Здесь могло быть будущее: Стругацкие, Аттали и Азимов - «Политика» » «Новости Дня»

✔ Здесь могло быть будущее: Стругацкие, Аттали и Азимов - «Политика»


Здесь могло быть будущее: Стругацкие, Аттали и Азимов - «Политика»

Фото: u3d / shutterstock.com

— Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали. Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом…
А. и Б. Стругацкие

Поговорим об историях будущего. Их, как известно, три.

В книге Жака Аттали «Краткая история будущего» настораживает постоянное обращение к образам настоящего.

Эти образы автоматически переносятся автором в будущее с поправкой «быстрее, выше, сильнее»: города будут еще более огромными, государства еще более слабыми, свобода еще более свободной, а топливо – еще более дефицитным.

Обладатели капиталов, юристы и творцы будут кочевать между гиперрынками, заменившими национальные государства, в поисках знаний и впечатлений.

Чем будут заняты обитатели свободных донельзя мега-мегаполисов, Аттали не знает. Зато об этом уже сегодня говорят аналитики консультационных компаний и экономических агентств ООН: ничем.

Роботизация промышленности, сферы услуг и многих творческих занятий, таких как сочинение прогнозов о будущем, превратит в безработных 40% всех работников в Канаде, 47% – в США, 50% в Японии, 25% в России и 2/3 в Китае уже на рубеже 2030-х гг. Поддерживать жизнь современных городов будет незачем и не на что, если говорить о частных деньгах.

А ведь это и есть, в своей основе, капитал. Капитал – раз незачем оплачивать труд, и сам становится ненужным.

Творцы информационных технологий, несомненно, продолжат обслуживать самих себя, но зачем им обслуживать других?

Как-то не верится, что они будут колесить по свету, взирая на копошащихся в руинах бывших юристов, капиталистов и трудящихся. От таких впечатлений, пожалуй, лучше держаться подальше.

Картину будущего, близкую к ожидаемому кризису 2030 – 2050-х гг., по слухам, можно обнаружить в набросках ненаписанного романа А. и Б. Стругацких «Белый Ферзь».

«…им (Стругацким) нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверьё, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума… Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо — и грубо) вытесняло его туда, где ему было место — в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип «каждому — своё» в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика».
Что же, логика в этом есть, хотя со стороны выглядит чудовищно. Особенно, если представить себе судьбу обитателей Чистилища после полного искоренения Ада. А затем попытаться помыслить судьбу обитателей Рая.

Для вырожденцев из материализма, таких как Аттали и Стругацкие, типичен интерес ко всему, что можно потрогать руками, но что лишено собственной жизни, вроде танкеток на атомной тяге, урановых месторождений Венеры, труда и капитала.

А как же мышление? То, что всегда умножается, растет, и, по-видимому, вечно, в отличие от материальных вещей и процессов. То, что согласно современным представления, обнаруживается даже на клеточном уровне: мышление.



Только одна история будущего ставит мышление в центр сюжетного противоречия. Цикл романов Айзека Азимова «Академия» рассматривает конфликт между возможностями мысли как таковой и возможностями ее материальных творений. Соответственно, и «Академий» тоже две. Первая «Академия» умеет создавать технологии и благодаря своей технической мощи покорила всю известную Вселенную. Ею правят технократы, а необходимые ресурсы она получает благодаря торговле с варварами. Если варвары отказываются от торговли, их немедленно уничтожают.
Мир технологической «Академии» напоминает современный Запад, находящийся на полном довольствии у остальной Вселенной, в связи с чем, капитализм как-то даже смешно упоминать. Тем более – коммунизм. Поскольку «Академия» является научным учреждением, там все и так работают сверхурочно. А чем еще заниматься в науке. Возможно сравнение технологического центра мира со средним кругом «Островной Империи» Стругацких, так как в описании Азимова герои «Академии» напоминают самых обычных, только слегка роботизированных людей.

Но есть и внутренний круг: психоисторическая «Академия», о которой большую часть повествования ничего не известно. Эта неизвестная «Академия» в действительности и создает тот мир, которым правят технократы. Психоисторики правят технократами, тайно контролируя их мышление. Соответственно, психоисторикам не нужны ни машины, ни оружие, ни ресурсы. Ни деньги, ни какие-либо другие науки. Все блага цивилизации им в полном беспамятстве доставляют варвары, включая технологов-правителей.

Психоисторики, в отличие от беспокойных создателей технологий, живут небольшой общиной в одном из варварских миров, где аборигены считают их сотрудниками библиотеки. Зато их мышление проникает повсюду, путешествуя в телах их агентов, не подозревающих об этом. Это Демиурги, в терминологии Стругацких.

Лишь однажды психоисторики встречают достойного противника: планету, все обитатели которой обладают общим мышлением, как если бы моря и леса, рыбки, птички и люди были одним существом. («Солярис») И на этом история двух «Академий» заканчивается. Все обо всем забывают, кроме планетарного Демиурга, обнаружившего в своем окружении две новые забавные заводные игрушки.

Выбор в пользу Единого автор объясняет тем, что, возможно, в будущем человечество повстречается на просторах Космоса уже не с отдельной планетой, а с отдельной Вселенной, которая будет обладать общим мышлением, и к такой встрече следует подготовиться заранее.

Ради будущего спасения власть отдается новому Демиургу, собственный мир которого воскрешает сюжеты индийского эпоса.

Фото: u3d / shutterstock.com — Мир не может быть построен так, как вы мне сейчас рассказали. Такой мир может быть только придуман. Боюсь, друг мой, вы живете в мире, который кто-то придумал — до вас и без вас, — а вы не догадываетесь об этом… А. и Б. Стругацкие Поговорим об историях будущего. Их, как известно, три. В книге Жака Аттали «Краткая история будущего» настораживает постоянное обращение к образам настоящего. Эти образы автоматически переносятся автором в будущее с поправкой «быстрее, выше, сильнее»: города будут еще более огромными, государства еще более слабыми, свобода еще более свободной, а топливо – еще более дефицитным. Обладатели капиталов, юристы и творцы будут кочевать между гиперрынками, заменившими национальные государства, в поисках знаний и впечатлений. Чем будут заняты обитатели свободных донельзя мега-мегаполисов, Аттали не знает. Зато об этом уже сегодня говорят аналитики консультационных компаний и экономических агентств ООН: ничем. Роботизация промышленности, сферы услуг и многих творческих занятий, таких как сочинение прогнозов о будущем, превратит в безработных 40% всех работников в Канаде, 47% – в США, 50% в Японии, 25% в России и 2/3 в Китае уже на рубеже 2030-х гг. Поддерживать жизнь современных городов будет незачем и не на что, если говорить о частных деньгах. А ведь это и есть, в своей основе, капитал. Капитал – раз незачем оплачивать труд, и сам становится ненужным. Творцы информационных технологий, несомненно, продолжат обслуживать самих себя, но зачем им обслуживать других? Как-то не верится, что они будут колесить по свету, взирая на копошащихся в руинах бывших юристов, капиталистов и трудящихся. От таких впечатлений, пожалуй, лучше держаться подальше. Картину будущего, близкую к ожидаемому кризису 2030 – 2050-х гг., по слухам, можно обнаружить в набросках ненаписанного романа А. и Б. Стругацких «Белый Ферзь». «…им (Стругацким) нравился (казался оригинальным и нетривиальным) мир Островной Империи, построенный с безжалостной рациональностью Демиурга, отчаявшегося искоренить зло. В три круга, грубо говоря, укладывался этот мир. Внешний круг был клоакой, стоком, адом этого мира — все подонки общества стекались туда, вся пьянь, рвань, дрянь, все садисты и прирожденные убийцы, насильники, агрессивные хамы, извращенцы, зверьё, нравственные уроды — гной, шлаки, фекалии социума… Каждый рожденный в Империи неизбежно оказывался в «своем» круге, общество деликатно (а если надо — и грубо) вытесняло его туда, где ему было место — в соответствии с талантами его, темпераментом и нравственной потенцией. Это вытеснение происходило и автоматически, и с помощью соответствующего социального механизма (вроде полиции нравов). Это был мир, где торжествовал принцип «каждому — своё» в самом широком его толковании. Ад, Чистилище и Рай. Классика». Что же, логика в этом есть, хотя со стороны выглядит чудовищно. Особенно, если представить себе судьбу обитателей Чистилища после полного искоренения Ада. А затем попытаться помыслить судьбу обитателей Рая. Для вырожденцев из материализма, таких как Аттали и Стругацкие, типичен интерес ко всему, что можно потрогать руками, но что лишено собственной жизни, вроде танкеток на атомной тяге, урановых месторождений Венеры, труда и капитала. А как же мышление? То, что всегда умножается, растет, и, по-видимому, вечно, в отличие от материальных вещей и процессов. То, что согласно современным представления, обнаруживается даже на клеточном уровне: мышление. Только одна история будущего ставит мышление в центр сюжетного противоречия. Цикл романов Айзека Азимова «Академия» рассматривает конфликт между возможностями мысли как таковой и возможностями ее материальных творений. Соответственно, и «Академий» тоже две. Первая «Академия» умеет создавать технологии и благодаря своей технической мощи покорила всю известную Вселенную. Ею правят технократы, а необходимые ресурсы она получает благодаря торговле с варварами. Если варвары отказываются от торговли, их немедленно уничтожают. Мир технологической «Академии» напоминает современный Запад, находящийся на полном довольствии у остальной Вселенной, в связи с чем, капитализм как-то даже смешно упоминать. Тем более – коммунизм. Поскольку «Академия» является научным учреждением, там все и так работают сверхурочно. А чем еще заниматься в науке. Возможно сравнение технологического центра мира со средним кругом «Островной Империи» Стругацких, так как в описании Азимова герои «Академии» напоминают самых обычных, только слегка роботизированных людей. Но есть и внутренний круг: психоисторическая «Академия», о которой большую часть повествования ничего не известно. Эта неизвестная «Академия» в действительности и создает тот мир, которым правят технократы. Психоисторики правят технократами, тайно контролируя их мышление. Соответственно, психоисторикам не нужны ни машины, ни оружие, ни ресурсы. Ни деньги, ни какие-либо другие науки. Все блага цивилизации им в полном беспамятстве доставляют варвары, включая технологов-правителей. Психоисторики, в отличие от беспокойных создателей технологий, живут небольшой общиной в одном из варварских миров, где аборигены считают их сотрудниками библиотеки. Зато их мышление проникает повсюду, путешествуя в телах их агентов, не подозревающих об этом. Это Демиурги, в терминологии Стругацких. Лишь однажды психоисторики встречают достойного противника: планету, все обитатели которой обладают общим мышлением, как если бы моря и леса, рыбки, птички и люди были одним существом. («Солярис») И на этом история двух «Академий» заканчивается. Все обо всем забывают, кроме планетарного Демиурга, обнаружившего в своем окружении две новые забавные заводные игрушки. Выбор в пользу Единого автор объясняет тем, что, возможно, в будущем человечество повстречается на просторах Космоса уже не с отдельной планетой, а с отдельной Вселенной, которая будет обладать общим мышлением, и к такой встрече следует подготовиться заранее. Ради будущего спасения власть отдается новому Демиургу, собственный мир которого воскрешает сюжеты индийского эпоса.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика