Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»


Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

Комнаты для фотосессий, посткроссинг, реклама в прессе, моментальные снимки — главный фотограф Екатеринбурга Вениамин Метенков был весьма прогрессивен даже по современным меркам.
Рубрика: Бизнес в дореволюционном Екатеринбурге
 
Истории Екатеринбурга посвящена не одна сотня статей и книг. О том, как развивался город, менялись дома и улицы, как жили екатеринбуржцы в прошлом и позапрошлом веке, пишут многие издания. Мы же решили рассказать о дореволюционном бизнесе Екатеринбурга — о видных предпринимателях, их удачах, ошибках и необычных проектах.
 
В очередном выпуске совместного проекта и Музея истории Екатеринбурга, посвященного уральскому дореволюционному бизнесу, мы представляем историю фотодела в Екатеринбурге и, прежде всего, историю одного из самых известных екатеринбуржцев — талантливого фотографа и коммерсанта Вениамина Метенкова. В этом году исполняется 160 лет со дня его рождения. В ближайший четверг — 6 апреля — в Фотографическом музее Дом Метенкова открывается выставка, посвященная интересной и непростой судьбе уральского фотолетописца.
 
От ирбитской ярмарки до французского экспедиционного корпуса
 
Фотография — ровесница XIX века. Официально днем ее рождения считается 7 января 1839 г., когда на заседании французской академии наук представили изобретенный учеными Жозефом Ньепсом и Луи Дагером способ закрепления светового изображения на отполированной посеребренной пластине. Фотография начала победное шествие по Европе и России. В 1882 г. в России работало около 800 фотографических заведений, а к 1917 г. они были в каждом городе.
 
С момента изобретения фотографии прошло два десятка лет — и новинка перекочевала из Парижа на Урал с французскими и польскими фотографами. Первым делом заезжие специалисты облюбовали ярмарки с их праздничной круговертью и разгулом, а на Урале сложно было пройти мимо ирбитской ярмарки, уступавшей  по своему размаху только новгородской. Сюда с начала зимы свозили  пушнину из Сибири, чай и шелка из Китая, мануфактуру и ювелирные украшения из обеих столиц и металл со всего Урала, и с конца января до Масленицы шла торговля, разворачивались ярмарочный цирк и театр и даже выпускался местный медиа-вестник — «Ирбитский ярморочный лист». В 1863 г. среди прочих объявлений появилась в нем надпись следующего содержания: «Фотограф Иван Терехов. Мастер своего дела». 
 
Иван Терехов — мещанин из Пермской губернии — очевидно, неплохо заработал на ирбитской ярмарке и решил развернуть фотодело на широкую ногу. Он переехал в Екатеринбург, где и заложил первую уральскую фотодинастию. Заработав денег, Иван Терехов купил дом на Вознесенском проспекте — там, где теперь располагается УралГАХА, и женился на красавице Александре, неизменно блиставшей на балах. Первый екатеринбургский фотограф делал фотопортреты горожан, снимал приезжавших в город столичных ревизоров, заводы, изделия местных умельцев. Он выписывал фототехнику из Парижа, посылал фотографии на международные фотовыставки и скрупулезно учитывал полученные за них медали на картонных рамках-паспарту своих фотоснимков: Париж, Копенгаген, Нижний Новгород, Амстердам, Петербург. Долгое время Иван Терехов фактически держал монополию в сфере фотодела в Екатеринбурге. Безусловно, в городе предлагали свои услуги и другие фотографы, но такой известностью и кругом клиентов не обладал никто. 
 
Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

 
По свидетельствам очевидцев, Иван Терехов, несмотря на профессионализм и известность, вел весьма разгульный образ жизни и умер в 1882 г. Его дочери не стали подхватывать дело отца, и фотосалон перешел его младшему брату Николаю. Тот, в свою очередь, надеялся со временем передать его сыну Георгию, но молодой человек променял фотокамеру и химреактивы на мундир экспедиционного корпуса Русской армии во Франции. Георгий Терехов отправился туда в 1916 г., но что с ним стало после революции и частичного расформирования корпуса, доподлинно неизвестно.
 
«Я искал следы Георгия, встречался как-то с одной делегацией из Шанхая. Мне рассказывали, что они знали русского фотографа Терехова, даже достали и показали по моей просьбе его фотографию. На штампе указано — «Терехов», но — увы — никаких инициалов не было, поэтому доподлинно утверждать, что Георгий Николаевич Терехов после своей службы в экспедиционном корпусе осел в Китае, я не могу», — рассказывает научный сотрудник фотографического музея «Дом Метенкова» Евгений Бирюков. 


Фотосессии и посткроссинг


В 1883 году у Николая Терехова появился ученик, который всего через несколько лет станет конкурентом, а через сотню лет совершенно затмит память своего учителя. Вениамин Метенков — выходец из семьи старообрядцев в Миассе, он был сыном владельца кожевенного производства, поэтому с малых лет имел дело с химреактивами. Обучившись грамоте у местного дьячка, 15-летний Вениамин за красивый почерк и способность к счету был определен конторщиком к золотопромышленнику на качканарские прииски. Видимо, у местных инженеров он увидел столичный «Горный журнал», по публикациям которого с азов изучил фотографическое дело. В 1880 г. он открывает «Новую фотографию» в Миассе, но очень скоро понимает, что здесь ему не развернуться: старообрядцы не жалуют новое искусство, и Метенков отправляется за знаниями и новой аудиторией в Екатеринбург. Там он снимает дом через дорогу от мастерской Николая Терехова. Ходила байка, что если Терехов называл себя «лучшим фотографом в Екатеринбурге», то Метенков — «лучшим фотографом на этой улице». 
 
Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

 
Метенков оказался не только хорошим фотографом, но и весьма предприимчивым коммерсантом. Он, например, мгновенно оценил преимущества, которые дает реклама в прессе, и в 1883 г. в 25 номере «Екатеринбургской недели» появилось то, что сейчас бы назвали нативной рекламой. 
 
«Одного портретного сходства недостаточно; надо, чтобы исполнение портрета было более или менее художественно чтобы снятый портрет представлял вполне законченную картину. На днях мы случайно зашли во вновь открытое фотографическое ателье г-на Метенкова, и должны сказать, что виденные нами его работы вполне отвечают вышесказанным требованиям современного фотографического искусства. Несмотря на прекрасное исполнение цены, назначаемые г. Метенковым, весьма невысоки и общедоступны», — сообщала газета в пространном хвалебном очерке.
 
Цены, правда, сложно было назвать демократичными, но это было обусловлено трудоемкостью фотопроцесса и тем, что практически вся аппаратура и большая часть химреактивов и расходников доставлялась из Европы.
 
Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

 
Все новшества своего фотоателье он скрупулезно рекламировал в газете: новые декорации и аксессуары для фотосессий, изготовление афиш и пригласительных билетов, ферротипии, которые клиент может получить уже через пять минут после съемки, печатанье на фотокарточках времени фотографирования (привет полароидам и «мыльницам» 90-х), хранение негативов до двух лет и более. В 1888 г. Метенков предложил новую технологию – съемку при искусственном освещении с выдержкой в 1/20 часть секунды (в 1839 году, когда фотографию изобрели,  требовалась выдержка в 8 минут!).
 
Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

 
Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

 
Презентовал себя и свои услуги Метенков не только в газете. Например, на знаменитой Сибирско-Уральской промышленной выставке 1887 г., организованной членами Уральского общества любителей естествознания, у него был отдельная экспозиция. Метенков вел фотосъемку выставки и много сделал для самого общества, за что и получил звание члена УОЛЕ, невзирая на явно не дотягивающее до такого звания образование.
 
Взлет и падение
 
Метенков «отлавливал» все новые веяния в своем молодом бизнесе. Например, на рубеже веков горожане начали сходить с ума по открыткам: в 1895 г. в России разрешили частным порядком изготавливать бланки для «открытых писем». Метенков стал пионером в сфере печати открыток на Урале. Его открытки с видами Екатеринбурга, Волги, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга можно было приобрести по 5 коп. за штуку, цветные — за 10. Поскольку типографий, печатающих такую продукцию должного качества, поблизости не было, г-н Метенков заказывал их большими партиями — в тысячу экземпляров — в Стокгольме в типографии Гранберг.
 
Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

 
В 1895 г., когда Метенкову было уже 38, он женился на Евдокии Ожеговой — дочери известного екатеринбургского врача и с помощью ее родственников приобрел строящийся дом №36 по улице Вознесенской — тот самый, в котором сейчас расположен фотографический музей Метенкова. Он развернул в нем не только фотосалон, но и торговлю «фотографическими принадлежностями». Здесь можно было приобрести химреактивы, фотоаппараты, книги по фотографии, аппараты для «каллографий» (миниатюрных карточек) и «чудо-пушки» для изготовления миниатюрных фото-брошек. А с 1906 г. здесь можно было приобрести и головокружительную новинку — приборы для кинематографии. 
 
Метенков становится торговым представителем крупнейших фирм-производителей — «Победа», «Герц», «Кодак», «Цейсс». В прейскуранте 1910-1912 гг. на 352 страницах разместили более 5 тыс. наименований фототоваров, которые приобретали не только екатеринбургские фотолюбители, но и ценители по всей России. 
 
Объективная история. Как развивалось фотодело в дореволюционном Екатеринбурге - «Новости Дня»

 
Стремительно развивающееся фотодело Метенкова прервали революция и гражданская война. В 1919 г. фотограф с семьей был вынужден эвакуироваться в Сибирь к родственникам. Вернувшись, он обнаружил, что его дом-мастерскую забрали под нужды молодой советской республики, пропало и фотооборудование, оставшееся в особняке.
 
Вениамину Метенкову пришлось строить карьеру заново, и, несмотря на уже почтенный возраст, ему это удавалось: сначала копировальщик-лаборант в АО «Урал-Книга», затем — заведующий фотолабораторией, заведующий магазином фотопринадлежностей «Совкино», в котором он организовал своеобразный клуб фотолюбителей. Но в апреле 1931 г. его арестовали — искали спрятанные «капиталы». Три неделе в камере на хлебе и воде подорвали здоровье пожилого фотографа, и 9 марта 1933 г. Вениамин Метенков умер. Его похоронили на Михайловском кладбище, однако могила довольно скоро заросла и перестала выделяться среди других безымянных холмиков.
 
Дом, между тем, продолжал жить своей жизнью, по насыщенности не уступавшей его владельцу. Сначала в нем расположили агит-плакатный отдел Уральского отделения Российского телеграфного агентства (Урал РОсТА), а в 1923 г. дом отдали Показательному туберкулезному диспансеру, который был создан, чтобы бороться с напастью, косившей людей не хуже гражданской войны. Тубдиспансер просуществовал в этом доме до 1982 г., а после того, как переехал в новое здание, старинный особняк едва не стерли с лица города: городской архитектор Белянкин предложил расположить на его месте автопарковку для гостей Свердловской филармонии. После десяти лет разбирательств, в 1993 г., в 60-ю годовщину со смерти Метенкова, дом наконец отписали под создание в нем музея фотографии. 
 
«Деловой квартал» благодарит за помощь в подготовке материала Сергея Каменского, директора Музея истории Екатеринбурга; Кристину Горланову, руководителя отдела Музея истории Екатеринбурга «Фотографический музей «Дом Метенкова»» и Евгения Бирюкова, научного сотрудника Фотографического музея «Дом Метенкова»
 
Фото: Фотографический музей «Дом Метенкова», http://www.ostashkov.ru/foto/show-192186/#img, коллаж и инфографика — Игорь Черепанов

Комнаты для фотосессий, посткроссинг, реклама в прессе, моментальные снимки — главный фотограф Екатеринбурга Вениамин Метенков был весьма прогрессивен даже по современным меркам. Рубрика: Бизнес в дореволюционном Екатеринбурге Истории Екатеринбурга посвящена не одна сотня статей и книг. О том, как развивался город, менялись дома и улицы, как жили екатеринбуржцы в прошлом и позапрошлом веке, пишут многие издания. Мы же решили рассказать о дореволюционном бизнесе Екатеринбурга — о видных предпринимателях, их удачах, ошибках и необычных проектах. В очередном выпуске совместного проекта и Музея истории Екатеринбурга, посвященного уральскому дореволюционному бизнесу, мы представляем историю фотодела в Екатеринбурге и, прежде всего, историю одного из самых известных екатеринбуржцев — талантливого фотографа и коммерсанта Вениамина Метенкова. В этом году исполняется 160 лет со дня его рождения. В ближайший четверг — 6 апреля — в Фотографическом музее Дом Метенкова открывается выставка, посвященная интересной и непростой судьбе уральского фотолетописца. От ирбитской ярмарки до французского экспедиционного корпуса Фотография — ровесница XIX века. Официально днем ее рождения считается 7 января 1839 г., когда на заседании французской академии наук представили изобретенный учеными Жозефом Ньепсом и Луи Дагером способ закрепления светового изображения на отполированной посеребренной пластине. Фотография начала победное шествие по Европе и России. В 1882 г. в России работало около 800 фотографических заведений, а к 1917 г. они были в каждом городе. С момента изобретения фотографии прошло два десятка лет — и новинка перекочевала из Парижа на Урал с французскими и польскими фотографами. Первым делом заезжие специалисты облюбовали ярмарки с их праздничной круговертью и разгулом, а на Урале сложно было пройти мимо ирбитской ярмарки, уступавшей по своему размаху только новгородской. Сюда с начала зимы свозили пушнину из Сибири, чай и шелка из Китая, мануфактуру и ювелирные украшения из обеих столиц и металл со всего Урала, и с конца января до Масленицы шла торговля, разворачивались ярмарочный цирк и театр и даже выпускался местный медиа-вестник — «Ирбитский ярморочный лист». В 1863 г. среди прочих объявлений появилась в нем надпись следующего содержания: «Фотограф Иван Терехов. Мастер своего дела». Иван Терехов — мещанин из Пермской губернии — очевидно, неплохо заработал на ирбитской ярмарке и решил развернуть фотодело на широкую ногу. Он переехал в Екатеринбург, где и заложил первую уральскую фотодинастию. Заработав денег, Иван Терехов купил дом на Вознесенском проспекте — там, где теперь располагается УралГАХА, и женился на красавице Александре, неизменно блиставшей на балах. Первый екатеринбургский фотограф делал фотопортреты горожан, снимал приезжавших в город столичных ревизоров, заводы, изделия местных умельцев. Он выписывал фототехнику из Парижа, посылал фотографии на международные фотовыставки и скрупулезно учитывал полученные за них медали на картонных рамках-паспарту своих фотоснимков: Париж, Копенгаген, Нижний Новгород, Амстердам, Петербург. Долгое время Иван Терехов фактически держал монополию в сфере фотодела в Екатеринбурге. Безусловно, в городе предлагали свои услуги и другие фотографы, но такой известностью и кругом клиентов не обладал никто. По свидетельствам очевидцев, Иван Терехов, несмотря на профессионализм и известность, вел весьма разгульный образ жизни и умер в 1882 г. Его дочери не стали подхватывать дело отца, и фотосалон перешел его младшему брату Николаю. Тот, в свою очередь, надеялся со временем передать его сыну Георгию, но молодой человек променял фотокамеру и химреактивы на мундир экспедиционного корпуса Русской армии во Франции. Георгий Терехов отправился туда в 1916 г., но что с ним стало после революции и частичного расформирования корпуса, доподлинно неизвестно. «Я искал следы Георгия, встречался как-то с одной делегацией из Шанхая. Мне рассказывали, что они знали русского фотографа Терехова, даже достали и показали по моей просьбе его фотографию. На штампе указано — «Терехов», но — увы — никаких инициалов не было, поэтому доподлинно утверждать, что Георгий Николаевич Терехов после своей службы в экспедиционном корпусе осел в Китае, я не могу», — рассказывает научный сотрудник фотографического музея «Дом Метенкова» Евгений Бирюков. Фотосессии и посткроссинг В 1883 году у Николая Терехова появился ученик, который всего через несколько лет станет конкурентом, а через сотню лет совершенно затмит память своего учителя. Вениамин Метенков — выходец из семьи старообрядцев в Миассе, он был сыном владельца кожевенного производства, поэтому с малых лет имел дело с химреактивами. Обучившись грамоте у местного дьячка, 15-летний Вениамин за красивый почерк и способность к счету был определен конторщиком к золотопромышленнику на качканарские прииски. Видимо, у местных инженеров он увидел столичный «Горный журнал», по публикациям которого с азов изучил фотографическое дело. В 1880 г. он открывает «Новую фотографию» в Миассе, но очень скоро понимает, что здесь ему не развернуться: старообрядцы не жалуют новое искусство, и Метенков отправляется за знаниями и новой аудиторией в Екатеринбург. Там он снимает дом через дорогу от мастерской Николая Терехова. Ходила байка, что если Терехов называл себя «лучшим фотографом в Екатеринбурге», то Метенков — «лучшим фотографом на этой улице». Метенков оказался не только хорошим фотографом, но и весьма предприимчивым коммерсантом. Он, например, мгновенно оценил преимущества, которые дает реклама в прессе, и в 1883 г. в 25 номере «Екатеринбургской недели» появилось то, что сейчас бы назвали нативной рекламой. «Одного портретного сходства недостаточно; надо, чтобы исполнение портрета было более или менее художественно чтобы снятый портрет представлял вполне законченную картину. На днях мы случайно зашли во вновь открытое фотографическое ателье г-на Метенкова, и должны сказать, что виденные нами его работы вполне отвечают вышесказанным требованиям современного фотографического искусства. Несмотря на прекрасное исполнение цены, назначаемые г. Метенковым, весьма невысоки и общедоступны», — сообщала газета в пространном хвалебном очерке. Цены, правда, сложно было назвать демократичными, но это было обусловлено трудоемкостью фотопроцесса и тем, что практически вся аппаратура и большая часть химреактивов и расходников доставлялась из Европы. Все новшества своего фотоателье он скрупулезно рекламировал в газете: новые декорации и аксессуары для фотосессий, изготовление афиш и пригласительных билетов, ферротипии, которые клиент может получить уже через пять минут после съемки, печатанье на фотокарточках времени фотографирования (привет полароидам и «мыльницам» 90-х), хранение негативов до двух лет и более. В 1888 г. Метенков предложил новую технологию – съемку при искусственном освещении с выдержкой в 1/20 часть секунды (в 1839 году, когда фотографию изобрели, требовалась выдержка в 8 минут!). Презентовал себя и свои услуги Метенков не только в газете. Например, на знаменитой Сибирско-Уральской промышленной выставке 1887 г., организованной членами Уральского общества любителей естествознания, у него был отдельная экспозиция. Метенков вел фотосъемку выставки и много сделал для самого общества, за что и получил звание члена УОЛЕ, невзирая на явно не дотягивающее до такого звания образование. Взлет и падение Метенков «отлавливал» все новые веяния в своем молодом бизнесе. Например, на рубеже веков горожане начали сходить с ума по открыткам: в 1895 г. в России разрешили частным порядком изготавливать бланки для «открытых писем». Метенков стал пионером в сфере печати открыток на Урале. Его открытки с видами Екатеринбурга, Волги, Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга можно было приобрести по 5 коп. за штуку, цветные — за 10. Поскольку типографий, печатающих такую продукцию должного качества, поблизости не было, г-н Метенков заказывал их большими партиями — в тысячу экземпляров — в Стокгольме в типографии Гранберг. В 1895 г., когда Метенкову было уже 38, он женился на Евдокии Ожеговой — дочери известного екатеринбургского врача и с помощью ее родственников приобрел строящийся дом №36 по улице Вознесенской — тот самый, в котором сейчас расположен фотографический музей Метенкова. Он развернул в нем не только фотосалон, но и торговлю «фотографическими принадлежностями». Здесь можно было приобрести химреактивы, фотоаппараты, книги по фотографии, аппараты для «каллографий» (миниатюрных карточек) и «чудо-пушки» для изготовления миниатюрных фото-брошек. А с 1906 г. здесь можно было приобрести и головокружительную новинку — приборы для кинематографии. Метенков становится торговым представителем крупнейших фирм-производителей — «Победа», «Герц», «Кодак», «Цейсс». В прейскуранте 1910-1912 гг. на 352 страницах разместили более 5 тыс. наименований фототоваров, которые приобретали не только екатеринбургские фотолюбители, но и ценители по всей России. Стремительно развивающееся фотодело Метенкова прервали революция и гражданская война. В 1919 г. фотограф с семьей был вынужден эвакуироваться в Сибирь к родственникам. Вернувшись, он обнаружил, что его дом-мастерскую забрали под нужды молодой советской республики, пропало и фотооборудование, оставшееся в особняке. Вениамину Метенкову пришлось строить карьеру заново, и, несмотря на уже почтенный возраст, ему это удавалось: сначала копировальщик-лаборант в АО «Урал-Книга», затем — заведующий фотолабораторией, заведующий магазином фотопринадлежностей «Совкино», в котором он организовал своеобразный клуб фотолюбителей. Но в апреле 1931 г. его арестовали — искали спрятанные «капиталы». Три неделе в камере на хлебе и воде подорвали здоровье пожилого фотографа, и 9 марта 1933 г. Вениамин Метенков умер. Его похоронили на Михайловском кладбище, однако могила довольно скоро заросла и перестала выделяться среди других безымянных холмиков. Дом, между тем, продолжал жить своей жизнью, по насыщенности не уступавшей его владельцу. Сначала в нем расположили агит-плакатный


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика