✔ Эхо нацизма в Эстонии: от «евреев и комиссаров» до «русских и коммунистов» - «Аналитика»
Harrison 6-08-2017, 15:01 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
или Провинциальный naziонализм и пошлый патриотизм
В последнее время в Эстонии, где патриотизм густо замешан не только на русофобии, но и на героизации эстонцев, воевавших «за свою свободу» на стороне Гитлера (кстати, планировавшего заселить Эстонию немцами), стали писать и о тех эстонцах, которые воевали на другой стороне. О тех, кто освобождал Эстонию от немцев в составе Красной Армии, кто воевал на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Пример этнократической реакции на это показал считающий себя изданием национальной культуры журнал Kultuur ja Elu («Культура и жизнь»), известный своей героизацией эстонцев, присягнувших Гитлеру и воевавших на стороне нацистской Германии.
И неудивительно, что журнал Kultuur ja Elu пишет в самых черных тонах о тех, кто воевал против Гитлера. В том числе и об укомплектованных эстонцами-добровольцами истребительных батальонах, защищавших Красную Армию в ее тылу, а также отражавших наступление немцев. Досталось от журнала и «июньским коммунистам», которые одновременно с вводом в страну войск Красной Армии в 1940 году установили в Эстонии советскую власть и инициировали вступление в состав Советского Союза. Первых журнал назвал «черным пятном» в эстонской истории, вторых — предателями. К последним отнесены и США с Великобританией за ялтинские решения, согласно которым Запад «подарил» Сталину Прибалтику. Но и своих героев редакция не забыла — огромный материал посвящен батальону «Нарва», ставшему костяком 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонская).
«Русская шайка» и «некий Михаил»
Но сначала о колонке главного редактора Теа Курвитс. Она рвет и мечет по поводу того, что лидеры «Народного фронта» Эдгар Сависаар и Марью Лауристин, добившиеся 25 лет назад в ходе Поющей революции восстановления независимости Эстонии, как раз и виновны в неважнецкой ныне жизни эстонского народа. И (о, ужас!) это — в условиях избавления от «советской оккупации».
Особо досталось социал-демократке и евродепутату Лауристин, мол, она не вправе упрекать нынешнее государство в жестоком и суровом отношении к пенсионерам, не ее дело и сокращение численности эстонцев (в советское время она неизменно росла — прим. автора). Упрекают Лауристин и за то, что она вместо того, чтобы устыдиться своих родителей — коммунистических руководителей Эстонии перед Великой Отечественной войной, позволяет себе критиковать нынешнюю власть. По полной достается и Сависаару, мэру Таллина и экс-лидеру Центристской партии, которая при нем считалась «прорусской»: «… вся русская шайка в Ласнамяэ печется о своем „папочке“». (Ласнамяэ — самая крупная часть города в Таллине, большинство в ней составляют русские и русскоязычные жители — прим. автора).
Теа Курвитс возмущена тем, что бывшие коммунисты, а также местные русские позволяют себе выдвигаться кандидатами в депутаты и мэры городов. Беснуется автор и по поводу того, что закон позволяет «серопаспортникам», то есть негражданам (почти сто тысяч неэстонцев, не имеющих ни эстонского, ни какого-либо другого гражданства) избирать «национальное» местное самоуправление. Замахивается главный редактор Kultuur ja Elu и на свободу слова, право распространять информацию и мнения, причем она имеет в виду местных русских лидеров общественного мнения. Вот ее пассаж: «Оханье и жалобы представителей русских не обязательно должно присутствовать в журналистике. Пусть они хнычут и ненавидят эстонцев про себя. Если им тут не по нраву, пошли вон». Спасибо, что пока еще не в газовую камеру.
Тут уместно маленькое отступление. Статья 151 Уголовного кодекса ЭР признает существование публичного призыва к ненависти, обусловленной национальностью и политическими убеждениями, но только в том случае, если это причиняет опасность жизни личности, его здоровью или недвижимости. То есть, эффективно бороться с этим злом можно только получив инфаркт, но и это придется доказывать в суде. Чуть лучше перспективы с призывами о запрете на профессию. Статья 41 Конституции ЭР дает право каждому оставаться верным своим убеждениям, причем никто не вправе заставить их поменять. А статья 45 дает право каждому свободно распространять свои идеи, убеждения и прочую информацию на словах, в печатном виде… если это право в отдельных случаях не ограничено законом.
Вот главный редактор и подобные ей русофобы и пользуются этим правом. А что касается опыта политической борьбы русских и русскоязычных за свои права, то он показывает, что, дойди дело до суда, разжигание межнациональной вражды будет объявлено всего лишь личным мнением того, кто предложит отстранить от эстонских СМИ, и не только русских и русскоговорящих инакомылящих, но и эстонцев.
Словосочетание «коммунисты и русские» в этой короткой заметке упоминается семь раз! Например: «Почему коммунистам и русским все еще дозволяют бесчинствовать?», «Коммунисты вместе с русскими убивали, депортировали (юридически корректно — перемещали людей из одного района страны в другой — прим. автора), разрушали семьи, а также уничтожали и присваивали имущество эстонцев», «мол, эстонцы должны быть благодарны русским за то, что они изгнали отсюда всех плохих немцев… Но отчего спасли? Дали возможность бесплатно оказаться в холодных краях, освободили нас от судьбы, хуторов и земли! Спасли нас от достойной человека жизни?».
Тут предательски торчат «ушки»: уж больно схожи два словосочетания: «русские и коммунисты, вон!» и «Kommunisten, politkomissaren, offizieren, Juden vorwarts!» (приказ советским военнопленным из знаменитого фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»).
Пикантность придает и отношение главного редактора издания Теа Курвитс к вице-мэру Таллина Михаилу Кылварту (отец — эстонец, мать — кореянка): «Теперь мы должны из уст вице-мэра, некоего Михаила, слушать глупый детский лепет…» И что это, разве не расизм, пусть и в плохо скрытой форме?
За что боролись, на то и напоролись
Все это — не случайность. В журнале опубликован большой материал о «легендарном» батальоне СС «Нарва», в конце войны воевавшем в составе 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонская). Но не только из-за принадлежности к ней этот батальон считают «легендарным». Ветеран Ханно Ояло досадует, что среди эстонцев, служивших в батальоне СС «Нарва», немного тех, кого Германия удостоила высших наград Третьего Рейха. Кстати, среди 43 иностранцев — кавалеров Рыцарского Креста Железного Креста (Альфонс Ребане еще и с дубовыми листьями) эстонцев — аж четверо! Все четверо — эсэсовцы, и воевали на фронте.
Действительно, сегодня этим в Эстонии уже не стыдно хвастаться. А ведь еще долго после войны даже на Западе публично такое не посмели бы поставить себе в заслугу.
С годами бахвальство перешло всякие границы. В упомянутой журнальной статье ветеран батальона СС «Нарва» Ильмар Айнсаар уподобляется хвастливому рыбаку: «Противник ни разу не сумел прорвать оборону на участке, который защищал батальон „Нарва“, который также ни разу не отступил с обороняемых позиций, несмотря на постоянный и многократный перевес противника в живой силе». Пусть даже так, но кроме этого батальон СС «Нарва» в составе дивизии «Викинг» попал в страшное Корсунь-Шевченковское окружение зимой 1944 года, при прорыве из которого понес жуткие потери. А в результате Таллинской операции Красной армии батальон бежал на Запад.
Другой ветеран Эрих Кремм: «Если у этих ребят спросить, во имя чего они жертвовали собой, презирая смерть, то все были единодушны: «боролись за то, чтобы ни одна чужая власть не могла бы покорить нас, эстонцев». Еще один мемуарист Сулев Сепп: «Я боролся с коммунизмом, большевизмом, против Сталина, который уничтожил независимость нашего государства, свободу и хотел уничтожить наш народ, прибегая к русификации. Надо ли было нам бояться нацизма? Да, но в дальней перспективе. Это был второй враг».
Какой еще «второй враг»? Эстонцы, воевавшие на стороне гитлеровской Германии, включая тех, кто служил в батальоне СС «Нарва», присягали на верность германскому фюреру, носили немецкую форму, выполняли приказы только немецкого командования! Какая независимость и свобода? Зачем делать глупый вид сегодня, будто теперь не известно о пресловутом плане «Ост» (освоение гитлеровской Германией «восточных земель»), согласно которому Эстонию должны были заселить немцами, а эстонцев (почти всех) выслать куда подальше — на… Новую Землю.
«Борьба с большевизмом» была изобретена геббельсовской пропагандой, которая пыталась скрыть, что борьба эта на самом деле сводится к русофобии, уничтожению России и расширению «жизненного пространства» Германии за счет русских, украинских, кавказских земель. А что касается русификации Эстонии советской властью, то именно во время т.н. советской оккупации (в реале не существовавшей, как и мистифицированной Западом «оккупации» Россией Крыма) стала расти численность эстонцев. Мощный подъем получила эстонская культура, чем, увы, сегодня Таллин похвастаться не может. Наконец, образование: эстонцы получали его на родном языке — от детсада до высших учебных заведений, в чем нынешняя Эстония отказывает трети населения — русским и русскоязычным жителям. А что касается заветной независимости, то ее след давно простыл. Остались лишь флаг, герб и гимн. Страна находится под внешним управлением. Так считают уже и сами эстонцы.
Убивали не только противника, но и жителей
В журнальной статье публикуются очень «человеческие» воспоминания о солдатских буднях тех, из кого формировали батальон СС «Нарва». Но такие ли белые и пушистые его вояки, как пытается представить журнал Kultuur ja Elu? И дело даже не в постыдной причастности к СС (за что многие отбыли в советское время наказание по требованию Международного военного трибунала в Нюрнберге и в правовом смысле погасили судимость).
Надо признать, что в Эстонии и на Западе не без оснований считают, что подразделения Ваффен СС участвовали в боевых действиях, а потому не причастны к злодеяниям на оккупированных немцами территориях. Впрочем, есть достаточно фактов участия войск СС в карательных операциях, но за это надо судить и наказывать независимо от участия в боевых действиях.
Свою лепту в либеральное отношение к эсэсовцам, точнее, в их героизацию на Западе, внесла и Москва. В советское время не предавались гласности жуткие преступления коллаборантов в оккупированных немцами союзных республиках, в том числе в Прибалтике и в странах социалистического лагеря в Восточной Европе. В обмен требовалась лояльность к советской власти, преданность идеям социализма.
В нарушение приговора Нюрнбергского Международного военного трибунала госсекретарь США Джон Макклой подписал в 1950 году документ, в котором значилось: «Балтийские части войск СС (Балтийские легионы) должны рассматриваться отдельно, у балтийских легионов были отличные от немецких частей СС цели, идеология, действия и условия членства; поэтому Комиссия не считает это движение враждебным Правительству Соединённых Штатов». Пользуясь и сегодняшним заморским покровительством, в Эстонии даже историки замалчивают массовое участие вояк батальона СС «Нарва», да и большинства личного состава всей 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонской) в карательных операциях против мирного населения. Дело в том, что большинство эстонцев-эсэсовцев до участия в боевых действиях на фронте запятнало свои руки в крови мирных жителей, когда они служили в батальоне «Остланд» и других карательных полицейских батальонах. Многие с начала войны служили в мощной, подчинявшейся немецкому командованию добровольческой военизированной организации «Омакайтсе». За этими структурами — карательные акции против гражданского населения, уничтожение евреев, борьба с партизанским движением, охрана концентрационных лагерей. Так что большинство тех, кто служил в том же батальоне СС «Нарва», причастно к деяниям, признанным Международным военным трибуналом в Нюрнберге преступлениями против человечности.
Составленный еще в начале войны из эстонских добровольцев полицейский батальон «Остланд», который позже стал костяком личного состава батальона СС «Нарва», позже был обвинен в сожжении 50 деревень и сел, а также в убийстве полутора тысяч жителей в районе Овруча (Житомирская область, Украина). В Эстонии «опровергают» этот факт. Мол, осуществлял борьбу с партизанами и мирным населением не командир батальона «Остланд», а его начальство.
Но чаще всего о преступлениях не говорят вслух, их замалчивают, отчего молодое поколение эстонцев не имеет о них ни малейшего представления. Например, на счету «Омакайтсе» — 41 тысяча и 135 арестованных, из которых 7 тысяч и 357 человек были казнены без суда и следствия на месте задержания. В эстонской земле покоится прах нескольких десятков тысяч погибших в боях советских воинов самых разных национальностей. Не вспоминают даже о выводах созданной в конце 90-х годов по инициативе бывшего президента ЭР Леннарта Мери международной комиссии Макса Якобсона. Она, не проведя всеобъемлющего исследования, тем не менее, отметила: «Эстонцы пользовались значительной независимостью действий по аресту и допросу подозреваемых, вынесению и исполнению приговоров… Исследователи также обнаружили свидетельства о преступлениях против человечности и актах геноцида, в которых участвовали 286, 287 и 288 полицейские батальоны… Сюда относятся убийства заключенных в лагерях на территории Эстонии, участия в так называемых рейдах по деревням Польши, Белоруссии и Литвы… Зондеркоманда 1А вместе с „Омакайтсе“ и эстонской полицией так тщательно истребляла эстонских евреев, что не было образовано гетто».
Димитрий Кленский,
Таллин, 23 июля 2017 г.
Русские в Прибалтике: без права на права
29.07 Кто такие «лесные братья», и почему их героизирует НАТО
27.07 «В Прибалтике возникла критическая ситуация, регион может стать полем боя»
19.07 Димитрий Кленский: Киев учится у Таллина, а вместе они — у Гитлера
16.07 В Эстонии изъяли ребёнка из семьи граждан России: «за старые обои»
03.07 Хроники гибридной войны: Литва против российского кино
Все новости сюжета
или Провинциальный naziонализм и пошлый патриотизм В последнее время в Эстонии, где патриотизм густо замешан не только на русофобии, но и на героизации эстонцев, воевавших «за свою свободу» на стороне Гитлера (кстати, планировавшего заселить Эстонию немцами), стали писать и о тех эстонцах, которые воевали на другой стороне. О тех, кто освобождал Эстонию от немцев в составе Красной Армии, кто воевал на стороне союзников по антигитлеровской коалиции. Пример этнократической реакции на это показал считающий себя изданием национальной культуры журнал Kultuur ja Elu («Культура и жизнь»), известный своей героизацией эстонцев, присягнувших Гитлеру и воевавших на стороне нацистской Германии. И неудивительно, что журнал Kultuur ja Elu пишет в самых черных тонах о тех, кто воевал против Гитлера. В том числе и об укомплектованных эстонцами-добровольцами истребительных батальонах, защищавших Красную Армию в ее тылу, а также отражавших наступление немцев. Досталось от журнала и «июньским коммунистам», которые одновременно с вводом в страну войск Красной Армии в 1940 году установили в Эстонии советскую власть и инициировали вступление в состав Советского Союза. Первых журнал назвал «черным пятном» в эстонской истории, вторых — предателями. К последним отнесены и США с Великобританией за ялтинские решения, согласно которым Запад «подарил» Сталину Прибалтику. Но и своих героев редакция не забыла — огромный материал посвящен батальону «Нарва», ставшему костяком 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонская). «Русская шайка» и «некий Михаил» Но сначала о колонке главного редактора Теа Курвитс. Она рвет и мечет по поводу того, что лидеры «Народного фронта» Эдгар Сависаар и Марью Лауристин, добившиеся 25 лет назад в ходе Поющей революции восстановления независимости Эстонии, как раз и виновны в неважнецкой ныне жизни эстонского народа. И (о, ужас!) это — в условиях избавления от «советской оккупации». Особо досталось социал-демократке и евродепутату Лауристин, мол, она не вправе упрекать нынешнее государство в жестоком и суровом отношении к пенсионерам, не ее дело и сокращение численности эстонцев (в советское время она неизменно росла — прим. автора). Упрекают Лауристин и за то, что она вместо того, чтобы устыдиться своих родителей — коммунистических руководителей Эстонии перед Великой Отечественной войной, позволяет себе критиковать нынешнюю власть. По полной достается и Сависаару, мэру Таллина и экс-лидеру Центристской партии, которая при нем считалась «прорусской»: «… вся русская шайка в Ласнамяэ печется о своем „папочке“». (Ласнамяэ — самая крупная часть города в Таллине, большинство в ней составляют русские и русскоязычные жители — прим. автора). Теа Курвитс возмущена тем, что бывшие коммунисты, а также местные русские позволяют себе выдвигаться кандидатами в депутаты и мэры городов. Беснуется автор и по поводу того, что закон позволяет «серопаспортникам», то есть негражданам (почти сто тысяч неэстонцев, не имеющих ни эстонского, ни какого-либо другого гражданства) избирать «национальное» местное самоуправление. Замахивается главный редактор Kultuur ja Elu и на свободу слова, право распространять информацию и мнения, причем она имеет в виду местных русских лидеров общественного мнения. Вот ее пассаж: «Оханье и жалобы представителей русских не обязательно должно присутствовать в журналистике. Пусть они хнычут и ненавидят эстонцев про себя. Если им тут не по нраву, пошли вон». Спасибо, что пока еще не в газовую камеру. Тут уместно маленькое отступление. Статья 151 Уголовного кодекса ЭР признает существование публичного призыва к ненависти, обусловленной национальностью и политическими убеждениями, но только в том случае, если это причиняет опасность жизни личности, его здоровью или недвижимости. То есть, эффективно бороться с этим злом можно только получив инфаркт, но и это придется доказывать в суде. Чуть лучше перспективы с призывами о запрете на профессию. Статья 41 Конституции ЭР дает право каждому оставаться верным своим убеждениям, причем никто не вправе заставить их поменять. А статья 45 дает право каждому свободно распространять свои идеи, убеждения и прочую информацию на словах, в печатном виде… если это право в отдельных случаях не ограничено законом. Вот главный редактор и подобные ей русофобы и пользуются этим правом. А что касается опыта политической борьбы русских и русскоязычных за свои права, то он показывает, что, дойди дело до суда, разжигание межнациональной вражды будет объявлено всего лишь личным мнением того, кто предложит отстранить от эстонских СМИ, и не только русских и русскоговорящих инакомылящих, но и эстонцев. Словосочетание «коммунисты и русские» в этой короткой заметке упоминается семь раз! Например: «Почему коммунистам и русским все еще дозволяют бесчинствовать?», «Коммунисты вместе с русскими убивали, депортировали (юридически корректно — перемещали людей из одного района страны в другой — прим. автора), разрушали семьи, а также уничтожали и присваивали имущество эстонцев», «мол, эстонцы должны быть благодарны русским за то, что они изгнали отсюда всех плохих немцев… Но отчего спасли? Дали возможность бесплатно оказаться в холодных краях, освободили нас от судьбы, хуторов и земли! Спасли нас от достойной человека жизни?». Тут предательски торчат «ушки»: уж больно схожи два словосочетания: «русские и коммунисты, вон!» и «Kommunisten, politkomissaren, offizieren, Juden vorwarts!» (приказ советским военнопленным из знаменитого фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека»). Пикантность придает и отношение главного редактора издания Теа Курвитс к вице-мэру Таллина Михаилу Кылварту (отец — эстонец, мать — кореянка): «Теперь мы должны из уст вице-мэра, некоего Михаила, слушать глупый детский лепет…» И что это, разве не расизм, пусть и в плохо скрытой форме? За что боролись, на то и напоролись Все это — не случайность. В журнале опубликован большой материал о «легендарном» батальоне СС «Нарва», в конце войны воевавшем в составе 20-й дивизии Ваффен СС (Эстонская). Но не только из-за принадлежности к ней этот батальон считают «легендарным». Ветеран Ханно Ояло досадует, что среди эстонцев, служивших в батальоне СС «Нарва», немного тех, кого Германия удостоила высших наград Третьего Рейха. Кстати, среди 43 иностранцев — кавалеров Рыцарского Креста Железного Креста (Альфонс Ребане еще и с дубовыми листьями) эстонцев — аж четверо! Все четверо — эсэсовцы, и воевали на фронте. Действительно, сегодня этим в Эстонии уже не стыдно хвастаться. А ведь еще долго после войны даже на Западе публично такое не посмели бы поставить себе в заслугу. С годами бахвальство перешло всякие границы. В упомянутой журнальной статье ветеран батальона СС «Нарва» Ильмар Айнсаар уподобляется хвастливому рыбаку: «Противник ни разу не сумел прорвать оборону на участке, который защищал батальон „Нарва“, который также ни разу не отступил с обороняемых позиций, несмотря на постоянный и многократный перевес противника в живой силе». Пусть даже так, но кроме этого батальон СС «Нарва» в составе дивизии «Викинг» попал в страшное Корсунь-Шевченковское окружение зимой 1944 года, при прорыве из которого понес жуткие потери. А в результате Таллинской операции Красной армии батальон бежал на Запад. Другой ветеран Эрих Кремм: «Если у этих ребят спросить, во имя чего они жертвовали собой, презирая смерть, то все были единодушны: «боролись за то, чтобы ни одна чужая власть не могла бы покорить нас, эстонцев». Еще один мемуарист Сулев Сепп: «Я боролся с коммунизмом, большевизмом, против Сталина, который уничтожил независимость нашего государства, свободу и хотел уничтожить наш народ, прибегая к русификации. Надо ли было нам бояться нацизма? Да, но в дальней перспективе. Это был второй враг». Какой еще «второй враг»? Эстонцы, воевавшие на стороне гитлеровской Германии, включая тех, кто служил в батальоне СС «Нарва», присягали на верность германскому фюреру, носили немецкую форму, выполняли приказы только немецкого командования! Какая независимость и свобода? Зачем делать глупый вид сегодня, будто теперь не известно о пресловутом плане «Ост» (освоение гитлеровской Германией «восточных земель»), согласно которому Эстонию должны были заселить немцами, а эстонцев (почти всех) выслать куда подальше — на… Новую Землю. «Борьба с большевизмом» была изобретена геббельсовской пропагандой, которая пыталась скрыть, что борьба эта на самом деле сводится к русофобии, уничтожению России и расширению «жизненного пространства» Германии за счет русских, украинских, кавказских земель. А что касается русификации Эстонии советской властью, то именно во время т.н. советской оккупации (в реале не существовавшей, как и мистифицированной Западом «оккупации» Россией Крыма) стала расти численность эстонцев. Мощный подъем получила эстонская культура, чем, увы, сегодня Таллин похвастаться не может. Наконец, образование: эстонцы получали его на родном языке — от детсада до высших учебных заведений, в чем нынешняя Эстония отказывает трети населения — русским и русскоязычным жителям. А что касается заветной независимости, то ее след давно простыл. Остались лишь флаг, герб и гимн. Страна находится под внешним управлением. Так считают уже и сами эстонцы. Убивали не только противника, но и жителей В журнальной статье публикуются очень «человеческие» воспоминания о солдатских буднях тех, из кого формировали батальон СС «Нарва». Но такие ли белые и пушистые его вояки, как пытается представить журнал Kultuur ja Elu? И дело даже не в постыдной причастности к СС (за что многие отбыли в советское время наказание по требованию Международного военного трибунала в Нюрнберге и в правовом смысле погасили судимость). Надо признать, что в Эстонии и на Западе не без оснований считают, что подразделения Ваффен СС участвовали в боевых действиях, а потому не причастны к злодеяниям на оккупированных немцами территориях. Впрочем, есть достаточно фактов участия войск СС в карательных операциях, но за это надо судить и наказывать независимо от участия в боевых действиях. Свою лепту в либеральное отношение к эсэсовцам,