Балтийская неЦусима - «Военные действия» » «Новости Дня»

✔ Балтийская неЦусима - «Военные действия»


И звучит во всю – страшная трагедия, просчёты, непрофессионализм, глупость, неправильный выбор маршрута... Как по мне, трагедия, когда в Смоленском сражении погибло 83,6 % военнослужащих, задействованных в операции, и та с признаками оптимизма – за это время мы подготовились к обороне Москвы. Это была война на истребление, и её масштабы современному человеку, привыкшему к другой ценности человеческой жизни, не помещаются в голове. Размен полумиллиона солдат на месяц времени тем летом считался нормальным, точно так же начнут поступать и немцы в 1945 году. А война на Балтике – она, конечно, богата потерями, как и весь 1941 год, но на катастрофу никак не тянет, особенно если смотреть не на армию, а на флот, который оказался в уникальном положении. Уникальном, потому как флот до 1940 года существовал в одной реальности, где от него требовалось оборонять один, пусть и огромный город в глубине мелководного Финского залива, а в 1940 году он оказался в другой, где к Ленинграду с Кронштадтом добавились Ханко, балтийские острова и побережье Прибалтики. Ну и корабельный состав, который рос чересчур быстро при нашей традиционной нехватке баз и ремонтных мощностей. Проблему решали: год, отведённый на это дело, был потрачен не зря, так, главной базой флота стал Таллин, что было мудрым выбором – оттуда флот имел свободный выход как на Балтику, так и в Финский и Рижский заливы, была повторно освоена Либава с её судоремонтным заводом «Тосмаре», укреплены Моонзундские острова и Ханко. Но решения не только не были оптимальными, они и не могли быть такими. Та же Либава, где скопилось в ожидании ремонта немало советских кораблей. И не только кораблей – БК, мазут, прочие запасы... А где их было держать? Где ремонтировать? По-своему командование КБФ было право, когда во всю использовало Прибалтику – альтернативой было бы оттянуть сотни кораблей в Финский залив, где они бы стояли без толку и цели. Предыстория О возможности войны все догадывались ещё в мае, а непосредственно 19 июня флот перешёл к боевой готовности номер два, начата частичная эвакуация кораблей и мобзапаса с Либавы, усилены корабельные и воздушные дозоры. Задачи флота были утверждены ещё в апреле: — не допустить морских десантов противника на побережье Прибалтики и на острова Эзель и Даго; — совместно с военно-воздушными силами Красной Армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив; — не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив; — содействовать сухопутным войскам, действующим на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланги и уничтожая береговую оборону противника; — быть в готовности обеспечить переброску одной стрелковой дивизии с побережья Эстонии на полуостров Ханко; — действиями флота в сочетании с оборонительными минными постановками, а также постановкой подводными минными заградителями минных банок на подходах к портам и базам, а на внутренних фарватерах — авиацией — затруднить развертывание и действия сил флота противника. А в 23:37 21 июня введена готовность номер один. Где флот допустил ошибку? Он её допустил, точнее даже две. Первая заключалась в том, что моряки не учли возможность катастрофы сухопутного фронта, когда уже в первый день Либава с ВМБ превратилась в мышеловку, через неделю был потерян Вентспилс, 30 июня пала Рига, а уже 5 августа началась оборона Главной базы флота. Но положа руку на сердце – как можно было учесть ТАКОЕ? Это сейчас мы умные, а тогда за такие мысли можно было и по этапу пойти, и правильно, рассчитывать на катастрофу фронта в течение недели – это паникёрство. И вторая ошибка – штаб флота ждал десантов, ждал атаки Ленинграда, ждал нового Моонзунда-1917, но не ждал минных постановок и ударов с воздуха, что и логично – если бы РККА медленно отступала, огрызаясь на каждом шагу, то немцы были бы просто вынуждены действовать крупными надводными кораблями, вот и пригодились тогда три минно-артиллерийских позиции, а немцам массированная постановка мин как раз бы не пригодилась – это помеха своим же силам. Да и воздушная угроза – Балтфлот имел в своём составе 302 истребителя. То, что ВВС РККА сожгут за первую неделю, тоже как-то не планировалось, для прикрытия же баз и кораблей сил было достаточно. Не верили только в Либаву, но отряд лёгких сил оттуда убрали, минзаг «Марти» увели, мобзапас вывезли... А неисправные корабли и подводные лодки, затянись оборона на пару недель, и не имей немцы подавляющего господства в воздухе, тоже вывели бы. В итоге вышло как вышло: «Минные заградители получили приказ об окончательной подготовке к боевым действиям 19 июня, а 21 июня пришёл условный сигнал на проведение активной минно-заградительной операции. Постановка мин началась в 23:30 21 июня.» Немцы на ту войну, к которой готовились мы, не явились, а разобраться в обстановке и эффективно парировать минную угрозу было нечем – наше отставание по связи и тральному оборудованию наложилось на быстрое развитие катастрофы и неадекватные решения Москвы, впрочем, тоже вызванные вполне понятными причинами – связь. Информацию с мест Центр получал неполную и с опозданием, зачастую толком не зная даже, где находятся целые армии. Оборона Нужно было ли оборонять Таллин? Вопрос риторический – конечно, нужно. Во-первых, это главная база флота, во-вторых – это часть обороны Ленинграда, и те немцы, которые находились под Таллином, не были на главном направлении, в-третьих – это связь с Моонзундом, тем самым, который мешал на всю катушку использовать противнику Рижский залив, и с которого бомбили Берлин, в-пятых – это потенциальная угроза немецким коммуникациям. Было ли достаточно для этого сил и запасов? Нет. Сухопутную оборону города начали готовить только 17 июля, и по вполне понятным причинам не успели, за три-то недели всего. Гарнизон – сборная солянка из остатков 10 стрелкового корпуса (10 тысяч человек без тяжёлого вооружения), эстонский рабочий полк, отряды моряков, в общей сумме около 20 тысяч человек и целая рота танков. Опорой обороны в таких условиях стали корабли – и как средство ПВО, и как костяк артиллерии. Нельзя сказать, что положения не понимали: с города успели вывезти 15 000 тонн грузов, эвакуировали 18 000 раненых, большему мешали минные заграждения и береговая батарея противника на мысе Юминданина. А ещё мешали люфтваффе, при полном отсутствии дальних истребителей у КБФ. Так что оборона без перелома на основном направлении была обречена, но и не обороняться ни фронт, ни флот права не имели. Всё это было ясно и докладывалось наверх ещё 12 августа: «Продолжавшийся отход 8-й армии уже привёл к потере нами прибрежного фарватера и грозит дальнейшим ухудшением общей обстановки в операционной зоне КБФ. Противник, выходя ночью из финляндских шхер, имеет возможность безнаказанно заграждать минами единственный оставшийся у нас морской путь, для охраны которого требуется иметь не менее 20 сторожевых кораблей. Из имевшихся двенадцати базовых тральщиков некоторые требуют серьёзного ремонта, катеров МО не хватает. В то время как противник, располагая в Финском заливе закрытыми шхерными фарватерами, может не опасаться потерь на минах, наши потери должны возрастать.» Главный посыл – никаких десантов не будет, будут мины, много мин, очень много мин, тральщиков у нас нехватка, пора выводить отряд лёгких сил (крейсер, два лидера, девять эсминцев) в Ленинград. На армию надежды тоже нет, Таллин не удержать. И чем дольше затянем, тем больше потеряем. Флот делал всё что мог – 13 000 снарядов по противнику тому свидетельство, но заменить армию моряки не могли. И масштаб потерь при эвакуации Таллина был примерно ясен: «Из 40 кораблей и судов, проводившихся между Кронштадтом и Таллином за тралами, четырнадцать (или 35 %) было потеряно и повреждено от подрыва на минах, а также от действий бомбардировочной авиации противника.» Но выбора, собственно-то, и не было. Повторюсь – та война, к которой готовился КБФ, не состоялась, а как бороться с постоянным минированием при потере побережья и без прикрытия с воздуха, Трибуц со товарищи не знал. У него было два старых линкора, два крейсера, куча других кораблей, но не было достаточно тральщиков, что полбеды, не было ещё и нормальных тралов, и опытных экипажей, и возможности опереться на армию. Флот был похож на боксёра, получившего внезапный нокаут с сотрясением мозга: перед глазами плывёт, где противник – неясно, одно понятно – это не спортивный поединок, и все выученные правила и приёмы можно забыть. Прорыв Вообще, касательно эвакуации войск во Вторую мировую войну подходы были разные, и зависели они от того, что важнее – корабли или люди. Если англичане могли себе позволить положить часть флота возле Крита – они ложили, но сухопутных войск у Англии было немного, аналогично и Дюнкерк – один флот удержать германские десанты не мог и флотом жертвовали. А вот американцы своих на Филиппинах бросили, да и Дьепская тренировка англичан тоже не образец. У нас Одессу вывезли, а вот Севастополь бросили, Таллин вывезли, но оберегая в первую очередь боевые корабли. Звучит, конечно, предельно цинично, но – пехоты у нас хватало, и лишний корпус погоды не делал, а вот кораблей, нужных для обороны Ленинграда, не было. И возможности быстро построить не было, «у короля много» – это не о нас. Оттуда и приоритеты, и решения. Тем более не могли помочь эти самые «крейсер, два лидера, девять эсминцев» тихоходным купцам. Могли красиво и бестолково уйти на дно рядом с ними. Это правда бы помогло? Не было там безопасных фарватеров и безопасных путей. Точнее, мы-то сейчас знаем, а в те дни миелофона у Трибуца не было, и решения он принимал, исходя из данных разведки и здравого смысла. А здравый смысл говорил – южный маршрут давно не использовался, по логике немцы его усиленно минировали, плюс береговые батареи. Нельзя идти узким фарватером, черепашьим ходом, под огнём с берега – это самоубийство. Центральный фарватер – немцы с берега достать могут на пределе и неприцельно, мины есть, но конвои между Таллином и Ленинградом ходили регулярно – значит, в принципе, пройти можно. Северный маршрут – вдоль берегов Финляндии под огнём стационарных береговых батарей и по минным полям, плюс атаки самолётов и торпедных катеров. Опять самоубийство. Значит... всё правильно Трибуц выбрал. Да и сам переход – не считая обвехования фарватера, всё верно было сделано. Да и не сильно бы вехи помогли в тех условиях: слишком много кораблей, слишком много угроз и паники, слишком неопытные экипажи гражданских судов. Да и остальное мимо кассы, итог же таков: «До Кронштадта дошли крейсер (100 %), два лидера (100 %), пять эсминцев из десяти (50 %), шесть сторожевых кораблей из девяти (66 %), девять подводных лодок из одиннадцати (82 %), две канонерские лодки из трёх (66 %), десять базовых тральщиков (100 % ), шестнадцать тихоходных тральщиков из восемнадцати (89 %), три электромагнитных тральщика (100 %), двадцать шесть катерных тральщиков (100 %), тринадцать торпедных катеров из четырнадцати (93 %), двадцать три катера МО из двадцати пяти (92 %), три сетевых заградителя (100 %) и 32 судна из 75 (43 %). При этом из принятых на борт кораблей и судов 27 800 человек погибло около 11 000 человек, в том числе немногим более 3000 — гражданские лица.» Боевое ядро флота спасено и помогло отстоять Ленинград, почти половина конвоя прошла, и это в тех условиях явно не разгром, могло быть гораздо хуже. Потери? Да, потери большие, но на то лето и в той войне треть личного состава – это не разгром, это едва ли не успех. К Цусиме даже близко не стоит: если бы Рожественский провёл такой процент боевых кораблей и транспортов – это было бы победой. Остальное – рефлексия и искажение истории в угоду политике, когда героев выдают за трусов, а погибших – за жертв мясников-командиров. А между тем тогда все выполнили свой долг, и лучше без знания будущего не смог бы никто. Что, правда, не исключает ошибок, но покажите мне идеальных.
Балтийская неЦусима - «Военные действия»

И звучит во всю – страшная трагедия, просчёты, непрофессионализм, глупость, неправильный выбор маршрута. Как по мне, трагедия, когда в Смоленском сражении погибло 83,6 % военнослужащих, задействованных в операции, и та с признаками оптимизма – за это время мы подготовились к обороне Москвы. Это была война на истребление, и её масштабы современному человеку, привыкшему к другой ценности человеческой жизни, не помещаются в голове. Размен полумиллиона солдат на месяц времени тем летом считался нормальным, точно так же начнут поступать и немцы в 1945 году. А война на Балтике – она, конечно, богата потерями, как и весь 1941 год, но на катастрофу никак не тянет, особенно если смотреть не на армию, а на флот, который оказался в уникальном положении. Уникальном, потому как флот до 1940 года существовал в одной реальности, где от него требовалось оборонять один, пусть и огромный город в глубине мелководного Финского залива, а в 1940 году он оказался в другой, где к Ленинграду с Кронштадтом добавились Ханко, балтийские острова и побережье Прибалтики. Ну и корабельный состав, который рос чересчур быстро при нашей традиционной нехватке баз и ремонтных мощностей. Проблему решали: год, отведённый на это дело, был потрачен не зря, так, главной базой флота стал Таллин, что было мудрым выбором – оттуда флот имел свободный выход как на Балтику, так и в Финский и Рижский заливы, была повторно освоена Либава с её судоремонтным заводом «Тосмаре», укреплены Моонзундские острова и Ханко. Но решения не только не были оптимальными, они и не могли быть такими. Та же Либава, где скопилось в ожидании ремонта немало советских кораблей. И не только кораблей – БК, мазут, прочие запасы. А где их было держать? Где ремонтировать? По-своему командование КБФ было право, когда во всю использовало Прибалтику – альтернативой было бы оттянуть сотни кораблей в Финский залив, где они бы стояли без толку и цели. Предыстория О возможности войны все догадывались ещё в мае, а непосредственно 19 июня флот перешёл к боевой готовности номер два, начата частичная эвакуация кораблей и мобзапаса с Либавы, усилены корабельные и воздушные дозоры. Задачи флота были утверждены ещё в апреле: — не допустить морских десантов противника на побережье Прибалтики и на острова Эзель и Даго; — совместно с военно-воздушными силами Красной Армии нанести поражение германскому флоту при его попытках пройти в Финский залив; — не допустить проникновения кораблей противника в Рижский залив; — содействовать сухопутным войскам, действующим на побережье Финского залива и на полуострове Ханко, обеспечивая их фланги и уничтожая береговую оборону противника; — быть в готовности обеспечить переброску одной стрелковой дивизии с побережья Эстонии на полуостров Ханко; — действиями флота в сочетании с оборонительными минными постановками, а также постановкой подводными минными заградителями минных банок на подходах к портам и базам, а на внутренних фарватерах — авиацией — затруднить развертывание и действия сил флота противника. А в 23:37 21 июня введена готовность номер один. Где флот допустил ошибку? Он её допустил, точнее даже две. Первая заключалась в том, что моряки не учли возможность катастрофы сухопутного фронта, когда уже в первый день Либава с ВМБ превратилась в мышеловку, через неделю был потерян Вентспилс, 30 июня пала Рига, а уже 5 августа началась оборона Главной базы флота. Но положа руку на сердце – как можно было учесть ТАКОЕ? Это сейчас мы умные, а тогда за такие мысли можно было и по этапу пойти, и правильно, рассчитывать на катастрофу фронта в течение недели – это паникёрство. И вторая ошибка – штаб флота ждал десантов, ждал атаки Ленинграда, ждал нового Моонзунда-1917, но не ждал минных постановок и ударов с воздуха, что и логично – если бы РККА медленно отступала, огрызаясь на каждом шагу, то немцы были бы просто вынуждены действовать крупными надводными кораблями, вот и пригодились тогда три минно-артиллерийских позиции, а немцам массированная постановка мин как раз бы не пригодилась – это помеха своим же силам. Да и воздушная угроза – Балтфлот имел в своём составе 302 истребителя. То, что ВВС РККА сожгут за первую неделю, тоже как-то не планировалось, для прикрытия же баз и кораблей сил было достаточно. Не верили только в Либаву, но отряд лёгких сил оттуда убрали, минзаг «Марти» увели, мобзапас вывезли. А неисправные корабли и подводные лодки, затянись оборона на пару недель, и не имей немцы подавляющего господства в воздухе, тоже вывели бы. В итоге вышло как вышло: «Минные заградители получили приказ об окончательной подготовке к боевым действиям 19 июня, а 21 июня пришёл условный сигнал на проведение активной минно-заградительной операции. Постановка мин началась в 23:30 21 июня.» Немцы на ту войну, к которой готовились мы, не явились, а разобраться в обстановке и эффективно парировать минную угрозу было нечем – наше отставание по связи и тральному оборудованию наложилось на быстрое развитие катастрофы и неадекватные решения Москвы, впрочем, тоже вызванные вполне понятными причинами – связь. Информацию с мест Центр получал неполную и с опозданием, зачастую толком не зная даже, где находятся целые армии. Оборона Нужно было ли оборонять Таллин? Вопрос риторический – конечно, нужно. Во-первых, это главная база флота, во-вторых – это часть обороны Ленинграда, и те немцы, которые находились под Таллином, не были на главном направлении, в-третьих – это связь с Моонзундом, тем самым, который мешал на всю катушку использовать противнику Рижский залив, и с которого бомбили Берлин, в-пятых – это потенциальная угроза немецким коммуникациям. Было ли достаточно для этого сил и запасов? Нет. Сухопутную оборону города начали готовить только 17 июля, и по вполне понятным причинам не успели, за три-то недели всего. Гарнизон – сборная солянка из остатков 10 стрелкового корпуса (10 тысяч человек без тяжёлого вооружения), эстонский рабочий полк, отряды моряков, в общей сумме около 20 тысяч человек и целая рота танков. Опорой обороны в таких условиях стали корабли – и как средство ПВО, и как костяк артиллерии. Нельзя сказать, что положения не понимали: с города успели вывезти 15 000 тонн грузов, эвакуировали 18 000 раненых, большему мешали минные заграждения и береговая батарея противника на мысе Юминданина. А ещё мешали люфтваффе, при полном отсутствии дальних истребителей у КБФ. Так что оборона без перелома на основном направлении была обречена, но и не обороняться ни фронт, ни флот права не имели. Всё это было ясно и докладывалось наверх ещё 12 августа: «Продолжавшийся отход 8-й армии уже привёл к потере нами прибрежного фарватера и грозит дальнейшим ухудшением общей обстановки в операционной зоне КБФ. Противник, выходя ночью из финляндских шхер, имеет возможность безнаказанно заграждать минами единственный оставшийся у нас морской путь, для охраны которого требуется иметь не менее 20 сторожевых кораблей. Из имевшихся двенадцати базовых тральщиков некоторые требуют серьёзного ремонта, катеров МО не хватает. В то время как противник, располагая в Финском заливе закрытыми шхерными фарватерами, может не опасаться потерь на минах, наши потери должны возрастать.» Главный посыл – никаких десантов не будет, будут мины, много мин, очень много мин, тральщиков у нас нехватка, пора выводить отряд лёгких сил (крейсер, два лидера, девять эсминцев) в Ленинград. На армию надежды тоже нет, Таллин не удержать. И чем дольше затянем, тем больше потеряем. Флот делал всё что мог – 13 000 снарядов по противнику тому свидетельство, но заменить армию моряки не могли. И масштаб потерь при эвакуации Таллина был примерно ясен: «Из 40 кораблей и судов, проводившихся между Кронштадтом и Таллином за тралами, четырнадцать (или 35 %) было потеряно и повреждено от подрыва на минах, а также от действий бомбардировочной авиации противника.» Но выбора, собственно-то, и не было. Повторюсь – та война, к которой готовился КБФ, не состоялась, а как бороться с постоянным минированием при потере побережья и без прикрытия с воздуха, Трибуц со товарищи не знал. У него было два старых линкора, два крейсера, куча других кораблей, но не было достаточно тральщиков, что полбеды, не было ещё и нормальных тралов, и опытных экипажей, и возможности опереться на армию. Флот был похож на боксёра, получившего внезапный нокаут с сотрясением мозга: перед глазами плывёт, где противник – неясно, одно понятно – это не спортивный поединок, и все выученные правила и приёмы можно забыть. Прорыв Вообще, касательно эвакуации войск во Вторую мировую войну подходы были разные, и зависели они от того, что важнее – корабли или люди. Если англичане могли себе позволить положить часть флота возле Крита – они ложили, но сухопутных войск у Англии было немного, аналогично и Дюнкерк – один флот удержать германские десанты не мог и флотом жертвовали. А вот американцы своих на Филиппинах бросили, да и Дьепская тренировка англичан тоже не образец. У нас Одессу вывезли, а вот Севастополь бросили, Таллин вывезли, но оберегая в первую очередь боевые корабли. Звучит, конечно, предельно цинично, но – пехоты у нас хватало, и лишний корпус погоды не делал, а вот кораблей, нужных для обороны Ленинграда, не было. И возможности быстро построить не было, «у короля много» – это не о нас. Оттуда и приоритеты, и решения. Тем более не могли помочь эти самые «крейсер, два лидера, девять эсминцев» тихоходным купцам. Могли красиво и бестолково уйти на дно рядом с ними. Это правда бы помогло? Не было там безопасных фарватеров и безопасных путей. Точнее, мы-то сейчас знаем, а в те дни миелофона у Трибуца не было, и решения он принимал, исходя из данных разведки и здравого смысла. А здравый смысл говорил – южный маршрут давно не использовался, по логике немцы его усиленно минировали, плюс береговые батареи. Нельзя идти узким фарватером, черепашьим ходом, под огнём с берега – это самоубийство. Центральный фарватер – немцы с берега достать могут на пределе и неприцельно, мины есть, но конвои между Таллином и Ленинградом ходили регулярно – значит, в принципе, пройти можно.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика