«Я пришел сквозь века и ухожу с победой» - в Ереване вспоминают жертв политических репрессий - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении» » «Новости Дня»

✔ «Я пришел сквозь века и ухожу с победой» - в Ереване вспоминают жертв политических репрессий - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении»




14 июня 2019, 13:52 - NovostiNK 14 июня в Армении на государственном уровне, по инициативе партии «Дашнакцутюн», провозглашено Днем защиты прав безвинно осужденных. Эта дата установлена в память о десятках тысяч репрессированных армян.

NovostiNK предлагает вам познакомиться с именами некоторых выдающихся армян, погибших в ходе репрессий.
В 1937 году в возрасте 38 лет был репрессирован по сталинским спискам и расстрелян по обвинению в антисоветской дейтельности прозаик, киносценарист, переводчик и активист Аксел Бакунц. Дом-музей Акселя Бакунца находится в родном городе драматурга Горис, в доме, где он родился и жил. В музее каждый год проводятся «Бакунцовские дни» посвященные жизни и деятельности драматурга.

В 1920 году в Оренбурге в возрасте 34 лет умирает классик армянской поэзии, общественный деятель Ваан Терьян. Валерий Брюсов называл его наиболее виднейшим поэтом «русской Армении». Прямой вины большевиков за его смерть не было, но они сделали всё, чтобы он умер. В конце 1919 года по направлению Наркомата иностранных дел Терьян поехал в Туркестан и умер в дороге от туберкулёза легких. По свидетельству его внука, известного журналиста Григора Эмина-Терьяна, его мать Нвард Терьян отыскала и опубликовала 62 неизвестных писем своего отца, написанных сестрам Антарам и Марте Мискарян. Родившаяся в Москве и окончившая там главный тогда в СССР юридический вуз — Московский юридический институт (тогда еще не было юридического факультета МГУ) Нвард перевела на русский язык все статьи своего отца и составила сборник «Ваан Терьян: Критика и публицистика», который вышел в свет в Ереване уже после ее смерти. Она же составила сборник лирики Терьяна в Большой серии «Библиотеки поэта» издательства «Советский писатель», в котором сама и сделала подстрочные переводы многих стихотворений. Зная, что Терьян участвовал в похоронах Льва Толстого, она в архиве его музея обнаружила фотографии, с изображением Терьяна. В Ашхабаде она отыскала женщину, которая была свидетелем его последних дней. Любители поэзии именно ей обязаны тем, что получили возможность в ереванском Пантеоне посещать могилу Терьяна, который скончался и был похоронен в Оренбурге. Известен скульптурный памятник, посвященный Терьяну, работы Николая Никогосяна, он установлен в ереванском районе, который в народе назвали «Бангладеш».
Прославленный скульптор, Народный художник СССР Ерванд Кочар, автор символов Еревана – скульптур Вардана Мамиконяна (1975), Давида Сасунского (1959)- в 1936 году вернулся из Парижа в СССР. На родине началась травля, его обвиняли в формализме, что в то время считалось синонимом «врага народа». Тюремное заключение, изоляция его не сломали, но повлияли закрепили трагическое мироощущение. Первая персональная выставка Кочара состоялась в 1965 году, лишь через 30 лет после его возвращения в Армению. Сегодня жители и гости Еревана могут увидеть гениальные произведения Ерванда Семеновича в его музее на проспекте Маштоца, 39/12.
К счастью, в «мясорубке истории» Кочар уцелел,
дожив до 1979 года. Свою роль в его судьбе сыграла и хрущевская «оттепель».
В сентябре 1936 года выдающийся армянский поэт, прозаик и переводчик Егише Чаренц был взят НКВД СССР под домашний арест и обвинён в контрреволюции, национализме, троцкизме и терроризме.



Умер 27 ноября 1937 года в ереванской тюремной больнице. Местонахождение могилы поэта до сих пор точно неизвестно. Посмертно был реабилитирован в 1950-х годах. С установлением в Ереване монумента памяти поэта связана такая история: уже упомянутый Николай Никогосян, только очень юный, шел по Еревану с красивой актрисой. Их увидел Егише Чаренц и стал журить парня, что гуляет со взрослой женщиной не по возрасту. Никогайос был горяч и заносчив и побил Чаренца.

Только спустя годы скульптор узнал, с кем имел дело поздним ереванским вечером. Мучился очень долго, пока в 1985 году не покаялся перед Егише - так в Ереване появился замечательный памятник, расположенный у Шахматного дома. Расположен он у Шахматного дома, на Кольцевом бульваре. Это многофигурная композиция; 40 источников с одной стороны символизирует годы, прожитые Чаренцом, а на огненном обелиске, символизирующем вечность надписаны строки из его произведения: «Я пришел сквозь века и ухожу с победой».
Сведения о расстрелах армянских офицеров содержит книга «Армяне в Первой мировой войне» (1914-1918). Данное издание было подготовлено Институтом социальных и политических исследований Черноморско-Каспийского региона вместе с Национальным архивом Армении (при финансовой поддержке В.Б. Арцруни). Среди них показательна трагическая судьба, постигшая героя Сардарапата, героического участника в войне с Турцией Хачатура (Христофора) Араратова, расстрелянного в 1937 году в Ереване. Герой Первой мировой, награжденный большим количеством наград, Иван Ахвердов, военный министр Республики Армении, начальник штаба армянской армии, с 1922 счетовод Арменторга в Ленинграде, был арестован в 1930 году в Ленинграде по делу «Весна». Расстрелян в 1931 году в Москве, реабилитирован в 1989 году заключением Ленинградской прокураторы.
И Ахвердов, и Араратов – кавалеры святого Георгия IV степени. Иван Васильевич был награжден Орденом св. Георгия 4 степени за то, что "25 го августа 1915 года в бою на р. Серете, командуя отрядом в составе своего (3-го Финляндского стрелкового) полка, составляющего левый боевой участок позиций 3-й Финляндской стрелковой дивизии, на рассвете того же 25-го августа под сильным неприятельским огнем, перейдя со свои отрядом в общее наступление, стремительной атакой выбил противника из двух линий окопов и, продолжая энергичное наступление, достиг его в артиллерийских позиций, с боя взял 30 тяжелых орудий, из которых 12 орудий были вывезены, а остальные за невозможностью вывезти были приведены в негодность. Полковник Ахвердов своей распорядительностью и энергичными действиями в большей мере способствовал успеху отряда дивизии".

«Я пришел сквозь века и ухожу с победой» - в Ереване вспоминают жертв политических репрессий - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении»


Героям тех трагических времен посвящен роман Амаяка Тер-Абрамянца «В ожидании Ковчега», писателя неординарного, в этом повествовании опирающегося не только на историю трагического исхода его отца из Нахичевани, когда он был мальчишкой, но и на архивные документы. Тер-Абрамянц - один из немногих авторов, кто очень хорошо знает историю Белого движения, армянских фидаинов, членов партии «Дашнакцутюн». Этот роман - о развале Кавказского фронта, Геноциде армян, красном терроре, об одном из сложнейших периодов русско-армянской истории с 1917 года по 1921, как писала поэт Нина Габриэлян, о «наиболее скрытом периоде, наиболее подвергшейся идеологической деформации».
Валерия Олюнина

Источник: NovostiNK
Поделитесь с друзьями:

14 июня 2019, 13:52 - NovostiNK 14 июня в Армении на государственном уровне, по инициативе партии «Дашнакцутюн», провозглашено Днем защиты прав безвинно осужденных. Эта дата установлена в память о десятках тысяч репрессированных армян. NovostiNK предлагает вам познакомиться с именами некоторых выдающихся армян, погибших в ходе репрессий. В 1937 году в возрасте 38 лет был репрессирован по сталинским спискам и расстрелян по обвинению в антисоветской дейтельности прозаик, киносценарист, переводчик и активист Аксел Бакунц. Дом-музей Акселя Бакунца находится в родном городе драматурга Горис, в доме, где он родился и жил. В музее каждый год проводятся «Бакунцовские дни» посвященные жизни и деятельности драматурга. В 1920 году в Оренбурге в возрасте 34 лет умирает классик армянской поэзии, общественный деятель Ваан Терьян. Валерий Брюсов называл его наиболее виднейшим поэтом «русской Армении». Прямой вины большевиков за его смерть не было, но они сделали всё, чтобы он умер. В конце 1919 года по направлению Наркомата иностранных дел Терьян поехал в Туркестан и умер в дороге от туберкулёза легких. По свидетельству его внука, известного журналиста Григора Эмина-Терьяна, его мать Нвард Терьян отыскала и опубликовала 62 неизвестных писем своего отца, написанных сестрам Антарам и Марте Мискарян. Родившаяся в Москве и окончившая там главный тогда в СССР юридический вуз — Московский юридический институт (тогда еще не было юридического факультета МГУ) Нвард перевела на русский язык все статьи своего отца и составила сборник «Ваан Терьян: Критика и публицистика», который вышел в свет в Ереване уже после ее смерти. Она же составила сборник лирики Терьяна в Большой серии «Библиотеки поэта» издательства «Советский писатель», в котором сама и сделала подстрочные переводы многих стихотворений. Зная, что Терьян участвовал в похоронах Льва Толстого, она в архиве его музея обнаружила фотографии, с изображением Терьяна. В Ашхабаде она отыскала женщину, которая была свидетелем его последних дней. Любители поэзии именно ей обязаны тем, что получили возможность в ереванском Пантеоне посещать могилу Терьяна, который скончался и был похоронен в Оренбурге. Известен скульптурный памятник, посвященный Терьяну, работы Николая Никогосяна, он установлен в ереванском районе, который в народе назвали «Бангладеш». Прославленный скульптор, Народный художник СССР Ерванд Кочар, автор символов Еревана – скульптур Вардана Мамиконяна (1975), Давида Сасунского (1959)- в 1936 году вернулся из Парижа в СССР. На родине началась травля, его обвиняли в формализме, что в то время считалось синонимом «врага народа». Тюремное заключение, изоляция его не сломали, но повлияли закрепили трагическое мироощущение. Первая персональная выставка Кочара состоялась в 1965 году, лишь через 30 лет после его возвращения в Армению. Сегодня жители и гости Еревана могут увидеть гениальные произведения Ерванда Семеновича в его музее на проспекте Маштоца, 39/12. К счастью, в «мясорубке истории» Кочар уцелел, дожив до 1979 года. Свою роль в его судьбе сыграла и хрущевская «оттепель». В сентябре 1936 года выдающийся армянский поэт, прозаик и переводчик Егише Чаренц был взят НКВД СССР под домашний арест и обвинён в контрреволюции, национализме, троцкизме и терроризме. Умер 27 ноября 1937 года в ереванской тюремной больнице. Местонахождение могилы поэта до сих пор точно неизвестно. Посмертно был реабилитирован в 1950-х годах. С установлением в Ереване монумента памяти поэта связана такая история: уже упомянутый Николай Никогосян, только очень юный, шел по Еревану с красивой актрисой. Их увидел Егише Чаренц и стал журить парня, что гуляет со взрослой женщиной не по возрасту. Никогайос был горяч и заносчив и побил Чаренца. Только спустя годы скульптор узнал, с кем имел дело поздним ереванским вечером. Мучился очень долго, пока в 1985 году не покаялся перед Егише - так в Ереване появился замечательный памятник, расположенный у Шахматного дома. Расположен он у Шахматного дома, на Кольцевом бульваре. Это многофигурная композиция; 40 источников с одной стороны символизирует годы, прожитые Чаренцом, а на огненном обелиске, символизирующем вечность надписаны строки из его произведения: «Я пришел сквозь века и ухожу с победой». Сведения о расстрелах армянских офицеров содержит книга «Армяне в Первой мировой войне» (1914-1918). Данное издание было подготовлено Институтом социальных и политических исследований Черноморско-Каспийского региона вместе с Национальным архивом Армении (при финансовой поддержке В.Б. Арцруни). Среди них показательна трагическая судьба, постигшая героя Сардарапата, героического участника в войне с Турцией Хачатура (Христофора) Араратова, расстрелянного в 1937 году в Ереване. Герой Первой мировой, награжденный большим количеством наград, Иван Ахвердов, военный министр Республики Армении, начальник штаба армянской армии, с 1922 счетовод Арменторга в Ленинграде, был арестован в 1930 году в Ленинграде по делу «Весна». Расстрелян в 1931 году в Москве, реабилитирован в 1989 году заключением Ленинградской прокураторы. И Ахвердов, и Араратов – кавалеры святого Георгия IV степени. Иван Васильевич был награжден Орденом св. Георгия 4 степени за то, что "25 го августа 1915 года в бою на р. Серете, командуя отрядом в составе своего (3-го Финляндского стрелкового) полка, составляющего левый боевой участок позиций 3-й Финляндской стрелковой дивизии, на рассвете того же 25-го августа под сильным неприятельским огнем, перейдя со свои отрядом в общее наступление, стремительной атакой выбил противника из двух линий окопов и, продолжая энергичное наступление, достиг его в артиллерийских позиций, с боя взял 30 тяжелых орудий, из которых 12 орудий были вывезены, а остальные за невозможностью вывезти были приведены в негодность. Полковник Ахвердов своей распорядительностью и энергичными действиями в большей мере способствовал успеху отряда дивизии". Героям тех трагических времен посвящен роман Амаяка Тер-Абрамянца «В ожидании Ковчега», писателя неординарного, в этом повествовании опирающегося не только на историю трагического исхода его отца из Нахичевани, когда он был мальчишкой, но и на архивные документы. Тер-Абрамянц - один из немногих авторов, кто очень хорошо знает историю Белого движения, армянских фидаинов, членов партии «Дашнакцутюн». Этот роман - о развале Кавказского фронта, Геноциде армян, красном терроре, об одном из сложнейших периодов русско-армянской истории с 1917 года по 1921, как писала поэт Нина Габриэлян, о «наиболее скрытом периоде, наиболее подвергшейся идеологической деформации». Валерия Олюнина Источник: NovostiNK Поделитесь с друзьями:


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→