от национальности должен знать коми язык, старшеклассница (явно по подсказке учителя) напомнила об участии представителей коми народа «во Второй мировой войне» (имеется в виду Великая Отечественная война — «NOVOSTI-DNY.Ru»). «Коми радисты были самыми успешными в передаче информации. Ведь коми язык настолько сложный, что враг не мог его понять». «Хоть остальные языки мне даются плохо, но коми язык я знаю с детства», — с детской наивностью признался еще один юный защитник «коми обязаловки». Еще один школьник выполнил задание учителя по доказательству обязательности изучения коми языка в республике с детства — примером переписи населения России в 2010 году. «Коми распространенный язык, число говорящих по данным переписи 219 человек. На коми разговаривают в Республике Коми, Пермском крае, на северо-востоке Кировской области, в разных районах Сибири». Эти сочинения производят впечатление хорошо выполненного задания, чья единственная цель — пятерка в дневнике и в журнале. Со школьными «коми исповедями на заданную тему» контрастируют другие озвучиваемые в республике настроения насчет «коми обязаловки». За месяц до того, как Владимир Путин в Йошкар-Оле сказал, что национальные языки в России должны изучаться только добровольно, родители из Коми вывесили на сайте Change.org петицию с призывом отменить в школах «коми обязаловку». Как пишут авторы петиции, введение в 2011 году в обязательный перечень предметов для изучения в общеобразовательных школах коми языка, как и принятия закона, прошло без публичного обсуждения необходимости данного нововведения. «Никто не озаботился спросить у жителей Республики Коми или вынести на республиканский референдум вопрос о нужности, или не нужности введения в курс обучения в общеобразовательных школах коми языка для всех без исключения детей Можно было бы понять появление и изучение коми языка в школах факультативно, для тех, кто желает, кто хочет знать язык своего народа. Но насаждение изучения коми языка всем подряд выглядит дискриминационно по отношению к другому большинству национальностей, проживающих на территории Республики Коми и считающих республику своей Родиной. В повседневной жизни мы не имеем необходимости, а самое важное, желания, использовать коми язык. Государственным языком в России, языком межнационального общения является русский язык. Язык получения образования в средней школе и высших учебных заведениях России, язык государственного и делового общения, язык документооборота — русский». Петиция встретила в Интернете поддержку большинства населения Коми. Жительница города Инты Светлана Баранова назвала часы коми языка в школе «преступной тратой времени, которое можно было потратить на нужные предметы, например, математику, историю, английский и другие иностранные языки. На то, что тебе может пригодиться в жизни, а коми язык — в качестве добровольного факультатива». Спикер парламента Коми Надежда Дорофеева встретила петицию в штыки. «Подобные разговоры — неуважение к коренному населению. У меня много друзей и знакомых, говорящих на коми языке. С удовольствием общаюсь с ними, понимаю их, и меня нисколько не коробит. Очевидно, что мое мнение против подобных инициатив», — заявила Дорофеева в соцсетевой переписке с главой инициативной группы родителей Коми Александром Россом. Директор Дома дружбы Республики Коми Александра Гичева хотела бы, чтоб число «коми часов» в школе было увеличено. «Во-первых, мы живем в Коми республике, во-вторых, чем больше знаешь языков, тем лучше. Я очень жалею, что, когда я училась в школе, нам его не преподавали. Теперь его изучает мой ребенок, и я очень этому рада». Однако Гичева все же призналась, что на уроки по коми языку у детей «некоренной» национальности уходит куда больше времени, чем на остальные предметы. «Язык дается тяжело, даже мне трудно помогать дочери с домашними заданиями. Также у нас в классе учится много украинцев. Их родители тоже говорили, что коми очень сложный язык», — говорит директор «Дома дружбы». В соцсетевой группе «Коми вселенная», где собираются финно-угорские националисты, заклеймили как предателя коми народа экс-омбудсмена республики Леонида Вокуева. Вокуев, коми по национальности, несколько лет назад признался, что не хочет, чтобы его внук и другие дети проходили в школе «коми обязаловку». Финно-угорская активистка Людмила Дуркина обвинила Вокуева в том, что он «не связывает жизнь своего внука с коми землей» и вообще не является в душе представителем коми народа. Дуркина возмущена, что школьную «коми обязаловку» не поддерживают и многие члены «Коми войтыр», республиканского «конгресса коми народа». Руководитель отделения «Коми войтыр» в Сыктывдинском районе Владимир Муравьев, член исполкома организации, как пишет Дуркина, заявил: его дети не говорят на коми языке, и он их не заставляет учить этот язык. «Нет страшнее собственных предателей», — пишет коми националистка и призывает земляков-коми брать пример с защитников «регионального суверенитета» Республики Татарстан: «Почему в Татарии, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, др республиках активно выступают в защиту своих языков, за сохранение преподавания, за сохранение своей самобытности?» Языковые распоряжения Владимира Путина Дуркина назвала «политикой всеобщего оболванивания». Вот уж воистину, бывают странные созвучья… Павел Назаров, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»