✔ Глобальное потепление отменяется: «Атомфлот» заказывает новые ледоколы - «Новости Дня»
Николай 7-08-2019, 20:35 193 Новости дня / Военные действияОбъединённая судостроительная корпорация получила заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов типа «Арктика». И это несмотря на мнение о том, что, пока их будут делать, ледовой проводки в Арктике уже не понадобится.
Цена вопроса была серьёзной – 100 миллиардов рублей. Именно такую сумму заплатит ФГУП «Атомфлот» по контракту с АО «Балтийский завод» за строительство двух атомных ледоколов проекта 22200 (ЛК-60Я). Это будут уже четвёртый и пятый корабли серии «Арктика», нацеленные на обеспечение круглогодичной ледовой проводки по всей акватории Северного морского пути (СМП).
Цена вопроса в общем
Об этом сообщила Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), в состав которой входит АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. Авторитетный блог bmpd уточнил, приводя эту информацию, что это предприятие стало единственным участником торгов, а точная сумма контракта составила, согласно ЕИС в сфере закупок, 100 млрд 58 млн 690 тыс. рублей.
Насчёт единственного участника торгов – логично, хотя закон и требует проведения конкурсов при подобных закупках. Но в мире никто больше не обладает компетенциями в создании столь больших, мощных и сложных ледоколов – раз. И бесхозяйственно, но прежде всего глупо было бы переносить постройку новых судов одной и той же серии с налаженного технологически и логистически производства в новое неподготовленное место – два. Хватит нам злоупотреблений и на более мелких масштабах, когда у компетентного производителя совершенно законным образом отнимают заказ очевидно несбыточной демпинговой ценой, и ни заказчик, ни исполнитель ничего не могут поделать с подобного рода «конкурентом». А тот, зачастую получив деньги и прокрутив их, потом мило извиняется. И это ещё хороший случай, потому что в плохом он что-то всё-таки делает – дёшево, потому и некачественно.
А на Балтийском заводе уже завершается строительство первого, головного корабля серии, по имени которого она и названа. Универсальный атомный ледокол «Арктика» планируется сдать уже в следующем году.
Далее с темпом по одному за год должны быть переданы заказчику атомные ледоколы «Сибирь» и «Урал». Законтрактованные ныне два корабля планируются к сдаче в 2024-м и 2026 году.
Таким образом, цена вопроса в общем выйдет за 210 миллиардов…
Ледоколы-лидеры
«Пять новых мощных ледоколов позволят России укрепить свою позицию лидера в освоении Арктики», – приводятся в блоге достаточно дежурные слова президента Объединённой судостроительной корпорации Алексея Рахманова.
Там же приводятся слова генерального директора АО «Балтийский завод» Алексея Кадилова:
Благодаря этому заказу мы обеспечены работой на годы вперёд, а значит, будущее Балтийского завода и его сотрудников гарантировано.
Тоже, в общем, не «айс» высказывание. Пара сотен миллиардов на гарантированное будущее сотрудников одного завода – это, согласимся, перебор. И даже поддержание реноме лидера в освоении Арктики как-то не становится согревающей перспективой. Может, дешевле было бы всемирные игры по прыжкам через нарты организовать, чтобы лидерством погордиться?
Дело в другом, нежели дежурные корявые слова. В чём? Помогут понять сами ледоколы нового типа ЛК-60Я.
Мощность их – 60 МВт, что позволяет обеспечивать им уверенную проходимость во льдах толщиной до 3 метров без потери хода. Заложенный в конструкцию принцип универсальности означает использование переменной осадки. То есть эти громадные машины будут способны одинаково уверенно работать и на нормальной воде, и на многочисленных арктических мелководьях, особенно в руслах сибирских рек. То есть новые ледоколы смогут заменить собою корабли сразу двух имеющихся типов – для океана и для мелководья, то есть уменьшить стоимость эксплуатации ледокольного флота в целом.
Таким образом, в распоряжении России оказывается могучий ледокольный флот, реально способный обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.
Но в этом и заключалось главное сомнение.
С «Арктикой» – понятно. А что с Арктикой?
Сомнение было – да и остаётся – далеко не праздным. И заключалось оно… в надёжности теории глобального потепления климата. И именно по этому вопросу в среде специалистов велись довольно-таки предметные дискуссии. Причём предмет самый что ни на есть… предметный: стоит ли вкладывать десятки миллиардов рублей в строительство ледоколов, которые, быть может, скоро и не понадобятся? В случае если глобальное потепление скажется в Заполярье так, что лёд растает вовсе?
В самом деле: вполне достоверными наблюдениями установлено, что Арктика в среднем нагревается быстрее прочих регионов планеты. Если в целом по Северному полушарию можно говорить о потеплении примерно в один градус, то полярная область прогрелась на 6 градусов. Ледяной покров океана реально отступает – не последовательно, конечно, но в долголетней ретроспективе неостановимо. А там, где сохраняется, истончается. Причём в перспективе до такой степени, что для его одоления не нужны будут могучие «Арктики», а достаточно танкеров и сухогрузов ледяных классов, которые – на минуточку – уже строятся на Дальнем Востоке.
И зачем тогда нужен будет «Атомфлот»? С его-то пусть и объективно обусловленными, но реально дорогими тарифами за проводки?
Насколько стало известно, дискуссия эта к какому-то общепризнанному научному результату не пришла. Просто не хватает данных фундаментальных исследований, а заказывать их заинтересованные структуры как-то не торопятся.
И в этой ситуации решение «Атомфлота» вложиться в строительство ещё двух дорогих ледоколов при всех подводных течениях вокруг него означает в определённой мере победу волевого начала. Решено, что Севморпуть не очистится ото льда на всём его протяжении по крайней мере до конца эксплуатационного срока новых «Арктик». То есть лет тридцать ещё.
Подождёт глобальное потепление.
Что же, судя по нынешнему лету, в европейской России потепление развело руками, вздохнуло и смирилось с мнением оптимистов ледокольных проводок. Или, может, пессимисты растеряли всю аргументацию на пути от дома до работы…
Объединённая судостроительная корпорация получила заказ на строительство ещё двух атомных ледоколов типа «Арктика». И это несмотря на мнение о том, что, пока их будут делать, ледовой проводки в Арктике уже не понадобится. Цена вопроса была серьёзной – 100 миллиардов рублей. Именно такую сумму заплатит ФГУП «Атомфлот» по контракту с АО «Балтийский завод» за строительство двух атомных ледоколов проекта 22200 (ЛК-60Я). Это будут уже четвёртый и пятый корабли серии «Арктика», нацеленные на обеспечение круглогодичной ледовой проводки по всей акватории Северного морского пути (СМП). Цена вопроса в общем Об этом сообщила Объединённая судостроительная корпорация (ОСК), в состав которой входит АО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге. Авторитетный блог bmpd уточнил, приводя эту информацию, что это предприятие стало единственным участником торгов, а точная сумма контракта составила, согласно ЕИС в сфере закупок, 100 млрд 58 млн 690 тыс. рублей. Насчёт единственного участника торгов – логично, хотя закон и требует проведения конкурсов при подобных закупках. Но в мире никто больше не обладает компетенциями в создании столь больших, мощных и сложных ледоколов – раз. И бесхозяйственно, но прежде всего глупо было бы переносить постройку новых судов одной и той же серии с налаженного технологически и логистически производства в новое неподготовленное место – два. Хватит нам злоупотреблений и на более мелких масштабах, когда у компетентного производителя совершенно законным образом отнимают заказ очевидно несбыточной демпинговой ценой, и ни заказчик, ни исполнитель ничего не могут поделать с подобного рода «конкурентом». А тот, зачастую получив деньги и прокрутив их, потом мило извиняется. И это ещё хороший случай, потому что в плохом он что-то всё-таки делает – дёшево, потому и некачественно. А на Балтийском заводе уже завершается строительство первого, головного корабля серии, по имени которого она и названа. Универсальный атомный ледокол «Арктика» планируется сдать уже в следующем году. Далее с темпом по одному за год должны быть переданы заказчику атомные ледоколы «Сибирь» и «Урал». Законтрактованные ныне два корабля планируются к сдаче в 2024-м и 2026 году. Таким образом, цена вопроса в общем выйдет за 210 миллиардов… Ледоколы-лидеры «Пять новых мощных ледоколов позволят России укрепить свою позицию лидера в освоении Арктики», – приводятся в блоге достаточно дежурные слова президента Объединённой судостроительной корпорации Алексея Рахманова. Там же приводятся слова генерального директора АО «Балтийский завод» Алексея Кадилова: Благодаря этому заказу мы обеспечены работой на годы вперёд, а значит, будущее Балтийского завода и его сотрудников гарантировано. Тоже, в общем, не «айс» высказывание. Пара сотен миллиардов на гарантированное будущее сотрудников одного завода – это, согласимся, перебор. И даже поддержание реноме лидера в освоении Арктики как-то не становится согревающей перспективой. Может, дешевле было бы всемирные игры по прыжкам через нарты организовать, чтобы лидерством погордиться? Дело в другом, нежели дежурные корявые слова. В чём? Помогут понять сами ледоколы нового типа ЛК-60Я. Мощность их – 60 МВт, что позволяет обеспечивать им уверенную проходимость во льдах толщиной до 3 метров без потери хода. Заложенный в конструкцию принцип универсальности означает использование переменной осадки. То есть эти громадные машины будут способны одинаково уверенно работать и на нормальной воде, и на многочисленных арктических мелководьях, особенно в руслах сибирских рек. То есть новые ледоколы смогут заменить собою корабли сразу двух имеющихся типов – для океана и для мелководья, то есть уменьшить стоимость эксплуатации ледокольного флота в целом. Таким образом, в распоряжении России оказывается могучий ледокольный флот, реально способный обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Но в этом и заключалось главное сомнение. С «Арктикой» – понятно. А что с Арктикой? Сомнение было – да и остаётся – далеко не праздным. И заключалось оно… в надёжности теории глобального потепления климата. И именно по этому вопросу в среде специалистов велись довольно-таки предметные дискуссии. Причём предмет самый что ни на есть… предметный: стоит ли вкладывать десятки миллиардов рублей в строительство ледоколов, которые, быть может, скоро и не понадобятся? В случае если глобальное потепление скажется в Заполярье так, что лёд растает вовсе? В самом деле: вполне достоверными наблюдениями установлено, что Арктика в среднем нагревается быстрее прочих регионов планеты. Если в целом по Северному полушарию можно говорить о потеплении примерно в один градус, то полярная область прогрелась на 6 градусов. Ледяной покров океана реально отступает – не последовательно, конечно, но в долголетней ретроспективе неостановимо. А там, где сохраняется, истончается. Причём в перспективе до такой степени, что для его одоления не нужны будут могучие «Арктики», а достаточно танкеров и сухогрузов ледяных классов, которые – на минуточку – уже строятся на Дальнем Востоке. И зачем тогда нужен будет «Атомфлот»? С его-то пусть и объективно обусловленными, но реально дорогими тарифами за проводки? Насколько стало известно, дискуссия эта к какому-то общепризнанному научному результату не пришла. Просто не хватает данных фундаментальных исследований, а заказывать их заинтересованные структуры как-то не торопятся. И в этой ситуации решение «Атомфлота» вложиться в строительство ещё двух дорогих ледоколов при всех подводных течениях вокруг него означает в определённой мере победу волевого начала. Решено, что Севморпуть не очистится ото льда на всём его протяжении по крайней мере до конца эксплуатационного срока новых «Арктик». То есть лет тридцать ещё. Подождёт глобальное потепление. Что же, судя по нынешнему лету, в европейской России потепление развело руками, вздохнуло и смирилось с мнением оптимистов ледокольных проводок. Или, может, пессимисты растеряли всю аргументацию на пути от дома до работы…