Опыт боевого применения штурмовиков Су-25 в Сирии - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Опыт боевого применения штурмовиков Су-25 в Сирии - «Новости Дня»


Опыт боевого применения штурмовиков Су-25 в Сирии - «Новости Дня»

26 августа 2015 года между Россией и Сирией было заключено соглашение о размещении на территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной основе и на бессрочный период авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации.


30 сентября в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 года (напомним, Россия — правопреемник СССР) президент Сирии Башар Асад обратился к России с официальной просьбой об оказании военной помощи. В этот же день Совет Федерации дал Президенту России согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории САР. При этом рассматривалось только применение авиации для оказания поддержки сухопутным войскам Сирии с воздуха, без проведения наземной операции.


Решением Верховного Главнокомандующего ВС РФ на аэродроме Хмеймим (международный аэропорт имени Базель аль-Асада) в провинции Латакия САР была развернута смешанная авиационная группа (смешанный авиационный полк особого назначения) ВВС Воздушно-космических сил Российской Федерации в следующем составе:


— 4 многофункциональных самолета-истребителей Су-З0СМ;

— 4 фронтовых бомбардировщика Су-34;

— 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М;

— 12 самолетов-штурмовиков Су-25СМ и Су-25УБ;

— самолеты радиоэлектронной разведки Ил-20М1;

— 12 ударных вертолетов Ми-24П;

— 5 транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ2.


Переброска перечисленной авиатехники осуществлялась посредством самостоятельного перелета через территорию Ирана и Ирака.


Подготовка в России


Ремонт и модернизацию Су-25 до уровня Су-25СМ произвели на 121 авиационном ремонтном заводе.


Переучивание летного состава полка производилось в Центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ в Липецке; переподготовка инженерно-технического состава — на 121 АРЗ.


Модернизация штурмовиков была проведена путем установки нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс», цифро-аналоговой системы управления вооружением СУО-39М и нового оснащения кабины (коллиматорный индикатор КАИ-1-01, многофункциональный цветной ЖК индикатор МФЦИ-0332М). Благодаря этому модернизированные штурмовики могли поражать наземные цели днем и ночью при визуальной видимости, выполнять навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в любых метеоусловиях с горизонтального полета и сложных видов маневра.


Также была расширена номенклатура авиационных средств поражения: в состав вооружения самолета включили УР «воздух — воздух» Р-73Э (вместо Р-60М) и новые модификации НАР С-8 и С-13.




Проведенная модернизация позволила улучшить условия работы летчика и повысить эффективность боевого применения, которая в целом у модернизированного штурмовика по оценкам некоторых специалистов возросла в 1,5 раза.


В ходе подготовки к перелету в Сирию произвели инженерно-штурманские расчеты, в результате которых выяснилось, что до намеченной на маршруте точки промежуточной посадки на территории Ирана самолетам Су-25УБ не хватало запаса топлива (на «спарках» полная заправка почти на 500 кг меньше, чем на боевых машинах). Пришлось заменить штатные подвесные баки ПТБ-800 на баки большей емкости ПТБ-1150. Вследствие этого выявились особенности поведения самолетов на взлете — из-за получившейся предельной задней центровки они норовили «присесть» на хвост, так что компенсировать чрезмерный рост тангажа на взлете приходилось отклонением РУС от себя.


Перелет


Первые проблемы возникли уже при перелете из России в САР. Промежуточную посадку для отдыха и дозаправки группы производили на высокогорном аэродроме Хамадан (Иран): 1700 метров над уровнем моря. После подготовки авиационной техники и отдыха летного состава тремя группами в сопровождении самолетов-лидеров (Ил-76) эскадрилья вылетела в конечный пункт маршрута — аэродром Хмеймим. После пересечения первой группой на высоте 6900 метров ирано-иракской границы, по команде центра управления полетами в Багдаде, в зоне ответственности которого находились наши самолеты, группам был изменен маршрут — он отклонился на юг и увеличился на 200 километров. Команда иракских «друзей» поставила под угрозу благополучное завершение перелета, так как полет выполнялся на максимальную практическую дальность полета для высоты практического потолка Су-25.


Штурманы самолетов-лидеров Ил-76 выполнили необходимые расчеты, и стало ясно, что благополучное завершение полета по остатку топлива возможно только при дальнейшем полете на высотах более 9000 метров. Летный состав принял решение продолжать полет на высоте 9600 метров (практический потолок самолета Су-25 по жизнеобеспечению экипажа в связи с отсутствием герметичной кабины составляет 7000 метров). Превозмогая физиологические проблемы, вызванные длительным нахождением в разряженной атмосфере без специального высотного снаряжения, экипажи проявили мужество и в течение 1 часа 20 минут выполняли полет на высоте 9600 метров, завершив перелет благополучной посадкой на авиабазе Хмеймим.


Боевая работа


Несмотря на вышеперечисленные приключения, уже 30 сентября экипажи Су-25 выполнили первые боевые вылеты для нанесения ударов по наземным целям.


На протяжении первых полутора месяцев авиационные удары группировкой ВКС в САР выполнялись только по заранее разведанным целям:


— штабы, пункты управления и узлы связи;

— склады вооружения, боеприпасов и ГСМ;

— подземные сооружения, укрепрайоны и оборонительные позиции боевиков с вооружением и военной техникой;

— районы сосредоточения резервов бандформирований;

— мини-заводы и мастерские по изготовлению самодельных ракет, фугасов и прочих взрывных устройств.


Несколько примеров


1-2 октября Су-25 нанесли удар по полевому лагерю боевиков ИГИЛ в районе Маарет-эн-Нууман, провинция Идлиб. В результате: полностью разрушены бункеры, а также склады оружия и горюче-смазочных материалов террористов.


В эти же даты штурмовиками Су-25 в районе Маарет-эн-Нууман, провинция Идлиб, полностью разрушен замаскированный под завод газовых баллонов крупный цех по производству фугасов и самодельных взрывных устройств.


Тогда же, в районе Эль-Латамна, провинция Хама самолетами Су-25 нанесены удары по двум бункерам, в которых располагались пункты управления формированиями боевиков и склады террористов. В результате попадания на одном из объектов сдетонировали боеприпасы, полностью уничтожившие данный объект.


В период с 3 по 5 октября 2015 года на востоке провинции Хомс, недалеко от города Тадмор, боевая пара штурмовиков Су-25, а также бомбардировщик Су-24М нанесли удары по двум районам сосредоточения техники террористов: всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии.


Тогда же две пары Су-25 нанесли удары по пункту управления и узлу связи террористов, расположенным в горном массиве Джебель-Батра, и штабу боевиков в горах Джебель-Мгар провинции Дамаск.


Описания всех боевых эпизодов применения Су-25 в Сирии могло бы занять несколько десятков страниц, но ограничимся вышеперечисленным.


Отметим, что по заявлению Главкома ВКС России «… ни один гражданский объект на территории Сирии от ударов нашей авиации не пострадал».




Основным способом ведения боевых действий экипажами Су-25СМ в Сирии было последовательное нанесение авиационных ударов по заранее заданным наземным целям (объектам) в установленное время в режиме навигационного бомбометания одиночно, парами, звеньями из положения дежурства на земле. На боевое применение штурмовики обычно летали составом групп от 2 до 6 машин. Для удара группе назначались цели в районе радиусом до 20-25 километров. Для полноты анализа качества боевого применения беспилотными средствами объективного контроля атаки заданных наземных целей выполнялись с интервалом в 1 или 2 минуты между самолетами в группе, а повторные удары осуществлялись группой, как правило, через 5-6 минут. При отсутствии визуальной видимости между парами или одиночными экипажами в группе назначалось микроэшелонирование — как правило, не менее 100 метров. Даже если над целью стояла 10-балльная облачность, группа из 6 штурмовиков вне видимости друг друга спокойно выполняли поставленную задачу, имея между самолетами эшелонирование в 150-200 метров, и нанося удары в заданное время с интервалом в 1 минуту. Таким образом, группа из 6 самолетов, имея загрузку по четыре ОФАБ-250, в течение 30-40 минут висела над передним краем противника, нанося удар по 24 целям и не давая ему поднять голову.




Су-25СМ могли устойчиво и гарантированно поражать цели с высот от 3000 до 4000 метров. Боевая загрузка при этом, как правило, составляла 4-6 свободнопадающих авиационных бомб (АБ) различных типов калибра 100, 250, либо 2-4 АБ-500 кг, при наличии двух подвесных топливных баков ПТБ-800.


Бомбометание выполнялось с горизонтального полета с безопасных (в случае возможного применения противником ПЗРК) высот от 3500 до 4100 метров. Удары наносились точечно — для каждой авиабомбы своя цель. К примеру, четырьмя АБ поражали четыре цели (принцип одна бомба — одна цель стал для штурмовиков законом). ПрНК-25СМ обеспечивал достижение точности поражения целей несколько десятков метров. Для уничтожения скоплений живой силы противника применяли РБК, снаряженные различными типами боеприпасов.


С ноября 2015 года штурмовики стали летать на разведывательно-ударные действия — так называемую свободную охоту. Взлет производили поодиночке или парами (после чего расходились каждый по своему маршруту), далее выполняли полет на самостоятельный поиск и уничтожение подвижных целей.


Охотились как на колонны, так и на одиночные военную технику и транспортные средства (фуры, бензовозы), тем самым, пресекая поставку бандформированиям оружия, боеприпасов, топлива, продовольствия, медикаментов и других средств МТО. Иногда на самолеты подвешивали по 4 ПТБ-800 и 2 блока НАР Б-8, и тогда машины по два часа висели в зоне в поисках целей. Полеты российской авиации в Сирии на свободную охоту наносили ощутимый удар в прямом и переносном смыслах по нефтяному бизнесу террористов — читай, источнику финансирования.


Интенсивность боевой работы штурмовиков группировки поначалу доходила до 6 вылетов на одного летчика в сутки, позже несколько снизилась до 4, а ближе к выводу группировки в феврале и марте 2016 года в среднем составляла по 2 вылета. На боевое применение Су-25СМ летали круглосуточно, при этом соотношение дневных и ночных вылетов приблизительно было равным, иной раз ночью летали даже больше. Учебно-тренировочные полеты на ознакомление с районом боевых действий, ввод в строй и восстановление навыков после перерывов в летной работе на «спарках» выполнялись над Латакией и акваторией Средиземного моря — летному составу они засчитывались как полеты на воздушную разведку.


Огромная нагрузка легла на плечи инженерно-технического состава (ИТС). Подготовка самолетов к полетам, снаряжение их АСП велись круглосуточно.


Авиабомбы растаривали на общей площадке, после чего развозили по самолетам. Тормозные парашюты укладывали прямо на стоянке между самолетами. Для подготовки к вылету Су-25СМ после получения боевой задачи требуется 10-15 минут. Время подготовки других ударных самолетов может отличаться в сторону увеличения в разы. Именно по этой причине у штурмовиков такое большое количество самолетовылетов. Их не только можно быстро поднять в воздух, но и время боевого цикла у них также наименьшее среди всех существующих ударных самолетов. Как показал практика, ИТС готовил Су-25СМ к повторному вылету всего за 10-15 минут, что, конечно, выгодно отличает его от других типов боевых самолетов. За 5,5 месяцев боевой работы в Сирии модернизированные штурмовики Су-25СМ показали себя исключительно надежными машинами и серьезными отказами не досаждали.


14 марта 2016 г. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации В.В. Путин отдал приказ о выводе из САР части группировки российских Вооруженных Сил. «Задача, поставленная перед Министерством обороны и Вооруженными Силами, в целом выполнена, поэтому приказываю министру обороны с завтрашнего дня начать вывод основной части нашей воинской группировки из Сирийской Арабской республики», — сказал Путин на встрече с министром обороны и главой МИД РФ. По словам Президента, за время операции в Сирии российские военнослужащие «проявили профессионализм, слаженность, умение организовать боевую работу вдали от своей территории, не имея с театром военных действий общих границ». Министром обороны генералом армии С.К. Шойгу были даны соответствующие указания о передислокации части авиагруппы с 15 марта 2016 года на территорию Российской Федерации в пункты постоянной дислокации. Личный состав авиаэскадрильи приступил к погрузке оборудования, материально-технических средств и авиационно-технического имущества на самолеты военно-транспортной авиации, а также к подготовке штурмовиков для осуществления перебазирования на аэродром Приморско-Ахтарск.


Итоги боевой работы


С 30 августа 2015 по 15 марта 2016 года штурмовиками Су-25СМ осуществлено 2850 вылетов общей длительностью 2010 часов. На объекты противника было сброшено около 9000 различных авиабомб, применено около 1000 НАР калибров 80 мм и 130 мм. Потерь не было и это самый главный итог пребывания группировки штурмовиков Су-25СМ в Сирии.


Отличный показатель — отсутствие небоевых потерь (как мы это любим — терять людей по разгильдяйству), отдельный респект за это командирам.


Отдельная благодарность людям, организовавшим логистику, как правило, это наша ахиллесова пята.


К сожалению, потерь не удалось избежать в дальнейшем. Обстановка в САР потребовала вновь применения российских штурмовиков.


3 февраля 2018 года в провинции Идлиб был сбит Су-25СМ. Ответственность за атаку взяла на себя террористическая группировка «Хайят Тахрир аш-Шам» (прежнее название — «Джабхат ан-Нусра»; обе организации запрещены в России). Штурмовик выполнял облет зоны деэскалации «Идлиб» и был сбит из ПЗРК. Погибший — майор Роман Филипов, бывший украинский летчик из Симферополя. На земле Филипов вел неравный бой из штатного оружия, не подпуская боевиков. После окружения террористами, будучи тяжело раненым, когда расстояние до боевиков сократилось до нескольких десятков метров, российский офицер подорвал себя гранатой.


Не исключено, что боевая работа без потерь слегка расслабила командование и личный состав штурмовой группы: где-то стали лениться со сменой вариантов маршрутов, где подзабыли о возможности зенитного противодействия, а может тупо тепловые ловушки не установили. Кто знает, погибшим слава, живым — обязанность учитывать их опыт.


26 августа 2015 года между Россией и Сирией было заключено соглашение о размещении на территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной основе и на бессрочный период авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации. 30 сентября в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 года (напомним, Россия — правопреемник СССР) президент Сирии Башар Асад обратился к России с официальной просьбой об оказании военной помощи. В этот же день Совет Федерации дал Президенту России согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории САР. При этом рассматривалось только применение авиации для оказания поддержки сухопутным войскам Сирии с воздуха, без проведения наземной операции. Решением Верховного Главнокомандующего ВС РФ на аэродроме Хмеймим (международный аэропорт имени Базель аль-Асада) в провинции Латакия САР была развернута смешанная авиационная группа (смешанный авиационный полк особого назначения) ВВС Воздушно-космических сил Российской Федерации в следующем составе: — 4 многофункциональных самолета-истребителей Су-З0СМ; — 4 фронтовых бомбардировщика Су-34; — 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М; — 12 самолетов-штурмовиков Су-25СМ и Су-25УБ; — самолеты радиоэлектронной разведки Ил-20М1; — 12 ударных вертолетов Ми-24П; — 5 транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ2. Переброска перечисленной авиатехники осуществлялась посредством самостоятельного перелета через территорию Ирана и Ирака. Подготовка в России Ремонт и модернизацию Су-25 до уровня Су-25СМ произвели на 121 авиационном ремонтном заводе. Переучивание летного состава полка производилось в Центре подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ в Липецке; переподготовка инженерно-технического состава — на 121 АРЗ. Модернизация штурмовиков была проведена путем установки нового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ «Барс», цифро-аналоговой системы управления вооружением СУО-39М и нового оснащения кабины (коллиматорный индикатор КАИ-1-01, многофункциональный цветной ЖК индикатор МФЦИ-0332М). Благодаря этому модернизированные штурмовики могли поражать наземные цели днем и ночью при визуальной видимости, выполнять навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в любых метеоусловиях с горизонтального полета и сложных видов маневра. Также была расширена номенклатура авиационных средств поражения: в состав вооружения самолета включили УР «воздух — воздух» Р-73Э (вместо Р-60М) и новые модификации НАР С-8 и С-13. Проведенная модернизация позволила улучшить условия работы летчика и повысить эффективность боевого применения, которая в целом у модернизированного штурмовика по оценкам некоторых специалистов возросла в 1,5 раза. В ходе подготовки к перелету в Сирию произвели инженерно-штурманские расчеты, в результате которых выяснилось, что до намеченной на маршруте точки промежуточной посадки на территории Ирана самолетам Су-25УБ не хватало запаса топлива (на «спарках» полная заправка почти на 500 кг меньше, чем на боевых машинах). Пришлось заменить штатные подвесные баки ПТБ-800 на баки большей емкости ПТБ-1150. Вследствие этого выявились особенности поведения самолетов на взлете — из-за получившейся предельной задней центровки они норовили «присесть» на хвост, так что компенсировать чрезмерный рост тангажа на взлете приходилось отклонением РУС от себя. Перелет Первые проблемы возникли уже при перелете из России в САР. Промежуточную посадку для отдыха и дозаправки группы производили на высокогорном аэродроме Хамадан (Иран): 1700 метров над уровнем моря. После подготовки авиационной техники и отдыха летного состава тремя группами в сопровождении самолетов-лидеров (Ил-76) эскадрилья вылетела в конечный пункт маршрута — аэродром Хмеймим. После пересечения первой группой на высоте 6900 метров ирано-иракской границы, по команде центра управления полетами в Багдаде, в зоне ответственности которого находились наши самолеты, группам был изменен маршрут — он отклонился на юг и увеличился на 200 километров. Команда иракских «друзей» поставила под угрозу благополучное завершение перелета, так как полет выполнялся на максимальную практическую дальность полета для высоты практического потолка Су-25. Штурманы самолетов-лидеров Ил-76 выполнили необходимые расчеты, и стало ясно, что благополучное завершение полета по остатку топлива возможно только при дальнейшем полете на высотах более 9000 метров. Летный состав принял решение продолжать полет на высоте 9600 метров (практический потолок самолета Су-25 по жизнеобеспечению экипажа в связи с отсутствием герметичной кабины составляет 7000 метров). Превозмогая физиологические проблемы, вызванные длительным нахождением в разряженной атмосфере без специального высотного снаряжения, экипажи проявили мужество и в течение 1 часа 20 минут выполняли полет на высоте 9600 метров, завершив перелет благополучной посадкой на авиабазе Хмеймим. Боевая работа Несмотря на вышеперечисленные приключения, уже 30 сентября экипажи Су-25 выполнили первые боевые вылеты для нанесения ударов по наземным целям. На протяжении первых полутора месяцев авиационные удары группировкой ВКС в САР выполнялись только по заранее разведанным целям: — штабы, пункты управления и узлы связи; — склады вооружения, боеприпасов и ГСМ; — подземные сооружения, укрепрайоны и оборонительные позиции боевиков с вооружением и военной техникой; — районы сосредоточения резервов бандформирований; — мини-заводы и мастерские по изготовлению самодельных ракет, фугасов и прочих взрывных устройств. Несколько примеров 1-2 октября Су-25 нанесли удар по полевому лагерю боевиков ИГИЛ в районе Маарет-эн-Нууман, провинция Идлиб. В результате: полностью разрушены бункеры, а также склады оружия и горюче-смазочных материалов террористов. В эти же даты штурмовиками Су-25 в районе Маарет-эн-Нууман, провинция Идлиб, полностью разрушен замаскированный под завод газовых баллонов крупный цех по производству фугасов и самодельных взрывных устройств. Тогда же, в районе Эль-Латамна, провинция Хама самолетами Су-25 нанесены удары по двум бункерам, в которых располагались пункты управления формированиями боевиков и склады террористов. В результате попадания на одном из объектов сдетонировали боеприпасы, полностью уничтожившие данный объект. В период с 3 по 5 октября 2015 года на востоке провинции Хомс, недалеко от города Тадмор, боевая пара штурмовиков Су-25, а также бомбардировщик Су-24М нанесли удары по двум районам сосредоточения техники террористов: всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии. Тогда же две пары Су-25 нанесли удары по пункту управления и узлу связи террористов, расположенным в горном массиве Джебель-Батра, и штабу боевиков в горах Джебель-Мгар провинции Дамаск. Описания всех боевых эпизодов применения Су-25 в Сирии могло бы занять несколько десятков страниц, но ограничимся вышеперечисленным. Отметим, что по заявлению Главкома ВКС России «… ни один гражданский объект на территории Сирии от ударов нашей авиации не пострадал». Основным способом ведения боевых действий экипажами Су-25СМ в Сирии было последовательное нанесение авиационных ударов по заранее заданным наземным целям (объектам) в установленное время в режиме навигационного бомбометания одиночно, парами, звеньями из положения дежурства на земле. На боевое применение штурмовики обычно летали составом групп от 2 до 6 машин. Для удара группе назначались цели в районе радиусом до 20-25 километров. Для полноты анализа качества боевого применения беспилотными средствами объективного контроля атаки заданных наземных целей выполнялись с интервалом в 1 или 2 минуты между самолетами в группе, а повторные удары осуществлялись группой, как правило, через 5-6 минут. При отсутствии визуальной видимости между парами или одиночными экипажами в группе назначалось микроэшелонирование — как правило, не менее 100 метров. Даже если над целью стояла 10-балльная облачность, группа из 6 штурмовиков вне видимости друг друга спокойно выполняли поставленную задачу, имея между самолетами эшелонирование в 150-200 метров, и нанося удары в заданное время с интервалом в 1 минуту. Таким образом, группа из 6 самолетов, имея загрузку по четыре ОФАБ-250, в течение 30-40 минут висела над передним краем противника, нанося удар по 24 целям и не давая ему поднять голову. Су-25СМ могли устойчиво и гарантированно поражать цели с высот от 3000 до 4000 метров. Боевая загрузка при этом, как правило, составляла 4-6 свободнопадающих авиационных бомб (АБ) различных типов калибра 100, 250, либо 2-4 АБ-500 кг, при наличии двух подвесных топливных баков ПТБ-800. Бомбометание выполнялось с горизонтального полета с безопасных (в случае возможного применения противником ПЗРК) высот от 3500 до 4100 метров. Удары наносились точечно — для каждой авиабомбы своя цель. К примеру, четырьмя АБ поражали четыре цели (принцип одна бомба — одна цель стал для штурмовиков законом). ПрНК-25СМ обеспечивал достижение точности поражения целей несколько десятков метров. Для уничтожения скоплений живой силы противника применяли РБК, снаряженные различными типами боеприпасов. С ноября 2015 года штурмовики стали летать на разведывательно-ударные действия — так называемую свободную охоту. Взлет производили поодиночке или парами (после чего расходились каждый по своему маршруту), далее выполняли полет на самостоятельный поиск и уничтожение подвижных целей. Охотились как на колонны, так и на одиночные военную технику и транспортные средства (фуры, бензовозы), тем самым, пресекая поставку бандформированиям оружия, боеприпасов, топлива, продовольствия, медикаментов и других средств МТО. Иногда на самолеты подвешивали по 4 ПТБ-800 и 2 блока НАР Б-8, и тогда машины по два часа висели в зоне в поисках целей. Полеты российской авиации в Сирии на свободную охоту наносили ощутимый удар в прямом и переносном смыслах по нефтяному бизнесу террористов — читай, источнику финансирования. Интенсивность боевой работы


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→