Главная ошибка России - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Главная ошибка России - «Новости Дня»


Главная ошибка России - «Новости Дня»

Пять лет назад 22 августа Россия стала частью глобального торгового регулятора. Мы влились в ВТО после долгих переговоров – на кабальных условиях, которые нам поставили «западные партнеры». Додавил это решение в 2011 году третий президент России Дмитрий Медведев. Сегодня самое время оценить изменения в нашей экономике с момента старта участия России в ВТО и дать объективную характеристику этой пока еще внушительной структуре, объединяющей 164 государства.


Создатели ВТО в числе основных задач заявляли о распространении принципов свободной торговли, возможности регулировать отношения между ее участниками. На практике же красивые лозунги вылились в жестокое доминирование развитых экономик над развивающимися, в диктат транснациональных корпораций. В общем все вышло, как обычно бывает у демократизаторов и либералов. Закрытие небогатым странам возможностей субсидировать сельское хозяйство (что, кстати, первоначально нанесло сильный удар и российской экономике – прим. ред.), всевозможные пошлины на ввоз товаров в страны ЕС и США, ангажированность «судебного органа» ВТО, как правило, встающего на защиту интересов толстосумов (как отдельных предпринимателей, так и целых государств) в торговых спорах – все это в итоге привело к т.н. Дохийскому раунду переговоров между странами-сторонниками дальнейшей глобализации и поборниками протекционизма в экономике.


Развивающиеся страны потихоньку начали осознавать – усердно выполняя все требования ВТО, им вовек не перейти в статус развитых. Напротив, они будут оставаться для богачей сырьевой базой и рынками сбыта. Самые рьяные «дауншифтеры» даже стали активно продвигать свои права в региональных блоках – таких как ЕврАзЭс или Транстихоокеанское партнерство, тем самым задвигая ВТО на задний план. Даже глобалисты постепенно открещиваются от своего детища и спешно ищут новые формации, где главы транснацкорпораций могли бы официально стоять выше глав государств и править бал в макроэкономике.


Что касается непосредственно России, то, судя по объективным показателям, нас из смертельного экономического пике вытащили контрсанкции, а никак не «новые горизонты» Всемирной торговой организации. Влиять на мировые процессы наравне с западными странами мы точно не стали, зато получили бесконечные торговые разборки с Западом и Украиной, решаемые в основном не в нашу пользу, потому что судьи в ВТО – соответствующие.


Все мы прекрасно понимаем, что мировая торговля неотделима от политики, и ее негласные законы взяла на себя смелость и наглость писать одна страна. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (откуда, собственно, и «выросла» ВТО) и другие международные соглашения ни слова не говорят об экономических санкциях как политическом инструменте, тем не менее, они давно и активно применяются по первой команде США и поддакивающих им «западных партнеров».


***


Председатель Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов отметил, что только экономические санкции против нашей страны, равно как и наши контрсанкции, смогли спасти экономику России от полного коллапса после вступления в ВТО.


В.К.: Трудно измерить общий эффект от пребывания России в ВТО, потому что у нас появилось слишком много искажающих факторов. За эти пять лет мы снизили импортные пошлины на целый ряд товаров, по некоторым товарам вообще отменили их. Так что мы могли лишиться даже того, что было в 2012 году. Но по-видимому Бог заботится о России, бережет нас и порой лишает разума наших врагов. Я говорю об антироссийских экономических санкциях, которые начались два года спустя после нашего вступления в ВТО.


Безусловно, эти санкции притормозили дальнейшее раскрытие нашей экономики, хотя оно состоялось почти на 90%. Более того, появились контрсанкции, которые даже приподняли наши таможенные барьеры, и началось пусть вялое, но все же импортозамещение.


Надо обратить внимание, что ВТО – это некий реликт 20 века. Я говорил об этом еще в 2012 году, пытаясь как-то повлиять на принятие решения о вступлении России в эту организацию. Тогда я приводил цифры, заимствованные из документов ООН. На начало 21 века некоторые страны, которые были и остаются членами ВТО, в нарушение устава организации неоднократно вводили экономические санкции против других стран. Причем нарушался устав не только ВТО, но и ООН, предусматривающий, что экономические санкции могут приниматься только в результате единогласного голосования Совбезом. В мире расплодилось очень много так называемых односторонних санкций, инициатором чего конечно же является Вашингтон. Так вот, с начала века такие санкции применялись к странам, в которых проживало 52% населения Земли.


Тогда я задал риторический вопрос: что из себя представляет ВТО, если некоторые государства самым наглым образом нарушают ее правила и, по сути дела, разрушают мировую торговлю? Прежде всего, это Соединенные Штаты, во-вторых, Великобритания, в третью очередь – континентальные страны Европейского союза. А сегодня экономические санкции вышли на новый уровень – 2 августа 2017 года подписан закон о новых мерах против России, КНДР и Ирана. Это лишний раз доказывает, что ВТО даже не пытается привести в чувство некоторых членов своей организации.


Сделать это можно самыми разными способами: поставить на вид, предупредить инициаторов экономических санкций. Да, скорее всего, этот проект резолюции не пройдет, но мы по крайней мере мы могли бы показать миру истинное лицо ВТО и США как ее главного члена, как государства, которое и определяет ее правила, да и вообще утверждает свои неписаные законы во всем мире. Так что сегодня, пять лет спустя, становится очевидно банкротство торговой организации, не способной реагировать на экономические реалии. У нас есть и моральные, и юридические основания, чтобы покинуть ее как можно быстрее.


— Можно ли сказать, что членство в ВТО ничего не дало России в плане развития экономических связей с Европой?


— Безусловно, абсолютно ничего. Тогда, в 2012 году, сторонники вступления говорили: да мы ведь и так уже выполняем практически все требования этой организации! Возникает вопрос – а зачем мы их выполняли, ведь это очень серьезные потери. События 2012 года выявили, что во властных структурах России есть мощнейшая «пятая колонна», действующая во вред нам и в интересах Запада, добивавшегося полного снятия экономических барьеров при проникновении в Россию.


— Сейчас нам говорят, что некоторые сектора российской экономики защищены от конкурентов, отмечается рост производства наших товаров. Вроде бы есть позитивные моменты?


— Надо понимать, что Запад проникает в нашу экономику не только в виде товаров и услуг, но, в первую очередь, в виде иностранного капитала. Когда нам говорят, что какие-то сектора экономики, в частности – агропромышленный, защищены от конкурентов, то на самом деле это неправда. Значительная часть агропромышленности РФ находится под контролем иностранного капитала. Именно иностранный капитал оказывается бенефициаром повышения импортных пошлин.


Это напоминает мне ситуацию в России накануне 1917 года. Сегодня некоторые пытаются реабилитировать политику министра финансов и председателя кабинета министров Российской империи Сергея Витте, поднявшего таможенные тарифы якобы для защиты внутреннего рынка. Но это повышение произошло ровно в тот момент, когда к нам уже был запущен иностранный капитал. Собственно говоря, Запад и оказался главным бенефициаром этого «защитного тарифа». Так что надо рассматривать картину в целом. Некоторые говорят, что у нас не так все плохо, что наше правительство патриотично. Я же считаю, что правительство у нас очень похоже на кабинет Витте, который и стал предтечей трагических событий 1917 года.


Нам говорят, что отмечается рост выпуска российских товаров. В некоторых отраслях экономики идет локализация отечественного производства, что является важным показателем – вроде как на конечный продукт приходится значительная доля отечественных комплектующих, узлов и деталей. Когда же начинаешь разбираться, выясняется, что это – дутая локализация, потому что поставки узлов и деталей идут с предприятий, контролируемых преимущественно иностранным капиталом. А это уже огромные риски для национальной безопасности страны.


***


Политконсультант и эрудит Анатолий Вассерман рассказал о том, что «свободная торговля» в рамках ВТО на практике оказывается вовсе не такой уж свободной.


— Максимальное облегчение доступа каждого потребителя к производителю и всех производителей к потребителю – это, конечно, красивая цель, но она не учитывает одну мелочь: в условиях полной свободы торговли, когда та страна, что победнее, начинает производить аналогичный товар с той страной, что побогаче, первой развивать собственное производство абсолютно невыгодно. Ее рынок уже завален товаром богатой страны. А после отказа конкурентов богатый монополист поднимает цены и компенсирует все свои расходы.


Поэтому абсолютно свободную торговлю в экономике также называют «законом Матфея». В Евангелии от Матфея сказано: «Имущему добавится, а у неимущего отнимется и то, что имеется». Вот что такое свобода торговли.


Но дело еще и в том, что при создании ВТО страны, вошедшие в организацию первыми, оставили за собой множество преференций. Они оставили за собой право вводить ограничительные и даже запретительные пошлины по многим видам товаров, они оставили за собой право субсидировать многие собственные производства. Например, сельское хозяйство в США и ЕС получает такие громадные дотации, что местные фермеры, по сути, имеют возможность вообще бесплатно раздавать все выращенное – и в этом случае они не останутся в убытке.


Кроме того, страны ЕС и США охотно практикуют продовольственную помощь бедным странам, то есть поставляют туда значительную часть провианта бесплатно. Тем самым они оставляют без дохода местных производителей. Чем дальше, тем больше эти страны нуждаются в продовольственной помощи, ну а в обмен на нее Запад добивается от развивающихся стран уступок на других направлениях и полностью окупает свои затраты на «гуманитарку». С помощью вот таких механизмов свободная торговля оборачивается закабалением тех, кто на нее согласился.


Россия вступила в ВТО после двух десятилетий переговоров, при этом нам не удалось выжать себе права хоть отдаленно напоминающие возможности ее создателей. Поэтому членство в ней для нас крайне убыточно. По счастью, Запад оперативно наложил на нас различные санкции, кстати, большая их часть прямо противоречит правилам ВТО. Мы ответили тем, что ввели ограничения на импорт, прежде всего, тех товаров, которые Запад, опять же вопреки правилам ВТО, субсидирует. То есть путем одного нарушения правил организации мы пресекли вопиющее нарушение другого. Это прекрасная демонстрация факта, что само членство в ВТО ничем не помогает России, зато мешает на каждом шагу.


Я считаю, что вступление в ВТО было одной из крупнейших стратегических ошибок страны. Единственное, что в какой-то мере утешает – при нынешнем состоянии мировой экономики от нее, того и гляди, начнут отказываться и сами создатели. Например, программа развития внутреннего производства с помощью запретительных пошлин, провозглашенная президентом США Дональдом Трампом, прямо противоположна правилам ВТО. Если Трамп преодолеет сопротивление оппозиции и реализует свой план, тогда торговая организация рассыплется, а Россия понесет от этого разрушения незначительные потери.


— Бытует мнение, что отсутствие в ВТО негативно сказывается на развитии экономики любого государства, желающего активно торговать с Западом. Так ли это в нашем случае?


— Основные экспортные товары РФ таковы, что их независимо от правил ВТО оторвут с руками. Это газ, нефть, АЭС и ядерное топливо, оружие. Все эти товары подчиняются не правилам ВТО, а совершенно другим соглашениям.


Так что мы могли бы спокойно еще лет 10 десять вести переговоры, которые, по сути, были взаимным блефом. Запад пытался всячески скрыть, что вступление России в ВТО больше нужно самой организации, чем нашей стране. А наше правительство, в свою очередь, делало вид, что очень хочет в ВТО, чтобы против нашей страны не применялись по-настоящему серьезные санкции. К сожалению, когда президентом стал Медведев, он принял заверения Запада всерьез и продвинул переговоры до такой стадии, что сменивший его в 2012 году Владимир Путин уже не мог дать им обратный ход.


***


Год назад президент России дал вполне конкретную характеристику ВТО, отметив, что развитые страны никак не могут договориться с развивающимися в рамках Дохийского раунда, а следовательно, организация стремительно теряет свой авторитет вместе со статусом «единственной универсальной переговорной площадки по выработке правил мировой торговли». Региональные торговые партнерства уже не дополняют, а явно пытаются подменить собой ВТО. Здоровый протекционизм приходит на смену «свободному, открытому рынку» (об истинной «свободе» которого было сказано выше), а санкционные политические войны лишний раз демонстрируют всю его иллюзорность.


В этих условиях Всемирная торговая организация, изначально задуманная США и сателлитами как гарант их гегемонии, не может поддерживать даже видимость площадки, обеспечивающей баланс интересов всех участников. России пора признать ошибочность своего членства в ВТО. Интересно, что из 164 стран-членов никто пока не решился разорвать отношения с глобальным контролером. Так что либо мы станем первыми, либо крах самой организации избавит нас от этой необходимости.


Пять лет назад 22 августа Россия стала частью глобального торгового регулятора. Мы влились в ВТО после долгих переговоров – на кабальных условиях, которые нам поставили «западные партнеры». Додавил это решение в 2011 году третий президент России Дмитрий Медведев. Сегодня самое время оценить изменения в нашей экономике с момента старта участия России в ВТО и дать объективную характеристику этой пока еще внушительной структуре, объединяющей 164 государства. Создатели ВТО в числе основных задач заявляли о распространении принципов свободной торговли, возможности регулировать отношения между ее участниками. На практике же красивые лозунги вылились в жестокое доминирование развитых экономик над развивающимися, в диктат транснациональных корпораций. В общем все вышло, как обычно бывает у демократизаторов и либералов. Закрытие небогатым странам возможностей субсидировать сельское хозяйство (что, кстати, первоначально нанесло сильный удар и российской экономике – прим. ред.), всевозможные пошлины на ввоз товаров в страны ЕС и США, ангажированность «судебного органа» ВТО, как правило, встающего на защиту интересов толстосумов (как отдельных предпринимателей, так и целых государств) в торговых спорах – все это в итоге привело к т.н. Дохийскому раунду переговоров между странами-сторонниками дальнейшей глобализации и поборниками протекционизма в экономике. Развивающиеся страны потихоньку начали осознавать – усердно выполняя все требования ВТО, им вовек не перейти в статус развитых. Напротив, они будут оставаться для богачей сырьевой базой и рынками сбыта. Самые рьяные «дауншифтеры» даже стали активно продвигать свои права в региональных блоках – таких как ЕврАзЭс или Транстихоокеанское партнерство, тем самым задвигая ВТО на задний план. Даже глобалисты постепенно открещиваются от своего детища и спешно ищут новые формации, где главы транснацкорпораций могли бы официально стоять выше глав государств и править бал в макроэкономике. Что касается непосредственно России, то, судя по объективным показателям, нас из смертельного экономического пике вытащили контрсанкции, а никак не «новые горизонты» Всемирной торговой организации. Влиять на мировые процессы наравне с западными странами мы точно не стали, зато получили бесконечные торговые разборки с Западом и Украиной, решаемые в основном не в нашу пользу, потому что судьи в ВТО – соответствующие. Все мы прекрасно понимаем, что мировая торговля неотделима от политики, и ее негласные законы взяла на себя смелость и наглость писать одна страна. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (откуда, собственно, и «выросла» ВТО) и другие международные соглашения ни слова не говорят об экономических санкциях как политическом инструменте, тем не менее, они давно и активно применяются по первой команде США и поддакивающих им «западных партнеров». *** Председатель Русского экономического общества имени С.Ф. Шарапова Валентин Катасонов отметил, что только экономические санкции против нашей страны, равно как и наши контрсанкции, смогли спасти экономику России от полного коллапса после вступления в ВТО. В.К.: Трудно измерить общий эффект от пребывания России в ВТО, потому что у нас появилось слишком много искажающих факторов. За эти пять лет мы снизили импортные пошлины на целый ряд товаров, по некоторым товарам вообще отменили их. Так что мы могли лишиться даже того, что было в 2012 году. Но по-видимому Бог заботится о России, бережет нас и порой лишает разума наших врагов. Я говорю об антироссийских экономических санкциях, которые начались два года спустя после нашего вступления в ВТО. Безусловно, эти санкции притормозили дальнейшее раскрытие нашей экономики, хотя оно состоялось почти на 90%. Более того, появились контрсанкции, которые даже приподняли наши таможенные барьеры, и началось пусть вялое, но все же импортозамещение. Надо обратить внимание, что ВТО – это некий реликт 20 века. Я говорил об этом еще в 2012 году, пытаясь как-то повлиять на принятие решения о вступлении России в эту организацию. Тогда я приводил цифры, заимствованные из документов ООН. На начало 21 века некоторые страны, которые были и остаются членами ВТО, в нарушение устава организации неоднократно вводили экономические санкции против других стран. Причем нарушался устав не только ВТО, но и ООН, предусматривающий, что экономические санкции могут приниматься только в результате единогласного голосования Совбезом. В мире расплодилось очень много так называемых односторонних санкций, инициатором чего конечно же является Вашингтон. Так вот, с начала века такие санкции применялись к странам, в которых проживало 52% населения Земли. Тогда я задал риторический вопрос: что из себя представляет ВТО, если некоторые государства самым наглым образом нарушают ее правила и, по сути дела, разрушают мировую торговлю? Прежде всего, это Соединенные Штаты, во-вторых, Великобритания, в третью очередь – континентальные страны Европейского союза. А сегодня экономические санкции вышли на новый уровень – 2 августа 2017 года подписан закон о новых мерах против России, КНДР и Ирана. Это лишний раз доказывает, что ВТО даже не пытается привести в чувство некоторых членов своей организации. Сделать это можно самыми разными способами: поставить на вид, предупредить инициаторов экономических санкций. Да, скорее всего, этот проект резолюции не пройдет, но мы по крайней мере мы могли бы показать миру истинное лицо ВТО и США как ее главного члена, как государства, которое и определяет ее правила, да и вообще утверждает свои неписаные законы во всем мире. Так что сегодня, пять лет спустя, становится очевидно банкротство торговой организации, не способной реагировать на экономические реалии. У нас есть и моральные, и юридические основания, чтобы покинуть ее как можно быстрее. — Можно ли сказать, что членство в ВТО ничего не дало России в плане развития экономических связей с Европой? — Безусловно, абсолютно ничего. Тогда, в 2012 году, сторонники вступления говорили: да мы ведь и так уже выполняем практически все требования этой организации! Возникает вопрос – а зачем мы их выполняли, ведь это очень серьезные потери. События 2012 года выявили, что во властных структурах России есть мощнейшая «пятая колонна», действующая во вред нам и в интересах Запада, добивавшегося полного снятия экономических барьеров при проникновении в Россию. — Сейчас нам говорят, что некоторые сектора российской экономики защищены от конкурентов, отмечается рост производства наших товаров. Вроде бы есть позитивные моменты? — Надо понимать, что Запад проникает в нашу экономику не только в виде товаров и услуг, но, в первую очередь, в виде иностранного капитала. Когда нам говорят, что какие-то сектора экономики, в частности – агропромышленный, защищены от конкурентов, то на самом деле это неправда. Значительная часть агропромышленности РФ находится под контролем иностранного капитала. Именно иностранный капитал оказывается бенефициаром повышения импортных пошлин. Это напоминает мне ситуацию в России накануне 1917 года. Сегодня некоторые пытаются реабилитировать политику министра финансов и председателя кабинета министров Российской империи Сергея Витте, поднявшего таможенные тарифы якобы для защиты внутреннего рынка. Но это повышение произошло ровно в тот момент, когда к нам уже был запущен иностранный капитал. Собственно говоря, Запад и оказался главным бенефициаром этого «защитного тарифа». Так что надо рассматривать картину в целом. Некоторые говорят, что у нас не так все плохо, что наше правительство патриотично. Я же считаю, что правительство у нас очень похоже на кабинет Витте, который и стал предтечей трагических событий 1917 года. Нам говорят, что отмечается рост выпуска российских товаров. В некоторых отраслях экономики идет локализация отечественного производства, что является важным показателем – вроде как на конечный продукт приходится значительная доля отечественных комплектующих, узлов и деталей. Когда же начинаешь разбираться, выясняется, что это – дутая локализация, потому что поставки узлов и деталей идут с предприятий, контролируемых преимущественно иностранным капиталом. А это уже огромные риски для национальной безопасности страны. *** Политконсультант и эрудит Анатолий Вассерман рассказал о том, что «свободная торговля» в рамках ВТО на практике оказывается вовсе не такой уж свободной. — Максимальное облегчение доступа каждого потребителя к производителю и всех производителей к потребителю – это, конечно, красивая цель, но она не учитывает одну мелочь: в условиях полной свободы торговли, когда та страна, что победнее, начинает производить аналогичный товар с той страной, что побогаче, первой развивать собственное производство абсолютно невыгодно. Ее рынок уже завален товаром богатой страны. А после отказа конкурентов богатый монополист поднимает цены и компенсирует все свои расходы. Поэтому абсолютно свободную торговлю в экономике также называют «законом Матфея». В Евангелии от Матфея сказано: «Имущему добавится, а у неимущего отнимется и то, что имеется». Вот что такое свобода торговли. Но дело еще и в том, что при создании ВТО страны, вошедшие в организацию первыми, оставили за собой множество преференций. Они оставили за собой право вводить ограничительные и даже запретительные пошлины по многим видам товаров, они оставили за собой право субсидировать многие собственные производства. Например, сельское хозяйство в США и ЕС получает такие громадные дотации, что местные фермеры, по сути, имеют возможность вообще бесплатно раздавать все выращенное – и в этом случае они не останутся в убытке. Кроме того, страны ЕС и США охотно практикуют продовольственную помощь бедным странам, то есть поставляют туда значительную часть провианта бесплатно. Тем самым они оставляют без дохода местных производителей. Чем дальше, тем больше эти страны нуждаются в продовольственной помощи, ну а в обмен на нее Запад добивается от развивающихся стран уступок на других направлениях и полностью окупает свои затраты на «гуманитарку». С помощью вот таких механизмов свободная торговля


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→