Древняя ДНК помогла установить новые факты истории Южной и Центральной Азии - «Европа» » «Новости Дня»

✔ Древняя ДНК помогла установить новые факты истории Южной и Центральной Азии - «Европа»

22 сентября 2019
01:56
Международный коллектив ученых, в который вошли в том числе специалисты из сибирских научных институтов и вузов, уточнил хронологию родословной центральноазиатских и южноазиатских популяций. Это позволяет понять, когда возникло сельское хозяйство и каков был источник распространения индоевропейских языков на территории Южной и Центральной Азии. Результаты самого крупного в истории исследования древней человеческой ДНК, а также первого генома представителя индской цивилизации опубликованы в Science и Cell.
Археологи, антропологи и генетики из разных стран мира проанализировали ранее не изученные геномы 524 древних индивидов, сравнили их с геномами, секвенированными ранее и связали полученные в ходе работы данные с уже имеющимися археологическими, лингвистическими и историческими сведениями. В результате специалисты получили важную информацию о популяциях, которые населяли различные области огромного региона в период от мезолита (около 12 000 лет назад) до железного века (около 2 000 лет назад). Также ученые выяснили взаимосвязь между этими популяциями и группами современных людей, живших на той же территории.
«Эти исследования дают представление о двух наиболее глубоких культурных преобразованиях, происходивших в древней Евразии, — переходе от охоты и собирательства к земледелию и распространении индоевропейских языков, на которых сегодня говорят от Британских островов до Южной Азии, а также о миграции человеческих популяций», — приводит слова соавтора обеих публикаций Вагиша Нарасимхана сайт Института археологии и этнографии СО РАН.

По словам одного из соавторов работы, заведующего кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета доктора исторических наук Алексея Тишкина, сами исследования проводились в течение нескольких лет. Только на оформление самой статьи, которое осуществлялось под патронажем специалистов из Медицинской школы Гарвардского университета (США), ушло больше, чем два года.
Вклад ученых АлтГУ заключался в демонстрации этнокультурной ситуации на Алтае и Обь-Иртышском междуречье в энеолите, ранней и развитой бронзе. Одним из важных моментов является то, что в миграционные процессы, о которых идет речь в статье, было вовлечено и древнее населения юга Западной Сибири. Именно оттуда оказался привнесен в Индию один из компонентов, зафиксированный при палеогенетических исследованиях.
«Основное содержание статьи, кроме демонстрации новых материалов, методов и подходов, отражает три глобальные проблемы: происхождение и распространение индоевропейских языков и их носителей; формирование южноазиатских популяций и решение вопроса о том, кто был основателем цивилизации в долине Инда — Хараппской цивилизации», — говорит Алексей Тишкин, отмечая, что сами статьи — только верхушка научного айсберга, материалы к ним составили более 380 страниц.

По словам ученого, в статье, опубликованной в Science, множество разных фактов и реальных открытий. Например, исследование доказывает, что индоевропейские языки распространялись пастухами с территории евразийской степи (согласно существующей «степной гипотезе»).
«Одним из новых свидетельств в пользу степного происхождения индоевропейских языков служит тот факт, что генетические модели показывают взаимосвязь между представителями индо-иранской и балто-славянской ветвей индоевропейского языка», — отмечается на сайте Института археологии и этнографии СО РАН. — Исследователи обнаружили, что предками современных носителей обеих ветвей были представители подгруппы степных скотоводов, которые почти 5 000 лет назад мигрировали на западные территории, двигаясь в сторону Европы, а в последующие 1 500 лет переместились обратно на восток, в Центральную и Южную Азию".

Ещё несколько доказательств степного происхождения индоевропейских языков было получено после того, как ученые установили, что среди 140 современных популяций Южной Азии в нескольких группах имелось много людей, чьими предками были представители населения зоны степей. Все популяции, генетически связанные со степными группами, за исключением одной, исторически относятся к сообществам жрецов, включая браминов — традиционных хранителей текстов, написанных на древнеиндоевропейском языке санскрите.

22 сентября 2019 01:56 Международный коллектив ученых, в который вошли в том числе специалисты из сибирских научных институтов и вузов, уточнил хронологию родословной центральноазиатских и южноазиатских популяций. Это позволяет понять, когда возникло сельское хозяйство и каков был источник распространения индоевропейских языков на территории Южной и Центральной Азии. Результаты самого крупного в истории исследования древней человеческой ДНК, а также первого генома представителя индской цивилизации опубликованы в Science и Cell. Археологи, антропологи и генетики из разных стран мира проанализировали ранее не изученные геномы 524 древних индивидов, сравнили их с геномами, секвенированными ранее и связали полученные в ходе работы данные с уже имеющимися археологическими, лингвистическими и историческими сведениями. В результате специалисты получили важную информацию о популяциях, которые населяли различные области огромного региона в период от мезолита (около 12 000 лет назад) до железного века (около 2 000 лет назад). Также ученые выяснили взаимосвязь между этими популяциями и группами современных людей, живших на той же территории. «Эти исследования дают представление о двух наиболее глубоких культурных преобразованиях, происходивших в древней Евразии, — переходе от охоты и собирательства к земледелию и распространении индоевропейских языков, на которых сегодня говорят от Британских островов до Южной Азии, а также о миграции человеческих популяций», — приводит слова соавтора обеих публикаций Вагиша Нарасимхана сайт Института археологии и этнографии СО РАН. По словам одного из соавторов работы, заведующего кафедрой археологии, этнографии и музеологии Алтайского государственного университета доктора исторических наук Алексея Тишкина, сами исследования проводились в течение нескольких лет. Только на оформление самой статьи, которое осуществлялось под патронажем специалистов из Медицинской школы Гарвардского университета (США), ушло больше, чем два года. Вклад ученых АлтГУ заключался в демонстрации этнокультурной ситуации на Алтае и Обь-Иртышском междуречье в энеолите, ранней и развитой бронзе. Одним из важных моментов является то, что в миграционные процессы, о которых идет речь в статье, было вовлечено и древнее населения юга Западной Сибири. Именно оттуда оказался привнесен в Индию один из компонентов, зафиксированный при палеогенетических исследованиях. «Основное содержание статьи, кроме демонстрации новых материалов, методов и подходов, отражает три глобальные проблемы: происхождение и распространение индоевропейских языков и их носителей; формирование южноазиатских популяций и решение вопроса о том, кто был основателем цивилизации в долине Инда — Хараппской цивилизации», — говорит Алексей Тишкин, отмечая, что сами статьи — только верхушка научного айсберга, материалы к ним составили более 380 страниц. По словам ученого, в статье, опубликованной в Science, множество разных фактов и реальных открытий. Например, исследование доказывает, что индоевропейские языки распространялись пастухами с территории евразийской степи (согласно существующей «степной гипотезе»). «Одним из новых свидетельств в пользу степного происхождения индоевропейских языков служит тот факт, что генетические модели показывают взаимосвязь между представителями индо-иранской и балто-славянской ветвей индоевропейского языка», — отмечается на сайте Института археологии и этнографии СО РАН. — Исследователи обнаружили, что предками современных носителей обеих ветвей были представители подгруппы степных скотоводов, которые почти 5 000 лет назад мигрировали на западные территории, двигаясь в сторону Европы, а в последующие 1 500 лет переместились обратно на восток, в Центральную и Южную Азию". Ещё несколько доказательств степного происхождения индоевропейских языков было получено после того, как ученые установили, что среди 140 современных популяций Южной Азии в нескольких группах имелось много людей, чьими предками были представители населения зоны степей. Все популяции, генетически связанные со степными группами, за исключением одной, исторически относятся к сообществам жрецов, включая браминов — традиционных хранителей текстов, написанных на древнеиндоевропейском языке санскрите.