✔ Владимир Хомерики: «Россия — ключ к территориальной целостности Грузии» - «Большой Кавказ»
Милена 8-08-2019, 20:15 193 Мир / Большой Кавказ
ПОХОЖИЕ
17:55Почему 11 лет назад Российская армия была вынуждена провести операцию по принуждению Грузии к миру? Что ждет Закавказье в ближайшие годы? Есть ли надежда на триалог в отношениях Абхазии и Южной Осетии с Грузией? На вопросы специального корреспондента «NOVOSTI-DNY.Ru» ответил доктор экономических наук, президент фонда «Единение грузинского и русского народов» Владимир Хомерики.
— Какие уроки должны извлечь в Грузии и России в 11-ю годовщину войны 08.08.08?
— Время летит. Кажется, что это было вчера. К огромному сожалению, произошла такая катастрофическая ситуация для Грузии и всего Закавказского региона, затянувшая в себя Россию. И ее уроки не выучены Грузией, не стали для моей Родины настоящим опытом. Конфликт был развязан Грузией при поддержке США. Мы знаем, что Кондолиза Райс активно участвовала в этом деле.
Скорее всего, Михаил Саакашвили рассчитывал на блицкриг. Думал, что за день завоюет Осетию, введет туда войска, а потом подтянутся американские и другие западные наблюдатели. После он надеялся, что на фоне разговоров дело будет сделано — Осетия будет уже в составе Грузии. Однако Саакашвили многого не учел. Ведь российские войска находились в регионе не просто как миротворческие, а по договору. В отличие от абхазской ситуации, это был прямой договор между Грузией и Россией, инициатором которого выступал Тбилиси, попросивший Москву о миротворчестве. И Россия свои обязательства выполнила.
Кроме того, часть осетинского населения к тому времени уже успела стать гражданами РФ. К моему сожалению, Россия должна была сделать то, что она сделала. Другого выхода Грузия России не оставляла — в противном случае Москва потеряла бы свой международный авторитет, а также уважение среди северокавказских народов.
Уроки не извлечены: Грузия продолжает разжигать русофобию, способствует эскалации напряженности возле границы с Россией, зазывая в регион натовские войска на совместные учения. Это вынуждало РФ реагировать в форме «выравнивания» границы на несколько метров вперед. Это вызывало в Грузии большое раздражение и ответную реакцию.
Грузия до сих пор не перешла к диалогу с Осетией в формате даже общественной дипломатии, мешала тем, кто собирался налаживать общественные и культурные контакты. Русофобия и нетерпимое отношение к Осетии отталкивали осетин от Грузии. И это притом, что процент смешанных браков в Осетии составлял до 50%, осетины преимущественно вели «грузинский образ жизни». Конечно, Самачабло (неофициальное грузинское название Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР) — часть Грузии. Поэтому с ними надо было вести равноправный диалог. В отличие от Абхазии, с Осетией было бы легче найти взаимопонимание.
Россия после конфликта 2008 года теряла статус миротворца. Она должна была уйти из региона либо признать Абхазию и Южную Осетию, чтобы юридически закрепить свои союзнические обязательства. Очевидно, что выбор пал на второй вариант. Однако имел место и третий вариант — Россия могла войти в Тбилиси и сменить там власть. Тем более, что к концу войны правительство Саакашвили бежало и ожидало своей участи у границы.
— Почему Россия не пошла на свержение Саакашвили?
Возможно, из-за слабости России, которая не знала, что делать. Хотя Москва могла тогда помочь в организации демократических выборов уже на всей территории Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию. Я и многие мои соотечественники исходим из того, что в таком случае Грузия сохранила бы свою территориальную целостность. Фашистское антинародное правительство Саакашвили сбежало бы. А Россия вместе с международными наблюдателями предоставила бы всем народам Грузии возможность избрать новую власть. Москва пошла по пути меньших хлопот, обеспечив себе геополитическое присутствие. Ведь на территории Абхазии у России были базы…
— Что представляют из себя базы России в Абхазии?
— Речь идет о подземной базе, которая обошлась Советскому Союзу в $ 25–30 млрд. Естественно, Россия бы ее не оставила тем, кто собирался туда вводить силы НАТО. База досталась в наследство от СССР. Не обязательно быть президентом страны, чтобы понимать: Россия никогда бы не уступила такой объект своему военному противнику.
Так что ради целостности Грузии ей надо было договариваться с Россией, а не конфликтовать. Пусть Россия бы и охраняла границы Грузии, позволив Тбилиси сэкономить на содержании вооруженных сил. Следовало проявить благоразумие. Однако Саакашвили и его кураторы из США сделали ставку на разрыв с Россией.
Американский эгоизм и продажность грузинских политиков сыграли свои роли. В итоге Грузия потеряла 22% своей территории, попала на большие долги с так называемыми союзниками.
— Россию по-прежнему выдавливают из Закавказья. Что необходимо предпринять России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии для начала полноценного общения?
— Закавказье — зона исключительных геополитических интересов России, которая является правопреемницей СССР. Россия имеет на это полное право, несмотря на то, что страны региона получили независимость. Ее политика далеко не всегда дальновидна и разумна, но она таким правом обладает, что должно учитываться ее соседями. Если страны будут противопоставлять себя России и втягивать в Закавказье врагов России, то Москва будет делать все, чтобы таким государствам не жилось вольготно — ради соблюдения своих интересов.
Поэтому я считаю, что Грузии еще не поздно менять вектор своей политики. Тем более что Россия не предлагает Тбилиси куда-то вступать на вторичных правах. Москва даже готова на то, чтобы Грузия стала нейтральным внеблоковым государством. В ответ Россия дала бы Грузии защиту и гарантии ненападения.
Я напомню, что еще 15 августа 2008 года, когда сохранялась напряженность, мы в Москве провели первую большую конференцию в гостинице «Белград», как раз напротив МИД РФ. Тогда я сказал, что не все еще потеряно и к власти в Грузии должны прийти люди политически разумные, которые душой болеют за свою страну, а не следуют указаниям внешних игроков, преследующих личные интересы.
Если бы к власти пришли именно прогрузинские политики, которые понимали бы интересы России, можно было бы по горячим следам садиться и обсуждать вопрос нового устройства Грузии. Может быть, в форме федерации или конфедерации…
— По аналогу Швейцарии?
— Да. Под гарантии России это тогда можно было сделать — убедить Абхазию и Южную Осетию, что их безопасности никто не будет угрожать. Даже в последующие годы Грузия могла пойти на примирение, но она постоянно избирает путь наращивания конфликта. Каждые такие шаги вынуждали Россию глубже распространять свое влияние на Абхазию и Осетию. Ведь Москва сегодня держит на дотациях оба государства.
Вместе с тем Россия окончательно не отвергает грузинскую мечту о территориальной целостности. Сохраняет ситуацию на том уровне, что еще можно создать новое государство с участием Абхазии и Осетии. Москва не вкладывает туда огромные средства на восстановление, не позволяет им присоединиться к России, хотя она могла бы это сделать. Тем более, что у них есть общая граница с РФ. Вот тогда и была бы пройдена точка невозврата. Крым же вошел в состав России… Думать о том, что Крым вернется в Украину — фантастика. Это нереально.
Москва сохраняет возможность для диалога с Тбилиси, но поведение грузинских властей оставляет желать лучшего. Не стоит испытывать терпение России и союзных ей народов. Так мы скоро приблизимся к точке невозврата. Может, Россия даже и присоединит Абхазию и Осетию. А что с ними еще делать, если Тбилиси не готов к диалогу? Дать самостоятельность регионам?
Крошечная Южная Осетия не сможет самостоятельно существовать. Абхазия сможет, поскольку имеет выход к морю. Однако на нее в настоящее время имеют сильное влияние турки и лазы. А выпускать из-под своего контроля территорию России нежелательно — это геполитика, базы и экономика.
Если бы у власти в Грузии было лояльное России прогрузинское правительство, которое дало бы гарантии широкой автономии Абхазии и Осетии с сохранением российских баз, Тбилиси восстановил бы территориальную целостность страны. Что теряют Армения и Таджикистан от того, что на их территории расположены базы России? Ничего. Они приобретают гарантии в проведении самостоятельной политики, сохранении территориальной целостности.
Россия — ключ к территориальной целостности Грузии и ее экономического развития. Не будем забывать, что Грузия — важный стратегический субъект в Закавказье, где имеет место армяно-азербайджанский конфликт и возможный в ближайшее время грузино-турецкий конфликт.
— Считаете грузино-турецкий конфликт реальным?
— Нереального ничего здесь нет. Мы прекрасно знаем аппетиты Турции и знаем об их геополитическом коварстве. Анкара мало считается с интересами какой-либо другой стороны. Над Грузией висит «дамоклов меч» — что будет по истечению Карского договора? Если Грузия будет и далее вести себя вызывающе строптиво в отношении России, то Москве это может просто надоесть. С учетом того, что Россия сегодня налаживает с Турцией определенные стратегические контакты, речь вполне может идти о каких-то территориальных интересах Москвы, которая плюнет на Карский договор и согласует с Анкарой восстановление турецкого влияния на грузинской территории. Сославшись на то, что договор закончился. Ведь Москва и Анкара — подписанты и гаранты договора.
Тогда песенка Грузии будет спета, ибо никто кроме России ее не защитит от члена НАТО Турции. США туда не полезут, не положат и 10 американских солдат ради интересов Грузии.
— Вы имеете в виду Батуми как часть «национального обета» Турции?
— Да, я имею в виду как раз Батуми и ту часть, которая прописана в Карском договоре. Ведь на картах Турции эти территории указаны как турецкие. Об этом отрыто говорил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и другие чиновники Анкары. Я призывал неоднократно своих соотечественников получить письменные гарантии от Турции, что Анкара не будет иметь претензии к каким-либо грузинским территориям после окончания Карского договора.
Реальных гарантий от Турции мы не получили. К сожалению, власти Грузии таких гарантий не требуют. А народ уже волнуется и требует. Ведь Грузия может потерять свою «жемчужину» — выход к Черному морю, после чего распад государства будет невозможно остановить.
— Рейсы из любого турецкого города в Батуми считаются в Турции внутренними, не так ли?
— Батуми считается уже внутренней зоной Турции. Ни границ, ни таможни! Турки построили аэропорт, который находится у них в собственности. Прилетают туда и попадают на территорию Грузии без всяких процедур.
— Без какого-либо таможенного контроля?
— Да. Более того, турки понастроили сотни мечетей по всей Грузии. Идет противостояние между грузинами и турками, которые ведут себя по-хамски в отношении местных жителей. Чувствуют себя боярами.
— С каких пор воздушная гавань Батуми контролируется Турцией?
— Со времен Саакашвили, который дал 40 тысячам турок грузинское гражданство, чтобы они приезжали и жили в Батуми, а также по всей Грузии. В Тбилиси тоже много турок. Саакашвили предоставлял им бесплатно территории под строительство гостиниц. На 10 лет освободил их от налогов. Не соблюдался даже баланс, чтобы грузины находили там рабочие места. Турки привозили своих управляющих и даже своих уборщиц… Заходили турки через членов семьи Саакашвили. При нем Грузия уже лишилась 22% своей территории. Теперь ситуация может стать более сложной, вплоть до полного развала Грузии.
Не будем скрывать, что и у Армении есть свои территориальные претензии к Грузии. В случае, если Турция продвинется и захватит Аджарию, Ереван озаботится судьбой самце-джавахетских армян. Армения не потерпит усиления Турции в Грузии.
Уже 11 лет прошло с войны 08.08.08. Ее уроки не усвоены Грузией. Тбилиси не идет на диалог с Москвой даже на общественном уровне. Последние события — тому пример. Все это может привести к печальному результату.
Беседовал Саркис Цатурян
Государственность Южной Осетии
08.08 Ходьба по кругам обмана: к годовщине августовской войны в Южной Осетии
08.08 11 лет после войны: решения, принятые в августе 2008 года, оказались верны
06.08 Южную Осетию признают еще несколько стран — Бибилов
20.07 «Альянс патриотов» в поисках выхода для Грузии из стратегического тупика
11.07 Госдуму России попросят признать геноцид осетин 1920 года
Все новости сюжета
Путь Абхазии
29.07 Антон Кривенюк: Нормальный геоэкономический концепт — открытая Абхазия
29.07 Аэропорт Сухум: перспективы «взлета»
26.07 Аэропорт Сухум откроют для регулярного международного сообщения
20.07 «Альянс патриотов» в поисках выхода для Грузии из стратегического тупика
10.07 Глава МИД Абхазии развеял иллюзии премьера Грузии
Все новости сюжета
8 августа 2019 17:55 Почему 11 лет назад Российская армия была вынуждена провести операцию по принуждению Грузии к миру? Что ждет Закавказье в ближайшие годы? Есть ли надежда на триалог в отношениях Абхазии и Южной Осетии с Грузией? На вопросы специального корреспондента «NOVOSTI-DNY.Ru» ответил доктор экономических наук, президент фонда «Единение грузинского и русского народов» Владимир Хомерики. — Какие уроки должны извлечь в Грузии и России в 11-ю годовщину войны 08.08.08? — Время летит. Кажется, что это было вчера. К огромному сожалению, произошла такая катастрофическая ситуация для Грузии и всего Закавказского региона, затянувшая в себя Россию. И ее уроки не выучены Грузией, не стали для моей Родины настоящим опытом. Конфликт был развязан Грузией при поддержке США. Мы знаем, что Кондолиза Райс активно участвовала в этом деле. Скорее всего, Михаил Саакашвили рассчитывал на блицкриг. Думал, что за день завоюет Осетию, введет туда войска, а потом подтянутся американские и другие западные наблюдатели. После он надеялся, что на фоне разговоров дело будет сделано — Осетия будет уже в составе Грузии. Однако Саакашвили многого не учел. Ведь российские войска находились в регионе не просто как миротворческие, а по договору. В отличие от абхазской ситуации, это был прямой договор между Грузией и Россией, инициатором которого выступал Тбилиси, попросивший Москву о миротворчестве. И Россия свои обязательства выполнила. Кроме того, часть осетинского населения к тому времени уже успела стать гражданами РФ. К моему сожалению, Россия должна была сделать то, что она сделала. Другого выхода Грузия России не оставляла — в противном случае Москва потеряла бы свой международный авторитет, а также уважение среди северокавказских народов. Уроки не извлечены: Грузия продолжает разжигать русофобию, способствует эскалации напряженности возле границы с Россией, зазывая в регион натовские войска на совместные учения. Это вынуждало РФ реагировать в форме «выравнивания» границы на несколько метров вперед. Это вызывало в Грузии большое раздражение и ответную реакцию. Грузия до сих пор не перешла к диалогу с Осетией в формате даже общественной дипломатии, мешала тем, кто собирался налаживать общественные и культурные контакты. Русофобия и нетерпимое отношение к Осетии отталкивали осетин от Грузии. И это притом, что процент смешанных браков в Осетии составлял до 50%, осетины преимущественно вели «грузинский образ жизни». Конечно, Самачабло (неофициальное грузинское название Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР) — часть Грузии. Поэтому с ними надо было вести равноправный диалог. В отличие от Абхазии, с Осетией было бы легче найти взаимопонимание. Россия после конфликта 2008 года теряла статус миротворца. Она должна была уйти из региона либо признать Абхазию и Южную Осетию, чтобы юридически закрепить свои союзнические обязательства. Очевидно, что выбор пал на второй вариант. Однако имел место и третий вариант — Россия могла войти в Тбилиси и сменить там власть. Тем более, что к концу войны правительство Саакашвили бежало и ожидало своей участи у границы. — Почему Россия не пошла на свержение Саакашвили? Возможно, из-за слабости России, которая не знала, что делать. Хотя Москва могла тогда помочь в организации демократических выборов уже на всей территории Грузии, включая Абхазию и Южную Осетию. Я и многие мои соотечественники исходим из того, что в таком случае Грузия сохранила бы свою территориальную целостность. Фашистское антинародное правительство Саакашвили сбежало бы. А Россия вместе с международными наблюдателями предоставила бы всем народам Грузии возможность избрать новую власть. Москва пошла по пути меньших хлопот, обеспечив себе геополитическое присутствие. Ведь на территории Абхазии у России были базы… — Что представляют из себя базы России в Абхазии? — Речь идет о подземной базе, которая обошлась Советскому Союзу в $ 25–30 млрд. Естественно, Россия бы ее не оставила тем, кто собирался туда вводить силы НАТО. База досталась в наследство от СССР. Не обязательно быть президентом страны, чтобы понимать: Россия никогда бы не уступила такой объект своему военному противнику. Так что ради целостности Грузии ей надо было договариваться с Россией, а не конфликтовать. Пусть Россия бы и охраняла границы Грузии, позволив Тбилиси сэкономить на содержании вооруженных сил. Следовало проявить благоразумие. Однако Саакашвили и его кураторы из США сделали ставку на разрыв с Россией. Американский эгоизм и продажность грузинских политиков сыграли свои роли. В итоге Грузия потеряла 22% своей территории, попала на большие долги с так называемыми союзниками. — Россию по-прежнему выдавливают из Закавказья. Что необходимо предпринять России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии для начала полноценного общения? — Закавказье — зона исключительных геополитических интересов России, которая является правопреемницей СССР. Россия имеет на это полное право, несмотря на то, что страны региона получили независимость. Ее политика далеко не всегда дальновидна и разумна, но она таким правом обладает, что должно учитываться ее соседями. Если страны будут противопоставлять себя России и втягивать в Закавказье врагов России, то Москва будет делать все, чтобы таким государствам не жилось вольготно — ради соблюдения своих интересов. Поэтому я считаю, что Грузии еще не поздно менять вектор своей политики. Тем более что Россия не предлагает Тбилиси куда-то вступать на вторичных правах. Москва даже готова на то, чтобы Грузия стала нейтральным внеблоковым государством. В ответ Россия дала бы Грузии защиту и гарантии ненападения. Я напомню, что еще 15 августа 2008 года, когда сохранялась напряженность, мы в Москве провели первую большую конференцию в гостинице «Белград», как раз напротив МИД РФ. Тогда я сказал, что не все еще потеряно и к власти в Грузии должны прийти люди политически разумные, которые душой болеют за свою страну, а не следуют указаниям внешних игроков, преследующих личные интересы. Если бы к власти пришли именно прогрузинские политики, которые понимали бы интересы России, можно было бы по горячим следам садиться и обсуждать вопрос нового устройства Грузии. Может быть, в форме федерации или конфедерации… — По аналогу Швейцарии? — Да. Под гарантии России это тогда можно было сделать — убедить Абхазию и Южную Осетию, что их безопасности никто не будет угрожать. Даже в последующие годы Грузия могла пойти на примирение, но она постоянно избирает путь наращивания конфликта. Каждые такие шаги вынуждали Россию глубже распространять свое влияние на Абхазию и Осетию. Ведь Москва сегодня держит на дотациях оба государства. Вместе с тем Россия окончательно не отвергает грузинскую мечту о территориальной целостности. Сохраняет ситуацию на том уровне, что еще можно создать новое государство с участием Абхазии и Осетии. Москва не вкладывает туда огромные средства на восстановление, не позволяет им присоединиться к России, хотя она могла бы это сделать. Тем более, что у них есть общая граница с РФ. Вот тогда и была бы пройдена точка невозврата. Крым же вошел в состав России… Думать о том, что Крым вернется в Украину — фантастика. Это нереально. Москва сохраняет возможность для диалога с Тбилиси, но поведение грузинских властей оставляет желать лучшего. Не стоит испытывать терпение России и союзных ей народов. Так мы скоро приблизимся к точке невозврата. Может, Россия даже и присоединит Абхазию и Осетию. А что с ними еще делать, если Тбилиси не готов к диалогу? Дать самостоятельность регионам? Крошечная Южная Осетия не сможет самостоятельно существовать. Абхазия сможет, поскольку имеет выход к морю. Однако на нее в настоящее время имеют сильное влияние турки и лазы. А выпускать из-под своего контроля территорию России нежелательно — это геполитика, базы и экономика. Если бы у власти в Грузии было лояльное России прогрузинское правительство, которое дало бы гарантии широкой автономии Абхазии и Осетии с сохранением российских баз, Тбилиси восстановил бы территориальную целостность страны. Что теряют Армения и Таджикистан от того, что на их территории расположены базы России? Ничего. Они приобретают гарантии в проведении самостоятельной политики, сохранении территориальной целостности. Россия — ключ к территориальной целостности Грузии и ее экономического развития. Не будем забывать, что Грузия — важный стратегический субъект в Закавказье, где имеет место армяно-азербайджанский конфликт и возможный в ближайшее время грузино-турецкий конфликт. — Считаете грузино-турецкий конфликт реальным? — Нереального ничего здесь нет. Мы прекрасно знаем аппетиты Турции и знаем об их геополитическом коварстве. Анкара мало считается с интересами какой-либо другой стороны. Над Грузией висит «дамоклов меч» — что будет по истечению Карского договора? Если Грузия будет и далее вести себя вызывающе строптиво в отношении России, то Москве это может просто надоесть. С учетом того, что Россия сегодня налаживает с Турцией определенные стратегические контакты, речь вполне может идти о каких-то территориальных интересах Москвы, которая плюнет на Карский договор и согласует с Анкарой восстановление турецкого влияния на грузинской территории. Сославшись на то, что договор закончился. Ведь Москва и Анкара — подписанты и гаранты договора. Тогда песенка Грузии будет спета, ибо никто кроме России ее не защитит от члена НАТО Турции. США туда не полезут, не положат и 10 американских солдат ради интересов Грузии. — Вы имеете в виду Батуми как часть «национального обета» Турции? — Да, я имею в виду как раз Батуми и ту часть, которая прописана в Карском договоре. Ведь на картах Турции эти территории указаны как турецкие. Об этом отрыто говорил министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу и другие чиновники Анкары. Я призывал неоднократно своих соотечественников получить письменные гарантии от Турции, что Анкара не будет иметь претензии к каким-либо грузинским территориям после окончания Карского договора. Реальных гарантий от Турции мы не получили. К сожалению, власти Грузии таких гарантий не требуют. А народ