✔ США в Сирии: на пороге войны с Турцией - «Новости Дня»
Hawkins 12-10-2017, 09:00 193 Новости дня / Военные действияПремьер–министр Турции Бинали Йылдырым обвинил США в недружественных по отношению к его стране поступках. Действия США, которые объявили о приостановке выдачи неиммиграционных виз в Турции на фоне дипломатического скандала между Анкарой и Вашингтоном, несовместимы с отношениями стратегического партнерства между странами, заявил премьер Турции, сообщает РИА Новости.
«Не подобает так себя вести стратегическим партнерам, нельзя наказывать людей. Мы сожалеем, что США поставили под вопрос обеспечение безопасности своих дипмиссий в Турции. Мы возбудили дело по отношению к нашим гражданам. Разве то, что они работают в консульстве США, требует особого к ним отношения?» — заявил Йылдырым, выступая перед парламентской фракцией правящей в Турции Партии справедливости и развития.
Он вновь обвинил США в поддержке сторонников оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена и запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана.
Напомним, что посольство США в Анкаре ранее высказало недовольство арестом сотрудника американского генконсульства в Стамбуле Метина Топуза, который обвиняется турецкими правоохранителями в подрыве конституционного строя, шпионской деятельности и попытке свергнуть правительство. США заявили, что считают выдвинутые против него обвинения необоснованными. Американское представительство объявило о приостановке выдачи неиммиграционных виз в американских дипмиссиях в Турции. Турецкое посольство ответило зеркально, объявив о приостановке выдачи виз американским гражданам.
Между тем эта дипломатическая «война» есть всего лишь эхо вооруженного конфликта, который уже разворачивается между оккупационными силами двух стран НАТО – Турцией и США.
Как известно, турки покровительствуют бандформированиям так называемой «Сирийской свободной армии» (ССА), основой которых являются туркмены и арабские джихадисты. Вместе с ними действуют регулярные подразделения турецкой армии. Анкара во чтобы то ни стало стремится не допустить в северной части САР создания курдского государства или автономии, считая, что курдские формирования, действующие там, являются структурным подразделением Рабочей партии Курдистана (РПК), считающейся в Турции террористической организацией.
Эти вооруженные формирования сирийских курдов — YPG и YPJ — являются главной военной силой, на которую опираются США на севере Сирии. Собственно говоря, утверждать, что YPG или СДС являются выразителями интересов всех сирийских курдов, как уверяют американцы, не совсем корректно. Курды разрозненны и расколоты – есть этнические курдские подразделения в составе сирийской армии, есть отряды курдского ополчения, поддерживающие Дамаск. Что же до YPG, то они под рукой американских командиров напоминают частные военные компании, каковыми по сути и являются. Об идеологических мотивах говорить все сложнее – они готовы выполнять даже самые невероятные распоряжения своих работодателей. Есть информация, что в особенно ответственных случаях банды запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» усиливались курдскими специалистами, подготовленными США из боевиков YPG. Так, источники в сирийских спецслужбах сообщали, что во время второго захвата Пальмиры в формированиях халифатчиков действовали курдские расчеты ПТРК.
Практически с самого начала турецкой операции в северной Сирии «Щит Евфрата», начавшейся в августе 2016 года, турки и ССА развернули боевые действия против курдских формирований, в том числе и подконтрольных Вашингтону. Вполне вероятно, что под огонь турецких военных и их союзников попадали и американские инструкторы, но ни Пентагон, ни тем более ЦРУ это не сообщали.
Однако первого сентября этого года американцы сами сообщили об огневом контакте своих спецназовцев с турецкими военными и боевиками ССА. Пресс-секретарь американского контингента в Сирии Райан Диллон рассказал, что 30 августа американцы «действительно были атакованы и открыли ответный огонь, а затем передислоцировались в безопасное место». Произошло это в окрестностях Манбиджа, и турки выбили американцев с занимаемых укрепленных позиций и заставили спасаться бегством. Бой шел с применением стрелкового вооружения и крупнокалиберных пулеметов – вероятно, что применить авиацию или артиллерию американцы не рискнули, чтобы избежать расширения конфликта.
Впрочем, конфликт все равно расширяется и углубляется. После того, как турецкие войска вошли в провинцию Идлиб такого рода инциденты принимают уже регулярный характер. Известный сирийский блогер Рияд Фарид Хиджаб, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, ныне живущий в Алеппо, регулярно публикующий сводки с места событий, рассказал, что вблизи небольшого города Арманаз (провинция Идлиб) жители стали свидетелями боя говорящих на английском языке европейцев, возможно, американских военных или операторов ЧВК, с колонной турецких войск и боевиков ССА. Американцы открыли из развалин огонь из гранатометов и стрелкового оружия.
«На самой границе с Турцией местные жители видели группу террористов, хвастающихся паспортами США и уничтожением турецкой техники», — сообщил он также.
Между прочим, следует отметить, что Арманаз в настоящий момент находится под контролем запрещенной в России террористической организации «Тахрир Аль-Шам» (одна из «реинкарнаций» «Джебхат ан-Нусры», также запрещенной в нашей стране).
То есть американцы действовали на территории, подконтрольной террористам, и в их интересах.
Собственно, Рияд Фарид Хиджаб и сообщает, что силам турецкой коалиции в Идлибе противостоят «странные отряды, состоящие из курдов и боевиков «ан-Нусры», которыми управляют военные США».
Кроме того он информирует, что те курды, которые находятся фактически «на зарплате» у США, активно агитируют в Идлибе и Алеппо за «отражение турецкой агрессии». Вместе с ними агитацией занимаются и представители террористических формирований, включая «ан-Нусру».
Кроме того, американские спецназовцы, переодетые в штатское, и эмиссары джихадистов собирают местных жителей за небольшое вознаграждение (20 долларов США) на «митинги протеста против турецкой агрессии» и снимают «манифестации» на камеры.
Судя по всему, американцы уже не слишком боятся расширения конфликта с турками и даже сами атакуют их войска, вступая в прямые боестолкновения. Причем сил YPG для серьезного противодействия турецкой коалиция явно недостаточно. Несмотря на американское снабжение, ценность этих формирований, главным образом имитировавших боевые действия против ИГ, не слишком велика. Именно поэтому американцы и стараются усилить банды YPG боевиками «ан-Нусра» и прочими террористами.
То есть де-факто на Севере Сирии уже идет война между двумя союзными государствами, членами НАТО. Пока что силами преимущественно силами нанятых ими банд, однако в противоборство все больше втягиваются и военнослужащие этих стран. По вполне понятным причинам обе стороны стараются особенно не афишировать происходящее. Правда на днях эмоциональный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не выдержал и обвинил Запад в поддержке террористов, впрочем, без особой конкретики.
Но самый главный вопрос: что дальше? Видится три варианта развития ситуации. Первый предполагает эвакуацию из провинций Идлиб и Алеппо сил США и отказ американцев от курдского проекта, по крайней мере, на территории Сирии, то есть фактическая капитуляция Вашингтона перед Анкарой. Понятно, что на такой шаг американцы пойти не могут, идти не собираются, о чем свидетельствуют их движения в Идлибе. Второй вариант – это широкомасштабные боевые действия между турецкой и американской коалицией. Поскольку без мощной поддержки американской авиацией и артиллерией курдско-джихадистским бандам не выстоять против турок, этот конфликт неизбежно выльется в настоящую войну между Турцией и Америкой. Понятно, что американцев подобное развитие ситуации также не устраивает. Третий вариант – это договориться с Эрдоганом или его устранить. Уговорить турецкого лидера примириться с возникновением курдского квази-государственного образования на Севере Сирии маловероятно. Противодействие этому проекту является для него принципиальным вопросом, и ради этого он готов поставить на карту все. То есть оптимальным для Штатов является устранение Эрдогана. Надо признать, что гипотетические возможности для этого есть. Продолжающиеся в Турции репрессии умножают противников нынешнего режима и снижают уровень его поддержки за рубежом. Однако турецкие спецслужбы буквально «вынесли» проамериканскую агентуру и на ее восстановление потребуется значительное время, которого сегодня американцам категорически не хватает.
Если учесть, что весь нынешний курс Анкары сегодня завязан на Эрдогана лично, американские проблемы могло бы решить его физическое устранение. Так что нельзя исключать, что именно такой шаг и будет предпринят.
Но как бы то ни было, можно констатировать, что на Севере Сирии американцы оказались в таком капкане, выбраться из которого им удастся, только отгрызя свою лапу.
Премьер–министр Турции Бинали Йылдырым обвинил США в недружественных по отношению к его стране поступках. Действия США, которые объявили о приостановке выдачи неиммиграционных виз в Турции на фоне дипломатического скандала между Анкарой и Вашингтоном, несовместимы с отношениями стратегического партнерства между странами, заявил премьер Турции, сообщает РИА Новости. «Не подобает так себя вести стратегическим партнерам, нельзя наказывать людей. Мы сожалеем, что США поставили под вопрос обеспечение безопасности своих дипмиссий в Турции. Мы возбудили дело по отношению к нашим гражданам. Разве то, что они работают в консульстве США, требует особого к ним отношения?» — заявил Йылдырым, выступая перед парламентской фракцией правящей в Турции Партии справедливости и развития. Он вновь обвинил США в поддержке сторонников оппозиционного проповедника Фетхуллаха Гюлена и запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана. Напомним, что посольство США в Анкаре ранее высказало недовольство арестом сотрудника американского генконсульства в Стамбуле Метина Топуза, который обвиняется турецкими правоохранителями в подрыве конституционного строя, шпионской деятельности и попытке свергнуть правительство. США заявили, что считают выдвинутые против него обвинения необоснованными. Американское представительство объявило о приостановке выдачи неиммиграционных виз в американских дипмиссиях в Турции. Турецкое посольство ответило зеркально, объявив о приостановке выдачи виз американским гражданам. Между тем эта дипломатическая «война» есть всего лишь эхо вооруженного конфликта, который уже разворачивается между оккупационными силами двух стран НАТО – Турцией и США. Как известно, турки покровительствуют бандформированиям так называемой «Сирийской свободной армии» (ССА), основой которых являются туркмены и арабские джихадисты. Вместе с ними действуют регулярные подразделения турецкой армии. Анкара во чтобы то ни стало стремится не допустить в северной части САР создания курдского государства или автономии, считая, что курдские формирования, действующие там, являются структурным подразделением Рабочей партии Курдистана (РПК), считающейся в Турции террористической организацией. Эти вооруженные формирования сирийских курдов — YPG и YPJ — являются главной военной силой, на которую опираются США на севере Сирии. Собственно говоря, утверждать, что YPG или СДС являются выразителями интересов всех сирийских курдов, как уверяют американцы, не совсем корректно. Курды разрозненны и расколоты – есть этнические курдские подразделения в составе сирийской армии, есть отряды курдского ополчения, поддерживающие Дамаск. Что же до YPG, то они под рукой американских командиров напоминают частные военные компании, каковыми по сути и являются. Об идеологических мотивах говорить все сложнее – они готовы выполнять даже самые невероятные распоряжения своих работодателей. Есть информация, что в особенно ответственных случаях банды запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» усиливались курдскими специалистами, подготовленными США из боевиков YPG. Так, источники в сирийских спецслужбах сообщали, что во время второго захвата Пальмиры в формированиях халифатчиков действовали курдские расчеты ПТРК. Практически с самого начала турецкой операции в северной Сирии «Щит Евфрата», начавшейся в августе 2016 года, турки и ССА развернули боевые действия против курдских формирований, в том числе и подконтрольных Вашингтону. Вполне вероятно, что под огонь турецких военных и их союзников попадали и американские инструкторы, но ни Пентагон, ни тем более ЦРУ это не сообщали. Однако первого сентября этого года американцы сами сообщили об огневом контакте своих спецназовцев с турецкими военными и боевиками ССА. Пресс-секретарь американского контингента в Сирии Райан Диллон рассказал, что 30 августа американцы «действительно были атакованы и открыли ответный огонь, а затем передислоцировались в безопасное место». Произошло это в окрестностях Манбиджа, и турки выбили американцев с занимаемых укрепленных позиций и заставили спасаться бегством. Бой шел с применением стрелкового вооружения и крупнокалиберных пулеметов – вероятно, что применить авиацию или артиллерию американцы не рискнули, чтобы избежать расширения конфликта. Впрочем, конфликт все равно расширяется и углубляется. После того, как турецкие войска вошли в провинцию Идлиб такого рода инциденты принимают уже регулярный характер. Известный сирийский блогер Рияд Фарид Хиджаб, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, ныне живущий в Алеппо, регулярно публикующий сводки с места событий, рассказал, что вблизи небольшого города Арманаз (провинция Идлиб) жители стали свидетелями боя говорящих на английском языке европейцев, возможно, американских военных или операторов ЧВК, с колонной турецких войск и боевиков ССА. Американцы открыли из развалин огонь из гранатометов и стрелкового оружия. «На самой границе с Турцией местные жители видели группу террористов, хвастающихся паспортами США и уничтожением турецкой техники», — сообщил он также. Между прочим, следует отметить, что Арманаз в настоящий момент находится под контролем запрещенной в России террористической организации «Тахрир Аль-Шам» (одна из «реинкарнаций» «Джебхат ан-Нусры», также запрещенной в нашей стране). То есть американцы действовали на территории, подконтрольной террористам, и в их интересах. Собственно, Рияд Фарид Хиджаб и сообщает, что силам турецкой коалиции в Идлибе противостоят «странные отряды, состоящие из курдов и боевиков «ан-Нусры», которыми управляют военные США». Кроме того он информирует, что те курды, которые находятся фактически «на зарплате» у США, активно агитируют в Идлибе и Алеппо за «отражение турецкой агрессии». Вместе с ними агитацией занимаются и представители террористических формирований, включая «ан-Нусру». Кроме того, американские спецназовцы, переодетые в штатское, и эмиссары джихадистов собирают местных жителей за небольшое вознаграждение (20 долларов США) на «митинги протеста против турецкой агрессии» и снимают «манифестации» на камеры. Судя по всему, американцы уже не слишком боятся расширения конфликта с турками и даже сами атакуют их войска, вступая в прямые боестолкновения. Причем сил YPG для серьезного противодействия турецкой коалиция явно недостаточно. Несмотря на американское снабжение, ценность этих формирований, главным образом имитировавших боевые действия против ИГ, не слишком велика. Именно поэтому американцы и стараются усилить банды YPG боевиками «ан-Нусра» и прочими террористами. То есть де-факто на Севере Сирии уже идет война между двумя союзными государствами, членами НАТО. Пока что силами преимущественно силами нанятых ими банд, однако в противоборство все больше втягиваются и военнослужащие этих стран. По вполне понятным причинам обе стороны стараются особенно не афишировать происходящее. Правда на днях эмоциональный президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не выдержал и обвинил Запад в поддержке террористов, впрочем, без особой конкретики. Но самый главный вопрос: что дальше? Видится три варианта развития ситуации. Первый предполагает эвакуацию из провинций Идлиб и Алеппо сил США и отказ американцев от курдского проекта, по крайней мере, на территории Сирии, то есть фактическая капитуляция Вашингтона перед Анкарой. Понятно, что на такой шаг американцы пойти не могут, идти не собираются, о чем свидетельствуют их движения в Идлибе. Второй вариант – это широкомасштабные боевые действия между турецкой и американской коалицией. Поскольку без мощной поддержки американской авиацией и артиллерией курдско-джихадистским бандам не выстоять против турок, этот конфликт неизбежно выльется в настоящую войну между Турцией и Америкой. Понятно, что американцев подобное развитие ситуации также не устраивает. Третий вариант – это договориться с Эрдоганом или его устранить. Уговорить турецкого лидера примириться с возникновением курдского квази-государственного образования на Севере Сирии маловероятно. Противодействие этому проекту является для него принципиальным вопросом, и ради этого он готов поставить на карту все. То есть оптимальным для Штатов является устранение Эрдогана. Надо признать, что гипотетические возможности для этого есть. Продолжающиеся в Турции репрессии умножают противников нынешнего режима и снижают уровень его поддержки за рубежом. Однако турецкие спецслужбы буквально «вынесли» проамериканскую агентуру и на ее восстановление потребуется значительное время, которого сегодня американцам категорически не хватает. Если учесть, что весь нынешний курс Анкары сегодня завязан на Эрдогана лично, американские проблемы могло бы решить его физическое устранение. Так что нельзя исключать, что именно такой шаг и будет предпринят. Но как бы то ни было, можно констатировать, что на Севере Сирии американцы оказались в таком капкане, выбраться из которого им удастся, только отгрызя свою лапу.