✔ Плохие начальники — это хорошие люди со слабостями. Как ужиться со злым боссом - «Новости Дня»
Лилиана 12-04-2017, 15:00 193 Мир / Россия / Нижний Новгород
ПОХОЖИЕ
По данным опроса «Состояние рабочей среды», проведенного Институтом Гэллапа, в США половина всех служащих на определенном этапе уходят с работы, так как не хотят видеть своего начальника.
Понять и простить или изо всех сил оказывать сопротивление — сотрудница одной из ведущих технологических компаний США долго пыталась выбрать правильную стратегию поведения с новым начальником. Бывший босс перешел на работу в другую фирму, а управление текущим проектом перешло в руки Питеру — человеку, которому не нравился никто из унаследованной им команды.
Он вел себя высокомерно, вмешивался в каждую мелочь и готов был отклонить любую идею, рожденную не в его светлой голове. Вполне естественно, что в компании началась волна сокращений.
Исследования состояния рабочей среды, проведенные Институтом Гэллапа, доказали: между энтузиазмом — то есть мотивацией и стремлением достичь поставленных целей — и взаимоотношениями с руководством прослеживается четкая связь. При том, что 77% сотрудников, утверждавших, что испытывают трудовое рвение, говорили о взаимодействии с руководителями в положительном ключе, лишь 23% «немотивированных» и 4% «совершенно не заинтересованных» могли сказать то же самое. Институт Гэллапа выявил, что по всему миру «энтузиастами» могут считаться только 13% сотрудников. Это настораживает, поскольку именно они — ключ к успеху компании.
Но, в каких бы грехах ни был повинен босс, одна из главных задач сотрудника, если, конечно, он дорожит своим местом и его устраивает то, чем он занимается — наладить отношения с ним. Некоторые советы о том, как можно наладить отношения с плохим начальником, дали эксперты Harvard Business Russia.
1. Поставьте себя на место руководителя
Плохие начальники, как правило, — это хорошие люди со своими слабостями, но им приходится руководить другими, и это делает их уязвимыми. Поэтому надо обратить внимание не только на их поведение, но и на причины их поступков.
Исследования подтверждают, что эмпатия может в корне изменить отношения между руководителем и подчиненным. Стивен Кови и Дэниел Гоулман считают, что этот элемент эмоционального интеллекта важен для решения межличностных проблем. Действенность такой стратегии признает и нейробиология: зеркальные нейроны мозга побуждают людей отвечать друг другу взаимностью. Так что, если вы проявите понимание, ваш шеф, возможно, поведет себя так же, и вы оба будете в выигрыше.
Казалось бы, нелегко отнестись с пониманием к начальнику, который вам несимпатичен. Однако Гоулман уже давно показал, что эмпатии можно обучиться. В исследованиях других ученых, в частности специалистов из Клиники Меннингера, говорится, что, если сопереживать осознанно, можно глубже проникнуть в чужие эмоции.
2. Проанализируйте собственное поведение
Вы можете быть сколько угодно профессионалом своего дела, но стоит помнить: ошибки свойственны каждому. Поэтому, прежде чем в очередной раз спускаться в курилку, держа в голове пару-тройку ругательств в адрес начальника, подумайте, все ли вы сделали правильно, включите критическое мышление. Быть может, претензии руководителя не беспочвенны?
Признав, что вы можете быть неправы, осознав, в чем именно, и скорректировав свои действия, вы сумеете спасти ваш «союз» со «злым» боссом.
Начните с простого самоанализа. Постарайтесь по возможности беспристрастно обдумать замечания шефа. В чем вы должны исправиться? Какие особенности вашего поведения и результаты работы могли бы вызывать его раздражение? Кроме того, задайтесь вопросом, что может приводить к конфликту.
Далее понаблюдайте за коллегами и посоветуйтесь с теми, кто ладит с шефом. Постарайтесь вникнуть в предпочтения руководителя и особенности его характера, поищите чувствительные точки и подумайте, как изменить свое поведение. Но, общаясь с сослуживцами, аккуратно подбирайте формулировки. Не задавайте вопрос, почему начальник вечно вас перебивает, лучше спросите: «Откуда ты знаешь, говорить тебе или молчать? Как ты понимаешь, когда надо вмешаться, а когда — нет? Как ты выражаешь свое несогласие?»
3. Позвольте шефу изменить ситуацию
Если даже после критического самоанализа, вы понимаете, что отношения с руководством рушатся мне только по вашей вине, нужно об этом открыто заявить руководителю и предложить найти совместный выход из сложившейся ситуации.
Подходящей ситуацией для откровенного разговора может стать, например, совместная поездка на встречу с партнером. Обычно специалисты по урегулированию конфликтов рекомендуют вести беседы подобного содержания в неофициальной обстановке, когда руководитель не сможет перебить вас и вам обоим будет неудобно встать и уйти. Чтобы беседа была конструктивной, люди должны ощущать себя «в безопасности». Например, можно пригласить начальника в тот ресторан, где вы едва ли встретите коллег. Скажите, что хотели бы обсудить с ним вне офиса некоторые личные вопросы. Если из-за возникших между вами разногласий были сорваны сроки выполнения работы, предложите поговорить о последствиях этого срыва для других проектов. Дайте боссу понять, что разговор будет серьезным и его не избежать. Если вы просто скажете, что хотели бы поговорить о ваших с ним личных отношениях, у него могут найтись более важные дела.
Вероятно, начиная диалог, вы обнаружите, что начальнику невдомек, до какой степени вы раздосадованы.
4. Поднимите бунт
Если вы не можете добиться результата, скорректировав собственное поведение или нащупав ниточки взаимодействия с шефом, и если ваши коллеги тоже испытывают дискомфорт, стоит сообщить об этом вышестоящему начальству и в отдел персонала.
Но, став на эту тропу, нужно запастись весомыми доказательствами того, что ваш босс несет ответственность за возникшую ситуацию — что именно из-за его манеры руководства и поведения в конечном итоге пострадают команда, подразделение и вся организация. Будьте готовы пригрозить компании судом. Понадобятся документальные подтверждения того, что ваш начальник избрал неверную тактику и негативно влияет на рабочий процесс: показания свидетелей, переписка, указывающие на нарушения корпоративных правил и инструкций. Чем больше людей согласится официально заявить о претензиях, сходных с вашими, и представить схожие доводы, тем труднее будет высшему руководству игнорировать или отрицать проблему.
5. Выжидайте или уходите
Если ничто из перечисленного не помогает вам наладить контакт с руководителем и нет предпосылок для коллективных акций, выходов почти не остается.
Чаще всего в таких случаях люди продолжают работать абы как и стараются пореже сталкиваться с боссом. Всегда есть надежда, что он уйдет сам. Однако учтите, что, заняв выжидательную позицию, нужно назначить себе конечный срок, иначе ожидание превратится в образ жизни — и вы почувствуете себя лишним, разочаруетесь в работе и даже озлобитесь. Это может сказаться и на прочих сферах жизни, привести к депрессии и различным психосоматическим расстройствам.
Самым разумным будет поискать другую работу. Отредактируйте резюме, свяжитесь с хедхантерами, обзаведитесь рекомендациями и начинайте ходить на собеседования. Вы не виноваты в том, что у вас плохой начальник, но если вы остаетесь при нем — это будет ваша вина.
По данным опроса «Состояние рабочей среды», проведенного Институтом Гэллапа, в США половина всех служащих на определенном этапе уходят с работы, так как не хотят видеть своего начальника. Понять и простить или изо всех сил оказывать сопротивление — сотрудница одной из ведущих технологических компаний США долго пыталась выбрать правильную стратегию поведения с новым начальником. Бывший босс перешел на работу в другую фирму, а управление текущим проектом перешло в руки Питеру — человеку, которому не нравился никто из унаследованной им команды. Он вел себя высокомерно, вмешивался в каждую мелочь и готов был отклонить любую идею, рожденную не в его светлой голове. Вполне естественно, что в компании началась волна сокращений. Исследования состояния рабочей среды, проведенные Институтом Гэллапа, доказали: между энтузиазмом — то есть мотивацией и стремлением достичь поставленных целей — и взаимоотношениями с руководством прослеживается четкая связь. При том, что 77% сотрудников, утверждавших, что испытывают трудовое рвение, говорили о взаимодействии с руководителями в положительном ключе, лишь 23% «немотивированных» и 4% «совершенно не заинтересованных» могли сказать то же самое. Институт Гэллапа выявил, что по всему миру «энтузиастами» могут считаться только 13% сотрудников. Это настораживает, поскольку именно они — ключ к успеху компании. Но, в каких бы грехах ни был повинен босс, одна из главных задач сотрудника, если, конечно, он дорожит своим местом и его устраивает то, чем он занимается — наладить отношения с ним. Некоторые советы о том, как можно наладить отношения с плохим начальником, дали эксперты Harvard Business Russia. 1. Поставьте себя на место руководителя Плохие начальники, как правило, — это хорошие люди со своими слабостями, но им приходится руководить другими, и это делает их уязвимыми. Поэтому надо обратить внимание не только на их поведение, но и на причины их поступков. Исследования подтверждают, что эмпатия может в корне изменить отношения между руководителем и подчиненным. Стивен Кови и Дэниел Гоулман считают, что этот элемент эмоционального интеллекта важен для решения межличностных проблем. Действенность такой стратегии признает и нейробиология: зеркальные нейроны мозга побуждают людей отвечать друг другу взаимностью. Так что, если вы проявите понимание, ваш шеф, возможно, поведет себя так же, и вы оба будете в выигрыше. Казалось бы, нелегко отнестись с пониманием к начальнику, который вам несимпатичен. Однако Гоулман уже давно показал, что эмпатии можно обучиться. В исследованиях других ученых, в частности специалистов из Клиники Меннингера, говорится, что, если сопереживать осознанно, можно глубже проникнуть в чужие эмоции. 2. Проанализируйте собственное поведение Вы можете быть сколько угодно профессионалом своего дела, но стоит помнить: ошибки свойственны каждому. Поэтому, прежде чем в очередной раз спускаться в курилку, держа в голове пару-тройку ругательств в адрес начальника, подумайте, все ли вы сделали правильно, включите критическое мышление. Быть может, претензии руководителя не беспочвенны? Признав, что вы можете быть неправы, осознав, в чем именно, и скорректировав свои действия, вы сумеете спасти ваш «союз» со «злым» боссом. Начните с простого самоанализа. Постарайтесь по возможности беспристрастно обдумать замечания шефа. В чем вы должны исправиться? Какие особенности вашего поведения и результаты работы могли бы вызывать его раздражение? Кроме того, задайтесь вопросом, что может приводить к конфликту. Далее понаблюдайте за коллегами и посоветуйтесь с теми, кто ладит с шефом. Постарайтесь вникнуть в предпочтения руководителя и особенности его характера, поищите чувствительные точки и подумайте, как изменить свое поведение. Но, общаясь с сослуживцами, аккуратно подбирайте формулировки. Не задавайте вопрос, почему начальник вечно вас перебивает, лучше спросите: «Откуда ты знаешь, говорить тебе или молчать? Как ты понимаешь, когда надо вмешаться, а когда — нет? Как ты выражаешь свое несогласие?» 3. Позвольте шефу изменить ситуацию Если даже после критического самоанализа, вы понимаете, что отношения с руководством рушатся мне только по вашей вине, нужно об этом открыто заявить руководителю и предложить найти совместный выход из сложившейся ситуации. Подходящей ситуацией для откровенного разговора может стать, например, совместная поездка на встречу с партнером. Обычно специалисты по урегулированию конфликтов рекомендуют вести беседы подобного содержания в неофициальной обстановке, когда руководитель не сможет перебить вас и вам обоим будет неудобно встать и уйти. Чтобы беседа была конструктивной, люди должны ощущать себя «в безопасности». Например, можно пригласить начальника в тот ресторан, где вы едва ли встретите коллег. Скажите, что хотели бы обсудить с ним вне офиса некоторые личные вопросы. Если из-за возникших между вами разногласий были сорваны сроки выполнения работы, предложите поговорить о последствиях этого срыва для других проектов. Дайте боссу понять, что разговор будет серьезным и его не избежать. Если вы просто скажете, что хотели бы поговорить о ваших с ним личных отношениях, у него могут найтись более важные дела. Вероятно, начиная диалог, вы обнаружите, что начальнику невдомек, до какой степени вы раздосадованы. 4. Поднимите бунт Если вы не можете добиться результата, скорректировав собственное поведение или нащупав ниточки взаимодействия с шефом, и если ваши коллеги тоже испытывают дискомфорт, стоит сообщить об этом вышестоящему начальству и в отдел персонала. Но, став на эту тропу, нужно запастись весомыми доказательствами того, что ваш босс несет ответственность за возникшую ситуацию — что именно из-за его манеры руководства и поведения в конечном итоге пострадают команда, подразделение и вся организация. Будьте готовы пригрозить компании судом. Понадобятся документальные подтверждения того, что ваш начальник избрал неверную тактику и негативно влияет на рабочий процесс: показания свидетелей, переписка, указывающие на нарушения корпоративных правил и инструкций. Чем больше людей согласится официально заявить о претензиях, сходных с вашими, и представить схожие доводы, тем труднее будет высшему руководству игнорировать или отрицать проблему. 5. Выжидайте или уходите Если ничто из перечисленного не помогает вам наладить контакт с руководителем и нет предпосылок для коллективных акций, выходов почти не остается. Чаще всего в таких случаях люди продолжают работать абы как и стараются пореже сталкиваться с боссом. Всегда есть надежда, что он уйдет сам. Однако учтите, что, заняв выжидательную позицию, нужно назначить себе конечный срок, иначе ожидание превратится в образ жизни — и вы почувствуете себя лишним, разочаруетесь в работе и даже озлобитесь. Это может сказаться и на прочих сферах жизни, привести к депрессии и различным психосоматическим расстройствам. Самым разумным будет поискать другую работу. Отредактируйте резюме, свяжитесь с хедхантерами, обзаведитесь рекомендациями и начинайте ходить на собеседования. Вы не виноваты в том, что у вас плохой начальник, но если вы остаетесь при нем — это будет ваша вина.