В Петербурге обсудили исторические корни стран Прибалтики и Финляндии - «Европа» » «Новости Дня»

✔ В Петербурге обсудили исторические корни стран Прибалтики и Финляндии - «Европа»


В Петербурге обсудили исторические корни стран Прибалтики и Финляндии - «Европа»
В Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция «Войны и революции. 1917 — 1920: становление государственности Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы». В качестве организатора мероприятия выступили Российская ассоциация прибалтийских исследований (РАПИ) при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, сообщает корреспондент «NOVOSTI-DNY.Ru».
По словам организаторов, целью конференции стало обсуждение роли военных и революционных событий 1917–1920 гг. в политическом развитии и становлении государственности стран Прибалтики и Финляндии, выявление и обсуждение наиболее актуальных спорных вопросов историографии, экспертной оценки современной политической интерпретации исторических событий. Партнерами в проведении мероприятия выступили Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Российская ассоциация политической науки; Институт Европы РАН; Российский совет по международным делам, Фонд «Историческая память». Своими впечатлениями от участия поделился в соцсети Facebook калининградский политолог Александр Носович. «Как подтвердили организаторы, эта первая в истории конференция на русском языке, посвященная становлению государственности Финляндии и стран Прибалтики в 1917—1920 годах. Ни в Советском Союзе, ни после него мероприятий на такую тему не проводилось», — пишет он.
Также, Александр Носович упомянул особенно заинтересовавшее его выступление известного российского историка Александра Дюкова. «Дюков рассказал исторический детектив, объясняющий, как так получилось, что оригинал Акта о провозглашении государственной независимости Литвы 1918 года был обнаружен в этом году в Дипломатическом архиве Берлина. Этот парадокс связан с политическими играми, кайзеровской Германии в 1917—1918 годах в оккупированных немцами Виленской и Ковенской губерниях Российской империи. Литовская государственность возникла как проект германского МИД, выросла из коллаборации литовских националистов с немецкой оккупационной администрацией», — пишет Носович.
В свою очередь, петербургский историк Александр Иванович Рупасов рассказал о первых годах независимости Эстонии. По его словам, Польша в 20-е годы очень настойчиво предлагала Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии создать Балтийский военно-оборонительный союз. Эстония выступала в поддержку этой инициативы, но союза не получилось из-за антипольской политики Литвы. Поэтому Таллину пришлось создавать слабый и заведомо необороноспособный союз Эстонии с Латвией. «По-моему, есть прямая аналогия с нашим временем. Прибалтика после 1991 года так и не стала сферой влияния Польши из-за антипольских настроений в руководстве прибалтийской заводилы — Литвы. История движется по кругу», — отметил по этому поводу Носович.
Профессор калининградского БФУ им. Канта Геннадий Кретинин отметил, что хроническая напряженность в отношениях Вильнюса с Варшавой связана с тем, что исторически нынешняя литовская нация и литовское государство — это в основе своей антипольский проект. По словам эксперта, если почитать классические польские тексты, то литовцы в них предстают экзотическими и несколько чудаковатыми поляками, которые, несмотря на свою странность, искренне любят свою родину… Польшу. Литва считалась польской провинцией — причем, одной из важнейших составных частей Польши. Поэтому отказ Литвы считать себя частью польской культуры и формирование литовцами нации на основе местного сельского языка воспринимались Варшавой, как глубокое оскорбление. Из-за этого имел место конфликт из-за Вильно в межвоенный период: Польша не готова была позволить превратить этот город в литовский Вильнюс. Но и для литовцев Вильнюс был настолько важен (как древняя столица Великого княжества Литовского), что Литва, начиная с 1918 года, шла на сотрудничество с Советской Россией, которая всегда признавала Вильно Вильнюсом и не отрицала существования литовской нации.
Доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского университета Наталья Еремина в ходе конференции заявила, что независимые государства Прибалтики, как и другие бывшие национальне окраины Российской империи, образовались благодаря большевистскому признанию права наций на самоопределение. Создание СССР, согласно ленинской концепции, должно было решить национальный вопрос с помощью объединения республик, возникших на основе этнических наций. Поэтому действия РСФСР по отношению к новым нациям, по словам Ереминой, были исключительно дружелюбными. После 1940 года в Прибалтике проводилась та же политика «коренизации», что и в 1920—1930-е годы в Украинской или Белорусской ССР. Осуществлялась поддержка нацкадров, продвижение на руководящие партийные должности на основании принадлежности к титульному республиканскому этносу. Русским в Прибалтике еще в советский период (ныне считающийся «окупационным») отказывалось в звании коренного населения. Поэтому, по мнению исследовательницы, основа для утверждения этнонационализма в качестве господствующей идеологии, окончательно утвердившейся в Литве, Латвии и Эстонии после 1991 года, была заложена именно в советские годы.
Представительница Университета Хельсинки Лариса Кангаспуро рассказала о том, почему в Финляндии одни из лучших тюрем в мире и уголовно-исполнительное законодательство, признаваемое международными экспертами образцовым. Это наследие Великого княжества Финляндского, которое Санкт-Петербург воспринимал как экспериментальную площадку для обкатки прогрессивных либеральных нововведений в социальной, экономической и политической сфере. Поэтому в частности в автономной Финляндии в числе первых в мире оказалось введено всеобщее избирательное право, разрешили голосовать женщинам и была создана уникальная для своего времени пенитенциарная система. В 1889 году в Великом княжестве Финляндском был принят революционный по тогдашним меркам Уголовный кодекс. Разработкой этого кодекса занимались высшие сановники в Санкт-Петербурге, о его внедрении писало «Новое время» и другие самые высокотиражные газеты столицы. Самое примечательное, что либеральные преобразования в Финляндии проводились в разгар, как теперь пишут, «реакционных контрреформ» Александра III на территории остальной Российской империи.
В свою очередь, профессор кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Маркушина заявила о безуспешности притязаний Литвы, Латвии и Эстонии на особую «северную идентичность». Она отметила, что многие норвежцы, датчане и шведы ощущают себя исключительно скандинавами, но не европейцами. Они не считают скандинавизм частью европейскости и отказываются от европейской идентичности. Скандинавы отрицают свою принадлежность к европейскому клерикализму, католицизму, колониализму, имперскости. Свой регион они называют Norden, а не Nothern Europe, и отказываются от общности с другими странами, относящимися к Северной Европе. Поэтому они не считают страны Прибалтики своими — и отвергают притязания Литвы, Латвии и Эстонии на «северную идентичность».
В свою очередь, Вячеслав Воротников из Центра североевропейских и балтийских исследований Института международных исследований МГИМО подытожил: «Видение Прибалтики, как санитарного кордона и лимитрофного региона окончательно сформировалось не только у российских, но и у западных исследователей. Возможно ли существование Литвы, Латвии и Эстонии вне геополитического аспекта и без России в качестве „конституирующего Другого“, остаётся большим вопросом».

В Санкт-Петербурге прошла международная научная конференция «Войны и революции. 1917 — 1920: становление государственности Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы». В качестве организатора мероприятия выступили Российская ассоциация прибалтийских исследований (РАПИ) при поддержке Фонда поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, сообщает корреспондент «NOVOSTI-DNY.Ru». По словам организаторов, целью конференции стало обсуждение роли военных и революционных событий 1917–1920 гг. в политическом развитии и становлении государственности стран Прибалтики и Финляндии, выявление и обсуждение наиболее актуальных спорных вопросов историографии, экспертной оценки современной политической интерпретации исторических событий. Партнерами в проведении мероприятия выступили Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; Российская ассоциация политической науки; Институт Европы РАН; Российский совет по международным делам, Фонд «Историческая память». Своими впечатлениями от участия поделился в соцсети Facebook калининградский политолог Александр Носович. «Как подтвердили организаторы, эта первая в истории конференция на русском языке, посвященная становлению государственности Финляндии и стран Прибалтики в 1917—1920 годах. Ни в Советском Союзе, ни после него мероприятий на такую тему не проводилось», — пишет он. Также, Александр Носович упомянул особенно заинтересовавшее его выступление известного российского историка Александра Дюкова. «Дюков рассказал исторический детектив, объясняющий, как так получилось, что оригинал Акта о провозглашении государственной независимости Литвы 1918 года был обнаружен в этом году в Дипломатическом архиве Берлина. Этот парадокс связан с политическими играми, кайзеровской Германии в 1917—1918 годах в оккупированных немцами Виленской и Ковенской губерниях Российской империи. Литовская государственность возникла как проект германского МИД, выросла из коллаборации литовских националистов с немецкой оккупационной администрацией», — пишет Носович. В свою очередь, петербургский историк Александр Иванович Рупасов рассказал о первых годах независимости Эстонии. По его словам, Польша в 20-е годы очень настойчиво предлагала Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии создать Балтийский военно-оборонительный союз. Эстония выступала в поддержку этой инициативы, но союза не получилось из-за антипольской политики Литвы. Поэтому Таллину пришлось создавать слабый и заведомо необороноспособный союз Эстонии с Латвией. «По-моему, есть прямая аналогия с нашим временем. Прибалтика после 1991 года так и не стала сферой влияния Польши из-за антипольских настроений в руководстве прибалтийской заводилы — Литвы. История движется по кругу», — отметил по этому поводу Носович. Профессор калининградского БФУ им. Канта Геннадий Кретинин отметил, что хроническая напряженность в отношениях Вильнюса с Варшавой связана с тем, что исторически нынешняя литовская нация и литовское государство — это в основе своей антипольский проект. По словам эксперта, если почитать классические польские тексты, то литовцы в них предстают экзотическими и несколько чудаковатыми поляками, которые, несмотря на свою странность, искренне любят свою родину… Польшу. Литва считалась польской провинцией — причем, одной из важнейших составных частей Польши. Поэтому отказ Литвы считать себя частью польской культуры и формирование литовцами нации на основе местного сельского языка воспринимались Варшавой, как глубокое оскорбление. Из-за этого имел место конфликт из-за Вильно в межвоенный период: Польша не готова была позволить превратить этот город в литовский Вильнюс. Но и для литовцев Вильнюс был настолько важен (как древняя столица Великого княжества Литовского), что Литва, начиная с 1918 года, шла на сотрудничество с Советской Россией, которая всегда признавала Вильно Вильнюсом и не отрицала существования литовской нации. Доктор политических наук, кандидат исторических наук, доцент Санкт-Петербургского университета Наталья Еремина в ходе конференции заявила, что независимые государства Прибалтики, как и другие бывшие национальне окраины Российской империи, образовались благодаря большевистскому признанию права наций на самоопределение. Создание СССР, согласно ленинской концепции, должно было решить национальный вопрос с помощью объединения республик, возникших на основе этнических наций. Поэтому действия РСФСР по отношению к новым нациям, по словам Ереминой, были исключительно дружелюбными. После 1940 года в Прибалтике проводилась та же политика «коренизации», что и в 1920—1930-е годы в Украинской или Белорусской ССР. Осуществлялась поддержка нацкадров, продвижение на руководящие партийные должности на основании принадлежности к титульному республиканскому этносу. Русским в Прибалтике еще в советский период (ныне считающийся «окупационным») отказывалось в звании коренного населения. Поэтому, по мнению исследовательницы, основа для утверждения этнонационализма в качестве господствующей идеологии, окончательно утвердившейся в Литве, Латвии и Эстонии после 1991 года, была заложена именно в советские годы. Представительница Университета Хельсинки Лариса Кангаспуро рассказала о том, почему в Финляндии одни из лучших тюрем в мире и уголовно-исполнительное законодательство, признаваемое международными экспертами образцовым. Это наследие Великого княжества Финляндского, которое Санкт-Петербург воспринимал как экспериментальную площадку для обкатки прогрессивных либеральных нововведений в социальной, экономической и политической сфере. Поэтому в частности в автономной Финляндии в числе первых в мире оказалось введено всеобщее избирательное право, разрешили голосовать женщинам и была создана уникальная для своего времени пенитенциарная система. В 1889 году в Великом княжестве Финляндском был принят революционный по тогдашним меркам Уголовный кодекс. Разработкой этого кодекса занимались высшие сановники в Санкт-Петербурге, о его внедрении писало «Новое время» и другие самые высокотиражные газеты столицы. Самое примечательное, что либеральные преобразования в Финляндии проводились в разгар, как теперь пишут, «реакционных контрреформ» Александра III на территории остальной Российской империи. В свою очередь, профессор кафедры мировой политики Санкт-Петербургского государственного университета Наталья Маркушина заявила о безуспешности притязаний Литвы, Латвии и Эстонии на особую «северную идентичность». Она отметила, что многие норвежцы, датчане и шведы ощущают себя исключительно скандинавами, но не европейцами. Они не считают скандинавизм частью европейскости и отказываются от европейской идентичности. Скандинавы отрицают свою принадлежность к европейскому клерикализму, католицизму, колониализму, имперскости. Свой регион они называют Norden, а не Nothern Europe, и отказываются от общности с другими странами, относящимися к Северной Европе. Поэтому они не считают страны Прибалтики своими — и отвергают притязания Литвы, Латвии и Эстонии на «северную идентичность». В свою очередь, Вячеслав Воротников из Центра североевропейских и балтийских исследований Института международных исследований МГИМО подытожил: «Видение Прибалтики, как санитарного кордона и лимитрофного региона окончательно сформировалось не только у российских, но и у западных исследователей. Возможно ли существование Литвы, Латвии и Эстонии вне геополитического аспекта и без России в качестве „конституирующего Другого“, остаётся большим вопросом».


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика