Ради чего Пентагон обматерил F-35 - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Ради чего Пентагон обматерил F-35 - «Новости Дня»


Ради чего Пентагон обматерил F-35 - «Новости Дня»

Почему исполняющий обязанности американского министра обороны Патрик Шэнахэн раскритиковал программу развития истребителя 5-го поколения F-35, ясно. Потому что он — человек «Боинга».


Собственно, это уже не новость — сообщили, обсудили, посмеялись. Даже определение fucked, которое Шэнахэн дал этой программе, нашло своё отражение в комментариях. И тем более слова «»Боинг» бы так не сделал». Хотя последние менее понятны, а потому пояснены были поверхностно: мол, Шэнахэн с 1986 года работал в «Боинге», дорос до поста старшего вице-президента. В общем, человек «Боинга». На чём большая часть комментариев и заканчивалась.


Boeing бы так не сделал?


Однако необходимо заметить, что Шэнахэн в «Боинге» курировал программы коммерческих, гражданских самолётов. К тому же вёл, так сказать, как раз бухгалтерию — управлял прибылями и убытками по основным моделям «Боингов»: 737, 747, 767, 777 и 787. То есть с программами военного самолётостроения и, главное, тем, как пилятся на них бюджеты, знаком если не шапочно, то поверхностно. Он, правда, имел в своей карьере эпизод, когда был генеральным менеджером систем противоракетной обороны, причём, что любопытно, включая их лазерную составляющую. Курировал также и вертолётные программы по Apache, Chinook и Osprey. Но, опять же, как генеральный менеджер.


Чтобы картина запуталась окончательно, давайте вспомним, что и. о. министра является членом Королевского авиационного общества, членом Общества инженеров-технологов и членом Американского института аэронавтики и астронавтики. Он — бакалавр наук в области машиностроения Университета штата Вашингтон и дважды магистр Массачусетского технологического института — тоже в области машиностроения и в деловом администрировании.


Что должно было так раздражать реально крупного инженера и делового администратора в самолёте F-35, чтобы он обозвал всю программу его создания совершенно далёким от науки словом?


Американская пресса по этому поводу приводит свидетельства, будто Шэнахэн и ранее резко критиковал руководство корпорации «Локхид Мартин», создавшей F-35. Он заявлял примерно о том, что за такие чудовищные деньги, которые компания получила на программу создания самолёта из бюджета, можно было бы сделать что-то и получше этого плохо летающего набора проблем, которым оказался разрекламированный истребитель 5-го поколения.


Так что по первому впечатлению кажется, что в Шэнахэне трагически вопиет одновременно и инженер, и менеджер. Ибо обоим стало особенно больно в шкуре министра обороны.


Чего бы не сделал «Боинг»?


Ответа на этот вопрос нет. Для этого надо хорошо знать эту корпорацию изнутри, да и то — закрывать глаза на, в общем, те же принципы менеджмента в любой подобной компании: урвать с государства побольше денег через лоббизм и откаты и выдать нечто, не сильно хуже изначального проекта.


Что же до машины Lockheed Martin F-35 Lightning II – кратко напомним о достоинствах и недостатках.


Среди первых — действительно хорошая малозаметность, соответствующая «нормативам» пятого поколения самолётов. Многофункциональность и в определённом смысле модульность, позволяющая на одной базе выпускать модель наземного истребителя (CTOL) — F-35A, модель истребителя с укороченным взлётом и вертикальной посадкой (STOVL) — F-35B, модель палубного истребителя (CV) для авианосцев — F-35С. Этакая единая платформа со степенью унификации 80%. Хорошая интегральная компоновка, улучшенный турбореактивный двигатель с форсажем.


А вот дальше всё тоже неплохо, но по нынешним временам ближе к средненькому: тяга — 13 тонн силы, максимальная скорость — 1930 км/ч, практическая дальность — от 1667 до 2520 км, практический потолок — 18 300 м, масса вооружения — 8 тонн. В общем, показатели на уровне и частично хуже, нежели у пожилого МиГ-31.


Вооружён F-35 тоже неплохо, но не более. Сегодня вообще все самолёты вооружены хорошо — размеры ракет это позволяют, так что основное зависит как раз не от машины, а от них. И в этом смысле у этого самолёта есть крупный недостаток: мало точек подвески внутри фюзеляжа, а с внешними точками подвески он становится слишком заметен.


Весьма хороша электроника, по крайней мере, в задумке. В порядке РЛС, которая обеспечивает одновременное обнаружение воздушных целей на расстоянии до 150 км с высокой разрешающей способностью и делающей обзор пространства без мёртвых зон. Хороша (опять же в задумке) нашлемная система целеуказания и индикации, с помощью которой пилот как бы сливается с машиной и её вооружением.


Теперь о плохом. Первое — цена. F-35 стоит совершенно фантастических денег — вплоть до 200 (в отдельных партиях) млн долларов за единицу. В среднем — 119 млн долларов для F-35A, 126 млн долларов для F-35B и 140 млн долларов для F-35C. Это вчетверо больше, чем стоит русский конкурент Су-57.


Второе, продолжая разговор о Су-57, заключается в том, что F-35 практически по всем параметрам уступает российскому конкуренту. Прежде всего по тяговооружённости, что, в общем, делает его шансы уцелеть в воздушном бою с русским самолётом совершенно призрачными.


Третье — высокая уязвимость к боевым повреждениям. Израиль это уже испытал, вынужденный жалко лепетать после одного из налётов на Сирию, что один из его F-35 был повреждён птицей.


Четвёртое — электроника. Неслучайно была оговорка «в задумке». Потому что в эксплуатации она демонстрирует весьма неустойчивую работу, несоответствие заявленным характеристикам, неустойчивость к помехам. Да и пилот в шлеме не столько сливается с машиной, сколько борется с самим шлемом, не позволяющим даже крутить головой в кабине. И множество других недостатков, которые действительно говорят о большой недоработанности машины.


А вот обошёлся бы «Боинг» без подобных недочётов и недостатков — вопрос открытый. Особенно если учитывать мнение некоторых специалистов, что F-35 просто слишком быстро был направлен в серию, и целый ряд его проблем объясняется «детскими болезнями», которые когда-нибудь будут вылечены.


Что болит у Шэнахэна?


Тут нужно вернуться к тому обстоятельству, что Шэнахэн — менеджер. Если рассмотреть ситуацию с этой точки зрения, то грубые слова его, оброненные так публично, так массово и так заметно на широкую публику, не могли не оказать негативного воздействия на репутацию компании-конкурента. А слова «»Боинг» бы так не сделал» — прямое указание на то, что именно хотел сказать менеджер Шэнахэн.


Но в том-то и дело, что сказал их уже не менеджер, а министр обороны Шэнахэн! А это уже совсем другой вес и значение слов. И это уже сигнал. Причём достаточно доступный и звучный.


Однако же есть ещё одна деталь во всей этой истории. Шэнахэн — не министр, а всего лишь исполняющий обязанности. И судя по тому, что президент Трамп не торопится избавить его должность от буковок «и. о.», он далеко не уверен в окончательности своего выбора. Тем более что есть ещё Конгресс. И есть свидетельства, что Трамп ведёт ещё консультации по альтернативным кандидатурам.


А в этой ситуации уже и Шэнахэну терять нечего. Если он останется на должности министра, то F-35 — действительно сильно критикуемый самолёт. Но дело сделано, и он будет всё равно производиться в качестве базового. А если Патрика с должности уберут, он всегда сможет вернуться в «Боинг» героем.


Почему исполняющий обязанности американского министра обороны Патрик Шэнахэн раскритиковал программу развития истребителя 5-го поколения F-35, ясно. Потому что он — человек «Боинга». Собственно, это уже не новость — сообщили, обсудили, посмеялись. Даже определение fucked, которое Шэнахэн дал этой программе, нашло своё отражение в комментариях. И тем более слова «»Боинг» бы так не сделал». Хотя последние менее понятны, а потому пояснены были поверхностно: мол, Шэнахэн с 1986 года работал в «Боинге», дорос до поста старшего вице-президента. В общем, человек «Боинга». На чём большая часть комментариев и заканчивалась. Boeing бы так не сделал? Однако необходимо заметить, что Шэнахэн в «Боинге» курировал программы коммерческих, гражданских самолётов. К тому же вёл, так сказать, как раз бухгалтерию — управлял прибылями и убытками по основным моделям «Боингов»: 737, 747, 767, 777 и 787. То есть с программами военного самолётостроения и, главное, тем, как пилятся на них бюджеты, знаком если не шапочно, то поверхностно. Он, правда, имел в своей карьере эпизод, когда был генеральным менеджером систем противоракетной обороны, причём, что любопытно, включая их лазерную составляющую. Курировал также и вертолётные программы по Apache, Chinook и Osprey. Но, опять же, как генеральный менеджер. Чтобы картина запуталась окончательно, давайте вспомним, что и. о. министра является членом Королевского авиационного общества, членом Общества инженеров-технологов и членом Американского института аэронавтики и астронавтики. Он — бакалавр наук в области машиностроения Университета штата Вашингтон и дважды магистр Массачусетского технологического института — тоже в области машиностроения и в деловом администрировании. Что должно было так раздражать реально крупного инженера и делового администратора в самолёте F-35, чтобы он обозвал всю программу его создания совершенно далёким от науки словом? Американская пресса по этому поводу приводит свидетельства, будто Шэнахэн и ранее резко критиковал руководство корпорации «Локхид Мартин», создавшей F-35. Он заявлял примерно о том, что за такие чудовищные деньги, которые компания получила на программу создания самолёта из бюджета, можно было бы сделать что-то и получше этого плохо летающего набора проблем, которым оказался разрекламированный истребитель 5-го поколения. Так что по первому впечатлению кажется, что в Шэнахэне трагически вопиет одновременно и инженер, и менеджер. Ибо обоим стало особенно больно в шкуре министра обороны. Чего бы не сделал «Боинг»? Ответа на этот вопрос нет. Для этого надо хорошо знать эту корпорацию изнутри, да и то — закрывать глаза на, в общем, те же принципы менеджмента в любой подобной компании: урвать с государства побольше денег через лоббизм и откаты и выдать нечто, не сильно хуже изначального проекта. Что же до машины Lockheed Martin F-35 Lightning II – кратко напомним о достоинствах и недостатках. Среди первых — действительно хорошая малозаметность, соответствующая «нормативам» пятого поколения самолётов. Многофункциональность и в определённом смысле модульность, позволяющая на одной базе выпускать модель наземного истребителя (CTOL) — F-35A, модель истребителя с укороченным взлётом и вертикальной посадкой (STOVL) — F-35B, модель палубного истребителя (CV) для авианосцев — F-35С. Этакая единая платформа со степенью унификации 80%. Хорошая интегральная компоновка, улучшенный турбореактивный двигатель с форсажем. А вот дальше всё тоже неплохо, но по нынешним временам ближе к средненькому: тяга — 13 тонн силы, максимальная скорость — 1930 км/ч, практическая дальность — от 1667 до 2520 км, практический потолок — 18 300 м, масса вооружения — 8 тонн. В общем, показатели на уровне и частично хуже, нежели у пожилого МиГ-31. Вооружён F-35 тоже неплохо, но не более. Сегодня вообще все самолёты вооружены хорошо — размеры ракет это позволяют, так что основное зависит как раз не от машины, а от них. И в этом смысле у этого самолёта есть крупный недостаток: мало точек подвески внутри фюзеляжа, а с внешними точками подвески он становится слишком заметен. Весьма хороша электроника, по крайней мере, в задумке. В порядке РЛС, которая обеспечивает одновременное обнаружение воздушных целей на расстоянии до 150 км с высокой разрешающей способностью и делающей обзор пространства без мёртвых зон. Хороша (опять же в задумке) нашлемная система целеуказания и индикации, с помощью которой пилот как бы сливается с машиной и её вооружением. Теперь о плохом. Первое — цена. F-35 стоит совершенно фантастических денег — вплоть до 200 (в отдельных партиях) млн долларов за единицу. В среднем — 119 млн долларов для F-35A, 126 млн долларов для F-35B и 140 млн долларов для F-35C. Это вчетверо больше, чем стоит русский конкурент Су-57. Второе, продолжая разговор о Су-57, заключается в том, что F-35 практически по всем параметрам уступает российскому конкуренту. Прежде всего по тяговооружённости, что, в общем, делает его шансы уцелеть в воздушном бою с русским самолётом совершенно призрачными. Третье — высокая уязвимость к боевым повреждениям. Израиль это уже испытал, вынужденный жалко лепетать после одного из налётов на Сирию, что один из его F-35 был повреждён птицей. Четвёртое — электроника. Неслучайно была оговорка «в задумке». Потому что в эксплуатации она демонстрирует весьма неустойчивую работу, несоответствие заявленным характеристикам, неустойчивость к помехам. Да и пилот в шлеме не столько сливается с машиной, сколько борется с самим шлемом, не позволяющим даже крутить головой в кабине. И множество других недостатков, которые действительно говорят о большой недоработанности машины. А вот обошёлся бы «Боинг» без подобных недочётов и недостатков — вопрос открытый. Особенно если учитывать мнение некоторых специалистов, что F-35 просто слишком быстро был направлен в серию, и целый ряд его проблем объясняется «детскими болезнями», которые когда-нибудь будут вылечены. Что болит у Шэнахэна? Тут нужно вернуться к тому обстоятельству, что Шэнахэн — менеджер. Если рассмотреть ситуацию с этой точки зрения, то грубые слова его, оброненные так публично, так массово и так заметно на широкую публику, не могли не оказать негативного воздействия на репутацию компании-конкурента. А слова «»Боинг» бы так не сделал» — прямое указание на то, что именно хотел сказать менеджер Шэнахэн. Но в том-то и дело, что сказал их уже не менеджер, а министр обороны Шэнахэн! А это уже совсем другой вес и значение слов. И это уже сигнал. Причём достаточно доступный и звучный. Однако же есть ещё одна деталь во всей этой истории. Шэнахэн — не министр, а всего лишь исполняющий обязанности. И судя по тому, что президент Трамп не торопится избавить его должность от буковок «и. о.», он далеко не уверен в окончательности своего выбора. Тем более что есть ещё Конгресс. И есть свидетельства, что Трамп ведёт ещё консультации по альтернативным кандидатурам. А в этой ситуации уже и Шэнахэну терять нечего. Если он останется на должности министра, то F-35 — действительно сильно критикуемый самолёт. Но дело сделано, и он будет всё равно производиться в качестве базового. А если Патрика с должности уберут, он всегда сможет вернуться в «Боинг» героем.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика