✔ Ошибки бывают правильные и фатальные: что нельзя и что нужно позволять сотрудникам - «Новости Дня»
Эрнест 12-05-2017, 04:00 193 Мир / Россия / Красноярск
ПОХОЖИЕ
Говорят, малейшие ошибки могут дорого обойтись бизнесу. Отчасти это правда, но бывают и такие промахи, которые могут лишь пойти на пользу компании.
«В быстрорастущей компании все процессы очень динамичные, поэтому и возможность совершения ошибки возникает чаще. Ошибки — важная часть процесса принятия решений, и если они не совершаются, значит, команда работает не в полную силу», — считает Сергей Белоусов, CEO компании Acronis и партнер венчурного фонда Runa Capital.
«Формула-1» наиболее точно показывает идею максимального приложения усилий. Боковое скольжение болида в поворотах не лучшая тактика, но это знак максимальной скорости и борьбы за лучший результат. Это необходимая часть гонки. А срыв в занос, приводящий к аварии, может иметь фатальные последствия. Так же и в бизнесе: ошибки нужны, их полное отсутствие — это скорее плохо, но они не должны становиться катастрофическими.
В каждой компании должна быть индивидуальная стратегия. Критерии этой стратегии описывают, что надо и не надо делать, принимая решения. Это позволяет предотвращать некоторые ошибки и объективно оценивать уже совершенные. Смысл любой активности в ее результате. В некоторых областях этот результат очень легко измерить.
Например, в продажах результаты измеряются в деньгах. Немного сложнее в маркетинге или разработке, но и там тоже можно поставить измеряемые задачи. Очень важно ставить задачи адекватно — они должны быть выполнимыми, но достойными и соответствовать финансовому плану компании. При правильно поставленных измеримых задачах легко принимать решения о том, можно ли прощать совершенные ошибки (и сколько раз подряд).
«В некоторых случаях задачи по какой-то причине временно не выполняются или результат сложно объективно измерить. В таких ситуациях можно оценивать уровень активности человека. Всегда лучше, чтобы был материальный, измеримый результат, но если его нет, то борьба за него значит очень много и является хорошим индикатором того, что можно еще подождать результат», — говорит Белоусов.
Так, к примеру, в Acronis каждый человек, особенно на ключевой позиции, должен обладать набором некоторых качеств: это алертность, быстрое реагирование, внимание к деталям, частота и скорость принятия решений, умение никогда не сдаваться. В других компаниях может быть совершенно другой набор важных качеств.
Соответствие культуре компании очень важный фактор, потому что результат и активность измеряются за достаточно большой период. Человек может и не совершать значительных ошибок или они могут быть не так очевидны, но если он не соответствует культуре компании, его кредит прочности может быть очень мал.
К нехорошим ошибкам может быть отнесено, например, пассивно-агрессивное отношение к задачам.
При принятии решений в динамичном бизнесе часто неочевидно, что правильно. Не всегда решения принимаются продуманно и взвешенно, нередко возникают спорные ситуации. Тем не менее людям в компании надо договариваться, предлагать свои решения, но при этом уметь правильно принимать и чужие.
Не выступая открыто против того, что ему поручают, сотрудник подчиняется, формально берет на себя ответственность, но задачу при этом не выполняет, не борется за результат, удовлетворяя этим — осознанно или нет — свою потребность доказать, что решение было неверным. Подобные ошибки — фактически форма саботажа, который сложно долго позволять.
Еще одна нехорошая ошибка — попытка ограничить точки приложения своих усилий. В небольшом бизнесе не у всех есть четкие задачи. И часто шанс принести пользу компании предоставляется не тому человеку, в чьи обязанности это входит.
Условия быстро развивающегося бизнеса по степени напряженности можно сравнить с военными. Боевая задача часового — охранять и оборонять порученный ему пост. Но если в какой-то момент патрулирования другой военный заметит лиц, приближающихся к запретной границе поста, и просто проигнорирует ситуацию, последствия нельзя будет объяснить тем, что это было не его дежурство.
То же происходит и в бизнесе: если есть возможность включаться в работу, чтобы просто помочь компании не пропустить хорошую возможность, которая в данный момент представилась тебе, то это надо делать. Самые непозволительные ошибки случаются из-за того, что так не происходит.
Человек, который активен, приносит результат и соответствует культуре компании, всегда имеет большой кредит доверия на совершение ошибок. Тем не менее надо смотреть на то, как часто повторяются одни и те же ошибки. Если человек не учится и совершает одинаковые ошибки, пусть они даже небольшие, но повторяются постоянно, это тоже плохо.
Не на всех ошибках надо учиться и не любые ошибки можно допускать. Бывают ситуации, в которых человек совершает ошибки с катастрофическими последствиями.
«Мы всегда поощряем инициативность и решительность, но если человек взял на себя ответственность не согласиться с общим решением, в критической ситуации он должен быть уверен в положительном результате. Ни большой кредит доверия, ни соответствие культуре компании, ни высокая результативность не могут быть оправданием ошибок с критическим экономическим ущербом или серьезными юридическими последствиями для компании», — считает CEO Acronis.
Такие ошибки становятся в большей степени его индивидуальной ответственностью, и иногда их просто нельзя оставлять без действия. Даже непреднамеренные ошибки с катастрофическими последствиями сложно игнорировать.
Еще один достаточно частый случай совершения неприятных и непростительных ошибок — безответственность, нарушение договоренностей и просто лень. Такое отношение не может быть оправдано и такие ошибки нельзя считать неизбежной частью концепции принятия решений.
В любой компании отношение к ошибкам — это часть стратегии. Ошибки случаются, это нормально, и они даже необходимы, но степень их допустимости и толерантности к ним зависит от мотивации человека, его должности, обязательств и масштаба экономического и прочего вреда, нанесенного бизнесу неправильным решением или плохим результатом правильного решения.
Говорят, малейшие ошибки могут дорого обойтись бизнесу. Отчасти это правда, но бывают и такие промахи, которые могут лишь пойти на пользу компании. «В быстрорастущей компании все процессы очень динамичные, поэтому и возможность совершения ошибки возникает чаще. Ошибки — важная часть процесса принятия решений, и если они не совершаются, значит, команда работает не в полную силу», — считает Сергей Белоусов, CEO компании Acronis и партнер венчурного фонда Runa Capital. «Формула-1» наиболее точно показывает идею максимального приложения усилий. Боковое скольжение болида в поворотах не лучшая тактика, но это знак максимальной скорости и борьбы за лучший результат. Это необходимая часть гонки. А срыв в занос, приводящий к аварии, может иметь фатальные последствия. Так же и в бизнесе: ошибки нужны, их полное отсутствие — это скорее плохо, но они не должны становиться катастрофическими. В каждой компании должна быть индивидуальная стратегия. Критерии этой стратегии описывают, что надо и не надо делать, принимая решения. Это позволяет предотвращать некоторые ошибки и объективно оценивать уже совершенные. Смысл любой активности в ее результате. В некоторых областях этот результат очень легко измерить. Например, в продажах результаты измеряются в деньгах. Немного сложнее в маркетинге или разработке, но и там тоже можно поставить измеряемые задачи. Очень важно ставить задачи адекватно — они должны быть выполнимыми, но достойными и соответствовать финансовому плану компании. При правильно поставленных измеримых задачах легко принимать решения о том, можно ли прощать совершенные ошибки (и сколько раз подряд). «В некоторых случаях задачи по какой-то причине временно не выполняются или результат сложно объективно измерить. В таких ситуациях можно оценивать уровень активности человека. Всегда лучше, чтобы был материальный, измеримый результат, но если его нет, то борьба за него значит очень много и является хорошим индикатором того, что можно еще подождать результат», — говорит Белоусов. Так, к примеру, в Acronis каждый человек, особенно на ключевой позиции, должен обладать набором некоторых качеств: это алертность, быстрое реагирование, внимание к деталям, частота и скорость принятия решений, умение никогда не сдаваться. В других компаниях может быть совершенно другой набор важных качеств. Соответствие культуре компании очень важный фактор, потому что результат и активность измеряются за достаточно большой период. Человек может и не совершать значительных ошибок или они могут быть не так очевидны, но если он не соответствует культуре компании, его кредит прочности может быть очень мал. К нехорошим ошибкам может быть отнесено, например, пассивно-агрессивное отношение к задачам. При принятии решений в динамичном бизнесе часто неочевидно, что правильно. Не всегда решения принимаются продуманно и взвешенно, нередко возникают спорные ситуации. Тем не менее людям в компании надо договариваться, предлагать свои решения, но при этом уметь правильно принимать и чужие. Не выступая открыто против того, что ему поручают, сотрудник подчиняется, формально берет на себя ответственность, но задачу при этом не выполняет, не борется за результат, удовлетворяя этим — осознанно или нет — свою потребность доказать, что решение было неверным. Подобные ошибки — фактически форма саботажа, который сложно долго позволять. Еще одна нехорошая ошибка — попытка ограничить точки приложения своих усилий. В небольшом бизнесе не у всех есть четкие задачи. И часто шанс принести пользу компании предоставляется не тому человеку, в чьи обязанности это входит. Условия быстро развивающегося бизнеса по степени напряженности можно сравнить с военными. Боевая задача часового — охранять и оборонять порученный ему пост. Но если в какой-то момент патрулирования другой военный заметит лиц, приближающихся к запретной границе поста, и просто проигнорирует ситуацию, последствия нельзя будет объяснить тем, что это было не его дежурство. То же происходит и в бизнесе: если есть возможность включаться в работу, чтобы просто помочь компании не пропустить хорошую возможность, которая в данный момент представилась тебе, то это надо делать. Самые непозволительные ошибки случаются из-за того, что так не происходит. Человек, который активен, приносит результат и соответствует культуре компании, всегда имеет большой кредит доверия на совершение ошибок. Тем не менее надо смотреть на то, как часто повторяются одни и те же ошибки. Если человек не учится и совершает одинаковые ошибки, пусть они даже небольшие, но повторяются постоянно, это тоже плохо. Не на всех ошибках надо учиться и не любые ошибки можно допускать. Бывают ситуации, в которых человек совершает ошибки с катастрофическими последствиями. «Мы всегда поощряем инициативность и решительность, но если человек взял на себя ответственность не согласиться с общим решением, в критической ситуации он должен быть уверен в положительном результате. Ни большой кредит доверия, ни соответствие культуре компании, ни высокая результативность не могут быть оправданием ошибок с критическим экономическим ущербом или серьезными юридическими последствиями для компании», — считает CEO Acronis. Такие ошибки становятся в большей степени его индивидуальной ответственностью, и иногда их просто нельзя оставлять без действия. Даже непреднамеренные ошибки с катастрофическими последствиями сложно игнорировать. Еще один достаточно частый случай совершения неприятных и непростительных ошибок — безответственность, нарушение договоренностей и просто лень. Такое отношение не может быть оправдано и такие ошибки нельзя считать неизбежной частью концепции принятия решений. В любой компании отношение к ошибкам — это часть стратегии. Ошибки случаются, это нормально, и они даже необходимы, но степень их допустимости и толерантности к ним зависит от мотивации человека, его должности, обязательств и масштаба экономического и прочего вреда, нанесенного бизнесу неправильным решением или плохим результатом правильного решения.