✔ ОтЧАЯнная пара: как шли к успеху петрозаводские супруги-бизнесмены - «Новости Дня»
Novosti-Dny 23-02-2017, 20:03 193 Новости дняЕсть бренды и бизнес-проекты, традиционно привязываемые к определенным регионам. Самовары – в Туле, масло – в Вологде, калитки и морошковое варенье – в Карелии. Сейчас у нашей республики появляется еще один бренд – чай из иван-чая. Вообще «чайных» мастеров в Карелии немало. И одними из тех, кто стоит у истоков раскрутки карельского иван-чая, стали Максим и Светлана, владельцы семейной мастерской.
Линейка продукции
Началось все примерно четыре года назад, тогда Максим, увлеченный историей, попробовал собирать и готовить чай для себя. Потому что ему всегда было интересно, чем угощались наши предки.
– Два года назад было уже понятно, что изготовление чая пойдет как небольшое семейное дело. Тогда зарождался тренд на все этническое, плюс тренд на экологичность, – рассказал Максим. – Иван-чай оказался на пересечении. И я уверен, что популярность этого продукта будет расти в ближайшие лет десять. Есть ведь свои фанаты у ройбуша, у пуэра, есть теперь и у копорского чая. Изготовители наращивают объемы ежегодно, значит, спрос есть.
Хюрри тоже заготавливают с каждым годом все больше сырья: в Пряжинском районе собирают не только кипрей, но и другие травы, которые можно заварить вместе с чаем, а можно и отдельно. Счет идет уже на сотни килограммов.
Авторы конкуренции
Как и любой продукт питания, чай должен быть сертифицирован. Два года назад Максим и Светлана поинтересовались расценками на сертификацию. Выяснилось, что получение документов на один сорт чая стоило для них очень дорого. Если учесть, что количество сортов уже тогда было немалым, сумма вырисовывалась астрономическая.
– Коллеги из других регионов подсказали, где и как можно получить необходимый сертификат не так дорого, – объяснил предприниматель.
Кстати, предпринимателем Хюрри стал совсем недавно – в прошлом августе. Потому что понял: без развития выиграть ничего не удастся. Именно тогда началось активное наращивание объемов, запуск новых продуктов.
Светлана и Максим Хюрри. Фото: vk.com
– Пока чай был ремеслом – регистрация бизнеса была не нужна в общем-то, – отметил Максим. – Но когда нужно выходить на новые рынки, без статуса ИП работать уже невозможно. Это несерьезно.
Марок карельского иван-чая много (и не только карельского, кстати, такой чай завоевывают все новые регионы, благо сырье неприхотливо, растет в изобилии). Конкуренция – довольно жесткая. Тем более в условиях ограниченного республиканского рынка.
– Да, конкуренция очень высокая, и мы породили ее сами, – подтвердил «чайный мастер». – Мы придумали в свое время не просто делать чай, а смешивать его с различными растениями, в том числе с листьями, к примеру, черники. Этого тогда еще не было.
Сейчас карельские изготовители добавляют к иван-чаю буквально все, что растет в лесу. Цены у всех – примерно одинаковые. Пока отличить одну марку от другой и отдать какой-либо явное предпочтение могут только истинные ценители. Тем же, кто берет новый напиток, что называется, «из интереса», по большому счету все равно, кто его готовил.
– Кто-то идет от элитности чая, кто-то делает более дешевый массовый продукт. У нас – средняя цена, – объяснил Максим. – Нас отличает хорошее качество продукта, уникальные авторские купажи, нестандартный подход, медийность, участие в мероприятиях. Но в конкуренции я ничего плохого не вижу. Это – один из этапов развития. На чайном рынке сейчас иван-чая менее одного процента.
Когда эксклюзив дешевле ширпотреба
Тем не менее вопрос рынка сбыта для супругов Хюрри сейчас актуален. Они планируют выйти со своими товарами в другие регионы России, закрепиться в сувенирных магазинах, клиенты которых готовы платить за качественный продукт. Но как это сделать – пока предприниматели не выбрали. Тем более что Хюрри занимаются не только изготовлением чая, но и сувенирной продукцией.
По словам Светланы (которая, кстати, не просто помогает мужу, а придумывает и создает упаковку, занимается дизайном), сейчас Карелию накрыл настоящий ремесленный бум. Каждые полгода появляются какие-нибудь новинки, новые имена.
– Мы смотрели «сувенирку» в других регионах. И, могу сказать, в Карелии ситуация обстоит лучше. Только 10 процентов примерно – банальные магнитики с фотографиями памятника Петру Первому, остальное – это эксклюзив, – объяснила Светлана. – С другой стороны, те же копеечные магнитики в магазинах перепродают дороже, чем авторские вещи. К сожалению, эксклюзив ценится потребителями меньше, чем он того заслуживает, соответственно, мастер всегда занижает реальную стоимость своего продукта – только для того, чтобы купили хоть что-нибудь. Мы планируем выйти, опять же, на рынки других регионов, где не так много эксклюзива, где пока набор сувениров ограничивается традиционным «ушанка, балалайка, матрешка».
В планах, помимо этого, у супругов изменение дизайна упаковки чаев, а также – выпуск недорогого массового чая. Хюрри собираются этим летом нанимать сезонных работников, сами они с объемами уже не справляются.
Без поддержки
Спрос на чай есть, и семейное дело приносит стабильный, пусть и не многомиллионный, доход. При этом результатов супруги добились фактически без помощи со стороны государства. Практические вопросы решаются не так легко, как хотелось бы, но знания можно получить и в Интернете, и в бизнес-инкубаторе, и в центре содействия занятости населения, и у коллег из других регионов. Как отметила Светлана, работа по поддержке молодых предпринимателей в Карелии ведется, специалисты учреждений всегда открыты для консультаций и любой практической помощи. Другой вопрос – что административный регламент поддержки молодых предпринимателей далек от реальности.
– Новичкам сложно пробиться на конкурсы на получение грантов, – рассказала она. – К примеру, для того, чтобы получить поддержку, нужно вложить четверть от общей суммы из своих денег. А стартовый капитал есть не у всех начинающих бизнесменов. Нет софинансирования – нет субсидии. К тому же из-за кризиса сократились объемы выделяемых средств.
Тем не менее чета Хюрри уверена – предпринимателей в Карелии мало. Их должно быть больше. Бояться не нужно, уверяет Максим. Нужно просто грамотно выбрать дело:
– Нужно делать продукт, который отражает вас. Дело должно радовать, приносить удовольствие. И еще важно – не стараться сразу наращивать объемы производства, а уходить в глубину, повышая качество.
И даже кризис – не повод отказаться от идеи организовать свой бизнес.
– Конечно, если бы не кризис, наши результаты были бы лучше. Мы надеемся, что все выйдет на нормальный уровень, – резюмировала Светлана. – Но если ты выстоял в кризис, то тебе уже ничего не страшно.
Есть бренды и бизнес-проекты, традиционно привязываемые к определенным регионам. Самовары – в Туле, масло – в Вологде, калитки и морошковое варенье – в Карелии. Сейчас у нашей республики появляется еще один бренд – чай из иван-чая. Вообще «чайных» мастеров в Карелии немало. И одними из тех, кто стоит у истоков раскрутки карельского иван-чая, стали Максим и Светлана, владельцы семейной мастерской. Линейка продукции Началось все примерно четыре года назад, тогда Максим, увлеченный историей, попробовал собирать и готовить чай для себя. Потому что ему всегда было интересно, чем угощались наши предки. – Два года назад было уже понятно, что изготовление чая пойдет как небольшое семейное дело. Тогда зарождался тренд на все этническое, плюс тренд на экологичность, – рассказал Максим. – Иван-чай оказался на пересечении. И я уверен, что популярность этого продукта будет расти в ближайшие лет десять. Есть ведь свои фанаты у ройбуша, у пуэра, есть теперь и у копорского чая. Изготовители наращивают объемы ежегодно, значит, спрос есть. Хюрри тоже заготавливают с каждым годом все больше сырья: в Пряжинском районе собирают не только кипрей, но и другие травы, которые можно заварить вместе с чаем, а можно и отдельно. Счет идет уже на сотни килограммов. Авторы конкуренции Как и любой продукт питания, чай должен быть сертифицирован. Два года назад Максим и Светлана поинтересовались расценками на сертификацию. Выяснилось, что получение документов на один сорт чая стоило для них очень дорого. Если учесть, что количество сортов уже тогда было немалым, сумма вырисовывалась астрономическая. – Коллеги из других регионов подсказали, где и как можно получить необходимый сертификат не так дорого, – объяснил предприниматель. Кстати, предпринимателем Хюрри стал совсем недавно – в прошлом августе. Потому что понял: без развития выиграть ничего не удастся. Именно тогда началось активное наращивание объемов, запуск новых продуктов. Светлана и Максим Хюрри. Фото: vk.com – Пока чай был ремеслом – регистрация бизнеса была не нужна в общем-то, – отметил Максим. – Но когда нужно выходить на новые рынки, без статуса ИП работать уже невозможно. Это несерьезно. Марок карельского иван-чая много (и не только карельского, кстати, такой чай завоевывают все новые регионы, благо сырье неприхотливо, растет в изобилии). Конкуренция – довольно жесткая. Тем более в условиях ограниченного республиканского рынка. – Да, конкуренция очень высокая, и мы породили ее сами, – подтвердил «чайный мастер». – Мы придумали в свое время не просто делать чай, а смешивать его с различными растениями, в том числе с листьями, к примеру, черники. Этого тогда еще не было. Сейчас карельские изготовители добавляют к иван-чаю буквально все, что растет в лесу. Цены у всех – примерно одинаковые. Пока отличить одну марку от другой и отдать какой-либо явное предпочтение могут только истинные ценители. Тем же, кто берет новый напиток, что называется, «из интереса», по большому счету все равно, кто его готовил. – Кто-то идет от элитности чая, кто-то делает более дешевый массовый продукт. У нас – средняя цена, – объяснил Максим. – Нас отличает хорошее качество продукта, уникальные авторские купажи, нестандартный подход, медийность, участие в мероприятиях. Но в конкуренции я ничего плохого не вижу. Это – один из этапов развития. На чайном рынке сейчас иван-чая менее одного процента. Когда эксклюзив дешевле ширпотреба Тем не менее вопрос рынка сбыта для супругов Хюрри сейчас актуален. Они планируют выйти со своими товарами в другие регионы России, закрепиться в сувенирных магазинах, клиенты которых готовы платить за качественный продукт. Но как это сделать – пока предприниматели не выбрали. Тем более что Хюрри занимаются не только изготовлением чая, но и сувенирной продукцией. По словам Светланы (которая, кстати, не просто помогает мужу, а придумывает и создает упаковку, занимается дизайном), сейчас Карелию накрыл настоящий ремесленный бум. Каждые полгода появляются какие-нибудь новинки, новые имена. – Мы смотрели «сувенирку» в других регионах. И, могу сказать, в Карелии ситуация обстоит лучше. Только 10 процентов примерно – банальные магнитики с фотографиями памятника Петру Первому, остальное – это эксклюзив, – объяснила Светлана. – С другой стороны, те же копеечные магнитики в магазинах перепродают дороже, чем авторские вещи. К сожалению, эксклюзив ценится потребителями меньше, чем он того заслуживает, соответственно, мастер всегда занижает реальную стоимость своего продукта – только для того, чтобы купили хоть что-нибудь. Мы планируем выйти, опять же, на рынки других регионов, где не так много эксклюзива, где пока набор сувениров ограничивается традиционным «ушанка, балалайка, матрешка». В планах, помимо этого, у супругов изменение дизайна упаковки чаев, а также – выпуск недорогого массового чая. Хюрри собираются этим летом нанимать сезонных работников, сами они с объемами уже не справляются. Без поддержки Спрос на чай есть, и семейное дело приносит стабильный, пусть и не многомиллионный, доход. При этом результатов супруги добились фактически без помощи со стороны государства. Практические вопросы решаются не так легко, как хотелось бы, но знания можно получить и в Интернете, и в бизнес-инкубаторе, и в центре содействия занятости населения, и у коллег из других регионов. Как отметила Светлана, работа по поддержке молодых предпринимателей в Карелии ведется, специалисты учреждений всегда открыты для консультаций и любой практической помощи. Другой вопрос – что административный регламент поддержки молодых предпринимателей далек от реальности. – Новичкам сложно пробиться на конкурсы на получение грантов, – рассказала она. – К примеру, для того, чтобы получить поддержку, нужно вложить четверть от общей суммы из своих денег. А стартовый капитал есть не у всех начинающих бизнесменов. Нет софинансирования – нет субсидии. К тому же из-за кризиса сократились объемы выделяемых средств. Тем не менее чета Хюрри уверена – предпринимателей в Карелии мало. Их должно быть больше. Бояться не нужно, уверяет Максим. Нужно просто грамотно выбрать дело: – Нужно делать продукт, который отражает вас. Дело должно радовать, приносить удовольствие. И еще важно – не стараться сразу наращивать объемы производства, а уходить в глубину, повышая качество. И даже кризис – не повод отказаться от идеи организовать свой бизнес. – Конечно, если бы не кризис, наши результаты были бы лучше. Мы надеемся, что все выйдет на нормальный уровень, – резюмировала Светлана. – Но если ты выстоял в кризис, то тебе уже ничего не страшно.