✔ Иран фактически признал Арцах - «Новости Армении»
Харитон 6-12-2017, 21:00 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
На днях ряд иранских СМИ опубликовали пространное интервью одного из известных иранских аналитиков с министром иностранных дел Арцаха Масисом Маиляном, в котором говорится об ирано-арцахской границе, ее перспективах, Арцахском конфликте, формате и содержании переговоров.
Имея в виду специфику Ирана, следует заключить, что Иран в какой-то мере признал субъектность Арцаха. В своем интервью арцахский министр говорит об общей с Ираном границе и необходимости перейти от режима закрытой границы к контактам. И в иранских медиа дают этому предложению возможность прозвучать.
Более того, посредством иранских медиа Арцах, фактически, выдвигает программные идеи и стратегию, которая включает в себя представления об отношениях с соседним Ираном, даже при непризнанной субъектности Арцаха и формате переговоров.
Примечательно, что интервью с арцахским министром звучит за несколько дней до министериала ОБСЕ в Вене, на полях которого встретятся министры ИД Армении и Азербайджана. Есть и другие нюансы, например, визиты Сергея Лаврова в Баку и Ереван и его заявления о фактическом консенсунсе Минской группы по сохранению статус-кво в Арцахе, визит иранского министра ИД в Ереван, подписание соглашения Армения-ЕС.
Встреча министров Армении и Азербайджана в Вене является очередной, но не обыденной. Во всяком случае, за несколько недель до встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили, что внесут в повестку встречи «субстантивные вопросы», а «также меры по снижению эскалации на линии соприкосновения».
Можно было тогда заключить, что сейчас поставлена задача изыскания новых и более эффективных путей обеспечения относительной стабильности и управления миром. Консенсус вокруг статус-кво, который мог стать единственным рациональным соглашением в деле стабильности и мира, не может существовать сам по себе, он должен нарастить «тело» в виде некоего формата и процесса. И на этом пути одним из вариантов остается перевод переговоров с президентского уровня на министерский, который менее «ответственнен, но может оказаться более гибким.
Причем, не исключается, что в этом вопросе определенную роль может сыграть то, что в Армении происходит трансформация власти и модели государственного управления, и есть проблема Первого лица, который должен вести переговоры по Карабаху. Уровень министров ИД снимает эту проблему.
При этом, на данный уровень можно привлечь и Арцах, что может существенно способствовать долгосрочности этого формата, нацеленного на обеспечение устойчивости статус-кво.
В этом смысле примечательна программная заявка Степанакерта накануне «субстантивной» встречи в Вене. Тем более, что она делается с иранской площадки, что указывает на признаки присоединения Ирана к консенсусу по статус-кво.
Безотносительно формата переговоров, Иран всегда играл и играет важную роль в Арцахской проблеме, в том числе, в вопросе управления устойчивостью, исходя из ряда обстоятельств, в том числе, в ирано-азербайджанской плоскости. И в этом контексте было бы недальновидно оставлять Иран вне предусмотренной проектной работы.
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель
Поделитесь с друзьями:
На днях ряд иранских СМИ опубликовали пространное интервью одного из известных иранских аналитиков с министром иностранных дел Арцаха Масисом Маиляном, в котором говорится об ирано-арцахской границе, ее перспективах, Арцахском конфликте, формате и содержании переговоров. Имея в виду специфику Ирана, следует заключить, что Иран в какой-то мере признал субъектность Арцаха. В своем интервью арцахский министр говорит об общей с Ираном границе и необходимости перейти от режима закрытой границы к контактам. И в иранских медиа дают этому предложению возможность прозвучать. Более того, посредством иранских медиа Арцах, фактически, выдвигает программные идеи и стратегию, которая включает в себя представления об отношениях с соседним Ираном, даже при непризнанной субъектности Арцаха и формате переговоров. Примечательно, что интервью с арцахским министром звучит за несколько дней до министериала ОБСЕ в Вене, на полях которого встретятся министры ИД Армении и Азербайджана. Есть и другие нюансы, например, визиты Сергея Лаврова в Баку и Ереван и его заявления о фактическом консенсунсе Минской группы по сохранению статус-кво в Арцахе, визит иранского министра ИД в Ереван, подписание соглашения Армения-ЕС. Встреча министров Армении и Азербайджана в Вене является очередной, но не обыденной. Во всяком случае, за несколько недель до встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ заявили, что внесут в повестку встречи «субстантивные вопросы», а «также меры по снижению эскалации на линии соприкосновения». Можно было тогда заключить, что сейчас поставлена задача изыскания новых и более эффективных путей обеспечения относительной стабильности и управления миром. Консенсус вокруг статус-кво, который мог стать единственным рациональным соглашением в деле стабильности и мира, не может существовать сам по себе, он должен нарастить «тело» в виде некоего формата и процесса. И на этом пути одним из вариантов остается перевод переговоров с президентского уровня на министерский, который менее «ответственнен, но может оказаться более гибким. Причем, не исключается, что в этом вопросе определенную роль может сыграть то, что в Армении происходит трансформация власти и модели государственного управления, и есть проблема Первого лица, который должен вести переговоры по Карабаху. Уровень министров ИД снимает эту проблему. При этом, на данный уровень можно привлечь и Арцах, что может существенно способствовать долгосрочности этого формата, нацеленного на обеспечение устойчивости статус-кво. В этом смысле примечательна программная заявка Степанакерта накануне «субстантивной» встречи в Вене. Тем более, что она делается с иранской площадки, что указывает на признаки присоединения Ирана к консенсусу по статус-кво. Безотносительно формата переговоров, Иран всегда играл и играет важную роль в Арцахской проблеме, в том числе, в вопросе управления устойчивостью, исходя из ряда обстоятельств, в том числе, в ирано-азербайджанской плоскости. И в этом контексте было бы недальновидно оставлять Иран вне предусмотренной проектной работы. Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель Поделитесь с друзьями: