✔ Ту армию Советскую будут помнить всегда - «ДНР и ЛНР»
Chapman 24-02-2017, 10:07 193 Мир / ДНР и ЛНРЭтот день – 23 февраля выделен праздничной расцветкой в календаре всего нескольких постсоветских государств – России, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана. А ведь всего лишь четверть века назад это был один из любимейших общенародных праздников, и тут нечему удивляться: мы все, граждане СССР, славили своих родных – отцов, матерей, братьев, сыновей, всех, кто воевал за Родину, кто служил или кому предстояло стать в армейский строй. «Народ и армия – едины» – это ведь не только пропагандистский лозунг был, но и отражение жизненных реалий.
Впрочем, и сегодня даже в тех бывших советских республиках, как Украина, прибалтийские страны, Грузия, где декоммунизаторы-националисты решительно очищают память соотечественников от советского прошлого, многие люди помнят этот день и празднуют его.
Собственно, и при коммунистическом режиме люди легко отделяли пропагандистское мифотворчество от реальной истории. Документально установлено: хрестоматийные победы Красной армии под Нарвой и Псковом в феврале 1918 года – плод воображения тогдашних идеологов. А 23-е число было выбрано, в общем-то, случайно, в связи не с какими-то громкими победами, а с т.н. Днем красного подарка, когда в феврале 1919 г. планировалось провести сбор вещей и денег для обеспечения Красной армии.
Под нужную дату и в дальнейшем подверстывались героические события. Так было, например, с подвигом Александра Матросова. Сегодня известно, что вопреки старым энциклопедиям, герой отдал свою жизнь за товарищей не 23-го, а 27 февраля 1943 г.; известно также, что он не первым из солдат Великой Отечественной закрыл собой амбразуру вражеского дзота.
Подвиг Александра Матросова. Художник В.Е. Памфилов
Не перечислишь всего навороченного пропагандой вокруг биографии героя, который воспитывался миром беспризорников и трудовой колонией, откуда и был призван на фронт. Но характерно: как только стало возможным пересмотреть старые мифы, тут же возникшие ниспровергатели обрушились не на них, мифы, а на героев. Юного воина, отдавшего за Родину жизнь, иные потомки с антисоветской, а то и русофобской душонкой уже который год зовут к ответу за мифотворчество идеологических дельцов прошлого.
Но подвиг-то был! Сила воздействия подвига Матросова была такова, что даже карательных дел мастера, видя разницу между мифом и реальным человеком, отдавали дань памяти ему, реально жившему солдату, а не мифу. 18 октября 1943 г. нарком внутренних дел Л.П. Берия подписал приказ, гласивший: «Особым приказом народного комиссара обороны товарища Сталина отмечен бессмертный подвиг Александра Матросова, который в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками, прорвавшись к вражескому ДЗОТу, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения. В ознаменование героического подвига героя Отечественной войны Александра Матросова, бывшего воспитанника Уфимской трудовой колонии, приказываю… присвоить Уфимской трудовой воспитательной колонии имя Героя Советского Союза Александра Матросова… Обеспечить приведение колонии в образцовый порядок».
Кого только не затронула в постсоветские годы кампания поголовной дегероизации: комбрига Николая Щорса и начдива Василия Чапаева, героев-панфиловцев и Зою Космодемьянскую, разведчика Николая Кузнецова и маршала Георгия Жукова… Нам до сих пор твердят (как совсем недавно это гнусно сделал в отношении Зои некий карикатурист Бильжо), что вражеские амбразуры закрывали своим телом люди примитивные до утраты инстинкта самосохранения; что восемнадцатилетние девчонки-партизанки жгли избы не с целью уничтожения врага, а для возбуждения в народе ненависти к захватчикам; что полководцы Красной армии были ограниченными служаками и добивались побед, лишь заваливая противника трупами собственных солдат...
А почему, собственно, мы должны внимать «ниспровергателям»? Почему, освобождая событие от созданного когда-то пропагандистского кокона, мы должны вычеркивать из памяти само событие? День 23 февраля отложился в исторической памяти народа не сам по себе (многие даты весьма условны), а как факт, удостоверивший рождение Красной армии. В февральские дни 1918-го не было побед, но шло активное формирование ее первых частей, заполнялись первые страницы ее биографии.
В истории нашей армии было разное: Тухачевский – победитель Колчака и Тухачевский – свирепый усмиритель тамбовских крестьян. Майоры, «выдвинутые» репрессиями в командиры дивизии, и генералы армии в 39 лет. Генерал Карбышев и генерал Власов. Гвардейские полки и заградотряды. Танковые клинья Гудериана и сталинградский котел. Советские танки на улицах Праги в 1945-м и в 1968-м… Героическая и трагическая, с невиданным взлетом человеческого духа и тупым солдафонством, со служением народу и обслуживанием интересов властной элиты, вознесенная до небес и оболганная, униженная – все это история нашей армии.
Девять из десяти живущих на постсоветском пространстве помнят 23 февраля столько, сколько помнят себя. Этот день отмечают как праздник и юные пацаны, и молодые мужчины, и старики-ветераны. День 23 февраля всегда был и остается по-хорошему мужским, ибо напоминает об истинно мужском занятии – защите Родины, которое по большому счету возрастных ограничений не знает.
В этой армии служили многие из нас и наших отцов (рубеж 1940–1950-х годов, Крым)
Да и исторические корни у этого праздника такие, что за дымкой дальних времен скрываются. Сколько помнит себя народ, ворог – то степняк, то пес-рыцарь, то галл, то «истинный ариец» – завистливо заглядывался на красоты дивные и богатства великие нашей земли, норовил отхватить от нее кусок. И заступали ему путь дружинники вещего Олега, ратники Александра Невского, чудо-богатыри Суворова, защитники Моонзундских островов – моряки императорского флота, солдаты Великой Отечественной. Пусть в наших мыслях в этот день найдут место Нарва – наставница Петра I и Нарва 1918 года, Москва, «спаленная пожаром» в году 1812-м, и суровая, не покорившаяся Москва 1941-го. Поле Куликово и Прохоровское поле. Русский солдат в Берлине в 1760 году и 185 лет спустя…
Знавало российское воинство разные времена. Было время, когда уподобляли офицерство тем, кто не сеет и не пашет, но есть просит и потому подлежит свирепому сокращению без пенсии, без крыши над головой. В то время принадлежность к армии иными «высоколобыми» экспертами определялась как угроза для умственных способностей будущих светил науки, а советского солдата, полсвета прошедшего с боями, рисовали (да и сейчас подчас рисуют) агрессивным недоумком, не принесшим в Европу ничего, кроме грабежей и насилий. На этом основании рушат памятники в Прибалтике и на Украине, в Венгрии и Польше. Рушат, не желая знать и помнить, что этот самый советский солдат принес на их землю освобождение от германского нацизма.
Для тех граждан, кто в Киеве и Риге, Тбилиси и Варшаве чтит день 23 февраля, кому дорог День Победы 9 мая, это празднование – их ответ на потуги националистов любых мастей лишить людей исторической памяти.
Хорошо, что есть в нашем календаре день, который вбирает в себя память о героических свершениях отечественных ратоборцев всех времен. Он выше сиюминутных политических и идейных пристрастий, его назначение – объединять всех нас уважением к защитнику Отечества. И он объединяет, независимо оттого, по какую сторону границ, переполосовавших нашу некогда единую страну, живут люди, чтящие этот праздник.
Георгий ПАРФЕНОВ
Этот день – 23 февраля выделен праздничной расцветкой в календаре всего нескольких постсоветских государств – России, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана. А ведь всего лишь четверть века назад это был один из любимейших общенародных праздников, и тут нечему удивляться: мы все, граждане СССР, славили своих родных – отцов, матерей, братьев, сыновей, всех, кто воевал за Родину, кто служил или кому предстояло стать в армейский строй. «Народ и армия – едины» – это ведь не только пропагандистский лозунг был, но и отражение жизненных реалий. Впрочем, и сегодня даже в тех бывших советских республиках, как Украина, прибалтийские страны, Грузия, где декоммунизаторы-националисты решительно очищают память соотечественников от советского прошлого, многие люди помнят этот день и празднуют его. Собственно, и при коммунистическом режиме люди легко отделяли пропагандистское мифотворчество от реальной истории. Документально установлено: хрестоматийные победы Красной армии под Нарвой и Псковом в феврале 1918 года – плод воображения тогдашних идеологов. А 23-е число было выбрано, в общем-то, случайно, в связи не с какими-то громкими победами, а с т.н. Днем красного подарка, когда в феврале 1919 г. планировалось провести сбор вещей и денег для обеспечения Красной армии. Под нужную дату и в дальнейшем подверстывались героические события. Так было, например, с подвигом Александра Матросова. Сегодня известно, что вопреки старым энциклопедиям, герой отдал свою жизнь за товарищей не 23-го, а 27 февраля 1943 г.; известно также, что он не первым из солдат Великой Отечественной закрыл собой амбразуру вражеского дзота. Подвиг Александра Матросова. Художник В.Е. Памфилов Не перечислишь всего навороченного пропагандой вокруг биографии героя, который воспитывался миром беспризорников и трудовой колонией, откуда и был призван на фронт. Но характерно: как только стало возможным пересмотреть старые мифы, тут же возникшие ниспровергатели обрушились не на них, мифы, а на героев. Юного воина, отдавшего за Родину жизнь, иные потомки с антисоветской, а то и русофобской душонкой уже который год зовут к ответу за мифотворчество идеологических дельцов прошлого. Но подвиг-то был! Сила воздействия подвига Матросова была такова, что даже карательных дел мастера, видя разницу между мифом и реальным человеком, отдавали дань памяти ему, реально жившему солдату, а не мифу. 18 октября 1943 г. нарком внутренних дел Л.П. Берия подписал приказ, гласивший: «Особым приказом народного комиссара обороны товарища Сталина отмечен бессмертный подвиг Александра Матросова, который в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками, прорвавшись к вражескому ДЗОТу, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения. В ознаменование героического подвига героя Отечественной войны Александра Матросова, бывшего воспитанника Уфимской трудовой колонии, приказываю… присвоить Уфимской трудовой воспитательной колонии имя Героя Советского Союза Александра Матросова… Обеспечить приведение колонии в образцовый порядок». Кого только не затронула в постсоветские годы кампания поголовной дегероизации: комбрига Николая Щорса и начдива Василия Чапаева, героев-панфиловцев и Зою Космодемьянскую, разведчика Николая Кузнецова и маршала Георгия Жукова… Нам до сих пор твердят (как совсем недавно это гнусно сделал в отношении Зои некий карикатурист Бильжо), что вражеские амбразуры закрывали своим телом люди примитивные до утраты инстинкта самосохранения; что восемнадцатилетние девчонки-партизанки жгли избы не с целью уничтожения врага, а для возбуждения в народе ненависти к захватчикам; что полководцы Красной армии были ограниченными служаками и добивались побед, лишь заваливая противника трупами собственных солдат. А почему, собственно, мы должны внимать «ниспровергателям»? Почему, освобождая событие от созданного когда-то пропагандистского кокона, мы должны вычеркивать из памяти само событие? День 23 февраля отложился в исторической памяти народа не сам по себе (многие даты весьма условны), а как факт, удостоверивший рождение Красной армии. В февральские дни 1918-го не было побед, но шло активное формирование ее первых частей, заполнялись первые страницы ее биографии. В истории нашей армии было разное: Тухачевский – победитель Колчака и Тухачевский – свирепый усмиритель тамбовских крестьян. Майоры, «выдвинутые» репрессиями в командиры дивизии, и генералы армии в 39 лет. Генерал Карбышев и генерал Власов. Гвардейские полки и заградотряды. Танковые клинья Гудериана и сталинградский котел. Советские танки на улицах Праги в 1945-м и в 1968-м… Героическая и трагическая, с невиданным взлетом человеческого духа и тупым солдафонством, со служением народу и обслуживанием интересов властной элиты, вознесенная до небес и оболганная, униженная – все это история нашей армии. Девять из десяти живущих на постсоветском пространстве помнят 23 февраля столько, сколько помнят себя. Этот день отмечают как праздник и юные пацаны, и молодые мужчины, и старики-ветераны. День 23 февраля всегда был и остается по-хорошему мужским, ибо напоминает об истинно мужском занятии – защите Родины, которое по большому счету возрастных ограничений не знает. В этой армии служили многие из нас и наших отцов (рубеж 1940–1950-х годов, Крым) Да и исторические корни у этого праздника такие, что за дымкой дальних времен скрываются. Сколько помнит себя народ, ворог – то степняк, то пес-рыцарь, то галл, то «истинный ариец» – завистливо заглядывался на красоты дивные и богатства великие нашей земли, норовил отхватить от нее кусок. И заступали ему путь дружинники вещего Олега, ратники Александра Невского, чудо-богатыри Суворова, защитники Моонзундских островов – моряки императорского флота, солдаты Великой Отечественной. Пусть в наших мыслях в этот день найдут место Нарва – наставница Петра I и Нарва 1918 года, Москва, «спаленная пожаром» в году 1812-м, и суровая, не покорившаяся Москва 1941-го. Поле Куликово и Прохоровское поле. Русский солдат в Берлине в 1760 году и 185 лет спустя… Знавало российское воинство разные времена. Было время, когда уподобляли офицерство тем, кто не сеет и не пашет, но есть просит и потому подлежит свирепому сокращению без пенсии, без крыши над головой. В то время принадлежность к армии иными «высоколобыми» экспертами определялась как угроза для умственных способностей будущих светил науки, а советского солдата, полсвета прошедшего с боями, рисовали (да и сейчас подчас рисуют) агрессивным недоумком, не принесшим в Европу ничего, кроме грабежей и насилий. На этом основании рушат памятники в Прибалтике и на Украине, в Венгрии и Польше. Рушат, не желая знать и помнить, что этот самый советский солдат принес на их землю освобождение от германского нацизма. Для тех граждан, кто в Киеве и Риге, Тбилиси и Варшаве чтит день 23 февраля, кому дорог День Победы 9 мая, это празднование – их ответ на потуги националистов любых мастей лишить людей исторической памяти. Хорошо, что есть в нашем календаре день, который вбирает в себя память о героических свершениях отечественных ратоборцев всех времен. Он выше сиюминутных политических и идейных пристрастий, его назначение – объединять всех нас уважением к защитнику Отечества. И он объединяет, независимо оттого, по какую сторону границ, переполосовавших нашу некогда единую страну, живут люди, чтящие этот праздник. Георгий ПАРФЕНОВ