✔ Парная охота - «Новости Дня»
Нинель 2-10-2019, 00:47 193 Новости дня / Военные действияМинобороны впервые продемонстрировало видео совместных действий Су-57 и беспилотника С-70 «Охотник». Такая связка пилотируемого истребителя и БПЛА выглядит в наши дни не только перспективным направлением развития авиации, но и неизбежным. И у нас, и за рубежом военные теоретики уверены, что шестое поколение истребителей будет уже полностью беспилотным или опционально пилотируемым.
Насколько важную роль отводят российские военные именно такому варианту применения авиатехники, демонстрирует начало совместных испытаний сразу с первых же тестовых полетов «Охотника». Не будем забывать, что он сам впервые поднялся в воздух меньше двух месяцев назад.
Пока на подобные эксперименты отваживались только США. С 2016 года некоторые из их армейских ударных вертолетов AH-64E получили возможность брать под свой контроль до двух небольших разведывательных БЛА Army Shadow или Grey Eagle. Экипажи вертолетов могут как получать с них видео в реальном времени, так и непосредственно управлять дронами. Стрелок-оператор с их помощью способен наблюдать за обстановкой за 100–120 км от своего вертолета или не терять из виду подвижную цель, пока он выдвигается в район удара по ней.
Сами американцы отмечают, что главной проблемой такого применения остается резко возрастающая рабочая нагрузка на экипаж вертолета. Поэтому о широком применении технологии, которую они называют Manned-Unmanned Teaming (MUM-T), в реальных боевых действиях пока не слышно. Но дальнейшие ее проработки активно продолжаются.
Управление тяжелым и скоростным реактивным беспилотником из кабины одноместного истребителя было бы еще более сложной задачей. Разумеется, одновременно вести боевые действия, управляя и самолетом, и БПЛА, не получится. Без развитых элементов искусственного интеллекта и высокого уровня автоматизации обойтись будет невозможно. Беспилотник должен уметь самостоятельно выполнять большинство рутинных задач, включая взлет, сопровождение истребителя и посадку. Человек ему понадобится в трудных для компьютера ситуациях, вроде селекции целей или принятия решения на открытие огня.
Сегодня для самых больших и дальних БПЛА основной вариант управления — через спутниковые каналы связи. Так дальность ограничивается только запасами топлива, что позволяет их использовать по всей планете. Нет сомнений, что и «Охотник» будет способен управляться через спутник. Но этим каналом связи он не ограничится. Ему намерены придать возможность прямого «общения» с другими летательными аппаратами российских ВКС.
В отличие от более тихоходных коллег этот скоростной БПЛА предназначен для боевых действий против равных или лишь немного уступающих в технологическом плане противников. Поэтому не случайно ему в пару взяли именно самый передовой российский боевой самолет.
Возможность обмена информацией с Су-57 придаст этой связке дополнительную тактическую гибкость. Такое взаимодействие упрощается тем, что в новейшем беспилотнике уже используются некоторые компоненты нашего истребителя пятого поколения, особенно в авионике. Можно предположить сразу несколько возможных сценариев совместного их применения. Имея различающиеся комплекты бортового оборудования и вооружения, самолет и беспилотник могут удачно дополнять друг друга.
Особенно пригодятся БПЛА для действий в опасных условиях, куда посылать человека нежелательно. К таким задачам относится вскрытие развитой системы ПВО противника перед входом в нее пилотируемых самолетов или разведка и поражение хорошо защищенных целей, где даже для стелс-истребителя риски будут велики. Группа из нескольких беспилотников, находящихся в постоянном контакте с истребителем, может эффективно контролировать намного больше воздушного и водного пространства, чем одиночный самолет. В первом совместном полете отрабатывалась именно эта возможность.
Большое достоинство С-70 «Охотник» — способность нести тяжелую боевую нагрузку и любые авиационные боеприпасы на тысячи километров. Беспилотных ведомых можно будет использовать для наращивания ударных возможностей пилотируемых самолетов. Смогут они осуществлять и целеуказание друг для друга.
При этом боевую нагрузку истребителя можно облегчить и ограничить ракетами для воздушного боя, что придаст ему возможность защитить ударный беспилотник. Не секрет, что даже самые крупные современные БПЛА вроде американского RQ-4 Global Hawk — всего лишь беспомощные воздушные мишени для истребителей четвертого, а то и третьего поколения. Прикрытие более совершенными истребителями сможет сильно повысить шансы на выживание дорогостоящего беспилотника-ударника, когда есть риск противодействия ему.
Первоначально основными задачами беспилотника в паре с истребителем будут разведка и нанесение ударов. Но можно ожидать, что в будущем автономные ведомые, будь это С-70 или уже другая модель БПЛА, смогут стать надежным помощником и в воздушных боях.
Конечно, не стоит ожидать поступления на вооружение пар истребитель–беспилотник в ближайшее время. Испытания и доводка «Охотника» только начались и займут еще несколько лет. Лишь начинаются серийные закупки и самих Су-57. Отработка алгоритмов взаимодействия и разработка программного обеспечения в беспилотных проектах занимают не меньше времени, чем создание «железа». Но само начало испытаний не может не радовать. Оно подтверждает, что Россия уже имеет серьезное продвижение в этой сверхпопулярной сфере военной робототехники. И речь уже идет не об эксплуатации наследия СССР, а о полностью самостоятельных и современных наработках.
Антон Лавров, газета «Известия»
Минобороны впервые продемонстрировало видео совместных действий Су-57 и беспилотника С-70 «Охотник». Такая связка пилотируемого истребителя и БПЛА выглядит в наши дни не только перспективным направлением развития авиации, но и неизбежным. И у нас, и за рубежом военные теоретики уверены, что шестое поколение истребителей будет уже полностью беспилотным или опционально пилотируемым. Насколько важную роль отводят российские военные именно такому варианту применения авиатехники, демонстрирует начало совместных испытаний сразу с первых же тестовых полетов «Охотника». Не будем забывать, что он сам впервые поднялся в воздух меньше двух месяцев назад. Пока на подобные эксперименты отваживались только США. С 2016 года некоторые из их армейских ударных вертолетов AH-64E получили возможность брать под свой контроль до двух небольших разведывательных БЛА Army Shadow или Grey Eagle. Экипажи вертолетов могут как получать с них видео в реальном времени, так и непосредственно управлять дронами. Стрелок-оператор с их помощью способен наблюдать за обстановкой за 100–120 км от своего вертолета или не терять из виду подвижную цель, пока он выдвигается в район удара по ней. Сами американцы отмечают, что главной проблемой такого применения остается резко возрастающая рабочая нагрузка на экипаж вертолета. Поэтому о широком применении технологии, которую они называют Manned-Unmanned Teaming (MUM-T), в реальных боевых действиях пока не слышно. Но дальнейшие ее проработки активно продолжаются. Управление тяжелым и скоростным реактивным беспилотником из кабины одноместного истребителя было бы еще более сложной задачей. Разумеется, одновременно вести боевые действия, управляя и самолетом, и БПЛА, не получится. Без развитых элементов искусственного интеллекта и высокого уровня автоматизации обойтись будет невозможно. Беспилотник должен уметь самостоятельно выполнять большинство рутинных задач, включая взлет, сопровождение истребителя и посадку. Человек ему понадобится в трудных для компьютера ситуациях, вроде селекции целей или принятия решения на открытие огня. Сегодня для самых больших и дальних БПЛА основной вариант управления — через спутниковые каналы связи. Так дальность ограничивается только запасами топлива, что позволяет их использовать по всей планете. Нет сомнений, что и «Охотник» будет способен управляться через спутник. Но этим каналом связи он не ограничится. Ему намерены придать возможность прямого «общения» с другими летательными аппаратами российских ВКС. В отличие от более тихоходных коллег этот скоростной БПЛА предназначен для боевых действий против равных или лишь немного уступающих в технологическом плане противников. Поэтому не случайно ему в пару взяли именно самый передовой российский боевой самолет. Возможность обмена информацией с Су-57 придаст этой связке дополнительную тактическую гибкость. Такое взаимодействие упрощается тем, что в новейшем беспилотнике уже используются некоторые компоненты нашего истребителя пятого поколения, особенно в авионике. Можно предположить сразу несколько возможных сценариев совместного их применения. Имея различающиеся комплекты бортового оборудования и вооружения, самолет и беспилотник могут удачно дополнять друг друга. Особенно пригодятся БПЛА для действий в опасных условиях, куда посылать человека нежелательно. К таким задачам относится вскрытие развитой системы ПВО противника перед входом в нее пилотируемых самолетов или разведка и поражение хорошо защищенных целей, где даже для стелс-истребителя риски будут велики. Группа из нескольких беспилотников, находящихся в постоянном контакте с истребителем, может эффективно контролировать намного больше воздушного и водного пространства, чем одиночный самолет. В первом совместном полете отрабатывалась именно эта возможность. Большое достоинство С-70 «Охотник» — способность нести тяжелую боевую нагрузку и любые авиационные боеприпасы на тысячи километров. Беспилотных ведомых можно будет использовать для наращивания ударных возможностей пилотируемых самолетов. Смогут они осуществлять и целеуказание друг для друга. При этом боевую нагрузку истребителя можно облегчить и ограничить ракетами для воздушного боя, что придаст ему возможность защитить ударный беспилотник. Не секрет, что даже самые крупные современные БПЛА вроде американского RQ-4 Global Hawk — всего лишь беспомощные воздушные мишени для истребителей четвертого, а то и третьего поколения. Прикрытие более совершенными истребителями сможет сильно повысить шансы на выживание дорогостоящего беспилотника-ударника, когда есть риск противодействия ему. Первоначально основными задачами беспилотника в паре с истребителем будут разведка и нанесение ударов. Но можно ожидать, что в будущем автономные ведомые, будь это С-70 или уже другая модель БПЛА, смогут стать надежным помощником и в воздушных боях. Конечно, не стоит ожидать поступления на вооружение пар истребитель–беспилотник в ближайшее время. Испытания и доводка «Охотника» только начались и займут еще несколько лет. Лишь начинаются серийные закупки и самих Су-57. Отработка алгоритмов взаимодействия и разработка программного обеспечения в беспилотных проектах занимают не меньше времени, чем создание «железа». Но само начало испытаний не может не радовать. Оно подтверждает, что Россия уже имеет серьезное продвижение в этой сверхпопулярной сфере военной робототехники. И речь уже идет не об эксплуатации наследия СССР, а о полностью самостоятельных и современных наработках. Антон Лавров, газета «Известия»