«Сначала было все хорошо, а потом мы умерли», — как принцип Питера разрушает бизнес - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ «Сначала было все хорошо, а потом мы умерли», — как принцип Питера разрушает бизнес - «Новости Дня»


«Сначала было все хорошо, а потом мы умерли», — как принцип Питера разрушает бизнес - «Новости Дня»

Потерять свою компанию можно не только по ряду внешних причин. Часто случается, что в фиаско виноваты сами бизнесмены, которые вовремя не заметили «тревожных звоночков» изнутри.
Интернет-маркетолог Игорь Субботин написал для электронной площадки Spark.ru поучительный блог о том, почему очень важно, чтобы каждый сотрудник работал на своем месте и занимался вопросами своей компетентности.
— Это было отличное время. Мы с большим оптимизмом смотрели в будущее — за год обороты и прибыль фирмы утроились. Затея друзей-стартаперов (мы не любили это слово), которым «надоело работать на дядю», превращалась в компанию среднего размера. «Детский сад» заканчивался, мы это почувствовали.
Мы расширили штат, переехали в новый офис и набрали новых сотрудников. Старые сотрудники шагнули на одну-две ступеньку вверх по карьерной лестнице — не всех обрадовали новые должности, но новые зарплаты понравились всем.
Через 8 месяцев мы закрылись. Это стоило нам 4 миллиона — столько заказов не было выполнено. Один долг «по-дружески» завис до сих пор.
Я пересказал вам разговор с давним знакомым, намеренно убрав из него «отраслевые» детали. Потому что дело не в отрасли — ситуация «сначала было все хорошо, а потом мы умерли» может случиться с кем угодно, от дизайнерской студии до цеха железобетонных конструкций.
Вернитесь на пару абзацев выше, найдите строчку про сотрудников, которые поднялись по карьерной лестнице — это оно. То, что сгубило фирму моего знакомого. Называется это «человек не на своем месте».
Есть такое наблюдение: далеко не каждый отличный специалист будет хорошим руководителем. Истории про классных продавцов, превратившихся в отвратительных руководителей отделов продаж, известны многим. Однако известны также и случаи, когда какой-нибудь руководитель мебельной артели волею судьбы становился директором нефтеперерабатывающего завода — и прекрасно справлялся с новой ролью.
Казалось бы, налицо парадокс — замечательные специалисты превращаются в кошмарных начальников отделов, а менеджер может радикально поменять сферу деятельности, не теряя в эффективности. Парадокса, разумеется, нет. А есть общий принцип управления, остроумно сформулированный Лоуренсом Джонстоном Питером и известный как «принцип Питера»:


В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности.


Иными словами, в иерархических системах (от частной фирмы до правительства) человека повышают в должности до тех пор, пока он не займет ступеньку, на которой уже не сможет справляться со своими обязанностями. Далее, как правило, повышения не происходит и человек прочно занимает место, на котором не справляется.


Как работает принцип Питера


1. Компетентные повышаются
Когда появляется вакансия, кандидата выбирают из числа сотрудников, которые хорошо справляются с текущими обязанностями. Если сотрудник хорошо проявит себя и на новом месте — он будет в числе кандидатов на дальнейшее повышение.
И так раз за разом, до тех пор, пока не займет должность, на которой он уже «не тянет».
2. Некомпетентные не понижаются
Казалось бы, а в чем проблема-то? Не справился сотрудник, вернули его на ступеньку ниже, туда, где он показывает хороший результат — и все отлично, работаем дальше.
Увы, такое случается далеко не всегда. До того, как некомпетентность в новой должности станет очевидной, пройдет какое-то время (странно же делать выводы с первых дней, правильно?). За это время предыдущая должность уже будет кем-то замещена. Отправлять этого «кого-то» на прежнюю должность?
И как вы собираетесь объяснять понижение сотруднику, к работе которого у вас нет претензий? Петя, мы тебя понижаем, потому что Вася не справляется со своей должностью?
В результате, даже если некомпетентность сотрудника в новой должности очевидна, иногда всем проще оставить все, как получилось.
3. От повышений не отказываются
Казалось бы, если человек сомневается, что справится с новой должностью — что ему мешает отказаться от повышения? Серьезно? В мире, где все нацелено на успех, взять и отказаться от продвижения по карьерной лестнице? А что скажут друзья, коллеги, да и ты сам себе?
К слову, повышение в должности — это еще и рост зарплаты.
4. С уровня некомпетентности не уходят
Ну хорошо, человек не отказался от повышения, потому что его продвигали, на него давили, да и сам он совсем не против попробовать себя в новой роли — почему нет, собственно? Кто сказал, что не получится?
Но вот новая должность получена, некомпетентность проявилась в полный рост — что мешает отказаться от работы, с которой не справляешься? И тут на помощь принципу Питера приходит лауреат Шнобелевской премии, любимый многими эффект Даннинга — Крюгера.
Который кратко звучит так:


Некомпетентные люди не способны оценить свои действия как ошибочные именно в силу своей некомпетенции. Если грубее: умный в себе сомневается, а дурак никогда.


Человек, с которым вы расстанетесь по причине некомпетентности, легко может унести с собой обиду: недооценили, это зависть, меня подставили, я только начал все налаживать.


Что же делать с принципом Питера?


В первую очередь не паниковать. Перед нами все же не закон гравитации, а наблюдение, с которым согласны далеко не все (тот же Сирил Паркинсон, автор знаменитых законов Паркинсона, критиковал его довольно жестко).
Но практика все же подтверждает, что что-то такое в принципе Питера есть — так что его следует учитывать.
И быть готовым, что любое повышение, каким бы логичным оно ни казалось, может оказаться ошибочным. И в этом никто не будет виноват.


Просто эта система работает вот так — пока сотрудник не достиг уровня своей некомпетентности, никто не знает, где этот уровень находится.


Фокус лишь в том, что у большой компании есть запас прочности. А маленький дружный коллектив, выживающий в надежде на приток инвестиций «когда мы выкатим рабочую версию», может и не выдержать.


Как снизить риски?


1.     KPI — старайтесь контролировать сотрудника, который, по вашему мнению, близок к порогу некомпетентности.
2.     Испытательный срок — это не фантазия кадровика. Это как раз защита от ошибки при назначении некомпетентного работника. Не относитесь к нему формально, четко договоритесь с человеком, что в конце срока проведете анализ и — без обид — все может быть возвращено в прежнее состояние.

Потерять свою компанию можно не только по ряду внешних причин. Часто случается, что в фиаско виноваты сами бизнесмены, которые вовремя не заметили «тревожных звоночков» изнутри. Интернет-маркетолог Игорь Субботин написал для электронной площадки Spark.ru поучительный блог о том, почему очень важно, чтобы каждый сотрудник работал на своем месте и занимался вопросами своей компетентности. — Это было отличное время. Мы с большим оптимизмом смотрели в будущее — за год обороты и прибыль фирмы утроились. Затея друзей-стартаперов (мы не любили это слово), которым «надоело работать на дядю», превращалась в компанию среднего размера. «Детский сад» заканчивался, мы это почувствовали. Мы расширили штат, переехали в новый офис и набрали новых сотрудников. Старые сотрудники шагнули на одну-две ступеньку вверх по карьерной лестнице — не всех обрадовали новые должности, но новые зарплаты понравились всем. Через 8 месяцев мы закрылись. Это стоило нам 4 миллиона — столько заказов не было выполнено. Один долг «по-дружески» завис до сих пор. Я пересказал вам разговор с давним знакомым, намеренно убрав из него «отраслевые» детали. Потому что дело не в отрасли — ситуация «сначала было все хорошо, а потом мы умерли» может случиться с кем угодно, от дизайнерской студии до цеха железобетонных конструкций. Вернитесь на пару абзацев выше, найдите строчку про сотрудников, которые поднялись по карьерной лестнице — это оно. То, что сгубило фирму моего знакомого. Называется это «человек не на своем месте». Есть такое наблюдение: далеко не каждый отличный специалист будет хорошим руководителем. Истории про классных продавцов, превратившихся в отвратительных руководителей отделов продаж, известны многим. Однако известны также и случаи, когда какой-нибудь руководитель мебельной артели волею судьбы становился директором нефтеперерабатывающего завода — и прекрасно справлялся с новой ролью. Казалось бы, налицо парадокс — замечательные специалисты превращаются в кошмарных начальников отделов, а менеджер может радикально поменять сферу деятельности, не теряя в эффективности. Парадокса, разумеется, нет. А есть общий принцип управления, остроумно сформулированный Лоуренсом Джонстоном Питером и известный как «принцип Питера»: В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до уровня своей некомпетентности. Иными словами, в иерархических системах (от частной фирмы до правительства) человека повышают в должности до тех пор, пока он не займет ступеньку, на которой уже не сможет справляться со своими обязанностями. Далее, как правило, повышения не происходит и человек прочно занимает место, на котором не справляется. Как работает принцип Питера 1. Компетентные повышаются Когда появляется вакансия, кандидата выбирают из числа сотрудников, которые хорошо справляются с текущими обязанностями. Если сотрудник хорошо проявит себя и на новом месте — он будет в числе кандидатов на дальнейшее повышение. И так раз за разом, до тех пор, пока не займет должность, на которой он уже «не тянет». 2. Некомпетентные не понижаются Казалось бы, а в чем проблема-то? Не справился сотрудник, вернули его на ступеньку ниже, туда, где он показывает хороший результат — и все отлично, работаем дальше. Увы, такое случается далеко не всегда. До того, как некомпетентность в новой должности станет очевидной, пройдет какое-то время (странно же делать выводы с первых дней, правильно?). За это время предыдущая должность уже будет кем-то замещена. Отправлять этого «кого-то» на прежнюю должность? И как вы собираетесь объяснять понижение сотруднику, к работе которого у вас нет претензий? Петя, мы тебя понижаем, потому что Вася не справляется со своей должностью? В результате, даже если некомпетентность сотрудника в новой должности очевидна, иногда всем проще оставить все, как получилось. 3. От повышений не отказываются Казалось бы, если человек сомневается, что справится с новой должностью — что ему мешает отказаться от повышения? Серьезно? В мире, где все нацелено на успех, взять и отказаться от продвижения по карьерной лестнице? А что скажут друзья, коллеги, да и ты сам себе? К слову, повышение в должности — это еще и рост зарплаты. 4. С уровня некомпетентности не уходят Ну хорошо, человек не отказался от повышения, потому что его продвигали, на него давили, да и сам он совсем не против попробовать себя в новой роли — почему нет, собственно? Кто сказал, что не получится? Но вот новая должность получена, некомпетентность проявилась в полный рост — что мешает отказаться от работы, с которой не справляешься? И тут на помощь принципу Питера приходит лауреат Шнобелевской премии, любимый многими эффект Даннинга — Крюгера. Который кратко звучит так: Некомпетентные люди не способны оценить свои действия как ошибочные именно в силу своей некомпетенции. Если грубее: умный в себе сомневается, а дурак никогда. Человек, с которым вы расстанетесь по причине некомпетентности, легко может унести с собой обиду: недооценили, это зависть, меня подставили, я только начал все налаживать. Что же делать с принципом Питера? В первую очередь не паниковать. Перед нами все же не закон гравитации, а наблюдение, с которым согласны далеко не все (тот же Сирил Паркинсон, автор знаменитых законов Паркинсона, критиковал его довольно жестко). Но практика все же подтверждает, что что-то такое в принципе Питера есть — так что его следует учитывать. И быть готовым, что любое повышение, каким бы логичным оно ни казалось, может оказаться ошибочным. И в этом никто не будет виноват. Просто эта система работает вот так — пока сотрудник не достиг уровня своей некомпетентности, никто не знает, где этот уровень находится. Фокус лишь в том, что у большой компании есть запас прочности. А маленький дружный коллектив, выживающий в надежде на приток инвестиций «когда мы выкатим рабочую версию», может и не выдержать. Как снизить риски? 1. KPI — старайтесь контролировать сотрудника, который, по вашему мнению, близок к порогу некомпетентности. 2. Испытательный срок — это не фантазия кадровика. Это как раз защита от ошибки при назначении некомпетентного работника. Не относитесь к нему формально, четко договоритесь с человеком, что в конце срока проведете анализ и — без обид — все может быть возвращено в прежнее состояние.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→