✔ Турецкий флаг в Аджарии: картвелоязычные мусульмане в поисках идентичности - «Аналитика»
Youmans 16-05-2017, 16:01 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Грузинская православная церковь в течение последних 15 лет вела активную пропаганду среди местных мусульман, в итоге большая часть жителей города Батуми, а также сел Кобулети, Шуахеви и Хелвачаури вернулась в лоно церкви. Наиболее исламизированными считаются жители Хулойского и Кедского районов. Тем не менее активные общины мусульман действуют как в Батуми, так и в Кобулети. В период правления Саакашвили многие семьи аджарских мусульман из горных районов были переселены в другие регионы страны, в частности в Цалку, откуда массово эмигрировали этнические греки. Появление аджарских мусульман в Цалке вызвало недовольство местного грузинского православного населения и даже были зафиксированы стычки между последними и грузинами, исповедующими ислам. Также некоторые группы аджарских мусульман переселились в соседнюю Гурию, что тоже вызвало конфликтную ситуацию. И наконец, в самом Батуми происходили многочисленные протестные акции как мусульман, так и христиан. Первые и сейчас требуют открытия новой мечети, так как нехватка мечетей и запрет на их строительство попирает религиозные права местных мусульман, а вторые сопротивляются этим планам, полагая, что открытие исламских религиозных сооружений поощряется извне, в частности турецкой стороной.
Построенная в 1886 году батумская мечеть «Орта Джаме» наполнена верующими, которые приезжают на молитву из различных регионов Грузии. Как отмечают эксперты, количество верующих в Аджарии с каждым годом растёт за счёт приезжих из Турции. С одной стороны в Тбилиси осознают, что в автономии происходит «ползучая исламизация», с другой власти, возможно, не в состоянии пресекать подобные тенденции, так как это чревато возникновением конфликтной ситуации, которая может повлиять и на процесс евроинтеграции Грузии.
Примечательно, что призывы местных жителей контролировать деятельность турецких заведений в автономии остаются не услышанными. А ведь бани «хамам», ночные заведения, в которых процветает проституция, и прочие развлекательные объекты с турецким капиталом, стали привычным явлением для Аджарии. Более того турецкая речь слышна не только в городах, но и в отдаленных населённых пунктах. И это при том, что власти страны всячески пытаются внедрить грузинский язык в регионы компактного проживания этнических меньшинств, параллельно игнорируя факт распространения турецкого языка в Грузии. Еще 20 лет назад центральный район Батуми был заселён армянами, греками и евреями, а сейчас в этом районе располагаются турецкие рестораны, бары и магазины. Турецкий флаг становится символом сегодняшней Аджарии, где крайне сильны турецкие экономические интересы.
Взаимные контакты картвелоязычных мусульман и турок не ограничиваются экономическими связями. Для турецких граждан аджарцы «свои». Сами аджарцы зачастую больше доверяют турецким единоверцам, чем православным соотечественникам.
В действительности, для многих аджарских мусульман Турция рассматривается как гарант их безопасности. Так было и во время Османского владычества, когда местные мусульмане: аджарцы, лазы, хемшилы и тюркоязычные группы пользовались поддержкой султана и в период русско-турецких войн занимали откровенно протурецкую позицию. Аджарские мусульмане связаны родственными узами с турецкими грузинами, большинство которых выходцы из автономии. Три волны эмиграции аджарских мусульман происходили в течение последних двух столетий.
Первый отток грузин-мусульман из Аджарии в Турцию произошёл с 1828 по 1829 гг., вторая волна эмиграции затронула не только мусульман из Аджарии, но и близлежащих регионов, которые грузины называют Шавшети и Имерхеви, ныне входящие в турецкую провинцию Артвин. Это были 1877–1879 гг., и, наконец, самая массовая волна переселенцев в Турцию из Аджарии произошла в 1921 году. По оценочным данным, в указанные периоды из Аджарии и близлежащих регионов эмигрировало свыше 800 тыс. мусульман-грузин, чьи потомки сейчас компактно проживают в причерноморских провинциях Турции, в том числе в Орду, Гиресуне, Самсуне, Синопе, Зонгулдаке, аджарцы и другие группы грузин-мусульман проживают также в провинциях Ялова, Дюздже, Бурса, Сакарья, Коджаэли, Балыкесир, Амасья, Токат, Артвин.
После независимости Грузии турецкие мусульмане из числа этнических грузин начали поддерживать контакты со своими соотечественниками. Самыми активными периодами этих контактов были годы правления Михаила Саакашвили, который раздавал грузинские паспорта выходцам из Турции. И только протестные настроения в стране заставили Саакашвили завершить процесс раздачи паспортов. Именно в период правления Саакашвили в Аджарию начали проникать так называемые «турецкие эмиссары», которые вели активную деятельность среди местного населения, открывая медресе, исламские образовательные и духовные центры, правда, большинство этих заведений под давлением общественности были закрыты, однако, Турция продолжает оставаться влиятельной силой в регионе, а прочные политические и экономические связи между Турцией и Грузией сдерживают Тбилиси от решительных действий по устранению турецкого фактора в автономии.
Между тем многие грузинские общественники, эксперты и политики бьют тревогу. По их мнению, аджарские мусульмане неосознанно становятся «пятой колонной» Анкары в Грузии. Заметим, что все это происходит на фоне формирования идентичности этой картвельской субгруппы. Формирование идентичности аджарцев происходит в условиях сложнейших исторических процессов. Исламизация, в том числе добровольная, частичная тюркизация, языковая ассимиляция, взаимодействие культур, социальные и этнопсихологические аспекты, миграционные процессы, сохранение исторической памяти, все это привело к тому, что большинство аджарских мусульман рассматривают себя в качестве отдельной этнической единицы. В то же время аджарцы выстраивают этническую концепцию, согласно которой, они не только грузины, но также мусульмане-сунниты. Данную концепцию активно поддерживают турецкие научные круги, полагая, что аджарцы должны опираться не на своё этническое происхождение, а на религиозное, которое, по мнению турецких ученых, остаётся основным фактором сближения турок и грузинского субэтноса. Не удивительно, что ежегодно в Стамбуле и Анкаре проходят конференции и круглые столы на тему взаимоотношений Турции и Аджарской автономии. А турецкие националисты и вовсе рассматривают Батуми как часть Турции и требуют от властей не только активизировать связи с аджарскими мусульманами, но и защищать интересы последних, поддерживая их религиозные нужды. Сложно сказать, осознают ли сами аджарские мусульмане опасность того, что религиозный фактор может стать причиной полного отторжения автономии от Грузии. Если аджарцы осознают данную опасность, то традиционный ислам не должен становиться инструментом влияния в руках пришлых агитаторов, если же не осознают, то власти Грузии имеют полное право защитить автономию от внешних угроз.
Павел Зельный, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Мечеть Орта Джаме (Батуми)Аджария — как часть Грузии отличается этнокультурными и религиозными особенностями. Грузинская автономия граничит с Турцией, которая исторически имела сильное влияние на регион, более того Аджария периодически оказывалась и в составе Османской империи, о чем охотно вспоминают некоторые слои аджарского общества. Речь в первую очередь идёт о местных мусульманах, которые по разным оценочным данным, составляют от 30% до 40% населения автономии или от 115 до 135 тыс. человек. Эти показатели зачастую «дрейфующие», так как часть населения региона в силу разных обстоятельств, периодически переходит из христианства в ислам и наоборот. Грузинская православная церковь в течение последних 15 лет вела активную пропаганду среди местных мусульман, в итоге большая часть жителей города Батуми, а также сел Кобулети, Шуахеви и Хелвачаури вернулась в лоно церкви. Наиболее исламизированными считаются жители Хулойского и Кедского районов. Тем не менее активные общины мусульман действуют как в Батуми, так и в Кобулети. В период правления Саакашвили многие семьи аджарских мусульман из горных районов были переселены в другие регионы страны, в частности в Цалку, откуда массово эмигрировали этнические греки. Появление аджарских мусульман в Цалке вызвало недовольство местного грузинского православного населения и даже были зафиксированы стычки между последними и грузинами, исповедующими ислам. Также некоторые группы аджарских мусульман переселились в соседнюю Гурию, что тоже вызвало конфликтную ситуацию. И наконец, в самом Батуми происходили многочисленные протестные акции как мусульман, так и христиан. Первые и сейчас требуют открытия новой мечети, так как нехватка мечетей и запрет на их строительство попирает религиозные права местных мусульман, а вторые сопротивляются этим планам, полагая, что открытие исламских религиозных сооружений поощряется извне, в частности турецкой стороной. Построенная в 1886 году батумская мечеть «Орта Джаме» наполнена верующими, которые приезжают на молитву из различных регионов Грузии. Как отмечают эксперты, количество верующих в Аджарии с каждым годом растёт за счёт приезжих из Турции. С одной стороны в Тбилиси осознают, что в автономии происходит «ползучая исламизация», с другой власти, возможно, не в состоянии пресекать подобные тенденции, так как это чревато возникновением конфликтной ситуации, которая может повлиять и на процесс евроинтеграции Грузии. Примечательно, что призывы местных жителей контролировать деятельность турецких заведений в автономии остаются не услышанными. А ведь бани «хамам», ночные заведения, в которых процветает проституция, и прочие развлекательные объекты с турецким капиталом, стали привычным явлением для Аджарии. Более того турецкая речь слышна не только в городах, но и в отдаленных населённых пунктах. И это при том, что власти страны всячески пытаются внедрить грузинский язык в регионы компактного проживания этнических меньшинств, параллельно игнорируя факт распространения турецкого языка в Грузии. Еще 20 лет назад центральный район Батуми был заселён армянами, греками и евреями, а сейчас в этом районе располагаются турецкие рестораны, бары и магазины. Турецкий флаг становится символом сегодняшней Аджарии, где крайне сильны турецкие экономические интересы. Взаимные контакты картвелоязычных мусульман и турок не ограничиваются экономическими связями. Для турецких граждан аджарцы «свои». Сами аджарцы зачастую больше доверяют турецким единоверцам, чем православным соотечественникам. В действительности, для многих аджарских мусульман Турция рассматривается как гарант их безопасности. Так было и во время Османского владычества, когда местные мусульмане: аджарцы, лазы, хемшилы и тюркоязычные группы пользовались поддержкой султана и в период русско-турецких войн занимали откровенно протурецкую позицию. Аджарские мусульмане связаны родственными узами с турецкими грузинами, большинство которых выходцы из автономии. Три волны эмиграции аджарских мусульман происходили в течение последних двух столетий. Первый отток грузин-мусульман из Аджарии в Турцию произошёл с 1828 по 1829 гг., вторая волна эмиграции затронула не только мусульман из Аджарии, но и близлежащих регионов, которые грузины называют Шавшети и Имерхеви, ныне входящие в турецкую провинцию Артвин. Это были 1877–1879 гг., и, наконец, самая массовая волна переселенцев в Турцию из Аджарии произошла в 1921 году. По оценочным данным, в указанные периоды из Аджарии и близлежащих регионов эмигрировало свыше 800 тыс. мусульман-грузин, чьи потомки сейчас компактно проживают в причерноморских провинциях Турции, в том числе в Орду, Гиресуне, Самсуне, Синопе, Зонгулдаке, аджарцы и другие группы грузин-мусульман проживают также в провинциях Ялова, Дюздже, Бурса, Сакарья, Коджаэли, Балыкесир, Амасья, Токат, Артвин. После независимости Грузии турецкие мусульмане из числа этнических грузин начали поддерживать контакты со своими соотечественниками. Самыми активными периодами этих контактов были годы правления Михаила Саакашвили, который раздавал грузинские паспорта выходцам из Турции. И только протестные настроения в стране заставили Саакашвили завершить процесс раздачи паспортов. Именно в период правления Саакашвили в Аджарию начали проникать так называемые «турецкие эмиссары», которые вели активную деятельность среди местного населения, открывая медресе, исламские образовательные и духовные центры, правда, большинство этих заведений под давлением общественности были закрыты, однако, Турция продолжает оставаться влиятельной силой в регионе, а прочные политические и экономические связи между Турцией и Грузией сдерживают Тбилиси от решительных действий по устранению турецкого фактора в автономии. Между тем многие грузинские общественники, эксперты и политики бьют тревогу. По их мнению, аджарские мусульмане неосознанно становятся «пятой колонной» Анкары в Грузии. Заметим, что все это происходит на фоне формирования идентичности этой картвельской субгруппы. Формирование идентичности аджарцев происходит в условиях сложнейших исторических процессов. Исламизация, в том числе добровольная, частичная тюркизация, языковая ассимиляция, взаимодействие культур, социальные и этнопсихологические аспекты, миграционные процессы, сохранение исторической памяти, все это привело к тому, что большинство аджарских мусульман рассматривают себя в качестве отдельной этнической единицы. В то же время аджарцы выстраивают этническую концепцию, согласно которой, они не только грузины, но также мусульмане-сунниты. Данную концепцию активно поддерживают турецкие научные круги, полагая, что аджарцы должны опираться не на своё этническое происхождение, а на религиозное, которое, по мнению турецких ученых, остаётся основным фактором сближения турок и грузинского субэтноса. Не удивительно, что ежегодно в Стамбуле и Анкаре проходят конференции и круглые столы на тему взаимоотношений Турции и Аджарской автономии. А турецкие националисты и вовсе рассматривают Батуми как часть Турции и требуют от властей не только активизировать связи с аджарскими мусульманами, но и защищать интересы последних, поддерживая их религиозные нужды. Сложно сказать, осознают ли сами аджарские мусульмане опасность того, что религиозный фактор может стать причиной полного отторжения автономии от Грузии. Если аджарцы осознают данную опасность, то традиционный ислам не должен становиться инструментом влияния в руках пришлых агитаторов, если же не осознают, то власти Грузии имеют полное право защитить автономию от внешних угроз. Павел Зельный, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»