Стратегический тупик ЕАЭС. Как России «завоевать Европу»? - «Азия» » «Новости Дня»

✔ Стратегический тупик ЕАЭС. Как России «завоевать Европу»? - «Азия»


Начиная совместное дело, необходимо четко представлять его конечную или контрольную цель, «договориться на берегу». Иначе — неприемлемо малая отдача на единицу времени и усилий, плохо скрываемые конфликты и, как результат, проигрыш другим проектам. Политический проект, например, ЕАЭС — не исключение.
Еще одно условие успешности проекта — его привлекательность для новых партнеров и способность включить их в проект, «повысить капитализацию». Но вопрос: готова ли Россия к такому сообществу, скажем, с 70-миллионной Центральной Азией и Казахстаном? Других ресурсов расширения нет. Не считая предложений принять в ЕАЭС 80-миллионную Турцию, а в этом случае и Азербайджан. Эти предложения уже сейчас звучат слишком настойчиво для того, чтобы считать их спонтанными идеями. В случае же успешного продвижения ЕАЭС в Центразии их интенсивность только возрастет. Не самой дружественной оказалась и Армения, ищущая себя в «многовекторности».
Но важнейшее условие успеха интеграционного проекта это, повторим, общая цель. Просто по определению: именно этой общей цели служит интеграция, но не наоборот. А эта общая цель в свою очередь основана на общей идеологии, напрямую определяется ею.
У Евросоюза какая-никакая, «тоталитарная толерантная», но объединяющая идеология есть. Недаром, Брюссель грозит всевозможными карами венграм или полякам, покушающимся на далеко не общепринятые права и свободы. А какова идеология ЕАЭС? Ее нет. Мы строим хорошую мину при плохой игре, заявляя, что в этом отсутствии объединяющей идеологии и состоит преимущество ЕврАзЭС перед Евросоюзом, игнорируя очевидное: в отсутствие объединяющей идеологии «союза» как такового нет, а есть только сумма многосторонних соглашений.
Казалось бы, ЕАЭС (ранее «Таможенный Союз — ТС) избрал беспроигрышную тактику. Мы тщательно изучаем успехи и неудачи Евросоюза, откладывая в сторону одни нормативы и стандарты, и «творчески заимствуя» другие. Один из них забавно отозвался лозунгом Евромайдана: «Я — девочка. Я не хочу в ТС! Я хочу кружевные трусики и ЕС!». Дело в том, что ЕАЭС всего лишь «слизал» норматив, который уже действовал в Евросоюзе и касался максимальной доли содержания синтетических тканей в нижнем белье. Если девушке хотелось трусиков с дешевыми синтетическими кружевами, то ей, напротив, следовало требовать присоединения Украины к ЕАЭС, где есть Киргизия — «дыра» для дешевого китайского ширпотреба.
Как в бизнес-кругах, так и в парламентах и правительствах некоторых стран ЕС часто звучит критика антироссийских санкций, но раз в полгода, подчиняясь «общеевропейской солидарности», критики дружно эти санкции продлевают. О такой же солидарности с противоположной стороны нет и речи: вспомним «белорусские» креветки и устрицы. Или то, что при огромной российской составляющей в продуктах белорусского экспорта, Минск направляет свои грузы в порты Литвы и Латвии, но не в Усть-Лугу. Вопросы компенсации из-за некоторого удорожания логистики решаемы, была бы политическая воля. Но о политическом взаимодействии в ЕАЭС, об особом уровне политической солидарности никто и не заикается. Не считать же проявлением солидарности ЕАЭС и ОДКБ одно только голосование в ООН против антироссийских резолюций (а бывало и воздерживались). Так голосуют и другие страны: Китай, Индия или ЮАР.
И коренные экономические интересы, и определяемая ими идеология — категории подвижные, развивающиеся. Поэтому и любой союз либо активно развивается в сторону максимально возможной кооперации, либо деградирует, а связующие нити рвутся. «Поставить на паузу» в этой «игре» невозможно.
Еще нагляднее картина в ОДКБ. Какие «общие ценности» защищают наши армии? Этих ценностей тоже нет. Есть банальное желание попользовать Россию под болтовню о «бастионе России на Южном Кавказе» или о «главном стратегическом союзнике в Центральной Азии». При этом «бастион» едет в Брюссель на саммит «Восточного партнерства» и буквально спасает репутацию этого антироссийского заведения, заключив соглашение о всестороннем сотрудничестве с Евросоюзом. А «стратегический союзник» в Центазии подводит итоги очередных совместных с НАТО учений под Алма-Атой и принимает новую военную доктрину, направленную против «гибридных угроз».
Любой политолог на пальцах объяснит, что-либо Евросоюз станет Соединенными Штатами Европы, либо развалится. Для европейцев это обычная тема дискуссий. Как легче и быстрее стать одним государством? То ли через «разноскоростную интеграцию» (условно «по Меркель»: сегодня создается «государство еврозоны» с присоединением остальных «по мере дозревания»), то ли объединяются сразу все, но в качестве «метрополии и колоний» (условно «по Макрону»: метрополия-еврозона контролирует бюджеты остальных).
И ни один наш политолог не осмелится сказать того же о нас: либо ЕАЭС станет Соединенными Штатами Евразии, либо развалится. Почему? Потому что у пяти членов ЕАЭС общей цели интеграции и исходящей из нее объединяющей идеологии не просто нет (в этом случае их можно было бы предлагать и обсуждать). Ситуация гораздо хуже: цели противоположны. А значит, попытка только заговорить об общей цели интеграции — государственном объединении — немыслима. Если это позволят себе в России, это будет свидетельством «империализма», если в четырех других государствах-членах, то государственной изменой.
Наверное, в Ереване считают, что вправе надеяться на признание Россией Нагорного Карабаха со всеми окружающими азербайджанскими районами, потому что Армения, как было сказано, «бастион России» и возвращать эти районы не желает. Здесь не хотят понимать, что Россия может как-то выполнять функцию посредника в урегулировании Карабахского конфликта только потому, что стремится поддерживать ровные отношения не с одним Ереваном, но и с Баку. Что у России есть собственные интересы в Азербайджане и вокруг Азербайджана не только в армянском направлении, но и в направлении Ирана или Каспия. Что ж, Армении только следует иметь в виду, что «самоценной» для России она никогда не была (путь в Индию, к Суэцкому каналу и к Черноморским проливам с востока — это из области исторической беллетристики), а значит, Армении не следует играть в игры, где она может стать разменным активом.
Казахстан играет «в долгую», идя на те формы интеграции, которые его ни к чему особо не обязывают и которые при стечении благоприятных условий можно будет относительно безболезненно разорвать. Военных баз РФ здесь нет, другие объекты только прибыльны. Тем временем ускоренно строится моноэтническое государство. Происходящее в Казахстане очень напоминает… Белоруссию. С той лишь разницей, что в Казахстане выдавливаются русские, а в Белоруссии — русское из русских. И сегодня минская молодежь так же убеждена в том, что Миндовг был «литвином, значит белорусом, а Московия Литву-Беларусь захватила», как киевская в том, что Владимир был «„украинским князем“, а его государство официально называлось „Киевской Державой“». Ну, а Союзное государство Белоруссии и России, главный аргумент в выбивании экономических преференций, уже превратилось в устах главы белорусского МИД в «так называемое Союзное государство».
В 1990 — 91 годах о том, чтобы слепить какой-то задел объединяющей идеологии, способной заменить распадающуюся советскую, еще можно было говорить, не опасаясь быть поднятым на смех. 70 лет не прошли даром даже в Центразии: сложился хрупкий и противоречивый, но общий культурный код. Подчеркнем, не идеологический (т.н. в среде либералов «совок»), а просто «городской» культурный код, европейский в своей основе. Который позволял одним вместе смотреть фильмы, слушать советскую, европейскую и восточную попсу, а другим, разных убеждений, спорить на кухне и понимать друг друга.
Всего этого больше нет. Центральная Азия не боролась за независимость, больше того, боялась ее. Помните разнообразные проекты 1991 года по сохранению Союза? В заголовках московских СМИ группы республик шутливо назывались по головным уборам. В этих проектах было то две, то три «шапки», то одна, то две «папахи», но всегда пять «тюбетеек». Зато проснувшись однажды независимыми, а после октября 1993-го убедившись, что возврата Союза не будет, местные элиты принялись наверстывать упущенное. Это вылилось в шесть — семь миллионов переселенцев и в полном смысле слова беженцев. Перебрались в Россию и многие интеллектуалы «титульных» этносов, которые тоже приложили руку к взращиванию «романтического национализма», но пришли в ужас от «того, что получилось», не нашли себя в формате: «мы — прародина всего, слава вождю и немного о погоде».
У центральноазиатских вождей, обучавшихся в Москве и Ленинграде и первую половину жизни пробегавших в коридорах ЦК ВЛКСМ и КПСС, вдруг проснулась просто животная ненависть ко всему, напоминавшему о советском и русском прошлом от литературы до архитектуры. А поскольку русская культура в основе своей европейская, будь то в социалистической или консервативной ипостаси, то, парадокс (!), выброшенной оказалась и Европа. И без того слабая городская европейская культура потеряла базу, уничтожена.
Идеал этих «эмиров», впрочем, чисто словесный — некая смесь из Турции, Дубая, Южной Кореи и Сингапура. Пока же они ускоренно приближаются к Афганистану. А Афганистан приближается к ним. Многие сегодня примеряют на себя лавры «могильщика СССР». Заявка Афганистана, во всяком случае, не менее обоснована, чем у других претендентов. Но Афганистан действительно может стать могильщиком существующих интеграционных проектов на территории бывшего СССР. Просто показав их неэффективность.
Заявление президента США Дональда Трампа о новом наращивании контингента НАТО в Афганистане ради «окончательной победы над врагом» и уже последовавшее увеличение сил с 13 до 16 тысяч можно объяснить по-разному. Возможно, Трамп, как до него Барак Обама, не хочет стать «президентом-лузером», который выведет последние войска, после чего неминуемо последует падение Кабула. Возможно, искренне надеется разгромить и Талибан, и ИГ, которые только увеличили контролируемые территории после вывода основных сил коалиции к концу 2015 года. Если до начала американского вторжения в 2001 году таджикско-узбекский север был глубоко враждебен талибам, то сегодня Талибан контролирует сотни деревень и целые уезды провинций Бадахшан и Кундуз. ИГ, который в 2015 году контролировал несколько горных долин в Нангархаре (Джалалабад) на границе с Пакистаном, сегодня прочно обосновался и на границе с Туркменистаном.
В любом случае, действия США объективно работают на примирение Талибана и ИГ, которые еще недавно истребляли друг друга, а сегодня, по меньшей мере, соблюдают границы зон влияния. И та ожесточенная критика, которой Вашингтон подвергает попытки Москвы усадить талибов за стол переговоров с Кабулом, может свидетельствовать о том, что союз Талибана и ИГ и есть цель Вашингтона.
После чего оперативно вывести 13 тысяч военных США и НАТО, включая шесть солдат и офицера Эстонии, труда не составит. А Москва, Пекин, Тегеран получат войну на своих границах и далеко вглубь границ на многие годы. Не сможет остаться в стороне и Анкара. Пострадают не только они: под ударом окажется и большинство маршрутов коридора Китай — Европа. Усилится и роль США как арбитра между «старым союзником» Пакистаном и «новым союзником» Индией. «Кругом одни плюсы».
У Кремля нет ни времени, ни возможности улучшить то, что улучшению принципиально не поддается. К этой войне нужно было быть готовыми вчера. Прежде всего, создать одну надежную военно-стратегическую границу вместо трех рыхлых между Амударьей и Уралом (см. «Олимпиада по новейшей истории для Нурсултана Назарбаева»). Вторая задача — жесткий контроль миграции. Можно только приветствовать соглашение с Узбекистаном по трудовым мигрантам, которое предусматривает усиление проверки въезжающих на предмет принадлежности к экстремистским организациям. Непонятно другое. Авторитарный Ташкент жестко борется с религиозным экстремизмом, а демократический Бишкек превратил свои южные области в рассадник этого экстремизма. Но контроль первых усиливается, а вторые въезжают свободно. Третья, но не последняя по важности — обуздание этнократических режимов в российских регионах, в частности Поволжья, готовых сначала разогреть кризис, вроде обязательного изучения татарского языка в школах, а затем принять «мудрое решение» с единственной целью: показать незаменимость себя любимых у власти. И они же грозят тем, кто «раскачивает лодку»!
Это главное, что предстоит сделать на азиатском направлении. Речь не о разрыве существующих отношений, экономических и военных с государствами Центразии. Речь о приоритетах дальнейшего развития.
Можно предположить (только предположить!), что в Кремле изначально невысоко оценивали шансы ЕАЭС и ОДКБ. Хитрость в другом. В страхе европейцев перед «новой берлинской стеной», в развитии темы нового раскола Европы. На континенте снова два военно-политических и экономических блока. Не нравится? Давайте сближаться, но на равноправной основе, на достойных условиях, как политических, так и экономических.
Задачу облегчало то, что в 1990-х — 2000-х Евросоюз проглотил больше «восточных беглецов», чем мог переварить, и в 2010 году Брюссель ясно заявил, что в обозримом будущем расширение ЕС будет происходить только за счет государств бывшей Югославии. Остальным — расслабиться.
При слаженной командной игре России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Армении и Казахстана (не член Совета Европы, но член ОБСЕ, частично лежащий в Европе) можно было бы надеяться на успех. Но всё то же «но»: отсутствие единого понимания целей, средств, идеологическая несовместимость. В такого рода проектах «слабым звеном» может оказаться даже близкий товарищ. Украину же поймали на мормышку. Возможно, к нашему счастью. Только сейчас в полной мере осознаешь, что в качестве самостоятельного субъекта объединения она стала бы для России неподъемным грузом. В том числе из-за неистребимой коррумпированности ее элит.
Россия, в отличие от той же Украины, не просится в Евросоюз бедным родственником, у нее в целом здоровая система отношений государства и экономики, привлекательная для инвестиций. Речь не о присоединении к их «свободам» и к распределению сомалийских беженцев между Москвой и Петербургом. Речь о завоевании европейских рынков.
У нас любят поговорить и о коррупции в России, но если отбросить причитания из серии: «Как страшно жить!», то остаются критерии авторитетных институтов. Среди них рейтинг экономической свободы — Doing Business от Всемирного банка. Этот рейтинг — квинтэссенция развитости экономических отношений, эффективности институтов государства, того, что выбивает почву из-под ног коррупции. «Работа на рейтинги» — не самоцель. Решение каждой задачи по улучшению объективных показателей, принятие каждого закона или норматива, сокращающего сроки, число согласований и т. п. это более мощный удар по коррупции, чем любые самые суровые законы, угрозы или посадки.
В Doing Business — 2012 Россия была на 120-м месте, в октябрьском Doing Business — 2018 (обозначается следующим годом) Россия на 35-й строчке, впереди не только Словении, Словакии, Греции, Хорватии, но и впереди Италии, Бельгии, Кипра, Израиля. Тогда как некоторые «свободные» и «частично свободные» страны могут создавать невыносимые условия для бизнеса (читай: благоприятные для коррупции) и плестись в конце первой сотни рейтинга. (Это при том, что Россию, смех и грех, и здесь «засуживают», например, по времени на подготовку и подачу налоговых деклараций: «168 часов» уже в течение четырех лет, хотя бизнес давно использует автоматизированные программы бухучета.)
Если Россия получит выход на европейский рынок, то отрасли переработки, пребывающие в подавленном состоянии, получат мощный толчок. Именно это, а не пьяный медведь с балалайкой и в казачьей папахе пугает Европу. Это основа русофобии сегодня. Боялись бы непредсказуемого медведя, не отдали бы России 40% газового рынка. Газ — «гут». Но не остальное, что в считанные годы поднимется на тех же европейских инвестициях в случае снятия барьеров. На этот счет у Европы ответ: «Крым не Косово!».
Итак, работать стране придется в режиме многозадачности. На юге и на западе. Без надежд на ЕАЭС и ОДКБ. С теми союзниками, которые заслуживают право называться союзниками. Это в первую очередь другие, пока другие, русские государства. Потерянный ключ следует искать там, где потерял, а не там, где светло. Ключ к «завоеванию Европы» — Белоруссия и Украина. Их полная интеграция. Украины, возможно, поэтапно, по мере денацификации, но полная. Выйти к границам Евросоюза. Да, трудно. Но это трудности пути в правильном направлении, а не в ложном. И в случае успеха разговор с Евросоюзом об опасностях «новой берлинской стены» будет гораздо более продуктивным.
Альберт Акопян (Урумов)

Начиная совместное дело, необходимо четко представлять его конечную или контрольную цель, «договориться на берегу». Иначе — неприемлемо малая отдача на единицу времени и усилий, плохо скрываемые конфликты и, как результат, проигрыш другим проектам. Политический проект, например, ЕАЭС — не исключение. Еще одно условие успешности проекта — его привлекательность для новых партнеров и способность включить их в проект, «повысить капитализацию». Но вопрос: готова ли Россия к такому сообществу, скажем, с 70-миллионной Центральной Азией и Казахстаном? Других ресурсов расширения нет. Не считая предложений принять в ЕАЭС 80-миллионную Турцию, а в этом случае и Азербайджан. Эти предложения уже сейчас звучат слишком настойчиво для того, чтобы считать их спонтанными идеями. В случае же успешного продвижения ЕАЭС в Центразии их интенсивность только возрастет. Не самой дружественной оказалась и Армения, ищущая себя в «многовекторности». Но важнейшее условие успеха интеграционного проекта это, повторим, общая цель. Просто по определению: именно этой общей цели служит интеграция, но не наоборот. А эта общая цель в свою очередь основана на общей идеологии, напрямую определяется ею. У Евросоюза какая-никакая, «тоталитарная толерантная», но объединяющая идеология есть. Недаром, Брюссель грозит всевозможными карами венграм или полякам, покушающимся на далеко не общепринятые права и свободы. А какова идеология ЕАЭС? Ее нет. Мы строим хорошую мину при плохой игре, заявляя, что в этом отсутствии объединяющей идеологии и состоит преимущество ЕврАзЭС перед Евросоюзом, игнорируя очевидное: в отсутствие объединяющей идеологии «союза» как такового нет, а есть только сумма многосторонних соглашений. Казалось бы, ЕАЭС (ранее «Таможенный Союз — ТС) избрал беспроигрышную тактику. Мы тщательно изучаем успехи и неудачи Евросоюза, откладывая в сторону одни нормативы и стандарты, и «творчески заимствуя» другие. Один из них забавно отозвался лозунгом Евромайдана: «Я — девочка. Я не хочу в ТС! Я хочу кружевные трусики и ЕС!». Дело в том, что ЕАЭС всего лишь «слизал» норматив, который уже действовал в Евросоюзе и касался максимальной доли содержания синтетических тканей в нижнем белье. Если девушке хотелось трусиков с дешевыми синтетическими кружевами, то ей, напротив, следовало требовать присоединения Украины к ЕАЭС, где есть Киргизия — «дыра» для дешевого китайского ширпотреба. Как в бизнес-кругах, так и в парламентах и правительствах некоторых стран ЕС часто звучит критика антироссийских санкций, но раз в полгода, подчиняясь «общеевропейской солидарности», критики дружно эти санкции продлевают. О такой же солидарности с противоположной стороны нет и речи: вспомним «белорусские» креветки и устрицы. Или то, что при огромной российской составляющей в продуктах белорусского экспорта, Минск направляет свои грузы в порты Литвы и Латвии, но не в Усть-Лугу. Вопросы компенсации из-за некоторого удорожания логистики решаемы, была бы политическая воля. Но о политическом взаимодействии в ЕАЭС, об особом уровне политической солидарности никто и не заикается. Не считать же проявлением солидарности ЕАЭС и ОДКБ одно только голосование в ООН против антироссийских резолюций (а бывало и воздерживались). Так голосуют и другие страны: Китай, Индия или ЮАР. И коренные экономические интересы, и определяемая ими идеология — категории подвижные, развивающиеся. Поэтому и любой союз либо активно развивается в сторону максимально возможной кооперации, либо деградирует, а связующие нити рвутся. «Поставить на паузу» в этой «игре» невозможно. Еще нагляднее картина в ОДКБ. Какие «общие ценности» защищают наши армии? Этих ценностей тоже нет. Есть банальное желание попользовать Россию под болтовню о «бастионе России на Южном Кавказе» или о «главном стратегическом союзнике в Центральной Азии». При этом «бастион» едет в Брюссель на саммит «Восточного партнерства» и буквально спасает репутацию этого антироссийского заведения, заключив соглашение о всестороннем сотрудничестве с Евросоюзом. А «стратегический союзник» в Центазии подводит итоги очередных совместных с НАТО учений под Алма-Атой и принимает новую военную доктрину, направленную против «гибридных угроз». Любой политолог на пальцах объяснит, что-либо Евросоюз станет Соединенными Штатами Европы, либо развалится. Для европейцев это обычная тема дискуссий. Как легче и быстрее стать одним государством? То ли через «разноскоростную интеграцию» (условно «по Меркель»: сегодня создается «государство еврозоны» с присоединением остальных «по мере дозревания»), то ли объединяются сразу все, но в качестве «метрополии и колоний» (условно «по Макрону»: метрополия-еврозона контролирует бюджеты остальных). И ни один наш политолог не осмелится сказать того же о нас: либо ЕАЭС станет Соединенными Штатами Евразии, либо развалится. Почему? Потому что у пяти членов ЕАЭС общей цели интеграции и исходящей из нее объединяющей идеологии не просто нет (в этом случае их можно было бы предлагать и обсуждать). Ситуация гораздо хуже: цели противоположны. А значит, попытка только заговорить об общей цели интеграции — государственном объединении — немыслима. Если это позволят себе в России, это будет свидетельством «империализма», если в четырех других государствах-членах, то государственной изменой. Наверное, в Ереване считают, что вправе надеяться на признание Россией Нагорного Карабаха со всеми окружающими азербайджанскими районами, потому что Армения, как было сказано, «бастион России» и возвращать эти районы не желает. Здесь не хотят понимать, что Россия может как-то выполнять функцию посредника в урегулировании Карабахского конфликта только потому, что стремится поддерживать ровные отношения не с одним Ереваном, но и с Баку. Что у России есть собственные интересы в Азербайджане и вокруг Азербайджана не только в армянском направлении, но и в направлении Ирана или Каспия. Что ж, Армении только следует иметь в виду, что «самоценной» для России она никогда не была (путь в Индию, к Суэцкому каналу и к Черноморским проливам с востока — это из области исторической беллетристики), а значит, Армении не следует играть в игры, где она может стать разменным активом. Казахстан играет «в долгую», идя на те формы интеграции, которые его ни к чему особо не обязывают и которые при стечении благоприятных условий можно будет относительно безболезненно разорвать. Военных баз РФ здесь нет, другие объекты только прибыльны. Тем временем ускоренно строится моноэтническое государство. Происходящее в Казахстане очень напоминает… Белоруссию. С той лишь разницей, что в Казахстане выдавливаются русские, а в Белоруссии — русское из русских. И сегодня минская молодежь так же убеждена в том, что Миндовг был «литвином, значит белорусом, а Московия Литву-Беларусь захватила», как киевская в том, что Владимир был «„украинским князем“, а его государство официально называлось „Киевской Державой“». Ну, а Союзное государство Белоруссии и России, главный аргумент в выбивании экономических преференций, уже превратилось в устах главы белорусского МИД в «так называемое Союзное государство». В 1990 — 91 годах о том, чтобы слепить какой-то задел объединяющей идеологии, способной заменить распадающуюся советскую, еще можно было говорить, не опасаясь быть поднятым на смех. 70 лет не прошли даром даже в Центразии: сложился хрупкий и противоречивый, но общий культурный код. Подчеркнем, не идеологический (т.н. в среде либералов «совок»), а просто «городской» культурный код, европейский в своей основе. Который позволял одним вместе смотреть фильмы, слушать советскую, европейскую и восточную попсу, а другим, разных убеждений, спорить на кухне и понимать друг друга. Всего этого больше нет. Центральная Азия не боролась за независимость, больше того, боялась ее. Помните разнообразные проекты 1991 года по сохранению Союза? В заголовках московских СМИ группы республик шутливо назывались по головным уборам. В этих проектах было то две, то три «шапки», то одна, то две «папахи», но всегда пять «тюбетеек». Зато проснувшись однажды независимыми, а после октября 1993-го убедившись, что возврата Союза не будет, местные элиты принялись наверстывать упущенное. Это вылилось в шесть — семь миллионов переселенцев и в полном смысле слова беженцев. Перебрались в Россию и многие интеллектуалы «титульных» этносов, которые тоже приложили руку к взращиванию «романтического национализма», но пришли в ужас от «того, что получилось», не нашли себя в формате: «мы — прародина всего, слава вождю и немного о погоде». У центральноазиатских вождей, обучавшихся в Москве и Ленинграде и первую половину жизни пробегавших в коридорах ЦК ВЛКСМ и КПСС, вдруг проснулась просто животная ненависть ко всему, напоминавшему о советском и русском прошлом от литературы до архитектуры. А поскольку русская культура в основе своей европейская, будь то в социалистической или консервативной ипостаси, то, парадокс (!), выброшенной оказалась и Европа. И без того слабая городская европейская культура потеряла базу, уничтожена. Идеал этих «эмиров», впрочем, чисто словесный — некая смесь из Турции, Дубая, Южной Кореи и Сингапура. Пока же они ускоренно приближаются к Афганистану. А Афганистан приближается к ним. Многие сегодня примеряют на себя лавры «могильщика СССР». Заявка Афганистана, во всяком случае, не менее обоснована, чем у других претендентов. Но Афганистан действительно может стать могильщиком существующих интеграционных проектов на территории бывшего СССР. Просто показав их неэффективность. Заявление президента США Дональда Трампа о новом наращивании контингента НАТО в Афганистане ради «окончательной победы над врагом» и уже последовавшее увеличение сил с 13 до 16 тысяч можно объяснить по-разному. Возможно, Трамп, как до него Барак Обама, не хочет стать «президентом-лузером», который выведет последние войска, после чего неминуемо последует падение Кабула. Возможно, искренне надеется разгромить и Талибан, и ИГ, которые только увеличили контролируемые территории после вывода основных сил коалиции к концу 2015 года. Если до начала американского


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика