✔ Почему Украина и Белоруссия до сих пор не объединились против России? - «Аналитика»
Константин 23-11-2017, 02:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
До 2014 года диалог между Белоруссией и Украиной во многом был производным от диалога между Минском и Москвой. Белорусская сторона рассматривала соседнее государство в качестве торгового партнера и импортера сельскохозяйственной техники и другой продукции белорусского производства.
Энергетические конфликты в конце нулевых — начале десятых годов между Москвой и Минском, связанные с пересмотром Россией объемов и цен поставляемых в Белоруссию энергетических ресурсов (из-за нежелания белорусского руководства допускать российские компании к приватизации национальной энергетической инфраструктуры), подтолкнули Белоруссию к поиску альтернативных источников нефти. В качестве наиболее перспективных партнеров рассматривались тогда Азербайджан и Туркмения.
Вопрос транзита азербайджанской нефти в Белоруссию тогда удалось решить при помощи проходящей по украинской территории нитки нефтепровода Одесса-Броды. Так, из торгового партнера и перспективного рынка сбыта белорусской продукции Украина приобрела для Белоруссии статус транзитёра альтернативных российским энергоресурсов.
Белорусское руководство всерьез рассчитывало, что с помощью Киева ему удастся диверсифицировать каналы поставки нефти для ее переработки и последующей продажи нефтепродуктов в Европу, снизив таким образом экономическую зависимость от России. Однако амбициозным планам Минска не суждено было сбыться, поскольку своп-поставки энергоресурсов из Азербайджана, Туркмении и даже Венесуэлы оказались попросту нерентабельны из-за дороговизны их транзита.
Повод снова обратить внимание на Украину у Белоруссии появился после событий 2014 года, известных как «евромайдан». Тогда США и Евросоюз, которые стремились любой ценой не допустить сближения Украины с Россией, фактически поддержали госпереворот. В результате к власти в Киеве пришли откровенно прозападные политики, не скрывающие своих русофобских взглядов. Одним из их первых решений стала попытка запретить русский язык на юго-востоке Украины, что спровоцировало вооруженных конфликт на Донбассе и референдум о воссоединении с Россией в Крыму.
Белорусское руководство, которое с 2010 года находилось под западными санкциями, решило воспользоваться сложившейся ситуацией и использовать контакты с Киевом для нормализации отношений с США и Евросоюзом. Большим достижением белорусской дипломатии можно считать организацию в Минске площадки для переговоров «Нормандской четверки» по мирному урегулированию конфликта на Донбассе, в результате которых были выработаны «минские договоренности».
В ходе своего визита в Киев 21 декабря 2014 года Александр Лукашенко поспешил заверить Петра Порошенко в своей личной поддержке, заявив, что сделает все, что бы ни просил президент Украины. «И так будет в дальнейшем».
Помимо личных встреч Александра Лукашенко с прибывающими на переговоры в Минск лидерами Франции и Германии, благодаря «гибкой позиции по Украине» белорусское руководство активно продвигало на Западе новый имидж Белоруссии в роли миротворца и «донора региональной безопасности».
Судя по всему, усилия Александра Лукашенко не прошли даром: сначала США и ЕС де-факто признали его переизбрание по итогам президентских выборов осенью 2015 года, а затем и сняли большинство санкций, действовавших против белорусского режима на протяжении десяти лет.
Вдохновленный плодами «многовекторной дипломатии», Лукашенко пошел дальше, заявив о «войне за независимость братской Украины». Выступая перед белорусскими учеными в январе 2017 года, глава республики заявил, что сегодня «предпринимаются отдельные попытки поставить под вопрос суверенитет и независимость нашего государства», которые, по его словам, достались Белоруссии очень дешево: «все народы воевали, сегодня воюет наша братская Украина».
Следует отметить, что заявления Лукашенко в поддержку Украины удивительным образом совпадают по времени с очередными витками кризиса в отношениях с Москвой. В частности, до сих пор так и остается до конца неурегулированным «газовый спор», спровоцированный пересмотром Минском в одностороннем порядке «несправедливой» цены на российских газ, поставляемый в рамках ранее заключенных контрактов.
Несмотря на демарш белорусского руководства, Москва продолжает оказывать финансовую помощь республике. Так, в августе 2017 года Россия одобрила очередной кредит Белоруссии объемом $ 700 млн, в дополнение к ранее выделенным по линии Евразийского банка развития $ 300 млн.
Уже в сентябре этого года диалог Минска с Киевом «омрачили» совместные российско-белорусские стратегические учения «Запад-2017». С украинской стороны озвучивались упреки в адрес белорусских властей в чуть ли не в пособничестве «российской агрессии», звучали даже заявления о неминуемом вторжении стотысячного контингента российских войск на Украину с территории Белоруссии.
Киев принимал самое активное участие в инициированной НАТО антироссийской информационной кампании вокруг учений, подготовка к которым сопровождалась шумихой в западной прессе и рядом громких заявлений из уст европейских официальных лиц с критикой в адрес России. Петр Порошенко пообещал лично проследить за тем, чтобы все российские военные покинули территорию Белоруссии.
Так что на фоне экономического сотрудничества и хороших личных отношений лидеров двух стран, принципиальным вопросом стремящихся к евроатлантической интеграции украинских властей остается союз Белоруссии с Россией и членство республики в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе.
Несмотря на попытки сближения с Западом, в Минске прекрасно осознают безальтернативность развитию отношений с Москвой, которая по-прежнему остается для Белоруссии основным поставщиком энергоресурсов и кредитных средств. Кроме того, большинство граждан республики продолжают высказываться в поддержку дальнейшей интеграции с Россией. И все это в условиях милитаризации региона и активного наращивания военной машины НАТО у границ Союзного государства.
Таким образом, конечной целью реализуемой Минском «многовекторной дипломатии» является развитие торговли и привлечение дополнительных финансовых средств из США и ЕС для обслуживания накопившихся внешних долгов и выхода белорусской экономики из кризиса. В этом отношении Украина представляет интерес для Белоруссии лишь в качестве государства, имеющего зону свободной торговли в рамках ассоциации с ЕС, и дипломатического инструмента для выстраивания отношений с Западом.
При этом сближение Белоруссии и Украины каждый раз заканчивается там, где начинаются вопросы национальной безопасности и общие государственные интересы Белоруссии и России.
Евсей Васильев, заместитель генерального директора Бюро «Стратегические коммуникации»
20 ноября в Белоруссии был задержан журналист издания «UA:Украинское радио» Павел Шаройко, получивший обвинение в шпионаже. По заявлению КГБ, задержанный является кадровым офицером военной разведки Украины в звании полковника. В ходе допроса Шаройко признался, что организовал на территории Белоруссии агентурную сеть, состоящую из белорусских граждан, которые за денежное вознаграждение предоставляли ему сведения разведывательного характера в «военно-политической сфере». Курировал шпионскую деятельность Шаройко сотрудник главного управления разведки ВСУ Игорь Скворцов, работавший под прикрытием советника посольства Украины в Минске. И уже сейчас понятно, что шпионский скандал омрачит и так не складывающиеся в последнее время двусторонние белорусско-украинские отношения. До 2014 года диалог между Белоруссией и Украиной во многом был производным от диалога между Минском и Москвой. Белорусская сторона рассматривала соседнее государство в качестве торгового партнера и импортера сельскохозяйственной техники и другой продукции белорусского производства. Энергетические конфликты в конце нулевых — начале десятых годов между Москвой и Минском, связанные с пересмотром Россией объемов и цен поставляемых в Белоруссию энергетических ресурсов (из-за нежелания белорусского руководства допускать российские компании к приватизации национальной энергетической инфраструктуры), подтолкнули Белоруссию к поиску альтернативных источников нефти. В качестве наиболее перспективных партнеров рассматривались тогда Азербайджан и Туркмения. Вопрос транзита азербайджанской нефти в Белоруссию тогда удалось решить при помощи проходящей по украинской территории нитки нефтепровода Одесса-Броды. Так, из торгового партнера и перспективного рынка сбыта белорусской продукции Украина приобрела для Белоруссии статус транзитёра альтернативных российским энергоресурсов. Белорусское руководство всерьез рассчитывало, что с помощью Киева ему удастся диверсифицировать каналы поставки нефти для ее переработки и последующей продажи нефтепродуктов в Европу, снизив таким образом экономическую зависимость от России. Однако амбициозным планам Минска не суждено было сбыться, поскольку своп-поставки энергоресурсов из Азербайджана, Туркмении и даже Венесуэлы оказались попросту нерентабельны из-за дороговизны их транзита. Повод снова обратить внимание на Украину у Белоруссии появился после событий 2014 года, известных как «евромайдан». Тогда США и Евросоюз, которые стремились любой ценой не допустить сближения Украины с Россией, фактически поддержали госпереворот. В результате к власти в Киеве пришли откровенно прозападные политики, не скрывающие своих русофобских взглядов. Одним из их первых решений стала попытка запретить русский язык на юго-востоке Украины, что спровоцировало вооруженных конфликт на Донбассе и референдум о воссоединении с Россией в Крыму. Белорусское руководство, которое с 2010 года находилось под западными санкциями, решило воспользоваться сложившейся ситуацией и использовать контакты с Киевом для нормализации отношений с США и Евросоюзом. Большим достижением белорусской дипломатии можно считать организацию в Минске площадки для переговоров «Нормандской четверки» по мирному урегулированию конфликта на Донбассе, в результате которых были выработаны «минские договоренности». В ходе своего визита в Киев 21 декабря 2014 года Александр Лукашенко поспешил заверить Петра Порошенко в своей личной поддержке, заявив, что сделает все, что бы ни просил президент Украины. «И так будет в дальнейшем». Помимо личных встреч Александра Лукашенко с прибывающими на переговоры в Минск лидерами Франции и Германии, благодаря «гибкой позиции по Украине» белорусское руководство активно продвигало на Западе новый имидж Белоруссии в роли миротворца и «донора региональной безопасности». Судя по всему, усилия Александра Лукашенко не прошли даром: сначала США и ЕС де-факто признали его переизбрание по итогам президентских выборов осенью 2015 года, а затем и сняли большинство санкций, действовавших против белорусского режима на протяжении десяти лет. Вдохновленный плодами «многовекторной дипломатии», Лукашенко пошел дальше, заявив о «войне за независимость братской Украины». Выступая перед белорусскими учеными в январе 2017 года, глава республики заявил, что сегодня «предпринимаются отдельные попытки поставить под вопрос суверенитет и независимость нашего государства», которые, по его словам, достались Белоруссии очень дешево: «все народы воевали, сегодня воюет наша братская Украина». Следует отметить, что заявления Лукашенко в поддержку Украины удивительным образом совпадают по времени с очередными витками кризиса в отношениях с Москвой. В частности, до сих пор так и остается до конца неурегулированным «газовый спор», спровоцированный пересмотром Минском в одностороннем порядке «несправедливой» цены на российских газ, поставляемый в рамках ранее заключенных контрактов. Несмотря на демарш белорусского руководства, Москва продолжает оказывать финансовую помощь республике. Так, в августе 2017 года Россия одобрила очередной кредит Белоруссии объемом $ 700 млн, в дополнение к ранее выделенным по линии Евразийского банка развития $ 300 млн. Уже в сентябре этого года диалог Минска с Киевом «омрачили» совместные российско-белорусские стратегические учения «Запад-2017». С украинской стороны озвучивались упреки в адрес белорусских властей в чуть ли не в пособничестве «российской агрессии», звучали даже заявления о неминуемом вторжении стотысячного контингента российских войск на Украину с территории Белоруссии. Киев принимал самое активное участие в инициированной НАТО антироссийской информационной кампании вокруг учений, подготовка к которым сопровождалась шумихой в западной прессе и рядом громких заявлений из уст европейских официальных лиц с критикой в адрес России. Петр Порошенко пообещал лично проследить за тем, чтобы все российские военные покинули территорию Белоруссии. Так что на фоне экономического сотрудничества и хороших личных отношений лидеров двух стран, принципиальным вопросом стремящихся к евроатлантической интеграции украинских властей остается союз Белоруссии с Россией и членство республики в ОДКБ и Евразийском экономическом союзе. Несмотря на попытки сближения с Западом, в Минске прекрасно осознают безальтернативность развитию отношений с Москвой, которая по-прежнему остается для Белоруссии основным поставщиком энергоресурсов и кредитных средств. Кроме того, большинство граждан республики продолжают высказываться в поддержку дальнейшей интеграции с Россией. И все это в условиях милитаризации региона и активного наращивания военной машины НАТО у границ Союзного государства. Таким образом, конечной целью реализуемой Минском «многовекторной дипломатии» является развитие торговли и привлечение дополнительных финансовых средств из США и ЕС для обслуживания накопившихся внешних долгов и выхода белорусской экономики из кризиса. В этом отношении Украина представляет интерес для Белоруссии лишь в качестве государства, имеющего зону свободной торговли в рамках ассоциации с ЕС, и дипломатического инструмента для выстраивания отношений с Западом. При этом сближение Белоруссии и Украины каждый раз заканчивается там, где начинаются вопросы национальной безопасности и общие государственные интересы Белоруссии и России. Евсей Васильев, заместитель генерального директора Бюро «Стратегические коммуникации»