✔ Турецкий фактор: судьба Чабука, недовольство аджарцев и «Марш грузин» - «Большой Кавказ»
Анджела 18-07-2017, 12:00 193 Мир / Большой КавказТо, что происходит в Турции после неудачной попытки государственного переворота, известно всему миру. Число арестованных и тех, кого всего лишь уволили с работы, давно идет на сотни тысяч. Турецкие власти вдохновителем несостоявшегося переворота считают оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в Соединенных Штатах Америки. Мустафу Чабука турецкие власти считают преступником, тесно связанным с движением Гюлена. По представлению турецкой стороны, Чабук был задержан в конце мая, а Тбилисский суд отправил его в предэкстрадиционное заключение.
Очевидно, понимая всю степень нависшей над ним опасности, Чабук вместе со своей семьей обратился к грузинским властям с просьбой о предоставлении им статуса беженца. «С нашей помощью он и члены его семьи обратились в министерство по делам беженцев и расселению и начался процесс рассмотрения. Согласно статье 56 закона Грузии „О международной защите“, процесс экстрадиции приостановлен из-за этого обсуждения», — заявил адвокат Чабука Сосо Бараташвили.
Закон «О международной защите» дает соискателю убежища право не быть экстрадированным или выдворенным из Грузии, пока министерство не примет решения по вопросу предоставления международной защиты или решение суда не вступит в законную силу. Для принятия решения сотрудники министерства по делам беженцев и их расселению встретились с Мустафой Чабуком и провели анкетирование. Ясно, что общественность не могла остаться равнодушной к требованию экстрадиции человека, который находился в Грузии с 2002 года и был сотрудником известного и престижного в Тбилиси частного колледжа имени Демиреля.
Несколько сотен представителей грузинских НПО, общественности и сотрудников колледжа Демиреля с целью поддержки Чабука провели акции протеста возле здания правительства и парламента. Собравшиеся призвали грузинское правительство не передавать Чабука Турции, учитывая фактор наличия угрозы, которой он может подвергаться в турецкой тюрьме.
«Мы очень надеемся, что до правительства Грузии дойдут те месседжи, которые посылают сегодня и не только сегодня неправительственные организации и заинтересованные группы. Одним из главных месседжей является то, что правительство Грузии не должно принимать решение по экстрадиции Мустафы Эмре Чабука», — заявила журналистам директор программы социальных прав НПО «Центр обучения и мониторинга прав человека» Лина Гвинианидзе.
Солидарность с ней выразила и Ассоциация молодых юристов Грузии, председатель которой Анна Нацвлишвили отметила, что передача Чабука Турции грузинскими властями станет нарушением Конституции и международных стандартов.
«Тут критически важно, чтобы власти осознали, что это дело не только одного человека. Это дело покажет, насколько власти Грузии уважают Конституцию Грузии и международные стандарты, которые наша страна давно признала обязательными для выполнения. Поэтому экстрадиция Чабука поставит под очень большой риск не только одного человека. Это будет неуважение и нарушение Конституции страны», — заявила Нацвлишвили.
Таким образом, грузинские власти снова оказались в тяжелом положении. Многим странам они с удовольствием отказали бы в экстрадиции, показав всему миру, что защита прав человека для них приоритетная задача. Так может быть в отношении многих стран, но только не Турции и Азербайджана. Зависимость страны от своих соседей на Западе и Востоке уже такова, что они ведут себя с ней даже не как старшие партнеры, а почти как хозяева. Поэтому у общественности не без оснований возникали серьезные сомнения в том, что Мустафе Чабуку предоставят статус беженца.
Так и получилось. Единственное, что сделало министерство по делам беженцев Грузии, так это разъяснило причины отказа в предоставлении статуса беженца бывшему менеджеру колледжа имени Демиреля.
«Министерство в отношении Чабука осуществило процедуру, предусмотренную законом. В частности, с ним было проведено собеседование, полностью была изучена документация, предоставленная Чабуком и его адвокатом, также информация, полученная министерством о стране происхождения, и экстрадиционные материалы, предоставленные турецкой стороной. После изучения всех документов и информации было принято решение отказать Мустафе Эмре Чабуку в предоставлении статуса беженца в Грузии», — заявил заместитель министра по делам беженцев Шота Рехвиашвили.
В министерстве по делам беженцев подчеркивают, что отказ в предоставлении статуса беженца еще не означает экстрадицию. Это решение принимают только соответствующие органы и суд. Искренняя ли это позиция или просто попытка успокоить общественное мнение — покажет время. Во всяком случае, у адвокатов Мустафы Чабука для обжалования решения министерства по делам беженцев есть один месяц.
Таким образом, Турция должна быть удовлетворена, но теперь надо удовлетворить и собственную общественность. И вот министерство выяснило, что Чабуку в Турции ничего не грозит и что в турецких тюрьмах людей не пытают, что они отвечают всем международным европейским стандартам, и посольство Турции предоставило Грузии дипломатические гарантии в отношении Мустафы Чабука. Неужели в министерстве никто не замечал того шквала критики, который на Турцию обрушивали правозащитные организации, не поинтересовался причинами, по которым Турция до сих пор не в Евросоюзе, и исходя из последних событий, уже вряд ли когда-нибудь вообще там будет. И зачем делать вид, что Чабуку на родине ничего не угрожает.
Особое умиление вызывает тот факт, что грузинскому посольству представится возможность проводить мониторинг по соблюдению правовых норм в постоянном режиме в случае, если экстрадиция Чабука состоится. Грузинскому посольству в Турции вот так защитить бы права собственных граждан. А местные СМИ пестреют многочисленными сообщениями об именно таких нарушениях прав граждан Грузии на территории Турции.
В связи с темой чрезмерной зависимости Грузии от своего соседа заслуживает внимания недавний инцидент, произошедший в Аджарии. На батумском бульваре группа подростков исполняла грузинские народные танцы, что вызвало большой ажиотаж в грузиноязычном сегменте социальных сетей. Красивое исполнение грузинского народного танца было решительно пресечено правоохранительными органами, посчитавшими подобное поведение нарушением общественного порядка. Авторы видеоролика безуспешно пытались получить ответ на вопрос: почему аналогичное поведение турецких граждан, танцевавших турецкий танец, с запретом не столкнулось и было принято благожелательно? Правоохранители от ответа уклонились, но, может быть, на этот вопрос кто-нибудь все-таки ответит?
В заключении нельзя не сказать и про недавний «Марш грузин», который прошел в центре Тбилиси. Несколько тысяч человек — представители различных политических партий и неправительственных организаций — призвали грузинские власти принять новый закон о миграции, согласно которому будет ужесточена выдача видов на жительство в Грузии. Проспект Агмашенебели, где собрались митингующие, известен как средоточие турецких и арабских ночных баров и кафе. В ходе акции собравшиеся также потребовали пересмотреть процесс присвоения гражданства и депортировать с территории страны всех нелегалов и иностранцев, которые незаконно пребывают на территории Грузии. По сообщениям грузинских СМИ, некоторые из участников, общее количество которых доходило до 5–6 тыс. человек, держали в руках плакаты с националистическими и ксенофобские высказываниями, включая и призывы: «Мы очистим наши улицы от иностранного криминала!», «Грузинское — для Грузии», «Знай свое место!»
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
Фото: akcenty.infoВ Грузии еще не затих скандал, вызванный таинственным перемещением азербайджанского оппозиционного журналиста Афгана Мухтарлы из Тбилиси в бакинскую тюрьму, как уже разворачивается другой, связанный с гражданином Турции Мустафой Эмре Чабуком. Турецкие власти обвиняют Чабука в пособничестве терроризму и требуют его экстрадиции. То, что происходит в Турции после неудачной попытки государственного переворота, известно всему миру. Число арестованных и тех, кого всего лишь уволили с работы, давно идет на сотни тысяч. Турецкие власти вдохновителем несостоявшегося переворота считают оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в Соединенных Штатах Америки. Мустафу Чабука турецкие власти считают преступником, тесно связанным с движением Гюлена. По представлению турецкой стороны, Чабук был задержан в конце мая, а Тбилисский суд отправил его в предэкстрадиционное заключение. Очевидно, понимая всю степень нависшей над ним опасности, Чабук вместе со своей семьей обратился к грузинским властям с просьбой о предоставлении им статуса беженца. «С нашей помощью он и члены его семьи обратились в министерство по делам беженцев и расселению и начался процесс рассмотрения. Согласно статье 56 закона Грузии „О международной защите“, процесс экстрадиции приостановлен из-за этого обсуждения», — заявил адвокат Чабука Сосо Бараташвили. Закон «О международной защите» дает соискателю убежища право не быть экстрадированным или выдворенным из Грузии, пока министерство не примет решения по вопросу предоставления международной защиты или решение суда не вступит в законную силу. Для принятия решения сотрудники министерства по делам беженцев и их расселению встретились с Мустафой Чабуком и провели анкетирование. Ясно, что общественность не могла остаться равнодушной к требованию экстрадиции человека, который находился в Грузии с 2002 года и был сотрудником известного и престижного в Тбилиси частного колледжа имени Демиреля. Несколько сотен представителей грузинских НПО, общественности и сотрудников колледжа Демиреля с целью поддержки Чабука провели акции протеста возле здания правительства и парламента. Собравшиеся призвали грузинское правительство не передавать Чабука Турции, учитывая фактор наличия угрозы, которой он может подвергаться в турецкой тюрьме. «Мы очень надеемся, что до правительства Грузии дойдут те месседжи, которые посылают сегодня и не только сегодня неправительственные организации и заинтересованные группы. Одним из главных месседжей является то, что правительство Грузии не должно принимать решение по экстрадиции Мустафы Эмре Чабука», — заявила журналистам директор программы социальных прав НПО «Центр обучения и мониторинга прав человека» Лина Гвинианидзе. Солидарность с ней выразила и Ассоциация молодых юристов Грузии, председатель которой Анна Нацвлишвили отметила, что передача Чабука Турции грузинскими властями станет нарушением Конституции и международных стандартов. «Тут критически важно, чтобы власти осознали, что это дело не только одного человека. Это дело покажет, насколько власти Грузии уважают Конституцию Грузии и международные стандарты, которые наша страна давно признала обязательными для выполнения. Поэтому экстрадиция Чабука поставит под очень большой риск не только одного человека. Это будет неуважение и нарушение Конституции страны», — заявила Нацвлишвили. Таким образом, грузинские власти снова оказались в тяжелом положении. Многим странам они с удовольствием отказали бы в экстрадиции, показав всему миру, что защита прав человека для них приоритетная задача. Так может быть в отношении многих стран, но только не Турции и Азербайджана. Зависимость страны от своих соседей на Западе и Востоке уже такова, что они ведут себя с ней даже не как старшие партнеры, а почти как хозяева. Поэтому у общественности не без оснований возникали серьезные сомнения в том, что Мустафе Чабуку предоставят статус беженца. Так и получилось. Единственное, что сделало министерство по делам беженцев Грузии, так это разъяснило причины отказа в предоставлении статуса беженца бывшему менеджеру колледжа имени Демиреля. «Министерство в отношении Чабука осуществило процедуру, предусмотренную законом. В частности, с ним было проведено собеседование, полностью была изучена документация, предоставленная Чабуком и его адвокатом, также информация, полученная министерством о стране происхождения, и экстрадиционные материалы, предоставленные турецкой стороной. После изучения всех документов и информации было принято решение отказать Мустафе Эмре Чабуку в предоставлении статуса беженца в Грузии», — заявил заместитель министра по делам беженцев Шота Рехвиашвили. В министерстве по делам беженцев подчеркивают, что отказ в предоставлении статуса беженца еще не означает экстрадицию. Это решение принимают только соответствующие органы и суд. Искренняя ли это позиция или просто попытка успокоить общественное мнение — покажет время. Во всяком случае, у адвокатов Мустафы Чабука для обжалования решения министерства по делам беженцев есть один месяц. Таким образом, Турция должна быть удовлетворена, но теперь надо удовлетворить и собственную общественность. И вот министерство выяснило, что Чабуку в Турции ничего не грозит и что в турецких тюрьмах людей не пытают, что они отвечают всем международным европейским стандартам, и посольство Турции предоставило Грузии дипломатические гарантии в отношении Мустафы Чабука. Неужели в министерстве никто не замечал того шквала критики, который на Турцию обрушивали правозащитные организации, не поинтересовался причинами, по которым Турция до сих пор не в Евросоюзе, и исходя из последних событий, уже вряд ли когда-нибудь вообще там будет. И зачем делать вид, что Чабуку на родине ничего не угрожает. Особое умиление вызывает тот факт, что грузинскому посольству представится возможность проводить мониторинг по соблюдению правовых норм в постоянном режиме в случае, если экстрадиция Чабука состоится. Грузинскому посольству в Турции вот так защитить бы права собственных граждан. А местные СМИ пестреют многочисленными сообщениями об именно таких нарушениях прав граждан Грузии на территории Турции. В связи с темой чрезмерной зависимости Грузии от своего соседа заслуживает внимания недавний инцидент, произошедший в Аджарии. На батумском бульваре группа подростков исполняла грузинские народные танцы, что вызвало большой ажиотаж в грузиноязычном сегменте социальных сетей. Красивое исполнение грузинского народного танца было решительно пресечено правоохранительными органами, посчитавшими подобное поведение нарушением общественного порядка. Авторы видеоролика безуспешно пытались получить ответ на вопрос: почему аналогичное поведение турецких граждан, танцевавших турецкий танец, с запретом не столкнулось и было принято благожелательно? Правоохранители от ответа уклонились, но, может быть, на этот вопрос кто-нибудь все-таки ответит? В заключении нельзя не сказать и про недавний «Марш грузин», который прошел в центре Тбилиси. Несколько тысяч человек — представители различных политических партий и неправительственных организаций — призвали грузинские власти принять новый закон о миграции, согласно которому будет ужесточена выдача видов на жительство в Грузии. Проспект Агмашенебели, где собрались митингующие, известен как средоточие турецких и арабских ночных баров и кафе. В ходе акции собравшиеся также потребовали пересмотреть процесс присвоения гражданства и депортировать с территории страны всех нелегалов и иностранцев, которые незаконно пребывают на территории Грузии. По сообщениям грузинских СМИ, некоторые из участников, общее количество которых доходило до 5–6 тыс. человек, держали в руках плакаты с националистическими и ксенофобские высказываниями, включая и призывы: «Мы очистим наши улицы от иностранного криминала!», «Грузинское — для Грузии», «Знай свое место!» Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»