✔ Воздух Алма-Аты в пять раз грязнее допустимого уровня - «Азия»
WifKinson 14-07-2018, 04:00 193 Мир / Азия
ПОХОЖИЕ
Алма-атинцы буквально видят, чем они дышат. Великолепные горы, окружающие мегаполис, порой не видны вообще из-за густой пелены смога. А с горных вершин трудно разглядеть утопающий в грязи город. Аллергия — пожалуй, самая распространенная проблема со здоровьем у алма-атинцев. Причем у многих она проходит, стоит отъехать от границ Алма-Аты километров на 50.
Плачевная ситуация с экологией самого большого города в Казахстане ни для кого не секрет. Об этом знают и школьники, и их родители, и представители власти. Утаить эту проблему невозможно, какие бы «причесанные» цифры не мелькали в отчетах. Один за другим мэры мегаполиса предлагают и реализовывают свои идеи по улучшению состояния воздуха. Один строил огромные развязки, чтобы машины не стояли и не дымили в многочасовых пробках, а быстро проскакивали перекрестки. Другой строит велодорожки и агитирует горожан передвигаться на велосипедах и самокатах вместо автомобилей. Вроде стараются… До дышать в городе все так же сложно.
Алма-атинец Павел Александров полтора года назад захотел выяснить, когда можно открывать дома окна для проветривания, а когда воздух слишком опасен для здоровья. Он самостоятельно собрал недорогой датчик, показывающий уровень содержания в воздухе мелкодисперсных частиц РМ 2,5 и установил его у себя дома. Затем мужчина решил публиковать данные датчика в сети, появились знакомые, которые тоже были готовы установить у себя приборы и делиться информацией с общественностью, Павел предоставлял датчики бесплатно — так и зародился проект Airkaz.org.
Проект абсолютно не коммерческий, рассказал Павел Александров в интервью корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru». Имея другой источник заработка, алма-атинец развивает свой сайт исключительно для того, чтобы делиться с горожанами информацией о состоянии воздуха и, быть может, как-то повлиять на улучшение ситуации.
Почему вы замеряете именно мелкодисперсные частицы?
Загрязнителей много: газы, мелкодисперсные частицы, крупная пыль. РМ 2,5 — это частицы размером 2,5 микрона и меньше. Они настолько мелкие, что проходят, минуя естественные биологические барьеры человека, то есть сквозь легкие, сквозь клеточные оболочки проникают напрямую в кровоток, не задерживаясь ни в носоглотке, ни в легких — нигде.
В природе таких мелких частиц не бывает, это в основном результат деятельности человека. Организм наш не подготовлен находиться в среде, загрязненной этими частицами. Это один из основных загрязнителей по методикам ВОЗ.
По РМ 2,5 легче всего оценить загрязненность воздуха в мегаполисах мира, потому что это некий интегральный показатель загрязнения. Это может быть сажа от отопления, выхлопы автомобилей, какая-то мелкая пыль с дорог. То есть природа этих частиц может быть разная, но влияние на здоровье велико и оно однозначно негативно. И эти частицы проще всего замерять, в отличие от газов, которые требуют достаточно дорогих систем.
Какие выводы можно сделать после 15 месяцев измерений?
По нормам ВОЗ среднегодовое значение не должно превышать 10 микрограмм. У нас же 56 мкг, то есть в пять с половиной раз больше.
При этом летом мы почти всегда укладываемся в среднесуточную норму. Потому что дожди, ветер, плюс не такое активное загрязнение. Самый сложный период — с октября и до середины апреля.
Потому что отопительный сезон? ТЭЦ сильно загрязняет?
Я не специалист, чтобы глубоко разобраться в причинах загрязнения и его источниках. Но цифры показывают, что зимний период многократно отличается по уровню загрязнения от летнего. Имеет значение несколько факторов. Во-первых, да, отопление у нас обеспечивается путем сжигания угля. Сжигают в основном высокозольный экибастузский уголь. У него зольность 40%.
Другой загрязнитель — частные дома, где нет центрального отопления. Их жители, в отличие от ТЭЦ, не используют абсолютно никаких фильтров. Все, что частник закидывает в печку, просто через дымоход выбрасывается.
Мэр обещал уже в этом году добиться 100%-ной газификации Алма-Аты. Я не знаю, как они считают уровень газификации, быть может, имеется в виду, что газовые трубы проложены до конкретной улицы. Потому что, несмотря на заявления о высоком уровне газификации города, я знаю тысячи домохозяйств, у которых нет газа.
И потом, даже если газ провели, не обязательно им будут топить. Газ дороже угля. А мусор, который можно закидывать в угольный котел, и вовсе бесплатен. Потому топят порой даже резиной.
Когда становится холодно, но отопление еще не включили, датчики все равно фиксируют значительное ухудшение качества воздуха, потому что частный сектор уже начал обогреваться.
И, конечно, третий загрязнитель — это автомобили. И, прежде всего, машины со странным образом пройденным техосмотром. Понятно, что процедура техосмотра у нас формальная. Я буквально месяц назад обновлял свой техосмотр. Машине не было сделано никакого технического анализа, хотя я хотел, чтобы авто лишний раз проверили, ни о какой «упрощенной» процедуре не просил. Деньги они берут исправно, но проверки необходимые не выполняют. Работники станций техосмотра прямо указывают, что-либо не хотят, либо технически не способны провести техосмотр, но документ о прохождении техосмотра они выдают. Я думаю, что так делают огромное количество станций техосмотра. А это означает, что по дорогам города может перемещаться автомобиль в неисправном состоянии. Их много, это заметно. Из них идет синий или черный дым.
Кроме того, в Казахстане все еще используют не достаточно чистое топливо. Хотя Министерство энергетики зимой сообщало, что в соответствии с техрегламентом Таможенного союза, с 1 января 2018 года на территории РК допускается производство и обращение светлых нефтепродуктов, только соответствующих экологическим классам К-4 и К-5, это аналоги Евро-4 и Евро-5. Но там были оговорки о том, что уже произведенное топливо класса К-2 пока еще будут продавать. Этот бензин, не дотягивающий до Евро-4 и Евро-5, в разы более токсичен, чем-то топливо, на котором ездят машины в Европе.
Алма-Ату пытаются превратить в «город для пешеходов»: парковки становятся платными, появляются пешие улицы и велодорожки, нас убеждают пересесть на общественный транспорт. Это разве не помогает улучшить состояние воздуха?
Чтобы заставить людей пересесть с автомобилей на общественный транспорт, нужно сначала сделать хороший общественный транспорт. Люди ездят на автомобилях не от большого желания, они ездят по необходимости. Потому что автобусов мало, водители неадекватны, скорость передвижения оставляет желать лучшего. Многие автобусы в ужасном техническом состоянии. Находясь за рулем личного авто, я вижу водителей автобусов, и мне страшно садиться в этот автобус, потому что водитель с большой долей вероятности будет разговаривать по телефону, курить, пить, ногой держать руль, а рукой отсчитывать сдачу.
Я убежден, что те меры, которые сейчас принимаются, неэффективны. Нужно дать людям альтернативу, дать им большое количество автобусов, безопасных, чистых, комфортных, с грамотно продуманными маршрутами. И только после этого вводить репрессии против автомобилистов, сужать дороги.
Велотранспорт не может быть альтернативой автомобилю. Во-первых, потому что он может активно использоваться только в теплое время года. Во-вторых, город у нас наклонный: в сторону гор ехать очень тяжело, человек потеет, пачкается, а на работе принять душ возможность есть далеко не у всех. Нигде в мире велосипед не является основным транспортом. Да, это хорошая альтернатива для многих. Но не для всех. Большинству людей нужны автобусы, троллейбусы, метро, электрички.
Еще один немаловажный фактор. У Алма-Аты есть такая природная особенность — тепловая инверсия атмосферы. В обычной ситуации воздух с повышением над уровнем моря должен становиться холоднее. Но у нас есть горы, и циркуляция воздушных масс имеет свои особенности, часто бывает так, что теплый воздух находится выше и как бы запирает загрязненный более холодный воздух внизу. Нарушается естественная циркуляция воздуха. Это очень хорошо видно зимой, когда уровень смога, как по линеечке, очень ровно налит, подобно жидкости в стакане. В этот момент приборы, находящиеся недалеко друг от друга демонстрируют цифры, отличающиеся в разы. Это происходит потому, что один датчик уже находится внутри смога, а второй, расположенный ближе к горам, в эту серую бездну пока не попал.
Из-за тепловой инверсии мы не имеем возможности проветривать наш город, поэтому наша основная задача — поменьше его загрязнять.
Что вам лично дал ваш проект? Как вы защищаете от грязного воздуха свою семью?
Зимой мы не открываем окна практически никогда. У меня установлена проточная вытяжная система вентиляции с фильтрами, она поставляет мне домой очищенный воздух. Он очищен от мелкодисперсной пыли. Понятно, какие-то газы наверняка проникают, очистка от газов — задача на порядок более дорогостоящая, пока не могу себе позволить. Но, по крайней мере, от мелкодисперсной пыли квартира защищена. За эту зиму мои дети ни разу не болели.
Ваши датчики установлены и в Астане. Там какая ситуация?
Конечно, в Астане с ее ветрами экологическая обстановка намного лучше. Но минувшей зимой и они столкнулись с сильным смогом. Проблема в том, что с каждым годом количество безветренных дней в столице увеличивается. Думаю, это связано с глобальным изменением климата. Пару недель Астана стояла в дымке, власти переполошились, потому что для них это непривычно. Если ты коптишь и не проветриваешь, то у тебя нет никаких шансов дышать чистым воздухом. Коптить Астана научилась, а задача проветривать отдается на откуп природы. Есть вероятность, что там тоже через несколько лет будут серьезные проблемы с экологией.
Мы с вами можем выбирать, какую воду пить, какую еду есть, какую одежду носить. Но с воздух у нас общий. Неважно ходишь ты пешком или ездишь на самой крутой машине и владеешь заводами, пароходами, ты все равно дышишь тем же самым воздухом. Меня удивляет игнорирование этой темы. Ведь те, кто ответственен за это загрязнение, они же сами и их дети подвергаются воздействию.
Беседовала Амина Джалилова, Алма-Ата
Среднегодовой показатель загрязнения воздуха мелкодисперсными частицами PM 2,5 (particulate matter, твердые частицы размером 2,5 микрона) в Алма-Ате равняется 56 микрограмм. Тогда как, согласно нормам Всемирной организации здравоохранения, безопасным для здоровья считается уровень в 10 мкг. Таким образом, в бывшей столице Казахстана воздух в пять с половиной раз грязнее, чем он должен быть. Алма-атинцы буквально видят, чем они дышат. Великолепные горы, окружающие мегаполис, порой не видны вообще из-за густой пелены смога. А с горных вершин трудно разглядеть утопающий в грязи город. Аллергия — пожалуй, самая распространенная проблема со здоровьем у алма-атинцев. Причем у многих она проходит, стоит отъехать от границ Алма-Аты километров на 50. Плачевная ситуация с экологией самого большого города в Казахстане ни для кого не секрет. Об этом знают и школьники, и их родители, и представители власти. Утаить эту проблему невозможно, какие бы «причесанные» цифры не мелькали в отчетах. Один за другим мэры мегаполиса предлагают и реализовывают свои идеи по улучшению состояния воздуха. Один строил огромные развязки, чтобы машины не стояли и не дымили в многочасовых пробках, а быстро проскакивали перекрестки. Другой строит велодорожки и агитирует горожан передвигаться на велосипедах и самокатах вместо автомобилей. Вроде стараются… До дышать в городе все так же сложно. Алма-атинец Павел Александров полтора года назад захотел выяснить, когда можно открывать дома окна для проветривания, а когда воздух слишком опасен для здоровья. Он самостоятельно собрал недорогой датчик, показывающий уровень содержания в воздухе мелкодисперсных частиц РМ 2,5 и установил его у себя дома. Затем мужчина решил публиковать данные датчика в сети, появились знакомые, которые тоже были готовы установить у себя приборы и делиться информацией с общественностью, Павел предоставлял датчики бесплатно — так и зародился проект Airkaz.org. Проект абсолютно не коммерческий, рассказал Павел Александров в интервью корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru». Имея другой источник заработка, алма-атинец развивает свой сайт исключительно для того, чтобы делиться с горожанами информацией о состоянии воздуха и, быть может, как-то повлиять на улучшение ситуации. Почему вы замеряете именно мелкодисперсные частицы? Загрязнителей много: газы, мелкодисперсные частицы, крупная пыль. РМ 2,5 — это частицы размером 2,5 микрона и меньше. Они настолько мелкие, что проходят, минуя естественные биологические барьеры человека, то есть сквозь легкие, сквозь клеточные оболочки проникают напрямую в кровоток, не задерживаясь ни в носоглотке, ни в легких — нигде. В природе таких мелких частиц не бывает, это в основном результат деятельности человека. Организм наш не подготовлен находиться в среде, загрязненной этими частицами. Это один из основных загрязнителей по методикам ВОЗ. По РМ 2,5 легче всего оценить загрязненность воздуха в мегаполисах мира, потому что это некий интегральный показатель загрязнения. Это может быть сажа от отопления, выхлопы автомобилей, какая-то мелкая пыль с дорог. То есть природа этих частиц может быть разная, но влияние на здоровье велико и оно однозначно негативно. И эти частицы проще всего замерять, в отличие от газов, которые требуют достаточно дорогих систем. Какие выводы можно сделать после 15 месяцев измерений? По нормам ВОЗ среднегодовое значение не должно превышать 10 микрограмм. У нас же 56 мкг, то есть в пять с половиной раз больше. При этом летом мы почти всегда укладываемся в среднесуточную норму. Потому что дожди, ветер, плюс не такое активное загрязнение. Самый сложный период — с октября и до середины апреля. Потому что отопительный сезон? ТЭЦ сильно загрязняет? Я не специалист, чтобы глубоко разобраться в причинах загрязнения и его источниках. Но цифры показывают, что зимний период многократно отличается по уровню загрязнения от летнего. Имеет значение несколько факторов. Во-первых, да, отопление у нас обеспечивается путем сжигания угля. Сжигают в основном высокозольный экибастузский уголь. У него зольность 40%. Другой загрязнитель — частные дома, где нет центрального отопления. Их жители, в отличие от ТЭЦ, не используют абсолютно никаких фильтров. Все, что частник закидывает в печку, просто через дымоход выбрасывается. Мэр обещал уже в этом году добиться 100%-ной газификации Алма-Аты. Я не знаю, как они считают уровень газификации, быть может, имеется в виду, что газовые трубы проложены до конкретной улицы. Потому что, несмотря на заявления о высоком уровне газификации города, я знаю тысячи домохозяйств, у которых нет газа. И потом, даже если газ провели, не обязательно им будут топить. Газ дороже угля. А мусор, который можно закидывать в угольный котел, и вовсе бесплатен. Потому топят порой даже резиной. Когда становится холодно, но отопление еще не включили, датчики все равно фиксируют значительное ухудшение качества воздуха, потому что частный сектор уже начал обогреваться. И, конечно, третий загрязнитель — это автомобили. И, прежде всего, машины со странным образом пройденным техосмотром. Понятно, что процедура техосмотра у нас формальная. Я буквально месяц назад обновлял свой техосмотр. Машине не было сделано никакого технического анализа, хотя я хотел, чтобы авто лишний раз проверили, ни о какой «упрощенной» процедуре не просил. Деньги они берут исправно, но проверки необходимые не выполняют. Работники станций техосмотра прямо указывают, что-либо не хотят, либо технически не способны провести техосмотр, но документ о прохождении техосмотра они выдают. Я думаю, что так делают огромное количество станций техосмотра. А это означает, что по дорогам города может перемещаться автомобиль в неисправном состоянии. Их много, это заметно. Из них идет синий или черный дым. Кроме того, в Казахстане все еще используют не достаточно чистое топливо. Хотя Министерство энергетики зимой сообщало, что в соответствии с техрегламентом Таможенного союза, с 1 января 2018 года на территории РК допускается производство и обращение светлых нефтепродуктов, только соответствующих экологическим классам К-4 и К-5, это аналоги Евро-4 и Евро-5. Но там были оговорки о том, что уже произведенное топливо класса К-2 пока еще будут продавать. Этот бензин, не дотягивающий до Евро-4 и Евро-5, в разы более токсичен, чем-то топливо, на котором ездят машины в Европе. Алма-Ату пытаются превратить в «город для пешеходов»: парковки становятся платными, появляются пешие улицы и велодорожки, нас убеждают пересесть на общественный транспорт. Это разве не помогает улучшить состояние воздуха? Чтобы заставить людей пересесть с автомобилей на общественный транспорт, нужно сначала сделать хороший общественный транспорт. Люди ездят на автомобилях не от большого желания, они ездят по необходимости. Потому что автобусов мало, водители неадекватны, скорость передвижения оставляет желать лучшего. Многие автобусы в ужасном техническом состоянии. Находясь за рулем личного авто, я вижу водителей автобусов, и мне страшно садиться в этот автобус, потому что водитель с большой долей вероятности будет разговаривать по телефону, курить, пить, ногой держать руль, а рукой отсчитывать сдачу. Я убежден, что те меры, которые сейчас принимаются, неэффективны. Нужно дать людям альтернативу, дать им большое количество автобусов, безопасных, чистых, комфортных, с грамотно продуманными маршрутами. И только после этого вводить репрессии против автомобилистов, сужать дороги. Велотранспорт не может быть альтернативой автомобилю. Во-первых, потому что он может активно использоваться только в теплое время года. Во-вторых, город у нас наклонный: в сторону гор ехать очень тяжело, человек потеет, пачкается, а на работе принять душ возможность есть далеко не у всех. Нигде в мире велосипед не является основным транспортом. Да, это хорошая альтернатива для многих. Но не для всех. Большинству людей нужны автобусы, троллейбусы, метро, электрички. Еще один немаловажный фактор. У Алма-Аты есть такая природная особенность — тепловая инверсия атмосферы. В обычной ситуации воздух с повышением над уровнем моря должен становиться холоднее. Но у нас есть горы, и циркуляция воздушных масс имеет свои особенности, часто бывает так, что теплый воздух находится выше и как бы запирает загрязненный более холодный воздух внизу. Нарушается естественная циркуляция воздуха. Это очень хорошо видно зимой, когда уровень смога, как по линеечке, очень ровно налит, подобно жидкости в стакане. В этот момент приборы, находящиеся недалеко друг от друга демонстрируют цифры, отличающиеся в разы. Это происходит потому, что один датчик уже находится внутри смога, а второй, расположенный ближе к горам, в эту серую бездну пока не попал. Из-за тепловой инверсии мы не имеем возможности проветривать наш город, поэтому наша основная задача — поменьше его загрязнять. Что вам лично дал ваш проект? Как вы защищаете от грязного воздуха свою семью? Зимой мы не открываем окна практически никогда. У меня установлена проточная вытяжная система вентиляции с фильтрами, она поставляет мне домой очищенный воздух. Он очищен от мелкодисперсной пыли. Понятно, какие-то газы наверняка проникают, очистка от газов — задача на порядок более дорогостоящая, пока не могу себе позволить. Но, по крайней мере, от мелкодисперсной пыли квартира защищена. За эту зиму мои дети ни разу не болели. Ваши датчики установлены и в Астане. Там какая ситуация? Конечно, в Астане с ее ветрами экологическая обстановка намного лучше. Но минувшей зимой и они столкнулись с сильным смогом. Проблема в том, что с каждым годом количество безветренных дней в столице увеличивается. Думаю, это связано с глобальным изменением климата. Пару недель Астана стояла в дымке, власти переполошились, потому что для них это непривычно. Если ты коптишь и не проветриваешь, то у тебя нет никаких шансов дышать чистым воздухом. Коптить Астана научилась, а задача проветривать отдается на откуп природы. Есть вероятность, что там тоже через несколько лет будут серьезные проблемы с экологией. Мы с вами можем выбирать, какую воду пить,