✔ Игра в имитацию. Зачем России нужны 29 политических партий? - «Общество»
Феодосья 24-04-2022, 00:02 193 Новости дня / Политика / ОбществоНесмотря на то, что в нашей стране почти 30 политических партий имеют право участвовать в выборах, две трети россиян утверждают, что ни одна из них им не интересна.
Любопытный анализ партийной жизни страны и ее перспектив публикуют эксперты популярного канала «Кремлевский БезБашенник»:
«На первый взгляд, недавно прошедший в закрытом режиме съезд "Яблока" - рутинное партийное мероприятие. На второй и любой другой по счету взгляд - тоже. Однако, вопросы реформ партийной структуры и внутренней трансформации, которые обсуждались в ходе мероприятия, по-своему интересны и в целом привлекают внимание к многострадальной теме отечественного партстроительства. Уж если партия среднего эшелона, общее число членов которой составляет ? 28 тыс. человек, задумывается о метаморфозах, всерьез обсуждает переход от массовой структуры к кадровой, то наверняка у их коллег по партийному цеху также должны быть мысли на этот счет в преддверии будущих электоральных циклов.
Что представляет собой современный партийно-политический плацдарм в России? Фактически - у нас многопартийность с ярко выраженной доминантой в виде партии власти. Список политических партий, которые имеют право принимать участие в выборах, содержит 29 наименований. Условно, среди них есть лидеры ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, СРЗП), регулярно получающие места в парламенте страны. Есть неофиты ("Новые люди"), совсем недавно созданные, но уже допущенные к заветному распределению мандатов в Госдуме. Наконец, есть аутсайдеры, обитающие на периферии политического пространства (Народно-патриотическая партия России и пр.). Дальнейшее углубление в типологизацию партийного поля по социальным, демографическим, культорологическим и любым иным основаниям не имеет смысла, потому что, вне зависимости от концептуальных основ, функционирование практически любой партии сводится к единому знаменателю - имитации деятельности.
Процесс игры в имитацию, во всяком случае - на федеральном уровне, организуется вокруг двух заветных цифр: три и пять. Три процента голосов избирателей необходимы для того, чтобы "поймать удачу за хвост" в виде внушительной господдержки и получения средств из федерального бюджета. Пять процентов нужны для того, чтобы преодолеть проходной барьер и поучаствовать в распределении депутатских мандатов. Партии кружатся вокруг этих чисел по принципу детского соревнования под названием "Займи стул", а фоном ко всему этому действу выступает стандартный набор атрибутов: 1) распространение партийных программ, которые никто не читает; 2) предвыборные обещания, которые никто не собирается выполнять; 3) устаревшие политтехнологии с сомнительной степенью эффективности.
Ко всему добавляется вождистский фактор. Многие партии замыкаются на организационную поддержку лидера, а не на интересы электората. Далеко за примерами ходить не надо. После ухода из жизни Жириновского неясны перспективы ЛДПР. В рядах КПРФ и СРЗП "рыскают глазами в поисках возможных преемников". Без своих первых лиц указанные объединения - это "всадники без головы".
Таким образом, партии девальвируются до уровня fake - структур, которые существуют в режиме "искусство ради искусства". В итоге, все это приводит к вполне ожидаемой реакции избирателей. Так, более 60% россиян заявляют о том, что в России отсутствуют политические партии, которые могли бы быть им интересны. В общественном сознании партийная составляющая представляет собой сугубо декоративный элемент политической системы. Партии вроде бы и нужны, а в то же время и не способны отстаивать ничего, кроме своих корпоративных интересов. Смысл тогда плодить сущности без необходимости? Если 29 партий не способны адекватно отражать чаяния электората, то, возможно, имеет место быть пространство для экспериментов? Можно предложить плавный переход к двухпартийной системе, как вариант.
Тем более, что дискуссия о необходимости создания "второй ноги системы" - партии власти № 2 началась еще в 2000-е годы. Уже тогда назывались такие главные преимущества двухпартийности как: стабильность и устойчивость системы, работа сдержек и противовесов, разумное противоборство двух сопоставимых по мощи политических сил, создание реальных каналов рекрутирования политической элиты. В общем, есть над чем подумать. Сейчас, конечно, не до партийных реформ. Но в будущем стоит вернуться к этому вопросу...»
Несмотря на то, что в нашей стране почти 30 политических партий имеют право участвовать в выборах, две трети россиян утверждают, что ни одна из них им не интересна. Любопытный анализ партийной жизни страны и ее перспектив публикуют эксперты популярного канала «Кремлевский БезБашенник»: «На первый взгляд, недавно прошедший в закрытом режиме съезд "Яблока" - рутинное партийное мероприятие. На второй и любой другой по счету взгляд - тоже. Однако, вопросы реформ партийной структуры и внутренней трансформации, которые обсуждались в ходе мероприятия, по-своему интересны и в целом привлекают внимание к многострадальной теме отечественного партстроительства. Уж если партия среднего эшелона, общее число членов которой составляет ? 28 тыс. человек, задумывается о метаморфозах, всерьез обсуждает переход от массовой структуры к кадровой, то наверняка у их коллег по партийному цеху также должны быть мысли на этот счет в преддверии будущих электоральных циклов. Что представляет собой современный партийно-политический плацдарм в России? Фактически - у нас многопартийность с ярко выраженной доминантой в виде партии власти. Список политических партий, которые имеют право принимать участие в выборах, содержит 29 наименований. Условно, среди них есть лидеры ("Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, СРЗП), регулярно получающие места в парламенте страны. Есть неофиты ("Новые люди"), совсем недавно созданные, но уже допущенные к заветному распределению мандатов в Госдуме. Наконец, есть аутсайдеры, обитающие на периферии политического пространства (Народно-патриотическая партия России и пр.). Дальнейшее углубление в типологизацию партийного поля по социальным, демографическим, культорологическим и любым иным основаниям не имеет смысла, потому что, вне зависимости от концептуальных основ, функционирование практически любой партии сводится к единому знаменателю - имитации деятельности. Процесс игры в имитацию, во всяком случае - на федеральном уровне, организуется вокруг двух заветных цифр: три и пять. Три процента голосов избирателей необходимы для того, чтобы "поймать удачу за хвост" в виде внушительной господдержки и получения средств из федерального бюджета. Пять процентов нужны для того, чтобы преодолеть проходной барьер и поучаствовать в распределении депутатских мандатов. Партии кружатся вокруг этих чисел по принципу детского соревнования под названием "Займи стул", а фоном ко всему этому действу выступает стандартный набор атрибутов: 1) распространение партийных программ, которые никто не читает; 2) предвыборные обещания, которые никто не собирается выполнять; 3) устаревшие политтехнологии с сомнительной степенью эффективности. Ко всему добавляется вождистский фактор. Многие партии замыкаются на организационную поддержку лидера, а не на интересы электората. Далеко за примерами ходить не надо. После ухода из жизни Жириновского неясны перспективы ЛДПР. В рядах КПРФ и СРЗП "рыскают глазами в поисках возможных преемников". Без своих первых лиц указанные объединения - это "всадники без головы". Таким образом, партии девальвируются до уровня fake - структур, которые существуют в режиме "искусство ради искусства". В итоге, все это приводит к вполне ожидаемой реакции избирателей. Так, более 60% россиян заявляют о том, что в России отсутствуют политические партии, которые могли бы быть им интересны. В общественном сознании партийная составляющая представляет собой сугубо декоративный элемент политической системы. Партии вроде бы и нужны, а в то же время и не способны отстаивать ничего, кроме своих корпоративных интересов. Смысл тогда плодить сущности без необходимости? Если 29 партий не способны адекватно отражать чаяния электората, то, возможно, имеет место быть пространство для экспериментов? Можно предложить плавный переход к двухпартийной системе, как вариант. Тем более, что дискуссия о необходимости создания "второй ноги системы" - партии власти № 2 началась еще в 2000-е годы. Уже тогда назывались такие главные преимущества двухпартийности как: стабильность и устойчивость системы, работа сдержек и противовесов, разумное противоборство двух сопоставимых по мощи политических сил, создание реальных каналов рекрутирования политической элиты. В общем, есть над чем подумать. Сейчас, конечно, не до партийных реформ. Но в будущем стоит вернуться к этому вопросу.»