✔ Мьянма: Геноцид, борьба с радикализмом или передел сфер влияния? - «Аналитика»
Erickson 29-09-2017, 08:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Штат Ракхайн (Аракан) располагается на западе Республики Союз Мьянма (до 1989 года Бирма). Коренные жители (араканцы-буддисты) называют свой штат «Страной ракшасов» (санскр. «демоны-людоеды) и гордятся сохранением высокой национальной культуры, буддийской морали и этики. Данный штат имеет весьма богатую историю, которая сохранилась даже в некоторых римских и греческих источниках. К середине XIX века после Первой англо-бирманской войны (1824–1826), по мирному соглашению в Яндабо, Аракан отошёл к Британской империи. С конца 1940-х годов местные жители начали движение за независимость и восстановление араканской государственности.
Безусловно, власти Британской империи не могли так просто отпустить этот лакомый кусок на полуострове Индокитай, который входит в «Золотой треугольник» и является вторым в мире производителем опиума (после Афганистана). Как и несколькими годами ранее в Индии, британцы начали стравливать между собой мусульман и буддистов, дабы ослабить движение за независимость, раздробить восставших и, воспользовавшись противоречиями между ними, сохранить своё влияние в регионе. Однако, получив в 1948 году независимость от Британской империи, бирманское правительство смогло сыграть на противоречиях местных буддистов и мусульман эффективнее британцев. Как итог, к концу 1950 года Ракхайн (Аракан) со столицей в Акьяб был присоединён к независимому Бирманскому Союзу.
Согласно переписи населения 2014 года, в штате Ракхайн (Аракан) проживает 3,2 млн человек. Этно-религиозный состав региона очень пёстрый, однако его население чаще всего делят на две основные этно-религиозные группы: араканцы (буддисты) и рохинджа (мусульмане). По официальным данным, мусульмане составляют до 24% от населения штата. По различным неофициальным данным, процент местных приверженцев ислама может варьировать от 35 до 45%. Несмотря на столь внушительное количество мусульман, нынешние власти Мьянмы традиционно не признают рохинджа коренным населением Аракана и требуют депортации представителей этой народности в Бангладеш на основании того, что они, якобы, являются потомками бенгальцев-мусульман, нелегально перешедших мьянманско-бангладешскую границу.
С середины XX века в штате то и дело вспыхивают конфликты на этнической и религиозной почве. К примеру, «Ракхайнская бойня» в 1942 году, когда при поддержке японских оккупантов были вооружены местные мусульмане-рохинджа с той целью, чтобы очистить регион от араканцев-буддистов. Бирманский исследователь Кяу Зан Та в своих работах говорит о «50 тыс. убитых араканцев-буддистов и сотнях тысяч, которые стали беженцами».
Согласно британскому отчёту, после межрелигиозных столкновений «оккупированный японцами Аракан стал почти полностью мусульманским». По данным же бангладешского исследователя Сайеда Азиз аль-Ахсана, в тот же период «бирманцы в сотрудничестве с британскими властями убили тысячи представителей рохинджа и выгнали 40 тыс. человек на территорию современного Бангладеша». В результате этих конфликтов, десятки тысяч мирных жителей с обеих сторон были убиты, а сотни тысяч стали беженцами и были вынуждены покинуть штат.
По официальным данным, в штате Ракхайн (Аракан) более 10% населения являются безработными (эта цифра может достигать 40%). Более 70% жителей штата живут в нечеловеческих санитарных условиях. Безусловно, тяжелое экономическое положение народа вызывает напряжение в обществе, которое затем трансформируется в этно-религиозные конфликты.
После того, как в 2014 году на оккупированных боевиками террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ или ДАИШ, запрещена в России) территориях Ирака и Сирии было объявлено о создании «халифата», ряд радикальных движений среди мусульман-рохинджа поддержали эту инициативу. Присягнув на верность «халифу» Абу Бакру аль-Багдади, многие из них присоединились к террористам.
Власти Мьянмы отреагировали немедленно и начали преследования мусульман-рохинджа. В 2015 году штат был охвачен кризисом беженцев, в результате которого произошла массовая миграция десятков тысяч народа рохинджа из Мьянмы в Бангладеш. В период с 2016 по 2017 годы десятки радикальных лидеров народа рохинджа были ликвидированы, более 1200 арестованы. Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ на эту провокацию мьянманские власти организовали карательную экспедицию.
С сентября 2017 года ряд лидеров мусульманских государств обвинили власти Мьянмы в «геноциде народа рохинджа». Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на собрании правящей партии в Стамбуле, заявил: «Там происходит геноцид, и все молчат».
Несомненно, карательная операция со стороны властей Мьянмы сопровождается массовыми нарушениями прав человека, внесудебными расправами, изнасилованиями и сжиганием домов мирных жителей народа рохинджа. Однако напрашивается риторический вопрос: уместно ли слово «геноцид» из уст главы государства, которое отказывается называть геноцидом массовые убийства армян, греков, ассирийцев, езидов, арабов и русских молокан в начале XX века.
Большинство экспертов акцентируют внимание на исторической предпосылке данного конфликта, однако есть и иное мнение. Возможно, в Мьянме происходит передел сфер влияния над богатыми нефтегазовыми районами и наркобизнесом, который скрывается за тенью искусственно спровоцированного этно-религиозного конфликта между мусульманами и буддистами. Известно, что в результате каких-либо переделов большей частью страдают мирные жители.
Необходимо также констатировать тот факт, что проблема Мьянмы уже является проблемой всего человечества, потому что нарушение хрупкого равновесия в этой стране приведет к катастрофе во всем регионе. С учётом же тяжелой экономической ситуации во многих государствах Юго-Восточной Азии, которые отличаются также высокой плотностью населения, мир может столкнуться с новым Великим переселением народов. Именно по этой причине, ведущие мировые силы заинтересованы в стабильности в данном регионе и в скором времени власти Мьянмы будут вынуждены прекратить свои карательные операции.
Андраник Оганисян
Фото: APС конца августа 2017 года человечество в очередной раз было шокировано массовыми арестами, пытками и убийствами сотен мирных людей. Казалось бы, что с появлением различных международных организаций с середины XX века, такие преступления против человечности должны были остаться далеко позади исторического цикла мирового развития, но последние события в Ливии, Сирии, Ираке, Йемене, а теперь и в Мьянме доказывают нам обратное. Но что же на самом деле происходит в этой закрытой юго-восточной стране, каковы предпосылки к данному конфликту и чем всё обернётся для региона и всего мира? Штат Ракхайн (Аракан) располагается на западе Республики Союз Мьянма (до 1989 года Бирма). Коренные жители (араканцы-буддисты) называют свой штат «Страной ракшасов» (санскр. «демоны-людоеды) и гордятся сохранением высокой национальной культуры, буддийской морали и этики. Данный штат имеет весьма богатую историю, которая сохранилась даже в некоторых римских и греческих источниках. К середине XIX века после Первой англо-бирманской войны (1824–1826), по мирному соглашению в Яндабо, Аракан отошёл к Британской империи. С конца 1940-х годов местные жители начали движение за независимость и восстановление араканской государственности. Безусловно, власти Британской империи не могли так просто отпустить этот лакомый кусок на полуострове Индокитай, который входит в «Золотой треугольник» и является вторым в мире производителем опиума (после Афганистана). Как и несколькими годами ранее в Индии, британцы начали стравливать между собой мусульман и буддистов, дабы ослабить движение за независимость, раздробить восставших и, воспользовавшись противоречиями между ними, сохранить своё влияние в регионе. Однако, получив в 1948 году независимость от Британской империи, бирманское правительство смогло сыграть на противоречиях местных буддистов и мусульман эффективнее британцев. Как итог, к концу 1950 года Ракхайн (Аракан) со столицей в Акьяб был присоединён к независимому Бирманскому Союзу. Согласно переписи населения 2014 года, в штате Ракхайн (Аракан) проживает 3,2 млн человек. Этно-религиозный состав региона очень пёстрый, однако его население чаще всего делят на две основные этно-религиозные группы: араканцы (буддисты) и рохинджа (мусульмане). По официальным данным, мусульмане составляют до 24% от населения штата. По различным неофициальным данным, процент местных приверженцев ислама может варьировать от 35 до 45%. Несмотря на столь внушительное количество мусульман, нынешние власти Мьянмы традиционно не признают рохинджа коренным населением Аракана и требуют депортации представителей этой народности в Бангладеш на основании того, что они, якобы, являются потомками бенгальцев-мусульман, нелегально перешедших мьянманско-бангладешскую границу. С середины XX века в штате то и дело вспыхивают конфликты на этнической и религиозной почве. К примеру, «Ракхайнская бойня» в 1942 году, когда при поддержке японских оккупантов были вооружены местные мусульмане-рохинджа с той целью, чтобы очистить регион от араканцев-буддистов. Бирманский исследователь Кяу Зан Та в своих работах говорит о «50 тыс. убитых араканцев-буддистов и сотнях тысяч, которые стали беженцами». Согласно британскому отчёту, после межрелигиозных столкновений «оккупированный японцами Аракан стал почти полностью мусульманским». По данным же бангладешского исследователя Сайеда Азиз аль-Ахсана, в тот же период «бирманцы в сотрудничестве с британскими властями убили тысячи представителей рохинджа и выгнали 40 тыс. человек на территорию современного Бангладеша». В результате этих конфликтов, десятки тысяч мирных жителей с обеих сторон были убиты, а сотни тысяч стали беженцами и были вынуждены покинуть штат. По официальным данным, в штате Ракхайн (Аракан) более 10% населения являются безработными (эта цифра может достигать 40%). Более 70% жителей штата живут в нечеловеческих санитарных условиях. Безусловно, тяжелое экономическое положение народа вызывает напряжение в обществе, которое затем трансформируется в этно-религиозные конфликты. После того, как в 2014 году на оккупированных боевиками террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ или ДАИШ, запрещена в России) территориях Ирака и Сирии было объявлено о создании «халифата», ряд радикальных движений среди мусульман-рохинджа поддержали эту инициативу. Присягнув на верность «халифу» Абу Бакру аль-Багдади, многие из них присоединились к террористам. Власти Мьянмы отреагировали немедленно и начали преследования мусульман-рохинджа. В 2015 году штат был охвачен кризисом беженцев, в результате которого произошла массовая миграция десятков тысяч народа рохинджа из Мьянмы в Бангладеш. В период с 2016 по 2017 годы десятки радикальных лидеров народа рохинджа были ликвидированы, более 1200 арестованы. Летом 2017 года боевики рохинджа совершили ряд нападений на полицейские и пограничные посты Мьянмы. В ответ на эту провокацию мьянманские власти организовали карательную экспедицию. С сентября 2017 года ряд лидеров мусульманских государств обвинили власти Мьянмы в «геноциде народа рохинджа». Так, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на собрании правящей партии в Стамбуле, заявил: «Там происходит геноцид, и все молчат». Несомненно, карательная операция со стороны властей Мьянмы сопровождается массовыми нарушениями прав человека, внесудебными расправами, изнасилованиями и сжиганием домов мирных жителей народа рохинджа. Однако напрашивается риторический вопрос: уместно ли слово «геноцид» из уст главы государства, которое отказывается называть геноцидом массовые убийства армян, греков, ассирийцев, езидов, арабов и русских молокан в начале XX века. Большинство экспертов акцентируют внимание на исторической предпосылке данного конфликта, однако есть и иное мнение. Возможно, в Мьянме происходит передел сфер влияния над богатыми нефтегазовыми районами и наркобизнесом, который скрывается за тенью искусственно спровоцированного этно-религиозного конфликта между мусульманами и буддистами. Известно, что в результате каких-либо переделов большей частью страдают мирные жители. Необходимо также констатировать тот факт, что проблема Мьянмы уже является проблемой всего человечества, потому что нарушение хрупкого равновесия в этой стране приведет к катастрофе во всем регионе. С учётом же тяжелой экономической ситуации во многих государствах Юго-Восточной Азии, которые отличаются также высокой плотностью населения, мир может столкнуться с новым Великим переселением народов. Именно по этой причине, ведущие мировые силы заинтересованы в стабильности в данном регионе и в скором времени власти Мьянмы будут вынуждены прекратить свои карательные операции. Андраник Оганисян