✔ Медведев: инфляция снижается, а под санкциями Россия развивается - «Новости дня»
Раиса 5-03-2017, 06:03 193 Новости дняГлавным форумом регионов в России считается Сочинский. С этого года он перенесен с осени на зиму. Сочинский горный кластер. Высота – 1389. Здесь премьер Медведев собрал на полях — точнее в горах — форума губернаторов. Почему именно там? Об этом Дмитрий Медведев рассказал в эксклюзивном интервью "Вестям в субботу".
"В новогодний сезон здесь заполняемость — 99-100%. И летом заполняемость отелей Красной поляны вышла на уровень в 50-60%, а для лета это очень высокий показатель", — рассказывает Дмитрий Медведев.
- То есть вы довольны тем, что перенесли сроки Сочинского форума с осени?
- Мне кажется, у нас должен быть зимний форум. У нас есть прекрасные весенние форумы. В Петербурге. Осенью у нас Восточный форум на Дальнем Востоке. А зимний форум прекрасно ложится на Сочи, на Красную поляну.
- Забегая вперед, под этим солнышком губернаторам дали жару.
Сначала, впрочем, премьер устроил проверку на физподготовку своим заместителям и министрам. В лыжнице угадывается вице-премьер Ольга Голодец. В лыжниках — сам председатель правительства, глава Минтруда Топилин, Минприроды Донской, Минтранспорта Соколов. А вот и как никогда улыбчивый министр финансов Силуанов.
Впрочем, взглянем на него уже в президиуме и на то, как на глазах менялись выражения лиц тех самых губернаторов. Им от главы Минфин — но сначала от премьера-министра — им досталось по полной.
- Рискну и применю к вам прилагательное "коварный".
- Зачем? — поинтересовался премьер-министр.
- В такую красоту приглашаете губернаторов. Они расслабленные сюда приезжают. И вы им тут про бюджетную дисциплину такое говорите. Я слышал начало. Главное, что по всей стране нарушения: Хакасия, Кабардино-Балкария, Орловщина… Что это вы так за губернаторов взялись? Коварно!
- Мы же все наследники Византийской империи, поэтому у нас свои методы общения.
А если серьезно, то главная тема была — долг региональных бюджетов. В сравнении с некоторыми нашими регионами даже Греция — образец финансовой дисциплины.
- Но при этом у богатых регионов есть возможность и оставлять себе побольше теперь, да, по новым правилам?
- Конечно. Но у них и доходная база другая, — отметил Медведев.
Впрочем, этот давно назревший разговор сейчас идет и в другой атмосфере. Многим губернаторам, конечно, досталось, но в целом нынешний Сочинский форум проходил не только в новые сроки, но и в другом настроении.
"Настроения, мне кажется, хорошие. Они отвечают тому времени года, в которое мы с вами встречаемся, и той погоде, во время которой записываем интервью. Почему?" — задается вопросом Дмитрий Медведев.
- Она стала меняться — наступает весна.
- Погода действительно в экономике меняется. Совершенно очевидно, что наша экономика вошла — пока еще может, не так уверенно — все-таки в стадию роста. Падение закончилось. В этом году мы ожидаем роста экономики в пределах от 1 до 2%. Это уже очень неплохо, потому что это в целом европейский уровень роста, хотя хотелось бы больше. И та программа, которую мы сейчас готовим, план действий правительства на период до 2025 года, нацелена именно на трехпроцентный и более рост нашей экономики с тем, чтобы перекрыть мировые цифры по ростку экономики, Также очень важно, что мы все-таки сумели совладать с инфляцией. Еще в какой-то относительно недавний момент нам казалось, что инфляция снова разбушевалась после девальвации рубля.
- В 2014 году она была двузначная.
- Да, была двузначная, к сожалению. И это сильно ударило по доходам населения. Но сейчас инфляция под контролем. Низкая инфляция — это дешевые кредиты, нормальный уровень доходов, когда они не обесцениваются в результате слишком быстрого роста цен. У нас инфляция на этот года запланирована в 4%. Если мы выйдем на этот уровень, то это будет самый низкий уровень за всю историю нашей страны, начиная с 1991 года, то есть с тех пор, как мы живем в условиях рыночной экономики.
Вот для того чтобы регионы расширяли свою доходную базу, премьер и готов пойти на то, чтобы одновременно с повышением бюджетной дисциплины избавить их от, как он выразился, "поводка", когда даже то, что регионы тратят сами, на 95% зарегулировано центром.
- Говоря о поводке. Над нами летает коптер и снимает нас. Не так давно законодатели федеральные приняли решение о том, чтобы для управления таким мини-вертолетом с видеокамерами требуется лицензия пилота. Но, правда, никто не подумал о то, что это хорошо бы сопроводить подзаконными актами. И вот сейчас, строго говоря, эта штука над нами висит незаконно. Вы недавно сами выступали перед сенаторами и призвали их к более консервативному подходу к законотворчеству. В частности, вот такие ситуации имели в виду?
- Я имел в виду следующее. Дело не в том, что наше законотворчество не слишком консервативно. Нам нужно не консервативное законотворчество. Нам нужен консервативный порядок изменения и принятия законов, чтобы не менялось через полгода и не пересматривалось, — отметил Дмитрий Медведев.
- Или принималась история про коптер, но к ней же сразу о том, как эту инструкцию получать.
- Чтобы не принимались решения, которые идут вразрез с ранее принятыми.
Особенно бережно Медведев призывает обращаться с Гражданским и Земельным кодексами. Но есть ведь и кодекс Налоговый. В интервью "Вестям в субботу" он подтвердил: мораторий на изменения в налогах, объявленный президентом, в силе. Но дискуссии о том, что делать после 2018 года, действительно идут. Однако на то сквозной темой всего нынешнего форума и была предсказуемость, что премьер действительно был готов четко обозначить, о чем идут дискуссии: пригласить к диалогу, но и отмести домыслы.
- Вы в своем выступлении на пленарном заседании упомянули несколько идей, которые прорабатываются в рамках комплексного плана до 2025 года. Такой горизонт серьезный?
- Мы должны смотреть вдаль.
- Я бы сказал, в электоральный цикл.
- Дело в том, что любые планы выходят за пределы любого электорального цикла. Дело не в нас конкретно, а в том, чтобы мы понимали, на основании каких идей будет развиваться страна в ближайшие годы.
Оставим за скобками темы, интересные, скорее, бизнесменам: например, "хеджирование валютных рисков". Обратимся к тому, что понятно — а то и памятно — практически всем.
- Была еще одна идея, которая появилась недавно, — это продажа облигаций гражданам России. Помню, бабушка у меня открывала газету – это было в конце 70-х годов – а там облигации советского правительства. Кто-то выигрывал.
- Нет, вы сразу таких параллелей-то не проводите. Мы не советское правительство. И у нас никогда не было цели размещать государственные облигации, как это было сделано в конце 40-х годов. А я напомню тем, кто не помнит, об этом периоде, кто не читал о нем, не изучал в курсе истории партии.
- Или не наблюдал за своей бабушкой.
- Да, или не наблюдал за бабушкой. Тогда подписка на государственные облигации была обязательной. Тебе часть зарплаты выдавали облигациями. Мы понимаем, что это означает. Любые идеи, любые долговые обязательства, будь то государственные обязательства или обязательства частных компаний, могут сейчас распространяться только на добровольных началах. Хочешь покупай, хочешь не покупай. Люди у нас покупают акции, различного рода облигации, надеются получить по ним доход. Но, в принципе, ничего нового в идее выпуска гособлигаций нет, как, собственно, и в том, чтобы прибегать к внутренним заимствованиям на рынке. Но, еще раз подчеркиваю, это всегда выбор конкретного человека.
Опять же какие будут номиналы у этих облигаций, надо еще дообсудить. Но зато уже понятно другое: то, что к чему премьер вернулся недавно на заседании правительства, но что впервые сформулировал, отвечая на вопросы "Вестей в субботу".
"Мы должны приготовиться к тому, что будем жить в условиях санкций неопределенно долго. Посмотрите, что делают наши друзья за океаном и в Европе? Они эти санкции увековечивают, выносят массу законов помимо всяких исполнительных указов, которые Обама напринимал", — подчеркнул Медведев.
- Вы имеете в виду законы Конгресса?
- Они пытаются принять законы, которые эти санкции сделают постоянными. Наподобие поправки Джексона — Вэника или еще покруче. Вот поэтому в этом смысле нам рассчитывать на их какую-то милость не приходится. Да нам это и не нужно, потому что мы в условиях санкций, как доказал опыт последних двух лет, способны развиваться. И на самом деле развиваться неплохо. Потому что все, чего мы достигли и в промышленности, и в сельском хозяйстве, сделано не благодаря, а вопреки.
Главным форумом регионов в России считается Сочинский. С этого года он перенесен с осени на зиму. Сочинский горный кластер. Высота – 1389. Здесь премьер Медведев собрал на полях — точнее в горах — форума губернаторов. Почему именно там? Об этом Дмитрий Медведев рассказал в эксклюзивном интервью "Вестям в субботу". "В новогодний сезон здесь заполняемость — 99-100%. И летом заполняемость отелей Красной поляны вышла на уровень в 50-60%, а для лета это очень высокий показатель", — рассказывает Дмитрий Медведев. - То есть вы довольны тем, что перенесли сроки Сочинского форума с осени? - Мне кажется, у нас должен быть зимний форум. У нас есть прекрасные весенние форумы. В Петербурге. Осенью у нас Восточный форум на Дальнем Востоке. А зимний форум прекрасно ложится на Сочи, на Красную поляну. - Забегая вперед, под этим солнышком губернаторам дали жару. Сначала, впрочем, премьер устроил проверку на физподготовку своим заместителям и министрам. В лыжнице угадывается вице-премьер Ольга Голодец. В лыжниках — сам председатель правительства, глава Минтруда Топилин, Минприроды Донской, Минтранспорта Соколов. А вот и как никогда улыбчивый министр финансов Силуанов. Впрочем, взглянем на него уже в президиуме и на то, как на глазах менялись выражения лиц тех самых губернаторов. Им от главы Минфин — но сначала от премьера-министра — им досталось по полной. - Рискну и применю к вам прилагательное "коварный". - Зачем? — поинтересовался премьер-министр. - В такую красоту приглашаете губернаторов. Они расслабленные сюда приезжают. И вы им тут про бюджетную дисциплину такое говорите. Я слышал начало. Главное, что по всей стране нарушения: Хакасия, Кабардино-Балкария, Орловщина… Что это вы так за губернаторов взялись? Коварно! - Мы же все наследники Византийской империи, поэтому у нас свои методы общения. А если серьезно, то главная тема была — долг региональных бюджетов. В сравнении с некоторыми нашими регионами даже Греция — образец финансовой дисциплины. - Но при этом у богатых регионов есть возможность и оставлять себе побольше теперь, да, по новым правилам? - Конечно. Но у них и доходная база другая, — отметил Медведев. Впрочем, этот давно назревший разговор сейчас идет и в другой атмосфере. Многим губернаторам, конечно, досталось, но в целом нынешний Сочинский форум проходил не только в новые сроки, но и в другом настроении. "Настроения, мне кажется, хорошие. Они отвечают тому времени года, в которое мы с вами встречаемся, и той погоде, во время которой записываем интервью. Почему?" — задается вопросом Дмитрий Медведев. - Она стала меняться — наступает весна. - Погода действительно в экономике меняется. Совершенно очевидно, что наша экономика вошла — пока еще может, не так уверенно — все-таки в стадию роста. Падение закончилось. В этом году мы ожидаем роста экономики в пределах от 1 до 2%. Это уже очень неплохо, потому что это в целом европейский уровень роста, хотя хотелось бы больше. И та программа, которую мы сейчас готовим, план действий правительства на период до 2025 года, нацелена именно на трехпроцентный и более рост нашей экономики с тем, чтобы перекрыть мировые цифры по ростку экономики, Также очень важно, что мы все-таки сумели совладать с инфляцией. Еще в какой-то относительно недавний момент нам казалось, что инфляция снова разбушевалась после девальвации рубля. - В 2014 году она была двузначная. - Да, была двузначная, к сожалению. И это сильно ударило по доходам населения. Но сейчас инфляция под контролем. Низкая инфляция — это дешевые кредиты, нормальный уровень доходов, когда они не обесцениваются в результате слишком быстрого роста цен. У нас инфляция на этот года запланирована в 4%. Если мы выйдем на этот уровень, то это будет самый низкий уровень за всю историю нашей страны, начиная с 1991 года, то есть с тех пор, как мы живем в условиях рыночной экономики. Вот для того чтобы регионы расширяли свою доходную базу, премьер и готов пойти на то, чтобы одновременно с повышением бюджетной дисциплины избавить их от, как он выразился, "поводка", когда даже то, что регионы тратят сами, на 95% зарегулировано центром. - Говоря о поводке. Над нами летает коптер и снимает нас. Не так давно законодатели федеральные приняли решение о том, чтобы для управления таким мини-вертолетом с видеокамерами требуется лицензия пилота. Но, правда, никто не подумал о то, что это хорошо бы сопроводить подзаконными актами. И вот сейчас, строго говоря, эта штука над нами висит незаконно. Вы недавно сами выступали перед сенаторами и призвали их к более консервативному подходу к законотворчеству. В частности, вот такие ситуации имели в виду? - Я имел в виду следующее. Дело не в том, что наше законотворчество не слишком консервативно. Нам нужно не консервативное законотворчество. Нам нужен консервативный порядок изменения и принятия законов, чтобы не менялось через полгода и не пересматривалось, — отметил Дмитрий Медведев. - Или принималась история про коптер, но к ней же сразу о том, как эту инструкцию получать. - Чтобы не принимались решения, которые идут вразрез с ранее принятыми. Особенно бережно Медведев призывает обращаться с Гражданским и Земельным кодексами. Но есть ведь и кодекс Налоговый. В интервью "Вестям в субботу" он подтвердил: мораторий на изменения в налогах, объявленный президентом, в силе. Но дискуссии о том, что делать после 2018 года, действительно идут. Однако на то сквозной темой всего нынешнего форума и была предсказуемость, что премьер действительно был готов четко обозначить, о чем идут дискуссии: пригласить к диалогу, но и отмести домыслы. - Вы в своем выступлении на пленарном заседании упомянули несколько идей, которые прорабатываются в рамках комплексного плана до 2025 года. Такой горизонт серьезный? - Мы должны смотреть вдаль. - Я бы сказал, в электоральный цикл. - Дело в том, что любые планы выходят за пределы любого электорального цикла. Дело не в нас конкретно, а в том, чтобы мы понимали, на основании каких идей будет развиваться страна в ближайшие годы. Оставим за скобками темы, интересные, скорее, бизнесменам: например, "хеджирование валютных рисков". Обратимся к тому, что понятно — а то и памятно — практически всем. - Была еще одна идея, которая появилась недавно, — это продажа облигаций гражданам России. Помню, бабушка у меня открывала газету – это было в конце 70-х годов – а там облигации советского правительства. Кто-то выигрывал. - Нет, вы сразу таких параллелей-то не проводите. Мы не советское правительство. И у нас никогда не было цели размещать государственные облигации, как это было сделано в конце 40-х годов. А я напомню тем, кто не помнит, об этом периоде, кто не читал о нем, не изучал в курсе истории партии. - Или не наблюдал за своей бабушкой. - Да, или не наблюдал за бабушкой. Тогда подписка на государственные облигации была обязательной. Тебе часть зарплаты выдавали облигациями. Мы понимаем, что это означает. Любые идеи, любые долговые обязательства, будь то государственные обязательства или обязательства частных компаний, могут сейчас распространяться только на добровольных началах. Хочешь покупай, хочешь не покупай. Люди у нас покупают акции, различного рода облигации, надеются получить по ним доход. Но, в принципе, ничего нового в идее выпуска гособлигаций нет, как, собственно, и в том, чтобы прибегать к внутренним заимствованиям на рынке. Но, еще раз подчеркиваю, это всегда выбор конкретного человека. Опять же какие будут номиналы у этих облигаций, надо еще дообсудить. Но зато уже понятно другое: то, что к чему премьер вернулся недавно на заседании правительства, но что впервые сформулировал, отвечая на вопросы "Вестей в субботу". "Мы должны приготовиться к тому, что будем жить в условиях санкций неопределенно долго. Посмотрите, что делают наши друзья за океаном и в Европе? Они эти санкции увековечивают, выносят массу законов помимо всяких исполнительных указов, которые Обама напринимал", — подчеркнул Медведев. - Вы имеете в виду законы Конгресса? - Они пытаются принять законы, которые эти санкции сделают постоянными. Наподобие поправки Джексона — Вэника или еще покруче. Вот поэтому в этом смысле нам рассчитывать на их какую-то милость не приходится. Да нам это и не нужно, потому что мы в условиях санкций, как доказал опыт последних двух лет, способны развиваться. И на самом деле развиваться неплохо. Потому что все, чего мы достигли и в промышленности, и в сельском хозяйстве, сделано не благодаря, а вопреки.