Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт - «Транспорт» » «Новости Дня»

✔ Мирзиёев на взлетной полосе: узбекская авиация освоит российский опыт - «Транспорт»


13 июня 2019
15:41
Российский аэропортовый холдинг «Новапорт», заявивший о планах работы в Узбекистане, сможет на практике оценить, насколько изменился деловой климат в этой стране при новом президенте Шавкате Мирзиёеве. Реформа авиационной отрасли, заявленная в конце прошлого года, рассматривается узбекскими властями как одно из главных направлений в начавшемся «ребрендинге» страны на международном уровне, и здесь они не имеют ни малейшего права на те ошибки, которые были допущены в работе с российским бизнесом при покойном Исламе Каримове.
Соглашение, подписанное «Новапортом» с властями Узбекистана, предполагают проведение реконструкции трех аэропортов — в Самарканде, Намангане и Ургенче. Первый из них должен быть модернизирован уже к 2022 году, когда Самарканд будет принимать саммит Шанхайской организации сотрудничества; на реконструкцию двух других аэропортов отведено порядка пяти лет.
У «Новапорта» — холдинга бизнесмена Романа Троценко, который считается человеком, близким к главе «Роснефти» Игорю Сечину, — уже есть вполне успешный опыт реконструкции аэропортов в сжатые сроки. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года «Новапорт» занимался модернизацией аэропорта в Волгограде, который долгое время не получал никаких инвестиций. Одновременно холдинг прилагал усилия по наращиванию пассажиропотока в этом аэропорту, который в нынешнем десятилетии вырос почти вдвое. В 2011 году, когда волгоградский аэропорт вошел в структуру «Новапорта», он обслуживал 559 тысяч пассажиров, а в 2017 году пассажиропоток впервые превысил миллион человек.
Аэропорт Самарканда по своим исходным характеристикам чем-то напоминает Волгоград. Его нынешний пассажиропоток оценивается в 500 тысяч человек в год, а реконструкция будет привязана к крупному международному событию — саммит ШОС в Самарканде станет первым за постсоветскую историю города мероприятием такого уровня. Аналогичным образом Волгоград до ЧМ-2018 на протяжении долгого времени не был площадкой для международных событий. К аналогичному поводу «Новапорт» приурочил и строительство нового аэровокзального комплекса в Челябинске, где в 2020 году ожидается проведение саммитов ШОС и БРИКС.
Интерес «Новапорта» к работе в Узбекистане, скорее всего, объясняется исключительно интересами бизнеса, политические мотивы тут точно не просматривается, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, в России практически все привлекательные аэропортовые активы поделены между несколькими холдингами, причем за последние независимые аэропорты шла тяжелая борьба — достаточно вспомнить историю строительства аэропорта «Платов» в Ростовской области. Чтобы реализовать этот проект, заявленный холдингом «Аэропорты регионов», который входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, требовалось закрыть действующий ростовский аэропорт, основным собственником которого был влиятельный донской бизнесмен Иван Саввиди. Тяжба вокруг старого аэропорта шла несколько лет, причем в определенный момент Саввиди собирался привлечь на свою сторону именно «Новапорт». Однако намечавшаяся продажа холдингу Романа Троценко контрольного пакета акций ростовского аэропорта сорвалась, и это ускорило строительство нового аэропорта «Платов».
Сегодня же, отмечает Роман Гусаров, несколькими российскими холдингами разобраны даже те аэропорты, которые потенциально имеют перспективу в будущем, с пассажиропотоком в районе 500 тысяч пассажиров в год. Достаточно просто взглянуть на список активов «Новапорта», среди которых есть как крупные региональные узлы наподобие Новосибирска, Минеральных Вод, Челябинска, Калининграда и Перми, так и сравнительно небольшие по пассажиропотоку аэропорты, такие как Ставрополь, Томск, Улан-Удэ, Владикавказ, Мурманск и т. д.
«Расширять бизнес в России аэропортовые холдинги уже не могут, — констатирует Гусаров. — При этом понятно, что чем больше активов находится под управлением, тем больше выгоды получает холдинг. Технологии управления аэропортами у холдингов отработаны, остается их только мультиплицировать, а управление активами в любом случае осуществляется из центра. Аналогия с торговыми сетями в данном случае более чем уместна. Те российские аэропорты, которые прошли реконструкцию и модернизацию, сейчас показывают хорошую статистику пассажиропотока и обеспечивают возврат инвестиций».
Появление «Новапорта» в Узбекистане произошло вскоре после того, как власти страны анонсировали серьезную реформу авиационной отрасли. Название указа, который Шавкат Мирзиёев подписал в ноябре прошлого года, говорит само за себя: «О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан». «Устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себя функции государственного регулирования и коммерческой деятельности, не позволяет внедрить на предприятиях отрасли современную систему менеджмента, обеспечить их финансовую устойчивость и рентабельность. Чрезмерная монополизация гражданских авиаперевозок, в том числе эксплуатации наземной инфраструктуры, привела к значительным отставаниям от мирового уровня оказания услуг в данной сфере, а также нерентабельности отдельных аэропортов страны», — говорится в документе.
Предложенные реформы во многом напоминает те принципиальные изменения, которые несколько лет назад состоялись в российской авиации и способствовали существенному снижению цен на авиабилеты (стоимость перелетов в Узбекистан из России на сегодняшний день чаще всего совершенно неприлична). До недавнего времени национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» контролировала как сами авиаперевозки, так и аэропорты — классическая схема воздушного монополизма, которая долгое время действовала и во многих аэропортах России. Теперь на базе «Узбекистон хаво йуллари» планируется создать авиаперевозчика Uzbekistan Airways, а аэропорты выделить в отдельное акционерное общество Uzbekistan Airports, перед которым ставится задача привлечения, в том числе «с использованием механизмов государственно-частного партнерства и сотрудничества с ведущими международными компаниями в сфере управления аэропортами».
Заявленный подход изначально предъявляет очень высокий уровень требований к приглашающей стороне. «Конечно, без политической составляющей такие решения никогда не обходятся, но в случае с аэропортовым бизнесом речь прежде всего идет о формировании благоприятной инфраструктурной среды, — поясняет Роман Гусаров. — Привлечение инвестора в аэропортовую сферу всегда предполагает ряд взаимных обязательств. Власти должны обеспечить транспортное сообщение с аэропортом, создать другую необходимую инфраструктуру, гостиницы и т. д. Поэтому обычно в соглашениях с инвесторами указывается, какие вопросы берет на себя каждая из сторон».
В случае же с российским аэропортовым холдингом дополнительные обязательства на власти Узбекистана налагают малоприятные истории, которые приключались с российскими компаниями в годы правления экс-президента Ислама Каримова. Самым известным сюжетом из этой серии были злоключения компании МТС, узбекская «дочка» которой была фактически национализирована при активном участии дочери президента Гульнары Каримовой, ныне пребывающей в заключении. С аналогичными проблемами сталкивалась в Узбекистане и российская компания «Вимм-Билль-Данн».
Повышение качества делового климата стало одной из главных забот нового президента Шавката Мирзиёева, и российский бизнес в последнее время снова стал проявлять интерес к Узбекистану. Например, компания «Ростсельмаш» еще в октябре 2016 года заявила о планах организации сборочного производства на базе Чирчикского завода сельскохозяйственной техники. Эти намерения получили подтверждение осенью прошлого года во время визита в Узбекистан Владимира Путина, который заявил, что Россия готова полностью удовлетворить потребности узбекских аграриев в качественной сельхозтехнике и помочь в модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности. Новым каналом политической и деловой коммуникации стало создание Межправительственной комиссии Российской Федерации и Республики Узбекистан. На его первом заседании, состоявшемся в конце мая в Ургенче, и было подписано соглашение между «Новапортом» и правительством Узбекистана.
Главным «призом», за который может побороться «Новапорт», является аэропорт Ташкента, ежегодно обслуживающий порядка 3 млн пассажиров (более значительный пассажиропоток у «Новапорта» сейчас присутствует только в Новосибирске). Однако сначала российскому холдингу нужно будет показать результат в региональных аэропортах с не самыми лучшими стартовыми условиями. Если Самарканд по меркам Узбекистана аэропорт достаточно крупный и перспективный, то Ургенч и Наманган больше напоминают некий балласт для инвестора. «Такие аэропорты, как Карши, Наманган, Нукус — это камни на шее, они убыточные априори. Частному инвестору они не нужны. Их либо оставят государству, либо закроют», — констатировал директор литовской консалтинговой фирмы Friendly Avia Support Александр Ланецкий, комментируя планы авиационной реформы в Узбекистане.
Но участие «Новапорта» в узбекских проектах приобретает совершенно иной масштаб в контексте других среднеазиатских планов Романа Троценко, чья деловая карьера в свое время начиналась именно в этом регионе (в начале 1990-х годов он был председателем правления международного банка «Альбарак-Казахстан»). В середине мая его инвестиционная группа AEON подписала с компанией Kazakh Invest меморандум о комплексной реконструкции аэропорта Актобе. Объем инвестиций оценивается примерно в $ 50 млн, включая модернизацию взлетно-посадочной полосы и строительство нового терминала. Кроме того, как сообщал «Коммерсантъ», AEON проявляет интерес и к аэропорту столицы Казахстана Нур-Султана (Астаны) с пассажиропотоком более 4 млн человек в год.
Николай Проценко

13 июня 2019 15:41 Российский аэропортовый холдинг «Новапорт», заявивший о планах работы в Узбекистане, сможет на практике оценить, насколько изменился деловой климат в этой стране при новом президенте Шавкате Мирзиёеве. Реформа авиационной отрасли, заявленная в конце прошлого года, рассматривается узбекскими властями как одно из главных направлений в начавшемся «ребрендинге» страны на международном уровне, и здесь они не имеют ни малейшего права на те ошибки, которые были допущены в работе с российским бизнесом при покойном Исламе Каримове. Соглашение, подписанное «Новапортом» с властями Узбекистана, предполагают проведение реконструкции трех аэропортов — в Самарканде, Намангане и Ургенче. Первый из них должен быть модернизирован уже к 2022 году, когда Самарканд будет принимать саммит Шанхайской организации сотрудничества; на реконструкцию двух других аэропортов отведено порядка пяти лет. У «Новапорта» — холдинга бизнесмена Романа Троценко, который считается человеком, близким к главе «Роснефти» Игорю Сечину, — уже есть вполне успешный опыт реконструкции аэропортов в сжатые сроки. В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года «Новапорт» занимался модернизацией аэропорта в Волгограде, который долгое время не получал никаких инвестиций. Одновременно холдинг прилагал усилия по наращиванию пассажиропотока в этом аэропорту, который в нынешнем десятилетии вырос почти вдвое. В 2011 году, когда волгоградский аэропорт вошел в структуру «Новапорта», он обслуживал 559 тысяч пассажиров, а в 2017 году пассажиропоток впервые превысил миллион человек. Аэропорт Самарканда по своим исходным характеристикам чем-то напоминает Волгоград. Его нынешний пассажиропоток оценивается в 500 тысяч человек в год, а реконструкция будет привязана к крупному международному событию — саммит ШОС в Самарканде станет первым за постсоветскую историю города мероприятием такого уровня. Аналогичным образом Волгоград до ЧМ-2018 на протяжении долгого времени не был площадкой для международных событий. К аналогичному поводу «Новапорт» приурочил и строительство нового аэровокзального комплекса в Челябинске, где в 2020 году ожидается проведение саммитов ШОС и БРИКС. Интерес «Новапорта» к работе в Узбекистане, скорее всего, объясняется исключительно интересами бизнеса, политические мотивы тут точно не просматривается, считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. По его словам, в России практически все привлекательные аэропортовые активы поделены между несколькими холдингами, причем за последние независимые аэропорты шла тяжелая борьба — достаточно вспомнить историю строительства аэропорта «Платов» в Ростовской области. Чтобы реализовать этот проект, заявленный холдингом «Аэропорты регионов», который входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга, требовалось закрыть действующий ростовский аэропорт, основным собственником которого был влиятельный донской бизнесмен Иван Саввиди. Тяжба вокруг старого аэропорта шла несколько лет, причем в определенный момент Саввиди собирался привлечь на свою сторону именно «Новапорт». Однако намечавшаяся продажа холдингу Романа Троценко контрольного пакета акций ростовского аэропорта сорвалась, и это ускорило строительство нового аэропорта «Платов». Сегодня же, отмечает Роман Гусаров, несколькими российскими холдингами разобраны даже те аэропорты, которые потенциально имеют перспективу в будущем, с пассажиропотоком в районе 500 тысяч пассажиров в год. Достаточно просто взглянуть на список активов «Новапорта», среди которых есть как крупные региональные узлы наподобие Новосибирска, Минеральных Вод, Челябинска, Калининграда и Перми, так и сравнительно небольшие по пассажиропотоку аэропорты, такие как Ставрополь, Томск, Улан-Удэ, Владикавказ, Мурманск и т. д. «Расширять бизнес в России аэропортовые холдинги уже не могут, — констатирует Гусаров. — При этом понятно, что чем больше активов находится под управлением, тем больше выгоды получает холдинг. Технологии управления аэропортами у холдингов отработаны, остается их только мультиплицировать, а управление активами в любом случае осуществляется из центра. Аналогия с торговыми сетями в данном случае более чем уместна. Те российские аэропорты, которые прошли реконструкцию и модернизацию, сейчас показывают хорошую статистику пассажиропотока и обеспечивают возврат инвестиций». Появление «Новапорта» в Узбекистане произошло вскоре после того, как власти страны анонсировали серьезную реформу авиационной отрасли. Название указа, который Шавкат Мирзиёев подписал в ноябре прошлого года, говорит само за себя: «О мерах по кардинальному совершенствованию гражданской авиации Республики Узбекистан». «Устаревшая и непрозрачная система управления, совмещающая в себя функции государственного регулирования и коммерческой деятельности, не позволяет внедрить на предприятиях отрасли современную систему менеджмента, обеспечить их финансовую устойчивость и рентабельность. Чрезмерная монополизация гражданских авиаперевозок, в том числе эксплуатации наземной инфраструктуры, привела к значительным отставаниям от мирового уровня оказания услуг в данной сфере, а также нерентабельности отдельных аэропортов страны», — говорится в документе. Предложенные реформы во многом напоминает те принципиальные изменения, которые несколько лет назад состоялись в российской авиации и способствовали существенному снижению цен на авиабилеты (стоимость перелетов в Узбекистан из России на сегодняшний день чаще всего совершенно неприлична). До недавнего времени национальная авиакомпания «Узбекистон хаво йуллари» контролировала как сами авиаперевозки, так и аэропорты — классическая схема воздушного монополизма, которая долгое время действовала и во многих аэропортах России. Теперь на базе «Узбекистон хаво йуллари» планируется создать авиаперевозчика Uzbekistan Airways, а аэропорты выделить в отдельное акционерное общество Uzbekistan Airports, перед которым ставится задача привлечения, в том числе «с использованием механизмов государственно-частного партнерства и сотрудничества с ведущими международными компаниями в сфере управления аэропортами». Заявленный подход изначально предъявляет очень высокий уровень требований к приглашающей стороне. «Конечно, без политической составляющей такие решения никогда не обходятся, но в случае с аэропортовым бизнесом речь прежде всего идет о формировании благоприятной инфраструктурной среды, — поясняет Роман Гусаров. — Привлечение инвестора в аэропортовую сферу всегда предполагает ряд взаимных обязательств. Власти должны обеспечить транспортное сообщение с аэропортом, создать другую необходимую инфраструктуру, гостиницы и т. д. Поэтому обычно в соглашениях с инвесторами указывается, какие вопросы берет на себя каждая из сторон». В случае же с российским аэропортовым холдингом дополнительные обязательства на власти Узбекистана налагают малоприятные истории, которые приключались с российскими компаниями в годы правления экс-президента Ислама Каримова. Самым известным сюжетом из этой серии были злоключения компании МТС, узбекская «дочка» которой была фактически национализирована при активном участии дочери президента Гульнары Каримовой, ныне пребывающей в заключении. С аналогичными проблемами сталкивалась в Узбекистане и российская компания «Вимм-Билль-Данн». Повышение качества делового климата стало одной из главных забот нового президента Шавката Мирзиёева, и российский бизнес в последнее время снова стал проявлять интерес к Узбекистану. Например, компания «Ростсельмаш» еще в октябре 2016 года заявила о планах организации сборочного производства на базе Чирчикского завода сельскохозяйственной техники. Эти намерения получили подтверждение осенью прошлого года во время визита в Узбекистан Владимира Путина, который заявил, что Россия готова полностью удовлетворить потребности узбекских аграриев в качественной сельхозтехнике и помочь в модернизации пищевой и перерабатывающей промышленности. Новым каналом политической и деловой коммуникации стало создание Межправительственной комиссии Российской Федерации и Республики Узбекистан. На его первом заседании, состоявшемся в конце мая в Ургенче, и было подписано соглашение между «Новапортом» и правительством Узбекистана. Главным «призом», за который может побороться «Новапорт», является аэропорт Ташкента, ежегодно обслуживающий порядка 3 млн пассажиров (более значительный пассажиропоток у «Новапорта» сейчас присутствует только в Новосибирске). Однако сначала российскому холдингу нужно будет показать результат в региональных аэропортах с не самыми лучшими стартовыми условиями. Если Самарканд по меркам Узбекистана аэропорт достаточно крупный и перспективный, то Ургенч и Наманган больше напоминают некий балласт для инвестора. «Такие аэропорты, как Карши, Наманган, Нукус — это камни на шее, они убыточные априори. Частному инвестору они не нужны. Их либо оставят государству, либо закроют», — констатировал директор литовской консалтинговой фирмы Friendly Avia Support Александр Ланецкий, комментируя планы авиационной реформы в Узбекистане. Но участие «Новапорта» в узбекских проектах приобретает совершенно иной масштаб в контексте других среднеазиатских планов Романа Троценко, чья деловая карьера в свое время начиналась именно в этом регионе (в начале 1990-х годов он был председателем правления международного банка «Альбарак-Казахстан»). В середине мая его инвестиционная группа AEON подписала с компанией Kazakh Invest меморандум о комплексной реконструкции аэропорта Актобе. Объем инвестиций оценивается примерно в $ 50 млн, включая модернизацию взлетно-посадочной полосы и строительство нового терминала. Кроме того, как сообщал «Коммерсантъ», AEON проявляет интерес и к аэропорту столицы Казахстана Нур-Султана (Астаны) с пассажиропотоком более 4 млн человек в год. Николай Проценко


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика