✔ Как дончане Мао Цзэдуна оскорбили - «Военные действия»
Marshman 8-03-2021, 00:02 193 Военные действия / ДНР и ЛНР
ПОХОЖИЕ
С 27 июля по 8 августа 1966 года в Донецке и Луганске гастролировал Пекинский ансамбль песни и танца в количестве 82 человек, сопровождаемый первым секретарем китайского посольства в СССР Мяо Цюнь и прочими официальными лицами. Визит китайской культурной делегации проходил на фоне обострения советско-китайских отношений, что повлекло за собой напряженность в обществе. Подогреваемые официальной прессой, дончане не очень радушно встретили китайских гостей. Что же тогда произошло, при чем тут Великий Кормчий Мао Цзэдун и печально известный сегодня город Ухань?
Непростая советско-китайская дружба
Дружба двух коммунистических держав — СССР и КНР — прервалась еще во второй половине 50-х годов. Режим Мао Цзэдуна не мог примириться с действиями советской власти — например, с решениями ХХ съезда КПСС и хрущевской десталинизацией. Советский Союз, побаиваясь чрезмерного усиления юго-восточного соседа, значительно урезал объемы помощи. В ответ Пекин обвинял Москву в предательстве марксистско-ленинских идеалов.
В 1966 году советско-китайские отношения были, мягко говоря, далеки от дружественных. В 1966 году в Китае началась «культурная революция» — прикрываемая идеологическими лозунгами масштабная партийная чистка, призванная укрепить власть Мао. Советская пресса широко и подробно освещала события в Китае, естественно в выгодных себе тонах. Поэтому, советский гражданин был неплохо осведомлен об ужасах «культурной революции»: их, не жалея красок, описывали официальные издания.
Судя по сообщениям КГБ, в августе 1966 года «китайская тема» была очень острой и одной из основных, обсуждаемых в обществе. Агенты передавали чекистам содержание разговоров, подслушанных в кругу знакомых, на работе и в транспорте. В КГБ их собирали и отправляли тематическую подборку партийной верхушке. Одни граждане СССР писали письма Мао Цзэдуну, другие опасались нашествия китайских детей, третьи с радостью записались бы в хунвейбины (члены отрядов школьников и студентов, нападавшие на неугодных в первые годы «культурной революции»). В общем, накал в обществе был серьезный.
Визит Пекинского ансамбля песни и танца
На этом фоне и проходил визит Пекинского ансамбля песни и танца в Донецк в августе 1966 года. Из рассекреченного информационного сообщения Председателя комитета госбезопасности при совете министров УССР В. Никитченко в ЦК компартии Украины мы узнаем подробности пребывания китайцев в Донецке.
С 27 июля по 8 августа 1966 года в г.г. Луганске и Донецке гастролировал Пекинский ансамбль песни и танца в количе стве 82 человек, сопровождаемый первым секретарем китайского посольства в СССР Мяо Цюнь, атташе посольства Кан Бинь-синь, секретарями Хэ Юй-цзэн, Фынь Юн и корреспондентом агентства «Синьхуа» Чжан Цзинь-хай.
29 июля перед началом первого концерта в г.Луганске были произнесены приветственные речи. Выступивший с китайской стороны заместитель руководителя ансамбля Ван Цянь произнес речь, состоявшую из цитат Мао Цзэ-дуна и восхваляющую его идеи. Программа концерта также в основном состояла из песен, написанных Мао Цзэ-дуном.
Во время концертов и в антрактах китайские переводчики и другие сопровождавние ансамбль лица распространяли изданную в Китае программу концерта, не согласовав эти действия с советской администрацией. В связи с этим руководителям китайского ансамбля в г.Луганске был заявлен протест по поводу нарушения ими советских законов о распространении печатных изданий иностранцами.
Во время этого заявления руководители китайского ансамбля вели себя вызывающе, пытались спровоцировать наших представителей на скандал и заявили, что китайская сторона протест не принимает, так как советская сторона не удовлетворяет спрос зрителей, которые якобы сами обращались к китайцам с просьбой снабдить их программами.
Китайские представители также заявили, что «советский закон не сможет справиться с китайским народом».
Особенно бестактно вел себя в период этой беседы корреспондент агентства «Синьхуа» Чжан Цзинь-хай, который в адрес советских представителей заявил: «Вы действуете как фашисты».
Кроме того, Чжан Цзинь-хай предпринимал попытки распространять среди советских граждан бюллетени агентства «Синьхуа», в которых напечатаны статьи антисоветского содержания.
29 июля перед началом первого концерта в г.Луганске были произнесены приветственные речи. Выступивший с китайской стороны заместитель руководителя ансамбля Ван Цянь произнес речь, состоявшую из цитат Мао Цзэ-дуна и восхваляющую его идеи. Программа концерта также в основном состояла из песен, написанных Мао Цзэ-дуном.
Во время концертов и в антрактах китайские переводчики и другие сопровождавние ансамбль лица распространяли изданную в Китае программу концерта, не согласовав эти действия с советской администрацией. В связи с этим руководителям китайского ансамбля в г.Луганске был заявлен протест по поводу нарушения ими советских законов о распространении печатных изданий иностранцами.
Во время этого заявления руководители китайского ансамбля вели себя вызывающе, пытались спровоцировать наших представителей на скандал и заявили, что китайская сторона протест не принимает, так как советская сторона не удовлетворяет спрос зрителей, которые якобы сами обращались к китайцам с просьбой снабдить их программами.
Китайские представители также заявили, что «советский закон не сможет справиться с китайским народом».
Особенно бестактно вел себя в период этой беседы корреспондент агентства «Синьхуа» Чжан Цзинь-хай, который в адрес советских представителей заявил: «Вы действуете как фашисты».
Кроме того, Чжан Цзинь-хай предпринимал попытки распространять среди советских граждан бюллетени агентства «Синьхуа», в которых напечатаны статьи антисоветского содержания.
Китайские пропагандисты
Были в Советском Союзе и те, кто в разгоревшемся противостоянии занял сторону Китая. Немалую роль в этом сыграла пропаганда Пекина: китайское радио вещало на территорию СССР, на русском языке излагая свою версию событий. В страну попадала и изданная за границей маоистская литература. Органы госбезопасности опасались что под видом театральных программок жителям Донецка и Луганска могу раздать именно такую литературу.
Поведение китайской пропаганды до глубины души возмутило пенсионера из Брянки Луганской области Захара Гармера. Свое негодование он вылил в письме, которое адресовал лично Мао Цзэдуну! Автор обвинял китайского лидера ни много ни мало в «извращении ленинских идей», «построении культа личности и узурпации власти». «Вам же надо трудиться не менее 50 лет, чтобы дать возможность вашему народу жить и кушать по-человечески. А вы их сегодня кормите “культурной революцией”», — поучал Гармер, добавляя, что таково мнение всего советского народа.
Но, вернемся к нашим китайским гостям. Напряженность не спадали и по пути делегации из Луганска в Донецк. Складывается такое ощущение, что китайские артисты специально шли на конфликт:
В пути следования из Луганска в Донецк руководители ансамбля вели себя вызывающе, когда они проезжали по центральной улице г.Углегорска, руководитель ансамбля Ван Цянь потребовал, чтобы немедленно остановили автобус на этой улице, поскольку они якобы хотят отдохнуть. му ответили, что остановка будет через несколько минут в лесной полосе. Тогда Ван Цянь стал грубо толкать сопровождавшего ансамбль представителя Министерства культуры СССР т. ГУЛЯЕВА Л.А. и истерично кричать: «Какое вы имеете право оскорблять китайский народ! Остановите немедленно автобус! Я выражаю по этому случаю самый решительный протест!»
Через несколько минут при остановке автобуса Ван Цянь отказался из него выходить.
Через несколько минут при остановке автобуса Ван Цянь отказался из него выходить.
Заплыв Мао
16 июля 1966 года, в возрасте 72 лет, председатель Мао Цзэдун переплыл великую китайскую реку Янцзы в городе Ухань. Плавание заняло 1 час 5 минут. Ширина реки в этом месте — около 1700 метров (если судить по длине расположенного неподалеку моста). Янцзы — быстрая река, и считается весьма рискованной для плавания, с сильными течениями, водоворотами. Во время заплыва Мао сносило течением, так что он закончил его примерно в 15 километрах ниже по течению. Конечно, Мао плыл не один, а «в окружении 5000 пловцов и под рев восторженной толпы».
Событие это было не только спортивным, но гораздо больше политическим. Оно послужило сигналом к началу Культурной революции в Китае.
Не следует так же забывать, что полутора годами ранее пленум ЦК в Москве отправил на пенсию 70-летнего Никиту Сергеевича Хрущёва «в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья». А Мао было уже 72 года! В спину ему жарко дышали соперники — глава китайского государства председатель КНР Лю Шаоци и его близкий соратник Дэн Сяопин. Да и со здоровьем у Великого Кормчего было не все в порядке: в конце 1965 года Мао Цзэдун был подкошен болезнью. И вот Мао решил заплывом показать всему Китаю и миру свою прекрасную физическую форму. После чего речь о его «состоянии здоровья» выглядела бы уже довольно нелогично.
Мао Цзэдун купается в реке Янцзы. Китай, 1966 год
Скандал
И тут, один из донецких зрителей после концерта Пекинского ансамбля зачем-то посмел усомниться в возможностях Великого Мао!
По прибытии в Донецк руководство ансамбля нанесло протокольный визит и.о. начальника управления культуры Донецкого облисполкома тов.ЛУНЕВУ П.Ф., где Ван Цянь высказал свое недовольство якобы не совсем теплым приемом их в Луганской области, пожелал, чтобы в дальнейшем не возникали такие явления.
5 августа перед началом первого концерта и в антракте китайцы раздавали зрителям свои программы концерта.
В это время зритель ЛЕБЕДЬ задал переводчице вопрос: «Правда ли, что Мао Цзэдун проплыл по реке Янзы 15 км за 1 час 5 минут?» В ответ на это переводчица заявила, что ей специально задают такие провокационные вопросы, что печать СССР умышленно сообщает о плохом здоровье Мао и советские люди этому радуются. Присутствовавшие при этом разговоре советские зрители разъяснили ошибочность утверждений китайской переводчицы.
5 августа перед началом первого концерта и в антракте китайцы раздавали зрителям свои программы концерта.
В это время зритель ЛЕБЕДЬ задал переводчице вопрос: «Правда ли, что Мао Цзэдун проплыл по реке Янзы 15 км за 1 час 5 минут?» В ответ на это переводчица заявила, что ей специально задают такие провокационные вопросы, что печать СССР умышленно сообщает о плохом здоровье Мао и советские люди этому радуются. Присутствовавшие при этом разговоре советские зрители разъяснили ошибочность утверждений китайской переводчицы.
Неизвестно, был ли товарищ Лебедь кем-то надоумлен, или действовал по своей инициативе. Но факт остается фактом: китайские артисты не стали мириться с сомнениями в правдивости их официальных СМИ и в возможностях Великого Кормчего.
Утром на следующий день руководители ансамбля заявили представителям областного Управления культуры, что на прошедшем концерте один из зрителей оскорбил их великого вождя Мао Цзэдуна, усомнившись в его способностях в плавании. По мнению китай цев, это была политическая провокация, за которую советские представители должны перед ними извиниться. Поскольку извинений не последовало, китайцы категорически отказались выступать в г. Донецке со вторым концертом.
Толпа требует зрелищ
6 августа, когда собравшимся перед театром зрителям сказали, что концерт не состоится, это вызвало у последних недоумение. Здесь же китайские артисты и Чжан Цзинь-хай начали распускать слухи о том, что они хотели дать концерт, но им запретили выступать. Через комсомольский актив города Донецка были разъяснены действительные причины срыва концерта. Чжан Цзинь-хай и некоторые другие китайцы начали фотографировать публику и выкрикивать, что их плохо принимают в Советском Союзе. Собравшиеся граждане возмутились поведением иностранцев, стали закрывать объективы их фотоаппаратов и требовали от них прекратить заниматься провокацией. Встретив организованный отпор, китайцы вынуждены были бросить свою затею и уйти в гостиницу.
Не беремся оценивать правдивость данных в документе КГБ об «организованном отпоре» и комсомольских активистах, разъясняющих «действительные причины» срыва концерта разогретой толпе. Но заварушка, похоже, была тогда знатная.
Как далеко пришлось идти иностранной делегации — неизвестно. Где проходил концерт китайского ансамбля и где жили зарубежные гости мы не знаем. Но, с большой долей вероятности, выступали они в театре оперы и балета, а жили в гостинице «Донбасс». Поэтому, путь был не так далек и никаких эксцессов по дороге не произошло. Тем более, что и «органы» не дремали, да и комсомольский актив был всегда начеку.
Праведный гнев
Самые активные дончане не стали мириться с произволом маоистов. В тот же день (!) «группа жителей г. Донецка» обратилась с коллективным заявлением в горисполком. Возмущенные любители искусства увидели в действиях китайских артистов спланированные попытки «посеять недоверие между нашими великими народами». Вернуть деньги за несостоявшийся концерт граждане не просили.
6 августа от некоторых жителей г. Донецка поступили заявления, в которых они возмущаются поведением китайцев. Так, в своем заявлении в горисполком группа жителей г.Донецка пишет:
«6 августа мы пришли в драматический театр, имея на руках билеты на Но Перед входной дверью нас и других зрителей задержали и после 15-минутного ожидания объявили, что концерт отменяется. Из вестибюля вышли эти китайцы и заявили, что будто бы на прошедшем 5 августа спектакле они были оскорблены одним из зрителей, усомнившимся в спортивных достижениях их “великого вождя».
Создавалось впечатление, что они хотели сделать из этого факта чуть ли не международный инцидент, в то время как по своей сути это дело не стоит выеденного яйца. При этом китайцы стремились собрать вокруг себя аудиторию и устроить подобие митинга… Мы квалифицируем это как преднамеренную провокационную попытку руководителей ансамбля посеять недоверие между нашими великими народами.
Просим принять наше заявление, как гражданский протест против недостойного и позорного поведения руководителей Пекинского ансамбля.»
«6 августа мы пришли в драматический театр, имея на руках билеты на Но Перед входной дверью нас и других зрителей задержали и после 15-минутного ожидания объявили, что концерт отменяется. Из вестибюля вышли эти китайцы и заявили, что будто бы на прошедшем 5 августа спектакле они были оскорблены одним из зрителей, усомнившимся в спортивных достижениях их “великого вождя».
Создавалось впечатление, что они хотели сделать из этого факта чуть ли не международный инцидент, в то время как по своей сути это дело не стоит выеденного яйца. При этом китайцы стремились собрать вокруг себя аудиторию и устроить подобие митинга… Мы квалифицируем это как преднамеренную провокационную попытку руководителей ансамбля посеять недоверие между нашими великими народами.
Просим принять наше заявление, как гражданский протест против недостойного и позорного поведения руководителей Пекинского ансамбля.»
Комитет государственной безопасности, разумеется не дремал. Чекисты совместно с «партийно-советскими органами» провели работу по пресечению провокационной деятельности китайских граждан. Куда отправился Пекинский ансамбль дальше и были ли задокументированы еще какие-либо эксцессы не сообщается. Скорее всего, представители братского народа благополучно отправились домой, так и не дождавшись извинений за оскорбление их чувств.
С 27 июля по 8 августа 1966 года в Донецке и Луганске гастролировал Пекинский ансамбль песни и танца в количестве 82 человек, сопровождаемый первым секретарем китайского посольства в СССР Мяо Цюнь и прочими официальными лицами. Визит китайской культурной делегации проходил на фоне обострения советско-китайских отношений, что повлекло за собой напряженность в обществе. Подогреваемые официальной прессой, дончане не очень радушно встретили китайских гостей. Что же тогда произошло, при чем тут Великий Кормчий Мао Цзэдун и печально известный сегодня город Ухань? Непростая советско-китайская дружба Дружба двух коммунистических держав — СССР и КНР — прервалась еще во второй половине 50-х годов. Режим Мао Цзэдуна не мог примириться с действиями советской власти — например, с решениями ХХ съезда КПСС и хрущевской десталинизацией. Советский Союз, побаиваясь чрезмерного усиления юго-восточного соседа, значительно урезал объемы помощи. В ответ Пекин обвинял Москву в предательстве марксистско-ленинских идеалов. В 1966 году советско-китайские отношения были, мягко говоря, далеки от дружественных. В 1966 году в Китае началась «культурная революция» — прикрываемая идеологическими лозунгами масштабная партийная чистка, призванная укрепить власть Мао. Советская пресса широко и подробно освещала события в Китае, естественно в выгодных себе тонах. Поэтому, советский гражданин был неплохо осведомлен об ужасах «культурной революции»: их, не жалея красок, описывали официальные издания. Судя по сообщениям КГБ, в августе 1966 года «китайская тема» была очень острой и одной из основных, обсуждаемых в обществе. Агенты передавали чекистам содержание разговоров, подслушанных в кругу знакомых, на работе и в транспорте. В КГБ их собирали и отправляли тематическую подборку партийной верхушке. Одни граждане СССР писали письма Мао Цзэдуну, другие опасались нашествия китайских детей, третьи с радостью записались бы в хунвейбины (члены отрядов школьников и студентов, нападавшие на неугодных в первые годы «культурной революции»). В общем, накал в обществе был серьезный. Визит Пекинского ансамбля песни и танца На этом фоне и проходил визит Пекинского ансамбля песни и танца в Донецк в августе 1966 года. Из рассекреченного информационного сообщения Председателя комитета госбезопасности при совете министров УССР В. Никитченко в ЦК компартии Украины мы узнаем подробности пребывания китайцев в Донецке. С 27 июля по 8 августа 1966 года в г.г. Луганске и Донецке гастролировал Пекинский ансамбль песни и танца в количе стве 82 человек, сопровождаемый первым секретарем китайского посольства в СССР Мяо Цюнь, атташе посольства Кан Бинь-синь, секретарями Хэ Юй-цзэн, Фынь Юн и корреспондентом агентства «Синьхуа» Чжан Цзинь-хай. 29 июля перед началом первого концерта в г.Луганске были произнесены приветственные речи. Выступивший с китайской стороны заместитель руководителя ансамбля Ван Цянь произнес речь, состоявшую из цитат Мао Цзэ-дуна и восхваляющую его идеи. Программа концерта также в основном состояла из песен, написанных Мао Цзэ-дуном. Во время концертов и в антрактах китайские переводчики и другие сопровождавние ансамбль лица распространяли изданную в Китае программу концерта, не согласовав эти действия с советской администрацией. В связи с этим руководителям китайского ансамбля в г.Луганске был заявлен протест по поводу нарушения ими советских законов о распространении печатных изданий иностранцами. Во время этого заявления руководители китайского ансамбля вели себя вызывающе, пытались спровоцировать наших представителей на скандал и заявили, что китайская сторона протест не принимает, так как советская сторона не удовлетворяет спрос зрителей, которые якобы сами обращались к китайцам с просьбой снабдить их программами. Китайские представители также заявили, что «советский закон не сможет справиться с китайским народом». Особенно бестактно вел себя в период этой беседы корреспондент агентства «Синьхуа» Чжан Цзинь-хай, который в адрес советских представителей заявил: «Вы действуете как фашисты». Кроме того, Чжан Цзинь-хай предпринимал попытки распространять среди советских граждан бюллетени агентства «Синьхуа», в которых напечатаны статьи антисоветского содержания. Китайские пропагандисты Были в Советском Союзе и те, кто в разгоревшемся противостоянии занял сторону Китая. Немалую роль в этом сыграла пропаганда Пекина: китайское радио вещало на территорию СССР, на русском языке излагая свою версию событий. В страну попадала и изданная за границей маоистская литература. Органы госбезопасности опасались что под видом театральных программок жителям Донецка и Луганска могу раздать именно такую литературу. Поведение китайской пропаганды до глубины души возмутило пенсионера из Брянки Луганской области Захара Гармера. Свое негодование он вылил в письме, которое адресовал лично Мао Цзэдуну! Автор обвинял китайского лидера ни много ни мало в «извращении ленинских идей», «построении культа личности и узурпации власти». «Вам же надо трудиться не менее 50 лет, чтобы дать возможность вашему народу жить и кушать по-человечески. А вы их сегодня кормите “культурной революцией”», — поучал Гармер, добавляя, что таково мнение всего советского народа. Но, вернемся к нашим китайским гостям. Напряженность не спадали и по пути делегации из Луганска в Донецк. Складывается такое ощущение, что китайские артисты специально шли на конфликт: В пути следования из Луганска в Донецк руководители ансамбля вели себя вызывающе, когда они проезжали по центральной улице г.Углегорска, руководитель ансамбля Ван Цянь потребовал, чтобы немедленно остановили автобус на этой улице, поскольку они якобы хотят отдохнуть. му ответили, что остановка будет через несколько минут в лесной полосе. Тогда Ван Цянь стал грубо толкать сопровождавшего ансамбль представителя Министерства культуры СССР т. ГУЛЯЕВА Л.А. и истерично кричать: «Какое вы имеете право оскорблять китайский народ! Остановите немедленно автобус! Я выражаю по этому случаю самый решительный протест!» Через несколько минут при остановке автобуса Ван Цянь отказался из него выходить. Заплыв Мао 16 июля 1966 года, в возрасте 72 лет, председатель Мао Цзэдун переплыл великую китайскую реку Янцзы в городе Ухань. Плавание заняло 1 час 5 минут. Ширина реки в этом месте — около 1700 метров (если судить по длине расположенного неподалеку моста). Янцзы — быстрая река, и считается весьма рискованной для плавания, с сильными течениями, водоворотами. Во время заплыва Мао сносило течением, так что он закончил его примерно в 15 километрах ниже по течению. Конечно, Мао плыл не один, а «в окружении 5000 пловцов и под рев восторженной толпы». Событие это было не только спортивным, но гораздо больше политическим. Оно послужило сигналом к началу Культурной революции в Китае. Не следует так же забывать, что полутора годами ранее пленум ЦК в Москве отправил на пенсию 70-летнего Никиту Сергеевича Хрущёва «в связи с преклонным возрастом и состоянием здоровья». А Мао было уже 72 года! В спину ему жарко дышали соперники — глава китайского государства председатель КНР Лю Шаоци и его близкий соратник Дэн Сяопин. Да и со здоровьем у Великого Кормчего было не все в порядке: в конце 1965 года Мао Цзэдун был подкошен болезнью. И вот Мао решил заплывом показать всему Китаю и миру свою прекрасную физическую форму. После чего речь о его «состоянии здоровья» выглядела бы уже довольно нелогично. Мао Цзэдун купается в реке Янцзы. Китай, 1966 год Скандал И тут, один из донецких зрителей после концерта Пекинского ансамбля зачем-то посмел усомниться в возможностях Великого Мао! По прибытии в Донецк руководство ансамбля нанесло протокольный визит и.о. начальника управления культуры Донецкого облисполкома тов.ЛУНЕВУ П.Ф., где Ван Цянь высказал свое недовольство якобы не совсем теплым приемом их в Луганской области, пожелал, чтобы в дальнейшем не возникали такие явления. 5 августа перед началом первого концерта и в антракте китайцы раздавали зрителям свои программы концерта. В это время зритель ЛЕБЕДЬ задал переводчице вопрос: «Правда ли, что Мао Цзэдун проплыл по реке Янзы 15 км за 1 час 5 минут?» В ответ на это переводчица заявила, что ей специально задают такие провокационные вопросы, что печать СССР умышленно сообщает о плохом здоровье Мао и советские люди этому радуются. Присутствовавшие при этом разговоре советские зрители разъяснили ошибочность утверждений китайской переводчицы. Неизвестно, был ли товарищ Лебедь кем-то надоумлен, или действовал по своей инициативе. Но факт остается фактом: китайские артисты не стали мириться с сомнениями в правдивости их официальных СМИ и в возможностях Великого Кормчего. Утром на следующий день руководители ансамбля заявили представителям областного Управления культуры, что на прошедшем концерте один из зрителей оскорбил их великого вождя Мао Цзэдуна, усомнившись в его способностях в плавании. По мнению китай цев, это была политическая провокация, за которую советские представители должны перед ними извиниться. Поскольку извинений не последовало, китайцы категорически отказались выступать в г. Донецке со вторым концертом. Толпа требует зрелищ 6 августа, когда собравшимся перед театром зрителям сказали, что концерт не состоится, это вызвало у последних недоумение. Здесь же китайские артисты и Чжан Цзинь-хай начали распускать слухи о том, что они хотели дать концерт, но им запретили выступать. Через комсомольский актив города Донецка были разъяснены действительные причины срыва концерта. Чжан Цзинь-хай и некоторые другие китайцы начали фотографировать публику и выкрикивать, что их плохо принимают в Советском Союзе. Собравшиеся граждане возмутились поведением иностранцев, стали закрывать объективы их фотоаппаратов и требовали от них прекратить заниматься провокацией. Встретив организованный отпор, китайцы вынуждены были бросить свою затею и уйти в гостиницу. Не беремся оценивать правдивость данных в документе КГБ об «организованном отпоре» и комсомольских активистах, разъясняющих «действительные причины» срыва концерта разогретой толпе. Но