✔ Интрига с двумя стульями - «Новости Армении»
Тимур 19-11-2017, 09:00 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
Сегодня между Россией и Арменией нет нерешенных проблем. Некоторые политологи обвиняют Сержа Саргсяна в попытках "усидеть на двух стулях" сразу. Получать помощь и поддержку с той и другой стороны. Тут неоходимо отметить, что соглашение мало чем отличается от печально известного "ассоциативного членства", согласно которому страны -ассоциативные члены, не являясь и не имея прав на равне с членами ЕС, делегируют часть своих полномочий Евросоюзу и в первоочередном порядке выполняют обязательства перед Евросоюзом. На данном саммите примут участие Армения, Азербайджан, Грузия,Молдавия,Белоруссия и Украина. Это будет первым шагом к дальнейшему вступлению в ЕС, который в свою очередь странам подписантам даст преференции и возможность получать гранты на крупные проекты. Как видим, претенденты на расширенное сотрудничество с ЕС кроме Белоруссии, отношения с Россией не безоблачные. Вступив в 2015 году в ЕАЭС, Армения за последние годы сумела увеличить ВВП, нарастить производство, навести порядок в таких важных отраслях, как сельское хозяйство, энергетика. Одним из аргументов, оказавших влияние на решение Армении - укрепление национальной безопасности с помощью России и ОДКБ, где также решающую роль играет Россия. Однако по мнению некоторых армянских политологов, Армения, стремящаяся к экономическому рывку, не получает от России высоких технологий, обрудования и техники, способных создавать конкурентоспособную продукцию. Сама Россия остро нуждается в ней. Однако этот процесс, как известно, застопорен введенными ЕС санкциями. Сотрудничество с ЕС в Армении, на которые выделяются деньги, направлен на решение таких важных проблем как защита окружающей среды, реконструкция и капитальный ремонт дамб и плотин, развитие малой энергетики, сельское хозяйство. На сокращение бедности, обеспечение занятости и профессиональное обучение , ремонт метрополитена и ремонт системы водоснабжения Еревана ЕС выделило 78 миллионов Евро, которые Ереван использовал на эти цели.
То есть в сферах, в которых Россия практически не участвует. Основными кредиторами и грантодателями являются Германия, Европейский банк реконструкции и развития, международные финансовые структуры, Япония. В рамках соглашения по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу Япония предлагала Армении построить современный завод по мусоропереработке стоимостью в 300 миллионов долларов в обмен на квоты по выбросам. Однако проект застопорился. Самым спорным и неоднозначным является условие Евросоюза, согласно которому Армения, как подписант соглашения о расширенном сотрудничестве, должна будет закрыть атомную станцию. Армянская АЭС дает до 40% электроэнергии в общем объеме ее производства в стране. То есть, ее закрытие серьезно осложнит энергетическую обеспеченность Армении. А сегодня производство электроэнергии является одной из конкуретоспособных отраслей и может экспортировать ее. Доводы по закрытию армянской атомной станции со стороны Европейского Союза сводятся к опасности для окружающей среды и экологической катастрофе в случае аварии. То есть требование скорее политическое, чем продиктованное объективной необходимостью.
Лукавство заключается в том, что после остановки станции в связи со Спитакским землятрясением и протестами населения в 1988 году, станция была восстановлена благодаря помощи и поддержке России. Затем для продления срока эксплуатации второго блока Россия выделила кредит в размере 300 миллонов долларов. По утверждению специалистов Армении необходимо строительство новой модернизированной АЭС, которая обойдется по самым скромным подсчетам в более чем 5 миллиардов долларов. Таких денег у Армении нет. И опять взоры обращены в сторону России. А Европейский Союз предлагает Амении вместо атомной станции развивать экологически чистую и возобнавляемую энергетику - ветровую, солнечную, акцентируя на том, что в Армении более 280 солнечных дней в году. Чтобы возместить потери от закрытия АЭС возобновляемыми, экологически чистыми источниками энергии нужны будут десятилетия и большие финасовые вливания. А то, что эти возобнавляемые источники сделают цену электроэнергии для населения непомерно большой, ни слова.
Общее количестве выделенных Армении средств со стороны ЕС не идут в никакое сравнение с тем, что выделила Россия.
Отношения с ЕС, вызывающие вопросы и иронию некоторых российских политологов с точки зрения прогматичности достаточно приемлемы. В Армении разработана формула отношений с ЕС - "всеобъемлющее сотрудничество" до тех пор, пока это не будет вредить членству Армении в ЕАЭС. Европа интересна ей как поставщик передовых технологий и грантодатель, как экономическая модель четвертого уровня. Не может Армения отмахнуться от Франции, где проживает большая и влиятельная армянская диаспора, обидеть великого французского армянина шансонье Шарля Азнавура, мечтающего о тесных связях Армении и Франции, которая приняла закон об осуждении геноцида армян в Османской империи, вызвав гнев и недовольство Турции. Не отмахнуться и от Германии. Ее отношения с Турцией сегодня испортились до критического уровня. А ведь начало этого процесса положило принятие бундестагом закона о все том же признании геноцида армян в Османской империи. Грузия, Молдавия,Украина стремятся в ЕС, чтобы выйти из-под влияния России, для Армении такой проблемы нет. Она не может на это пойти, поскольку Россия гарант национальной безопасности. А с этим делом шутки плохи. Почему-то многие не видят,что и Белоруссия, имеющая более высокий статус в отношениях с Россией в качестве союзного государства, члена ЕАЭС и ОДКБ, активно участвует в восточном партнерстве ЕС. И если формула Армении в игре с Евросоюзом будет иметь успех, она будет получать помощь и сотрудничать с той и другой стороной, это будет новым политическим ноу-хау.
Ни в законодательстве ЕС, ни в уставе ЕАЭС нет статей и положений, запрещающих сотрудничество своих членов с представителями другого экономического блока. Опасность заключается в возможности усиления влияния ЕС на Армению. Эта проблема поможет России активнее работать в Армении, не ограничиваться экономическими и военными вопросами, но и вести постоянную борьбу за настроения и души людей, как это делает сегодня Евросоюз в Армении. Ведь, если отбросить сегодняшний политический кризис, стремление некоторых европейских стран наладить отношения с Россией и отменить санкции налицо, то реализация предложения В.Путина о Евразии от Люксембурга до Владивостока вполне реально. Проще говоря, сама Россия не прочь сотрудничать с ЕС в более широком формате, чем поставки газа и энергоносителей. Может опыт Армении, если соглашение с ЕС будет подписано и удачно реализовано, поможет ей в этом. Если конечно,Армения сможет усидеть на "двух стульях".
Эдвард Сахинов
Источник: NovostiNK.ru
Настоящей интригой в политологической сфере стал предстоящий саммит в Брюсселе по программе "Восточное партнерство", на которой предполагается, что Армения подпишет соглашение "о всеобъемлющем и расширенном партнерстве"с ЕС . Прошедший на днях визит президента Армении Сержа Саргсяна в Москву ответа на вопрос: возможно ли сотрудничество члена одного экономического Союза, в данном случае ЕАЭС, сотрудничать еще и с ЕС, ответа не дал. Министр иностранных дел Армении Эдуард Налбандян вообще отказался давать комментарии. Сегодня между Россией и Арменией нет нерешенных проблем. Некоторые политологи обвиняют Сержа Саргсяна в попытках "усидеть на двух стулях" сразу. Получать помощь и поддержку с той и другой стороны. Тут неоходимо отметить, что соглашение мало чем отличается от печально известного "ассоциативного членства", согласно которому страны -ассоциативные члены, не являясь и не имея прав на равне с членами ЕС, делегируют часть своих полномочий Евросоюзу и в первоочередном порядке выполняют обязательства перед Евросоюзом. На данном саммите примут участие Армения, Азербайджан, Грузия,Молдавия,Белоруссия и Украина. Это будет первым шагом к дальнейшему вступлению в ЕС, который в свою очередь странам подписантам даст преференции и возможность получать гранты на крупные проекты. Как видим, претенденты на расширенное сотрудничество с ЕС кроме Белоруссии, отношения с Россией не безоблачные. Вступив в 2015 году в ЕАЭС, Армения за последние годы сумела увеличить ВВП, нарастить производство, навести порядок в таких важных отраслях, как сельское хозяйство, энергетика. Одним из аргументов, оказавших влияние на решение Армении - укрепление национальной безопасности с помощью России и ОДКБ, где также решающую роль играет Россия. Однако по мнению некоторых армянских политологов, Армения, стремящаяся к экономическому рывку, не получает от России высоких технологий, обрудования и техники, способных создавать конкурентоспособную продукцию. Сама Россия остро нуждается в ней. Однако этот процесс, как известно, застопорен введенными ЕС санкциями. Сотрудничество с ЕС в Армении, на которые выделяются деньги, направлен на решение таких важных проблем как защита окружающей среды, реконструкция и капитальный ремонт дамб и плотин, развитие малой энергетики, сельское хозяйство. На сокращение бедности, обеспечение занятости и профессиональное обучение , ремонт метрополитена и ремонт системы водоснабжения Еревана ЕС выделило 78 миллионов Евро, которые Ереван использовал на эти цели. То есть в сферах, в которых Россия практически не участвует. Основными кредиторами и грантодателями являются Германия, Европейский банк реконструкции и развития, международные финансовые структуры, Япония. В рамках соглашения по сокращению выбросов углекислого газа в атмосферу Япония предлагала Армении построить современный завод по мусоропереработке стоимостью в 300 миллионов долларов в обмен на квоты по выбросам. Однако проект застопорился. Самым спорным и неоднозначным является условие Евросоюза, согласно которому Армения, как подписант соглашения о расширенном сотрудничестве, должна будет закрыть атомную станцию. Армянская АЭС дает до 40% электроэнергии в общем объеме ее производства в стране. То есть, ее закрытие серьезно осложнит энергетическую обеспеченность Армении. А сегодня производство электроэнергии является одной из конкуретоспособных отраслей и может экспортировать ее. Доводы по закрытию армянской атомной станции со стороны Европейского Союза сводятся к опасности для окружающей среды и экологической катастрофе в случае аварии. То есть требование скорее политическое, чем продиктованное объективной необходимостью. Лукавство заключается в том, что после остановки станции в связи со Спитакским землятрясением и протестами населения в 1988 году, станция была восстановлена благодаря помощи и поддержке России. Затем для продления срока эксплуатации второго блока Россия выделила кредит в размере 300 миллонов долларов. По утверждению специалистов Армении необходимо строительство новой модернизированной АЭС, которая обойдется по самым скромным подсчетам в более чем 5 миллиардов долларов. Таких денег у Армении нет. И опять взоры обращены в сторону России. А Европейский Союз предлагает Амении вместо атомной станции развивать экологически чистую и возобнавляемую энергетику - ветровую, солнечную, акцентируя на том, что в Армении более 280 солнечных дней в году. Чтобы возместить потери от закрытия АЭС возобновляемыми, экологически чистыми источниками энергии нужны будут десятилетия и большие финасовые вливания. А то, что эти возобнавляемые источники сделают цену электроэнергии для населения непомерно большой, ни слова. Общее количестве выделенных Армении средств со стороны ЕС не идут в никакое сравнение с тем, что выделила Россия. Отношения с ЕС, вызывающие вопросы и иронию некоторых российских политологов с точки зрения прогматичности достаточно приемлемы. В Армении разработана формула отношений с ЕС - "всеобъемлющее сотрудничество" до тех пор, пока это не будет вредить членству Армении в ЕАЭС. Европа интересна ей как поставщик передовых технологий и грантодатель, как экономическая модель четвертого уровня. Не может Армения отмахнуться от Франции, где проживает большая и влиятельная армянская диаспора, обидеть великого французского армянина шансонье Шарля Азнавура, мечтающего о тесных связях Армении и Франции, которая приняла закон об осуждении геноцида армян в Османской империи, вызвав гнев и недовольство Турции. Не отмахнуться и от Германии. Ее отношения с Турцией сегодня испортились до критического уровня. А ведь начало этого процесса положило принятие бундестагом закона о все том же признании геноцида армян в Османской империи. Грузия, Молдавия,Украина стремятся в ЕС, чтобы выйти из-под влияния России, для Армении такой проблемы нет. Она не может на это пойти, поскольку Россия гарант национальной безопасности. А с этим делом шутки плохи. Почему-то многие не видят,что и Белоруссия, имеющая более высокий статус в отношениях с Россией в качестве союзного государства, члена ЕАЭС и ОДКБ, активно участвует в восточном партнерстве ЕС. И если формула Армении в игре с Евросоюзом будет иметь успех, она будет получать помощь и сотрудничать с той и другой стороной, это будет новым политическим ноу-хау. Ни в законодательстве ЕС, ни в уставе ЕАЭС нет статей и положений, запрещающих сотрудничество своих членов с представителями другого экономического блока. Опасность заключается в возможности усиления влияния ЕС на Армению. Эта проблема поможет России активнее работать в Армении, не ограничиваться экономическими и военными вопросами, но и вести постоянную борьбу за настроения и души людей, как это делает сегодня Евросоюз в Армении. Ведь, если отбросить сегодняшний политический кризис, стремление некоторых европейских стран наладить отношения с Россией и отменить санкции налицо, то реализация предложения В.Путина о Евразии от Люксембурга до Владивостока вполне реально. Проще говоря, сама Россия не прочь сотрудничать с ЕС в более широком формате, чем поставки газа и энергоносителей. Может опыт Армении, если соглашение с ЕС будет подписано и удачно реализовано, поможет ей в этом. Если конечно,Армения сможет усидеть на "двух стульях". Эдвард Сахинов Источник: NovostiNK.ru