✔ Время — деньги: Чему можно поучиться у Моргана Фримена - «Аналитика»
Лиана 24-09-2017, 12:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Если ты в США прорекламируешь товар, а затем негативно о нем отзовешься, ты будешь уничтожен финансово и профессионально. В России же замечательный актер, отвечая на творческой встрече на вопрос о своем участии в рекламе одной из марок кофе, сказал: «Я решил, что лучше я прорекламирую не очень хороший кофе, но смогу на эти деньги поставить хороший спектакль». И ему ничего не было. То, чего «лица продукта» не говорили сами, вскрывалось на многочисленных телевизионных ток-шоу (самое ужасное — той же целевой аудитории, на которую направлена реклама!).
Намучившись с этим «русским феноменом», рекламодатели практически отказались от услуг звезд «старой школы», перейдя на «всеядную молодежь». Но дело было сделано. И, как показывают замеры, узнаваемость лица рекламы не оказывает заметного влияния на успех кампании. «Простой россиянин» в отличие от «простого американца» прекрасно понимает, что перед ним всего лишь актер, лицедей, «и нашим, и вашим, за три копейки спляшем».
Также не раз сказано и критиками, и режиссерами, что характерные актеры, всю жизнь играющие шутов и негодяев, в большинстве своем личности глубокие, вдумчивые, эрудированные, самоироничные, чьи таланты выходят далеко за рамки сцены или съемочной площадки, охватывая живопись, музыку, поэзию.
В то же время прописные положительные герои, с одной единственной маской из роли в роль — люди в большинстве своем крайне ограниченные. Этому отбору на «шутов — гениев» и «гениев — шутов» есть, увы, очень простое объяснение: характерному актеру на сцене и в кадре позволено если не всё, то многое. Позволена импровизация, позволена игра живого ума.
А вот в качестве положительного героя режиссеру нужен «пластилин» для лепки своего собственного замысла. И тут чем глупее, податливее актер, тем лучше. От «пластилина» требуется только физическая фактура, колорит, мастерское владение несколькими штампами и общими риторическими приемами, вербальными: умением держать паузу и акцентировать слова и фразы, и невербальными: чувством мизансцены, мимикой, жестами.
Чего еще требовать от актера, точнее, зачем (!) режиссеру на роль президента США актер, склонный к импровизации и отсебятине? Так ведь из Линкольна Трамп может получиться. Ну, а если актер дважды сыграл Бога, то просто страшно подумать…
Жесткой границы между первыми и вторыми нет. Редко, но бывает, что «герой-любовник», со временем, потеряв фактуру, но не спившись, переходит в характерные актеры и только здесь раскрывается в полную силу. Бывает и наоборот, и это беда, когда прекрасный характерный актер, обожествляется и, по сути, «торгует лицом». Его уже не интересует даже элементарная логика текста. Только гонорар. Едва ли не поминутный. Разумеется, всё это — общие рассуждения, безотносительно к конкретным лицам.
Что касается ролика Моргана Фримена «На нас напали», то здесь беда не пришла одна. Ролик снят силами некоммерческой организации, целью которой заявлено разоблачение «нападок России на американскую демократию» и которая, как ехидно заметило издание Bloomberg, «более политизирована, чем тщательна»: «Кажется, ее самая поразительная особенность заключается в том, что в ее деятельности не участвует ни один эксперт по России. Это примета времени».
Действительно, о России сегодня пишут много. Хорошим тоном считается вставить в начале статьи фразу: Russia-matushka и цитату из Достоевского, Чехова или Толстого. Популярно: «Умом Россию не понять» Тютчева. Дважды встретилось: «Прощай, немытая Россия» из «стихотворения Лермонтова», вдруг обнаруженного через 30 или 40 лет после смерти поэта.
Тем более трудно ожидать большого ума и объективности от людей, назвавших свою организацию: Committee to Investigate Russia (CIR). Комитет по расследованию не «деятельности России», «атак России» или «агрессии России» («На нас напали», как-никак), а «комитет по расследованию России».
Нет, смысл названия комитета понятен: объект — сама Россия, преступная по определению, Россия — Всемирное Зло априори. Но тогда теряет смысл слово «расследование». «Расследование» после вердикта: «Виновен» — это практика тоталитарных государств.
О великом уме режиссеров ролика свидетельствует уже то, что после слов Фримена: «Представьте такой киносценарий: бывший агент КГБ, обозленный развалом его Родины, разрабатывает план мести. Используя хаос, он прокладывает путь наверх в постсоветской России…» под слова: «…и становится президентом» следует кадр, на котором руку победителя, президента России Владимира Путина, в качестве рефери поднимает… президент Украины Леонид Кучма.
А в одной короткой фразе признать, что США причастны к развалу СССР («месть») и что 1990-е годы в России не были демократическими («хаос»), не всякому врагу Америки по зубам. Этот ролик надо будет крутить по всем центральным каналам в марте следующего года.
«Он устанавливает авторитарный режим, а затем обращает внимание на своего заклятого врага — Соединенные Штаты», — продолжает актер. — И как настоящий агент КГБ, которым он является, он тайно использует кибероружие для атак на демократические государства по всему миру".
Вот сейчас действительно обидно. Это и есть вся месть настоящего агента КГБ?! А как же подлое осуждение Россией гуманитарных бомбардировок Сербии и отторжения Косово в обход Совбеза ООН, но «демократическим консенсусом»?! Как же злостное непонимание Россией «аллегорического смысла» пробирки Пауэлла? Как же агрессия против Грузии, случайно убившей несколько российских миротворцев, которые по замыслу операции должны были охранять сами себя, как все миротворцы от Руанды до Югославии, но почему-то решили выполнять свой мандат? Как же Крым, аннексированный под прикрытием референдума, и Донбасс, где хлопцы и дивчины под одеялом поют «щеневмерлу», так як обридла їм собача російська мова (точніше — язи-и-и-и-ик)?!
Разве всё это не было атаками на демократические государства по всему миру?!
«Используя социальные сети для распространения пропаганды и ложной информации, он убеждает людей в демократических обществах не доверять их СМИ, их политическим процессам (кадр: голосование на избирательном участке) и даже их соседям (кадр: толпа прохожих на оживленной улице). И он выигрывает. Этот шпион — Владимир Путин. И это не киносценарий», — закругляет актер пассаж по поводу киносценария.
Вот здесь бы подошли не фотографии газет, а хотя бы один пример. Скажем, классика жанра — история русско-немецкой девочки Лизы, раздутая российскими СМИ. (Подошел бы прокол с «распятым мальчиком», но тут генпрокурор Украины Юрий Луценко нагадил: рассказал, что в Донбассе скальпировали, кастрировали и распяли аж сотни человек.)
Девочка Лиза хороша тем, что, во-первых, о ее пропаже в Берлине сообщили не CNN, Associated Press или хотя бы Los Angeles Times, а немецкие социальные сети и местные СМИ со ссылкой на родственников. Поскольку то, о чем не написали американские СМИ — не есть новость (про то, кто есть «лицо» и «нелицо» в «1984» Оруэлла помните?), эти сообщения были заведомым фейком. А российские СМИ подло дали слово людям, выступавшим на митинге.
Позже выяснилось, что Лизу не изнасиловали арабские беженцы, а всего лишь совратили добропорядочные граждане ФРГ турецкого происхождения. Причем произошло это несколько ранее, но навело девочку на мысль, как объяснить бегство из дома. Один из совратителей смог доказать, что принял 13-летнюю девочку за 16-летнюю. Другой не смог. За растление лица, не достигшего 14-летнего возраста, и изготовление детской порнографии он был приговорен к лишению свободы на один год и девять месяцев условно, а также к штрафу в 3000 евро.
А может быть, суда и не было, если о нем не сообщила CNN. Но только представьте, что Фримен рассказал бы американцам об этом эпическом провале путинских СМИ?
И кто-то еще имеет наглость обвинять американские СМИ в тиражировании слов Хиллари Клинтон о том, что «17 американских разведывательных ведомств» подтвердили вмешательство России в выборы США?! Да, всего три, а не 17, и не подтвердили, а предоставили «аналитическую оценку». Но какое это имеет значение? «17 американских разведывательных ведомств» — не фейк, а подтверждение того, что Россия — Всемирное Зло априори. Что непонятного?
Да чего там Фримен… Вот некто Ричард Заблаускас еще в начале 1990-х понял, что даже русские карапузы — шпионы. О чем и рассказал на днях корреспонденту Newsweek. Дело в том, что его кошка Фризби застряла на дереве и как назло на ветке, которая нависает над соседями — резиденцией российского Постоянного представительства в ООН в Ривердейле, Нью-Йорк. Заблаускас не знал, что так сильно напугало кошку, что она застряла на дереве, но заподозрил неладное: что его соседи — шпионы. Тем более что русские охранники отказались пропустить его на свою территорию! Он вернулся с лестницей и тогда русские позорно отступили. Заблаускас окончательно убедился, что вокруг шпионы, когда спускался с лестницы с кошкой в руках и заметил, что «дети с матерями наблюдали за ним с недоверием». Конечно, были в статье и мнения аналитиков и общие рассуждения, но красная нить — подвиг разведчицы Фризби, уже очевидно покойной. Напомним, это пишет солидное издание Newsweek.
Вы думаете, мурка Фризби или «17 американских разведывательных ведомств», подтвердивших вмешательство России в выборы США, — паранойя? Нет, это еще не паранойя. Вот паранойя: As Germans prepare to vote, a mystery grows: Where are the Russians? — В то время, как немцы готовятся голосовать, тайна нарастает: «Где же русские?». Это The Washington Post, тоже за сентябрь этого года.
Суть статьи в том, что немцы точно знают, что русские взломали сеть Бундестага и украли больше миллиона писем. Выборы 24 сентября, германский политикум трясется от страха, но, черт побери, русские до сих пор не опубликовали компромат! Что бы это значило? «Это заставляет меня беспокоиться, — говорит директор лаборатории электронного криминалистического анализа при Атлантическом Совете Максимилиан Чуперский. — Почему всё так спокойно? Это выглядит настораживающе».
Объяснений, между тем, шквал: 1) Русские испугались последствий и отказались от идеи вмешаться. 2) Русские ждут подходящего момента и вмешаются прямо накануне 24 сентября. 3) Немецкие спецы по кибербезопасности предприняли мощные меры противодействия (как это связано с уже уплывшей информацией, понять невозможно). 4) Русские вмешаются, но после 24 сентября, при подсчете голосов (какой тогда смысл в компромате, понять еще труднее). 5) Русские уже вмешались, вмешиваются или вмешаются, но мы этого не замечали, не замечаем и не заметим… «Видишь суслика? — Нет. — И я не вижу. А он есть!». 6) А может русские ставят на Меркель?
«Но в целом, чиновники и эксперты говорят, что масштабы кажущегося вмешательства России намного ниже, чем они ожидали». Вот, что такое паранойя.
Так что Бог из фильма «Брюс Всемогущий» — просто образец рассудительности. «Нам нужно, чтобы наш президент обратился к нам напрямую и сказал нам правду, — говорит актер. — Нам нужно, чтобы он сел за стол в Овальном кабинете (замечательная мизансцена: сам Фримен садится) и сказал: „Дорогие американцы, во время последних выборов мы были атакованы российским правительством“».
Эти слова — суть обращения. Морган Фримен не просит Трампа «сказать нам правду». Эта фраза — ЛОЖЬ. Лицедей требует, чтобы Трамп назвал «правдой» мнение некоего комитета. Произнести такое с разницей в несколько секунд мог только недоумок или тот, кто возомнил себя «Богом».
«Я обратился к Конгрессу и нашему разведывательному сообществу, — продолжает актер зачитывать будущую речь президента, — с просьбой использовать все возможные ресурсы для того, чтобы провести тщательное расследование, чтобы точно определить, как это случилось». Проще говоря, накрылась «аналитическая оценка» трех разведок медным тазом. Фримен в общих чертах знает, что атака была, и иначе быть не может, поэтому требует подтверждения и подробностей.
В заключительной части выступления следуют банальности: «Свободный мир рассчитывает на наше лидерство», «В течение 241 года наша демократия была блестящим примером для мира в том, к чему мы все можем стремиться». Да ну?! Все 241 год?! Впрочем, теперь понятно, что Морган Фримен не смог стать летчиком не из-за цвета кожи, а по какой-то другой причине. И так случилось, что в США еще бегали автобусы, где черные должны были уступать места белым (не уступил — пуля в живот: было, было), когда США уже опыляли Вьетнам дефолиантами, а только в общине Сонгми за несколько часов истребили около 500 мирных жителей, включая женщин и детей. Если бы не этот досадный «нахлест» лет в 10, то да, был бы у США «золотой век».
Ну, не нам Фримена «лечить». И меньше всего желания скатываться в дискурс: «А у вас негров линчуют». У каждой страны свои скелеты в шкафу. Но не каждая так нагло объявляет себя «блестящим маяком». Иногда не мешает прикрутить горелку, но американцы действительно неизлечимы.
«И мы обязаны этим мужественным парням, которым пришлось сражаться и умирать, чтобы защитить эту великую нацию и спасти демократию (кадры американских войск во Второй Мировой войне). И наш долг перед будущими поколениями продолжить эту борьбу», — не оставляет Фримен ни малейших сомнений в том, что объявляет России войну.
Реакция с нашей стороны была ужасной. Актера «подставили», «сожаление», «озабоченность», надежды на «понимание» и «здравый смысл».
Да нет же. Не будет понимания. Единственный правильный ответ (пожимая плечами): «Что ж, война, так война». Ну нельзя же из года в год академическим тоном объяснять капризному ребенку правила человеческого и межгосударственного общежития. Почему бы изредка не отвечать на понятном ему языке?
А развитие событий абсолютно прогнозируемо. Будет визг, может быть даже громкий. Но, в конце концов, некое официальное ведомство США, которое сегодня держится индифферентно, вынуждено будет заявить, что господин артист и стоящий за ним комитет «ворочали мешки», то есть их заявление не является официальной позицией США. Что и требовалось. На что и мы сможем ответить, что реакция: «Война, так война» относится исключительно к веселым грузчикам. Вот и всё. Конфликт исчерпан.
И что важно! Отлаживается дежурный, спокойный для обеих сторон, может быть со временем даже забавный алгоритм реагирования российской стороны на словесное недержание американских политиков и не политиков с их привычкой мести языком, как помелом, с их «агрессиями», «оккупациями», «атаками». Наша сдержанность их только распускает. Никаких угроз с нашей стороны! Никакого надувания щек! Чуточку здорового юмора всего лишь.
А ролик Моргана Фримена обязательно просмотрите. Раз 15–20. И сохраните. Прекрасный образец актерской техники. Изменение тональности от начала фразы и даже слова — к концу. А ведь английские фразы и слова, как правило, короче русских! Паузы внутри фраз и даже внутри слов. Это же сродни баскетболисту, «останавливающемуся» в прыжке над кольцом! И завершение каждой мысли не только паузой, но и невербально: кивком, прищуром. И это при том, что по двум-трем едва заметным накладкам видно, что текст почти не прорепетирован, читается с телесуфлера. Время — деньги. Но! Маэстро с большой буквы. Рекомендую.
Альберт Акопян (Урумов)
Морган Фриман. Фото: youtube.comПолитическая культура американского общества такова, что высшим авторитетом «во всём» для подавляющего большинства может быть спортсмен, деятель шоу-бизнеса, актер. А разве в России не так? Нет, не так. Если ты в США прорекламируешь товар, а затем негативно о нем отзовешься, ты будешь уничтожен финансово и профессионально. В России же замечательный актер, отвечая на творческой встрече на вопрос о своем участии в рекламе одной из марок кофе, сказал: «Я решил, что лучше я прорекламирую не очень хороший кофе, но смогу на эти деньги поставить хороший спектакль». И ему ничего не было. То, чего «лица продукта» не говорили сами, вскрывалось на многочисленных телевизионных ток-шоу (самое ужасное — той же целевой аудитории, на которую направлена реклама!). Намучившись с этим «русским феноменом», рекламодатели практически отказались от услуг звезд «старой школы», перейдя на «всеядную молодежь». Но дело было сделано. И, как показывают замеры, узнаваемость лица рекламы не оказывает заметного влияния на успех кампании. «Простой россиянин» в отличие от «простого американца» прекрасно понимает, что перед ним всего лишь актер, лицедей, «и нашим, и вашим, за три копейки спляшем». Также не раз сказано и критиками, и режиссерами, что характерные актеры, всю жизнь играющие шутов и негодяев, в большинстве своем личности глубокие, вдумчивые, эрудированные, самоироничные, чьи таланты выходят далеко за рамки сцены или съемочной площадки, охватывая живопись, музыку, поэзию. В то же время прописные положительные герои, с одной единственной маской из роли в роль — люди в большинстве своем крайне ограниченные. Этому отбору на «шутов — гениев» и «гениев — шутов» есть, увы, очень простое объяснение: характерному актеру на сцене и в кадре позволено если не всё, то многое. Позволена импровизация, позволена игра живого ума. А вот в качестве положительного героя режиссеру нужен «пластилин» для лепки своего собственного замысла. И тут чем глупее, податливее актер, тем лучше. От «пластилина» требуется только физическая фактура, колорит, мастерское владение несколькими штампами и общими риторическими приемами, вербальными: умением держать паузу и акцентировать слова и фразы, и невербальными: чувством мизансцены, мимикой, жестами. Чего еще требовать от актера, точнее, зачем (!) режиссеру на роль президента США актер, склонный к импровизации и отсебятине? Так ведь из Линкольна Трамп может получиться. Ну, а если актер дважды сыграл Бога, то просто страшно подумать… Жесткой границы между первыми и вторыми нет. Редко, но бывает, что «герой-любовник», со временем, потеряв фактуру, но не спившись, переходит в характерные актеры и только здесь раскрывается в полную силу. Бывает и наоборот, и это беда, когда прекрасный характерный актер, обожествляется и, по сути, «торгует лицом». Его уже не интересует даже элементарная логика текста. Только гонорар. Едва ли не поминутный. Разумеется, всё это — общие рассуждения, безотносительно к конкретным лицам. Что касается ролика Моргана Фримена «На нас напали», то здесь беда не пришла одна. Ролик снят силами некоммерческой организации, целью которой заявлено разоблачение «нападок России на американскую демократию» и которая, как ехидно заметило издание Bloomberg, «более политизирована, чем тщательна»: «Кажется, ее самая поразительная особенность заключается в том, что в ее деятельности не участвует ни один эксперт по России. Это примета времени». Действительно, о России сегодня пишут много. Хорошим тоном считается вставить в начале статьи фразу: Russia-matushka и цитату из Достоевского, Чехова или Толстого. Популярно: «Умом Россию не понять» Тютчева. Дважды встретилось: «Прощай, немытая Россия» из «стихотворения Лермонтова», вдруг обнаруженного через 30 или 40 лет после смерти поэта. Тем более трудно ожидать большого ума и объективности от людей, назвавших свою организацию: Committee to Investigate Russia (CIR). Комитет по расследованию не «деятельности России», «атак России» или «агрессии России» («На нас напали», как-никак), а «комитет по расследованию России». Нет, смысл названия комитета понятен: объект — сама Россия, преступная по определению, Россия — Всемирное Зло априори. Но тогда теряет смысл слово «расследование». «Расследование» после вердикта: «Виновен» — это практика тоталитарных государств. О великом уме режиссеров ролика свидетельствует уже то, что после слов Фримена: «Представьте такой киносценарий: бывший агент КГБ, обозленный развалом его Родины, разрабатывает план мести. Используя хаос, он прокладывает путь наверх в постсоветской России…» под слова: «…и становится президентом» следует кадр, на котором руку победителя, президента России Владимира Путина, в качестве рефери поднимает… президент Украины Леонид Кучма. А в одной короткой фразе признать, что США причастны к развалу СССР («месть») и что 1990-е годы в России не были демократическими («хаос»), не всякому врагу Америки по зубам. Этот ролик надо будет крутить по всем центральным каналам в марте следующего года. «Он устанавливает авторитарный режим, а затем обращает внимание на своего заклятого врага — Соединенные Штаты», — продолжает актер. — И как настоящий агент КГБ, которым он является, он тайно использует кибероружие для атак на демократические государства по всему миру". Вот сейчас действительно обидно. Это и есть вся месть настоящего агента КГБ?! А как же подлое осуждение Россией гуманитарных бомбардировок Сербии и отторжения Косово в обход Совбеза ООН, но «демократическим консенсусом»?! Как же злостное непонимание Россией «аллегорического смысла» пробирки Пауэлла? Как же агрессия против Грузии, случайно убившей несколько российских миротворцев, которые по замыслу операции должны были охранять сами себя, как все миротворцы от Руанды до Югославии, но почему-то решили выполнять свой мандат? Как же Крым, аннексированный под прикрытием референдума, и Донбасс, где хлопцы и дивчины под одеялом поют «щеневмерлу», так як обридла їм собача російська мова (точніше — язи-и-и-и-ик)?! Разве всё это не было атаками на демократические государства по всему миру?! «Используя социальные сети для распространения пропаганды и ложной информации, он убеждает людей в демократических обществах не доверять их СМИ, их политическим процессам (кадр: голосование на избирательном участке) и даже их соседям (кадр: толпа прохожих на оживленной улице). И он выигрывает. Этот шпион — Владимир Путин. И это не киносценарий», — закругляет актер пассаж по поводу киносценария. Вот здесь бы подошли не фотографии газет, а хотя бы один пример. Скажем, классика жанра — история русско-немецкой девочки Лизы, раздутая российскими СМИ. (Подошел бы прокол с «распятым мальчиком», но тут генпрокурор Украины Юрий Луценко нагадил: рассказал, что в Донбассе скальпировали, кастрировали и распяли аж сотни человек.) Девочка Лиза хороша тем, что, во-первых, о ее пропаже в Берлине сообщили не CNN, Associated Press или хотя бы Los Angeles Times, а немецкие социальные сети и местные СМИ со ссылкой на родственников. Поскольку то, о чем не написали американские СМИ — не есть новость (про то, кто есть «лицо» и «нелицо» в «1984» Оруэлла помните?), эти сообщения были заведомым фейком. А российские СМИ подло дали слово людям, выступавшим на митинге. Позже выяснилось, что Лизу не изнасиловали арабские беженцы, а всего лишь совратили добропорядочные граждане ФРГ турецкого происхождения. Причем произошло это несколько ранее, но навело девочку на мысль, как объяснить бегство из дома. Один из совратителей смог доказать, что принял 13-летнюю девочку за 16-летнюю. Другой не смог. За растление лица, не достигшего 14-летнего возраста, и изготовление детской порнографии он был приговорен к лишению свободы на один год и девять месяцев условно, а также к штрафу в 3000 евро. А может быть, суда и не было, если о нем не сообщила CNN. Но только представьте, что Фримен рассказал бы американцам об этом эпическом провале путинских СМИ? И кто-то еще имеет наглость обвинять американские СМИ в тиражировании слов Хиллари Клинтон о том, что «17 американских разведывательных ведомств» подтвердили вмешательство России в выборы США?! Да, всего три, а не 17, и не подтвердили, а предоставили «аналитическую оценку». Но какое это имеет значение? «17 американских разведывательных ведомств» — не фейк, а подтверждение того, что Россия — Всемирное Зло априори. Что непонятного? Да чего там Фримен… Вот некто Ричард Заблаускас еще в начале 1990-х понял, что даже русские карапузы — шпионы. О чем и рассказал на днях корреспонденту Newsweek. Дело в том, что его кошка Фризби застряла на дереве и как назло на ветке, которая нависает над соседями — резиденцией российского Постоянного представительства в ООН в Ривердейле, Нью-Йорк. Заблаускас не знал, что так сильно напугало кошку, что она застряла на дереве, но заподозрил неладное: что его соседи — шпионы. Тем более что русские охранники отказались пропустить его на свою территорию! Он вернулся с лестницей и тогда русские позорно отступили. Заблаускас окончательно убедился, что вокруг шпионы, когда спускался с лестницы с кошкой в руках и заметил, что «дети с матерями наблюдали за ним с недоверием». Конечно, были в статье и мнения аналитиков и общие рассуждения, но красная нить — подвиг разведчицы Фризби, уже очевидно покойной. Напомним, это пишет солидное издание Newsweek. Вы думаете, мурка Фризби или «17 американских разведывательных ведомств», подтвердивших вмешательство России в выборы США, — паранойя? Нет, это еще не паранойя. Вот паранойя: As Germans prepare to vote, a mystery grows: Where are the Russians? — В то время, как немцы готовятся голосовать, тайна нарастает: «Где же русские?». Это The Washington Post, тоже за сентябрь этого года. Суть статьи в том, что немцы точно знают, что русские взломали сеть Бундестага и украли больше миллиона писем. Выборы 24 сентября, германский политикум трясется от страха, но, черт побери, русские до сих пор не опубликовали компромат! Что бы это значило? «Это заставляет меня беспокоиться, — говорит директор лаборатории