Нобелевка за теорию малых дел: «борьба с бедностью» не снижает неравенство - «Экономика» » «Новости Дня»

✔ Нобелевка за теорию малых дел: «борьба с бедностью» не снижает неравенство - «Экономика»


18 октября 2019
09:12
Присуждение Нобелевской премии по экономике трем ученым, разрабатывающим методы борьбы с бедностью, — верный признак того, что эта проблема все больше беспокоит мировой истеблишмент. Однако рецепты в духе давней народнической «теории малых дел», переосмысленной в неолиберальном духе, которые предлагают новоиспеченные нобилеаты Майкл Кремер, Абхиджит Винаяк Банерджи и Эстер Дюфло, вряд ли приложимы к решению другой, более масштабной проблемы современности — растущего социального неравенства, одним из проявлений которой и является массовая бедность. Несмотря на предпринимаемые во многих странах меры по борьбе с бедностью, уровень неравенства в них стабильно увеличивается, и причины этого, конечно же, лежат далеко за пределами сферы «человеческого капитала», к которой апеллируют награжденные Нобелевским комитетом ученые. Учитывая это обстоятельство, легко можно сделать вывод о том, чем кончится объявленная правительством России кампания по борьбе с бедностью, методы которой вряд ли будут принципиально отличаться от рецептов экономического мейнстрима. Следование им неизбежно приведет к тому, что «борьба с бедностью» будет напоминать пресловутую «поддержку малого бизнеса», которая сама быстро стала бизнесом, причем немалым.
«Исследование, выполненное лауреатами нынешнего года, существенно улучшило нашу способность бороться с глобальной бедностью. Всего за два десятилетия их основанный на эксперименте подход трансформировал экономику развития, которая теперь стала цветущим полем для исследований», — говорится в сообщении о присуждении премии по экономике 2019 года.
В этой формулировке Нобелевского комитета содержится один важный контекст, без понимания которого сложно понять, почему лауреатами стали Кремер, Банерджи и Дюфло — а именно формулировка «экономика развития». Речь идет об одном из ключевых направлений современной экономической мысли, в рамках которого предпринимаются попытки ответа на вопрос о том, как сократить отставание в развитии между разными странами.
Сразу же после Второй мировой войны главным мозговым центром этого направления стали США, которые в роли нового глобального гегемона, лидера «первого» мира развитых капиталистических стран, взяли на себя задачу разработки планов ускоренного развития стран «третьего» мира. Впрочем, аналогичные планы строились и реализовывались и во «втором», социалистическом, мире, где СССР стремился активизировать экономическое развитие своих сателлитов, в особенности недавно получивших независимость стран «народной демократии». Несмотря на принципиальную идеологическую разницу, между двумя подходами было много общего: и американские, и советские специалисты по развитию исходили из того, что экономика по своей природе стадиальна, поэтому главная задача — создать такие условия, чтобы ускорить поступь прогресса.
Коллапс социалистического лагеря оставил мирового гегемона — США — в гордом идеологическом одиночестве, в связи с чем задачи «экономики развития» претерпели определенные корректировки: теперь речь шла о том, чтобы создать в странах, вступающих в капиталистический мир, соответствующие институты. В этом, собственно, и заключалась суть деятельности пресловутых «чикагских мальчиков», которые в .1980–1990-х годах стали консультантами правительств многих стран (включая Россию), решавших задачи, как тогда говорили, «рыночного транзита». Примечательно, что нынешняя нобелевский лауреат Эстер Дюфло в свое время начинала свою карьеру в качестве одного из наиболее известных и одиозных представителей этой группы экономистов — Джеффри Сакса, который в 1991—1994 годах был советником Бориса Ельцина и одним из главных идеологов «шоковой терапии» по-российски.
Спустя три десятилетия после распада СССР необходимость в стадиальном подходе к экономическому развитию за отсутствием каких-либо внятных альтернатив либеральному капитализму, видимо, отпала окончательно. Поэтому новое поколение представителей «экономики развития» уже даже может не обращаться к главной мантре своих предшественников — «улучшайте институты», хотя потребность в их услугах по-прежнему актуальна и даже слишком актуальна, ведь глобальная проблема бедности и отсталости по-прежнему далека от решения. Несмотря на недавние впечатляющие улучшения (ВВП на душу населения в беднейших странах мира удвоился в 1995—2018 годах, детская смертность снизилась вдвое в сравнении с 1995 годом и т. д.), сокращение глобальной бедности во всех ее формах является одним из наиболее насущных вопросов человечества, напомнил Нобелевский комитет, поясняя свое решение вручить премию людям, чья научная карьера была посвящена борьбе с бедностью. «Более 700 млн человек по-прежнему существуют на крайне низкие доходы. Каждый год примерно 5 млн детей в возрасте до пяти лет по-прежнему умирают от болезней, которые зачастую можно предотвратить или вылечить с помощью недорогих мер. Половина детей мира по-прежнему покидают школу, не имея базовых навыков грамотности и счета», — говорится также в сообщении Нобелевского комитета.
Какие же методы для решения проблемы бедности предлагают Кремер, Банерджи и Дюфло? Вновь процитируем релиз о вручении Нобелевской премии: «Если вкратце, то их подход предполагает разделение проблемы на ряд более мелких, более управляемых вопросов — например, каковы наиболее эффективные действия по улучшению результатов в образовании или здоровье детей». Развивая этот нетривиальный методологический подход, один из нобилеатов, Майкл Кремер, пришел, в частности, к во всех отношениях оригинальному выводу: чтобы повысить посещаемость школ детьми, им надо раздавать… таблетки от глистов — затраты в размере 50 центов на одного ребенка в год приводят к снижению пропуска занятий на целых 25%! Если же решать проблему путем увеличения штата педагогов, то это обойдется в 20 раз дороже — хорошо узнаваемая логика рассуждений бесчисленных оптимизаторов от науки и здравоохранения.
Анекдотический пример с зависимостью между употреблением глистогонных средств и посещаемостью школы процитировали многие издания, написавшие о недавнем вручении Нобелевской премии по экономике, но это, конечно же, далеко не единственный пример «открытия Америки» новоиспеченными лауреатами. Вот еще один примечательный фрагмент из сообщения Нобелевского комитета: «Долгое время существовало осознание огромных различий в средней производительности между богатыми и бедными странами. Однако, как показали Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло, производительность очень сильно различается не только между богатыми и бедными странами, но и внутри бедных стран. Некоторые люди и компании используют новейшие технологии, тогда как другие (производящие аналогичные товары и услуги) используют устаревшие средства производства». Потрясающий по научной новизне тезис, настолько оригинальный, что, пожалуй, даже и не требует дополнительных комментариев — если, конечно, вы никогда не были в бедных странах и представляете себе экономическую карту мира в духе схем из книги Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Как будто нобилеаты-2019 и не знали, что феномены «дуальной экономики» и связанной с ней «анклавной модернизации», весьма характерные для таких стран, как Индия, в действительности описаны очень давно, еще в период классических теорий модернизации 1950–60-х годов.
Как утверждается в сообщении Нобелевского комитета, исследования Кремера, Банерджи и Дюфло уже получили массовое прикладное внедрение в бедных странах. Например, в Индии разработанные на базе этих исследований программы по профилактике «абсентеизма» (в широком смысле — отсутствия внимания) у учеников и учителей охватили более 100 тысяч школ и более 5 млн детей. Принципы этих программ также вполне узнаваемы. Например, одним из методов увеличения мотивации учителей был назван краткосрочный трудовой контракт, который может быть продлен, если учитель покажет хорошие результаты — классический неолиберальный инструмент искусственного стимулирования конкуренции, на практике приводящий к полной зависимости исполнителей от административных работников (что во всей красе мы наблюдаем в российском образовании и здравоохранении).
Однако какое отношение все эти полезные советы имеют к экономике, тем более к «экономике развития»? Может ли привести следование им к снижению уровня бедности в странах глобальной периферии? Используя классическое марксистское противопоставление абсолютного и относительного обнищания пролетариата, можно сказать, что с определенной долей вероятности на практике эта теория малых дел, наверное, опосредованным образом влияет на сокращение бедности в абсолютных показателях. Однако следует сразу оговориться, что, используя абсолютные цифры, мы получим реальное представление об уровне бедности в той или иной стране примерно такое же, как если попробуем судить о ее экономике по содержательно «бедному» показателю ВВП. Ведь в таком случае мы в любом случае должны вводить некий абсолютный уровень бедности. В России, например, официальным уровнем бедности является уровень прожиточного минимума — во втором квартале текущего года он составлял 11 185 рублей в месяц, то есть если человек живет, скажем, на 11 500 рублей в месяц, то формально он уже не бедный, а по факту совершенно ничем не отличается от тех, кто живет на 11 000 рублей. Иными словами, абсолютная оценка бедности открывает возможности для творческих манипуляций с цифрами: если считать по Росстату, то в России, по последним данным, всего порядка 12,7% бедных, а если исходить из данных соцопросов, то гораздо больше. Например, один из последних опросов ФОМ показал, что 28% населения страны считает себя нищими, а согласно опросу «Левада-центра», у 65% российских семей нет финансовых сбережений, что само по себе является вполне убедительным критерием бедности.
Поэтому более адекватно выглядит относительная оценка бедности, однако здесь и становится понятно, что бедность, в конечном итоге, есть лишь одно из множественных проявлений такого явления, как неравенство. Скажем, советское общество сложно назвать богатым с точки зрения личных состояний — хорошо известно, что уровень жизни номенклатурного работника средней руки мало чем отличался от уровня жизни обычного квалифицированного рабочего в западных странах. Однако разрыв доходов между административной прослойкой и простыми гражданами был невелик, поэтому в свои лучшие годы СССР мог с полным правом считаться страной победившего среднего класса. Теперь же Россия отличается как высоким уровнем бедности, так и значительным уровнем социального неравенства — зримый результат неолиберальных реформ девяностых, проведенных под чутким руководством «чикагских мальчиков» и продолженных в новом столетии. Если в 1988 году значение коэффициента Джини, показывающего уровень социального неравенства, для России было равно 23,8, то к 2001 году оно достигло 42,2. В дальнейшем благодаря быстрому росту экономики в 2000-х годах этот показатель несколько снизился (37,5 для 2005 года), но после глобального кризиса 2008 года снова пошел вверх и в 2011 году был равен уже 41,7.
Столь же показателен пример Индии, где работали новоиспеченные нобилеаты. С начала нынешнего столетия ВВП этой страны на душу населения вырос в 4,5 раза — с $ 463 до $ 2036, однако неравенство росло столь же быстро. Как отмечала еще в 2010 году в своей статье «Выбор критерия измерения неравенства: доходы или потребление? (на примере Индии)» научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Мария Диденко, если в 1990 году разрыв между заработками самых богатых 10% жителей этой страны и самых бедных 10% был шестикратным, то спустя два десятилетия он стал уже 12-кратным. При этом медианные 10% населения по доходам получали в пять раз меньше, чем самые богатые, но всего в 1,4 раза больше, чем самые бедные.
Интересную статистику по Индии приводят также научные сотрудники Института социологии РАН Василий Аникин и Наталья Тихонова в своей статье «Бедность и неравенство в странах БРИКС: российская специфика», опубликованной в начале 2016 года. С 1988 по 2010 годы значение коэффициента Джини, показывающего уровень неравенства в отдельно взятой стране, в Индии увеличилось с 31,9 до 33,9 (а в 2011 году Всемирный банк оценивал его уже в 35,7), при этом данные об уровне бедности существенно расходились. Например, на 2005 год в Индии, по официальной статистике, бедными считалось 37,2% населения, а по так называемому многомерному индексу бедности (MPI) — 53,7%.
Все, опять же, упирается в то, по какому критерию оценивать бедность. В Индии, указывают авторы Института социологии РАН, с 1978 года черта бедности соответствует денежному эквиваленту 650 грамм зерна в сутки — такое количество пищи обеспечивает, по расчетам индийских специалистов, около 2000 калорий, то есть не позволяет человеку умереть от истощения. С этой точки зрения, прогресса в борьбе с бедностью можно добиться очень просто — элементарно увеличивая продовольственную помощь бедным. Однако это, разумеется, не устраняет условия бедности, заложенные в самой структуре экономики. В духе классических схем «экономики развития» Василий Аникин и Наталья Тихонова отмечают, что в таких странах, как Индия, распространена так называемая «прединдустриальная бедность, спутник докапиталистического этапа развития общества», и связана она с низкой эффективностью сельскохозяйственного производства, в значительной части носящего натуральный или полунатуральный характер.
Рассуждая так, легко догадаться, что пресловутое «развитие человеческого капитала» мало способно повлиять на уровень бедности: если в экономике не создается квалифицированных рабочих мест, прежде всего в промышленности, инвестиции в человеческий капитал будут, в конечном итоге, вложениями в «лишних людей» или в чужую, более развитую экономику, где часть из них непременно найдет себе применение. Впрочем, мысль о том, что самый надежный выход из ловушки отсталости — собственная промышленная политика, также не является чем-то новым. Как утверждает норвежский экономист Эрик Райнерт в своей книге «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными», этот нехитрый принцип передовые экономики реализуют еще с позднего средневековья. Однако словосочетание «промышленная политика» давно не в моде у глобального экономического мейнстрима, поэтому и Нобелевские премии дают за «человеческий капитал» или какие-нибудь «теории игр». Не положены Нобелевские премии и тем экономистам, которые рассматривают неравномерное развитие как общий закон мировой капиталистической системы, предполагающий, что накопление капитала (в том числе и «человеческого») в ее ядре неизбежно предполагает эксплуатацию ресурсов периферии. Такие фигуры, как основатель «школы зависимости», аргентинский экономист Рауль Пребиш или его коллега по Андре Гундер Франк, описавший феномен «развития недоразвитости» еще в середине прошлого века, для сегодняшнего экономического мейнстрима априори являются персонами нон-грата.
С немалой долей вероятности идеи новоиспеченных нобилеатов придутся ко двору и российским экономическим стратегам, которые с недавних пор заявляют о необходимости борьбы с бедностью, а заодно и о всемерном развитии «человеческого капитала». Первый вице-премьер правительства РФ и министр финансов Антон Силуанов уже сообщил, что «будет очень любопытно посмотреть его, какие у них содержатся предложения, новации». Между тем о необходимости борьбы с растущим неравенством никто из чиновников по-прежнему не говорит, несмотря на то, что в условиях экономической стагнации эта проблема становится для общества все более острой. Некая критическая точка здесь была пройдена еще несколько лет назад: авторы опубликованного в 2017 году Доклада о неравенстве в мире (World Inequality Report) констатировали, что уровень экономического неравенства в современной России сопоставим с дореволюционными показателями. Впрочем, это полностью укладывается в тот курс по демонтажу остатков социального государства, с которого правительство РФ сворачивать, похоже, не намерено, и декларации о борьбе с бедностью никоим образом этому курсу не противоречат.
Николай Проценко

18 октября 2019 09:12 Присуждение Нобелевской премии по экономике трем ученым, разрабатывающим методы борьбы с бедностью, — верный признак того, что эта проблема все больше беспокоит мировой истеблишмент. Однако рецепты в духе давней народнической «теории малых дел», переосмысленной в неолиберальном духе, которые предлагают новоиспеченные нобилеаты Майкл Кремер, Абхиджит Винаяк Банерджи и Эстер Дюфло, вряд ли приложимы к решению другой, более масштабной проблемы современности — растущего социального неравенства, одним из проявлений которой и является массовая бедность. Несмотря на предпринимаемые во многих странах меры по борьбе с бедностью, уровень неравенства в них стабильно увеличивается, и причины этого, конечно же, лежат далеко за пределами сферы «человеческого капитала», к которой апеллируют награжденные Нобелевским комитетом ученые. Учитывая это обстоятельство, легко можно сделать вывод о том, чем кончится объявленная правительством России кампания по борьбе с бедностью, методы которой вряд ли будут принципиально отличаться от рецептов экономического мейнстрима. Следование им неизбежно приведет к тому, что «борьба с бедностью» будет напоминать пресловутую «поддержку малого бизнеса», которая сама быстро стала бизнесом, причем немалым. «Исследование, выполненное лауреатами нынешнего года, существенно улучшило нашу способность бороться с глобальной бедностью. Всего за два десятилетия их основанный на эксперименте подход трансформировал экономику развития, которая теперь стала цветущим полем для исследований», — говорится в сообщении о присуждении премии по экономике 2019 года. В этой формулировке Нобелевского комитета содержится один важный контекст, без понимания которого сложно понять, почему лауреатами стали Кремер, Банерджи и Дюфло — а именно формулировка «экономика развития». Речь идет об одном из ключевых направлений современной экономической мысли, в рамках которого предпринимаются попытки ответа на вопрос о том, как сократить отставание в развитии между разными странами. Сразу же после Второй мировой войны главным мозговым центром этого направления стали США, которые в роли нового глобального гегемона, лидера «первого» мира развитых капиталистических стран, взяли на себя задачу разработки планов ускоренного развития стран «третьего» мира. Впрочем, аналогичные планы строились и реализовывались и во «втором», социалистическом, мире, где СССР стремился активизировать экономическое развитие своих сателлитов, в особенности недавно получивших независимость стран «народной демократии». Несмотря на принципиальную идеологическую разницу, между двумя подходами было много общего: и американские, и советские специалисты по развитию исходили из того, что экономика по своей природе стадиальна, поэтому главная задача — создать такие условия, чтобы ускорить поступь прогресса. Коллапс социалистического лагеря оставил мирового гегемона — США — в гордом идеологическом одиночестве, в связи с чем задачи «экономики развития» претерпели определенные корректировки: теперь речь шла о том, чтобы создать в странах, вступающих в капиталистический мир, соответствующие институты. В этом, собственно, и заключалась суть деятельности пресловутых «чикагских мальчиков», которые в .1980–1990-х годах стали консультантами правительств многих стран (включая Россию), решавших задачи, как тогда говорили, «рыночного транзита». Примечательно, что нынешняя нобелевский лауреат Эстер Дюфло в свое время начинала свою карьеру в качестве одного из наиболее известных и одиозных представителей этой группы экономистов — Джеффри Сакса, который в 1991—1994 годах был советником Бориса Ельцина и одним из главных идеологов «шоковой терапии» по-российски. Спустя три десятилетия после распада СССР необходимость в стадиальном подходе к экономическому развитию за отсутствием каких-либо внятных альтернатив либеральному капитализму, видимо, отпала окончательно. Поэтому новое поколение представителей «экономики развития» уже даже может не обращаться к главной мантре своих предшественников — «улучшайте институты», хотя потребность в их услугах по-прежнему актуальна и даже слишком актуальна, ведь глобальная проблема бедности и отсталости по-прежнему далека от решения. Несмотря на недавние впечатляющие улучшения (ВВП на душу населения в беднейших странах мира удвоился в 1995—2018 годах, детская смертность снизилась вдвое в сравнении с 1995 годом и т. д.), сокращение глобальной бедности во всех ее формах является одним из наиболее насущных вопросов человечества, напомнил Нобелевский комитет, поясняя свое решение вручить премию людям, чья научная карьера была посвящена борьбе с бедностью. «Более 700 млн человек по-прежнему существуют на крайне низкие доходы. Каждый год примерно 5 млн детей в возрасте до пяти лет по-прежнему умирают от болезней, которые зачастую можно предотвратить или вылечить с помощью недорогих мер. Половина детей мира по-прежнему покидают школу, не имея базовых навыков грамотности и счета», — говорится также в сообщении Нобелевского комитета. Какие же методы для решения проблемы бедности предлагают Кремер, Банерджи и Дюфло? Вновь процитируем релиз о вручении Нобелевской премии: «Если вкратце, то их подход предполагает разделение проблемы на ряд более мелких, более управляемых вопросов — например, каковы наиболее эффективные действия по улучшению результатов в образовании или здоровье детей». Развивая этот нетривиальный методологический подход, один из нобилеатов, Майкл Кремер, пришел, в частности, к во всех отношениях оригинальному выводу: чтобы повысить посещаемость школ детьми, им надо раздавать… таблетки от глистов — затраты в размере 50 центов на одного ребенка в год приводят к снижению пропуска занятий на целых 25%! Если же решать проблему путем увеличения штата педагогов, то это обойдется в 20 раз дороже — хорошо узнаваемая логика рассуждений бесчисленных оптимизаторов от науки и здравоохранения. Анекдотический пример с зависимостью между употреблением глистогонных средств и посещаемостью школы процитировали многие издания, написавшие о недавнем вручении Нобелевской премии по экономике, но это, конечно же, далеко не единственный пример «открытия Америки» новоиспеченными лауреатами. Вот еще один примечательный фрагмент из сообщения Нобелевского комитета: «Долгое время существовало осознание огромных различий в средней производительности между богатыми и бедными странами. Однако, как показали Абхиджит Банерджи и Эстер Дюфло, производительность очень сильно различается не только между богатыми и бедными странами, но и внутри бедных стран. Некоторые люди и компании используют новейшие технологии, тогда как другие (производящие аналогичные товары и услуги) используют устаревшие средства производства». Потрясающий по научной новизне тезис, настолько оригинальный, что, пожалуй, даже и не требует дополнительных комментариев — если, конечно, вы никогда не были в бедных странах и представляете себе экономическую карту мира в духе схем из книги Сэмюэла Хантингтона «Столкновение цивилизаций». Как будто нобилеаты-2019 и не знали, что феномены «дуальной экономики» и связанной с ней «анклавной модернизации», весьма характерные для таких стран, как Индия, в действительности описаны очень давно, еще в период классических теорий модернизации 1950–60-х годов. Как утверждается в сообщении Нобелевского комитета, исследования Кремера, Банерджи и Дюфло уже получили массовое прикладное внедрение в бедных странах. Например, в Индии разработанные на базе этих исследований программы по профилактике «абсентеизма» (в широком смысле — отсутствия внимания) у учеников и учителей охватили более 100 тысяч школ и более 5 млн детей. Принципы этих программ также вполне узнаваемы. Например, одним из методов увеличения мотивации учителей был назван краткосрочный трудовой контракт, который может быть продлен, если учитель покажет хорошие результаты — классический неолиберальный инструмент искусственного стимулирования конкуренции, на практике приводящий к полной зависимости исполнителей от административных работников (что во всей красе мы наблюдаем в российском образовании и здравоохранении). Однако какое отношение все эти полезные советы имеют к экономике, тем более к «экономике развития»? Может ли привести следование им к снижению уровня бедности в странах глобальной периферии? Используя классическое марксистское противопоставление абсолютного и относительного обнищания пролетариата, можно сказать, что с определенной долей вероятности на практике эта теория малых дел, наверное, опосредованным образом влияет на сокращение бедности в абсолютных показателях. Однако следует сразу оговориться, что, используя абсолютные цифры, мы получим реальное представление об уровне бедности в той или иной стране примерно такое же, как если попробуем судить о ее экономике по содержательно «бедному» показателю ВВП. Ведь в таком случае мы в любом случае должны вводить некий абсолютный уровень бедности. В России, например, официальным уровнем бедности является уровень прожиточного минимума — во втором квартале текущего года он составлял 11 185 рублей в месяц, то есть если человек живет, скажем, на 11 500 рублей в месяц, то формально он уже не бедный, а по факту совершенно ничем не отличается от тех, кто живет на 11 000 рублей. Иными словами, абсолютная оценка бедности открывает возможности для творческих манипуляций с цифрами: если считать по Росстату, то в России, по последним данным, всего порядка 12,7% бедных, а если исходить из данных соцопросов, то гораздо больше. Например, один из последних опросов ФОМ показал, что 28% населения страны считает себя нищими, а согласно опросу «Левада-центра», у 65% российских семей нет финансовых сбережений, что само по себе является вполне убедительным критерием бедности. Поэтому более адекватно выглядит относительная оценка бедности, однако здесь и становится понятно, что бедность, в конечном итоге, есть лишь одно из множественных проявлений такого явления, как неравенство. Скажем, советское общество сложно назвать богатым с точки зрения личных состояний —


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика